Скачать 245.3 Kb.
|
Современные педагогические технологии в обучении географии Стадникова Валентина Викторовна, учитель географии, I квалификационная категория Введение. Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные область. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные направления деятельности. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельств создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знание реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения. Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы Современный дидактический принцип личностно- ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование системного, деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики, теории управления познавательной деятельностью. Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета. Технологии обучения. Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат. Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия: а) технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения; б) технология в обучении. Под последним определением понимают использование технических средств обучения ( компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных учебников географии и др.). Однако и в том и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач. С помощью технологий учителя стремятся превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами» (Кларин М.В.). Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей. Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При этом обязательная часть любой технологии обучения — диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения. Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Процесс обучения — не производственный процесс изготовления по определенной технологии стали, кирпича, мороженого. В технологии обучения много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. В ней принята установка на четкое управление учебным процессом с точно заданными целями. В целом, как нам представляется, технология беднее методики. Ведь любой вид деятельности, поставленный на поток, обезличивает процесс и результаты труда, как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что и отличает массовую продукцию от произведения искусства. Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов. К главным признакам технологии обучения относят:
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, группа личностно-ориентированных технологий обучения включает технологию разноуровненного (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и др. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Внедрение в практику работы учителя личностно-ориентированных технологий предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической; особое внимание к саморазвитию и самовоспитанию учащихся. Задача учителя при этом заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации его изучения, предпочтений к видам деятельности. В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдение следующих условий: ■ структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных учебных задач (иногда проблемного характера), создающих у школьников познавательную потребность;
Классификация современных педагогических технологий По уровню применения
По ведущему фактору психического развития
По ориентации на личностную структуру
По характеру содержания и структуре
По организационным формам
В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Приведу примеры наиболее известных технологий используемых в обучении географии. Технология формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников географии, в методических пособиях и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей географии. Начинающему свою педагогическую деятельность учителю географии целесообразно обратить внимание на методический аппарат учебника 6 класса авторы Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География. Начальный курс». М., «Дрофа», 2000г., где отражена технология развития географических умений посредством формирования приемов учебной работы. В процессе обучения географии давно применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам (например, 7 и 8 кл.). Достаточно полно разработана технология формирования учебной деятельности школьников, которая реализована в большинстве учебников географии, раскрыта в статьях из опыта работы учителей, опубликованных на страницах журнала. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Если традиционная методика описывает, что должен делать учитель, то технология формирования учебной деятельности предписывает, как школьник должен решать учебную задачу. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, пленке кодоскопа), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология формирования учебной деятельности предполагает, что учитель создает систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников, подготавливает тестовые задания. Систему учебных задач и тестов можно заимствовать из методических пособий (практикумов, сборников оценки качества подготовки выпускников школы и т. п.). Применение этой технологии хорошо раскрыто в учебниках В.П.Сухова, И.И.Бариновой, В.Я.Рома и В.П.Дронова и др., а также в ряде статей журнала. Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровненные программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения. В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Однако ее реализация чаше всего эпизодична, не выстраивается в четкую систему организации познавательной деятельности. Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Применять этот вид технологии учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Поэтому учителю надо только обратить внимание на богатые возможности организации специальной работы учащихся с различными компонентами учебной книги. Естественно, что необходимо специально обучать школьников правилам ведения дискуссии на уроке. Модульная технология также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов). Технология проектной деятельности школьников. Проект в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой работы – формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Элементы проектной деятельности я использую на всех ступенях изучения географии. Наиболее эффективно, творчески, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работу выполняют учащиеся 8-10 классов. В этом возрасте личность учащегося активно формируется, это возраст самоопределения. Ребята пытаются найти свое место в жизни, убедится в собственной значимости. Проектной деятельностью можно заниматься на внеклассных и факультативных занятиях. Например, учащиеся составляют проекты развития малых городов, проекты развития зеленых зон микрорайона города, и т.д. Для организации работы по проектированию учитель выявляет в классе группу ребят, которые хотят:
