Предложения по организации и ведению экологического надзора объектов на шельфе
| Слайд 1. Освоение морских нефтегазовых месторождений континентального шельфа в Арктической зоне, в том числе на шельфе Баренцева моря, является одним из фундаментальных условий устойчивого развития экономики России, обеспечения энергетической безопасности нашей страны.
Росприроднадзор исполняет свои полномочия в отношении компаний, осуществляющих добычу углеводородного сырья на шельфе морей в виде государственного экологического надзора, государственного геологического надзора и в рамках проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 400.
Слайд 2. В настоящее время на шельфе Баренцева моря открыто 11 месторождений, наиболее крупными из которых являются: Приразломное, Поморское, Штокмановское.
На данных месторождениях ведут работы пять российских компаний по 12 лицензиям на пользование недрами, которые отражены на слайде 2.
Освоение месторождений углеводородов на шельфе является одним из наиболее опасных видов хозяйственной деятельности. Добыча и транспортировка углеводородного сырья сопряжена с вероятностью аварий и катастроф на объектах обустройства морских нефтегазовых месторождений, что наглядно показала авария на буровой платформе компании «Бритиш петролеум» в Мексиканском заливе.
Возникновение нештатных и аварийных ситуаций на объектах хозяйственной деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации, в условиях природно-климатических особенностей Арктики, может нанести непоправимый ущерб окружающей среде и потребует значительных материальных и человеческих ресурсов на ликвидацию самой аварии и ее последствий.
Необходимо отметить, что в государствах, таких как США, Канада, Норвегия, обладающих запасами углеводородных ресурсов на континентальном шельфе, кроме законодательства о нефти и газе, обычно принимаются специальные законы, определяющие порядок пользования недрами в целях добычи углеводородных ресурсов на континентальном шельфе, в которых, по сравнению с законодательством, регулирующим порядок пользования недрами в целях добычи нефти и газа на суше, ужесточены экологические, природоохранные нормы.
|
|
| Слайд 3. Экологическая безопасность при освоении трансграничных месторождений углеводородов в Баренцевом море и Северном ледовитом океане обеспечивается, в том числе, правовым институтом государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), в рамках которой устанавливается соответствие документации требованиям национального законодательства в области охраны окружающей среды.
Экспертиза организуется и проводится Росприроднадзором с октября 2010 года. За истекший период Службой проведена экспертиза по 32 объектам, связанным с освоением месторождений углеводородов в Северных морях (программы морских инженерных изысканий, в том числе комплексных; проекты строительства скважин, инфраструктурных объектов). Подготовлено 26 положительных заключений экспертизы и 6 отрицательных заключений экспертизы. Основные причины отрицательных заключений представлены на слайде 3.
Особое внимание уделяется экспертизе документации, касающейся создания объектов прибрежной инфраструктуры, в том числе объектов морского порта в районе пос.Сабетта, объектов Мурманского транспортного узла.
Слайд 4. С вступлением в силу 01.07.2013 п.4 ст.34 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственной экологической экспертизе стали подлежать планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН), которые могут рассматриваться как самостоятельные объекты экспертизы, так и в составе проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах.
Запрещается деятельность по освоению месторождений углеводородов во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе в отсутствие утвержденного в установленном порядке и имеющего заключение государственной экологической экспертизы плана ЛАРН. Так же при проведении экспертизы учитывается наличие особо охраняемых природных территорий в зоне предполагаемого месторождения углеводородного сырья. В Баренцевом море имеются территории Кандалакшского государственного заповедника.
Росприроднадзор осуществляет планирование проверок согласно действующему утвержденному Порядку. В 2014 году планируется включение в план проверок компаний, осуществляющих свою деятельность на шельфе Баренцева моря.
|
| Служба направила в Минприроды России предложения по внесению изменений в Федеральный закон № 294, определяющий порядок организации и проведения проверок в части добавления оснований внеплановых проверок по заявкам Роснедр в случае необходимости внесения изменений в условия лицензионных соглашений.
Росприроднадзор полагает, что одним из решений обеспечения безопасности освоения шельфа Баренцева моря является разработка и внедрение комплексной системы безопасности (КСБ) освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.
Слайд 5. Основные функции КСБ представлены на слайде 5.
Кроме этого для обеспечения экологической безопасности при добыче углеводородного сырья Росприроднадзор осуществляет следующие основные полномочия:
надзор за воздействием на окружающую среду (на всех этапах жизненного цикла объектов недропользования);
надзор выполнения лицензионных соглашений;
координация и взаимодействие с другими ведомствами.
|
| Слайд 6. Росприроднадзор предлагает осуществить комплексную оценку на шельфе Баренцева моря для выявления наиболее уязвимых участков экосистемы. Контроль за компаниями планируется осуществлять с помощью природоохранных судов ледового класса. Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросу строительству природоохранного флота.
Для решения данной задачи и во исполнение пункта 6 протокола совещания у председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева Росприроднадзор обосновал свои предложения по природоохранному флоту. Запланировано строительство 20 судов, причем 8 из них ледового класса для работы в том числе на шельфе арктических морей, что позволит выполнить возложенную на Службу надзорную функцию в полном объеме. Благодарю за внимание!
| |