Начиная работу над проектом, всегда задаешь один вопрос: как сделать, чтобы работа была действительно проектной. Важный момент – это пробуждение у учащихся интереса к идее и теме проекта. Чтобы идея, положенная в основу была интересна и актуальна, она должна находится в зоне ближайшего развития. Социально-экологическое проектирование «Проблемы развития малых городов » (на примере г. Майского) появилась эта тема не случайно. Эта на первый взгляд близкая и понятная тема в процессе работы превратилась в сложную и актуальную проблему, требующая внимания, рассмотрения и поиска путей решения. Для выполнения работы мы определили задачи:
На начальном этапе, совместно с учащимися мы проводили сбор разнообразных сведений об объекте исследования. Подробно рассмотрели историю и эволюцию развития города. Использовали материалы газетных публикаций, исторического музея. Историко-экологические материалы о развитии малых городов были систематизированы и разбиты на следующие этапы: 1 этап – начало ХХ века (1918г.) первое поселение на территории современного города. 2 этап – середина ХХ века появление промышленных предприятий на территории города. Усовершенствование транспортной системы. Ухудшение экологической обстановки. 3 этап - с конца ХХ века до наших дней Современный период развития малого города. Дальнейшая работа над проектом требовала от учащихся овладения методами и технологиями, которые можно использовать в самостоятельной работе. В частности умение составлять опросники по заданной тематике, проведение опроса, обработка его результатов. В школе были проведены исследования: «Изменение количественного состава семьи за последние 100 лет», «Трудоустройство выпускников школы за последнее десятилетие». В результате опроса удалось установить, что численный состав семьи за последние 100 лет сократился втрое, если в начале ХХ века, у наших прабабушек и прадедушек была в среднем 5-6 детей в семье, то к концу ХХ века – каждая семья имеет 1-2 детей. Тенденция снижения рождаемости характерна и для России в целом. При рассмотрении экономических и социальных последствий развития малого города мы исходили из необходимости поиска ответа на следующий вопрос. Каковы же проблемы малых городов? И получили следующие результаты:
В проектной работе рассмотрены и оптимистичные экономические, социальные и экологические аспекты: создание предприятий малого и среднего бизнеса, сокращение промышленных выбросов атмосферу, внедрение социальных программ в поддержку малообеспеченных слоев населения. Заключительным этапом работы стала разработка программы «Возрождения малых городов» Эффективность и результативность проекта проверяются защитой работы. Презентация проекта важна как для учащихся, так и для учителя. Кроме того, в ней заложен большой воспитательный эффект: ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы. Подготовка к презентации – это важнейшая часть создания проекта. Полученный результат необходимо публично продемонстрировать, представить на всеобщее обозрение. Для подростка получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного выступления. Ученик получает от сверстников и взрослых подтверждение своей значимости, успешности. Эти умения формируются при непосредственном участии и помощи учителя. Толерантность закладывается лишь тогда, когда учитель дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию. В традиционном обучении географии учитель не найдет столь благоприятную ситуацию для того, чтобы научить этому, воспитать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, самореализации личности. Новые компьютерные технологии. Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.В школе компьютер становится посредником между учителем и учеником, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности. Понятно, что индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. Целесообразно применять компьютер в следующих случаях: диагностического тестирования качества усвоения материала; в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы; в обучающем режиме; при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения; в режиме самообучения; в режиме иллюстрации изучаемого материала. Условно программное обеспечение можно классифицировать на обучающие и контролирующие программы.В своей практике я использую современные компьютерные технологии. С появлением в школах мультимедийных дисков по предметам появилась дополнительная возможность использования компьютерных технологий на уроках географии. При изучении физической географии использую обучающие программы, при изучении социально-экономическорй географии – обучающие и контролирующие. Например, в 7 классе при изучении природных зон материков, разнообразия органического мира использование компьютерных технологий наиболее эффективно.В настоящее время наша школа, как и многие другие, оснащена прекрасным компьютерным классом, но используется эта техника на уроках географии не так уж часто. Загруженность кабинета информатики, когда из 36 учебных часов в неделю 28часов занимают уроки информатики, не позволяет реализовать компьютерные технологии в полном объеме. Другая причина, по которой учителя не используют компьютер на своих уроках— недостаток программного обеспечения для уроков географии, а так же программно-методических комплексов, включающих в себя компьютерную программу, пособие для учителя, которое содержит не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы.Технология развития критического мышления. Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя. Технологию развития критического мышления предложили в середине 90 – х годов прошлого века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит как особую темодику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Технология развития критического мышления, это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода. Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегрированного способа учения, Е.О. Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
Выполняя групповое задание , общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализоваться. Основу модели развития критического мышления составляет трехфазный процесс: вызов – реализация смысла( осмысление содержания) – рефлексия (размышление). Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернутся к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной стадии. На стадии реализации смысла ( осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию, и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между полученными и ранее усвоенными знаниями. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом. На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане получения знаний: проанализировать процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении: определить область, где требуется дополнительная работа. Стадия рефлексии дает реальную возможность и стимул вернутся к стадии реализации смысла, если ученик сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того, рефлексия представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы, то потребуется дополнительная учебная деятельность. Модельные занятия предполагают определенную последовательность стадий, конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Именно этот единый процесс и есть основа и цель технологии развития критического мышления. Рассмотрим моделирование урока с использованием технологии развития критического мышления. Для реализации используют прием «Знаю, хочу знать, узнал». Тема. Соединенные Штаты Америки. 7 класс Цель: сформировать представление о США, расширить и закрепить полученные ранее знания о США, совершенствовать работу с картами и учебником, используя новую технологию. Оборудование: учебник «География материков и океанов» В.А. Коринкой, атлас, физическая карта США, схема: «Что я знаю о США, что хотел бы узнать, что нового я узнал о США».
Вступительное слово учителя. Что вы знаете О США ? Что хотите узнать сегодня на уроке? Ребята заполняют первую и вторую графы в таблице.
3.Этап закрепления. 4.Этап рефлексии. Учащиеся анализируют по таблице полученные знания со своими запросами перед началом изучения темы.
Заключение. В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами. Литература
7.Федорова В.А. Изучение темы «Население» в курсе «География России» (IX класс) // География в школе. 1998. № 5. 8.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996 9. Библиотека «География в школе» вып. 5 ч. 2 10. Чернявская А.П. Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века. Н.Новгород, 2001. |
Рабочая программа кружка по работе с тканью «Лоскуток» Работая над проблемой повышения эффективности трудового обучения и развития способностей обучающихся, я убедилась в том, что наилучшего... | План: Средства обучения и их содержание; Классификация средств; Характеристика методов обучения Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально... | ||
Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел «технологизировать» учебный процесс. В 50-хг г вводится наряду с тсо программированное обучение и технология самого построения учебного... | Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год «Информационные технологии как средства повышения эффективности обучения в профильных классах» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для каких обучащиюхся составлена (опираясь на реальные недостатки в обученности результат обучения) результат обучения | Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии География, возможно, единственный предмет, который обладает широкими возможностями межпредметных связей, имеет такое разнообразие... | ||
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» Инновационный проект, описывающий методику конструирования процесса обучения, направленного на достижение запланированных результатов,... | «Модульные технологии обучения географии как средство повышения познавательной... Оисков новых более эффективных методов была разработана модульная технология обучения. Основная идея модульной технологии состоит... | ||
Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского... Знакомит слушателей с современными способами повышения эффективности учебного процесса и обеспечения качества образования | Проектная технология как важнейшее условие повышения эффективности обучения немецкому языку Новые возможности для успешной реализации основной цели обучения иностранному языку предоставила педагогу компьютеризация школы.... | ||
Урок производственного обучения По теме «шпатлевание швов и отверстий... Задача мастера производственного обучения обеспечить прочное овладение обучающимися практических навыков, развить у них умение эффективно... | О проведении открытых уроков Целью открытого урока является показ передовых форм и методов учебно-воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности... | ||
Почему модульное обучение называют технологией? Современные педагогические технологии подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии.... | Контрольная работа №1 по дисциплине: «Педагогические технологии» Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические... | ||
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» Тема: «Пути повышения эффективности педагогического воздействия на личность школьника через повышение мотивации учебно-воспитательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса через повышение мотивации обучения и внедрение современных педагогических... |