«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса»





Скачать 451.28 Kb.
Название«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса»
страница1/4
Дата публикации30.10.2014
Размер451.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
  1   2   3   4
Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Вандышевская средняя общеобразовательная школа»

Педагогический проект

на тему:

«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса»

Учитель: Жаткина Татьяна Михайловна

д. Вандышевка, 2013 г.

Содержание

1.

Краткая аннотация проекта

3

2.

Обоснование необходимости проекта

3

3.

Цели и задачи проекта

4

4.

Ресурсное обеспечение

6

5.

Партнеры

6

6.

Этапы реализации проекта

7

7.

Основное содержание

7

8.

Предполагаемые образовательные результаты проекта и социальный эффект

34

9.

Перспективы дальнейшего развития проекта

36

10.

Заключение

36

11.

Список литературы

40

1.Краткая аннотация проекта

Уровень образования

  1. Основное общее образование

  2. Среднее (полное) образование

Возрастная группа учащихся

7 – 11 класс

Предмет

Физика

Целевая аудитория

Учителя физики

Тип ресурса

Практико-ориентированный проект

Краткое описание ресурса

Инновационный проект, описывающий методику конструирования процесса обучения, направленного на достижение запланированных результатов, способствующую активизации познавательной деятельности учащихся

Автор

Жаткина Татьяна Михайловна

Тема

Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса

2. Обоснование необходимости проекта

Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения в основной школе, во-первых, на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира.

Второе направление, на которое ориентирует процесс обучения образовательный стандарт основного общего образования по физике,- это развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами.

Овладеть знаниями без развития умственных способностей невозможно. Знания, признанные сегодня необходимыми каждому, завтра будут признаны неполными. Поэтому в процессе обучения необходимо перенести основное внимание с процесса «передачи знаний» на развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний.

Ученики хотят учиться, когда обучение интересно, привлекательно и успешно для них. Каждый ученик должен получать оценки в соответствии со своими способностями и усердием в процессе обучения. Роль учителя – это роль помощника ученика. Он должен всеми средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащегося, не допуская перегрузок, и отмечать все успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения. Успех на каждом уроке является стимулом к дальнейшему обучению. Для успешного обучения нужно не только ставить перед школьниками трудные задачи, но и незаметно помогать им «самостоятельно» найти решение их. Дистерверг считал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший - учит ее находить».

3.Цели и задачи проекта

Цель: выбор средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности усвоения физики, наиболее полное развитие заложенных возможностей, способности обучающихся применять свои знания в изменившихся условиях и способных обучаться самостоятельно на протяжении всей своей жизни.

Задачи:

1) изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме современного урока;

2) рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у школьников интерес к изучению физики, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность;

3) поиск педагогических технологий и форм работы, позволяющих активизировать учащихся в течение всего урока, формировать умения самостоятельного успешного приобретения новых знаний;

4) оценивать успех каждого ученика не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но как постоянный рост его учебных возможностей.

Применяются методы обучения как активные, основанные на коммуникациях, так и интерактивные, стимулирующие познавательный процесс, разнообразящие процесс обучения, раскрепощающие личность, проявляющие творческую активность, помогающие установить психологический контакт между учителем и учеником.

Проект предусматривает использование методов и методик практической педагогической деятельности, опубликованных в ряде трудов по педагогике и психологии в области развивающего обучения: В.А Сухомлинского, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, В.Г.Разумовский, С.Е Каменецкого, Л.В.Занкова, ,В. Ф.Шаталова и др.. Опираюсь в своей работе на теории Г.И.Щукиной «Развитие познавательного интереса» и Ю.К.Бабанского «Оптимизация учебного процесса», применяю элементы методики А.В.Усовой, которая ориентирована на формирование учебных умений и навыков, учащихся на уроках физики, использую идеи физиков-методистов П.А.Знаменского и С.Ф Покровского, которые первыми стали внедрять домашние опыты и наблюдения, С.Е Каменецкого, занимавшегося проблемами фронтальных лабораторных работ, моделями и аналогиями в школьном курсе физики, А.Г.Ривина, предложившего коммуникативный подход к обучению. Основная идея этого метода: ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения информации применяет на деле или передаёт другим. А.Н.Крутского и О.С.Косихиной (преподаватели Алтайской государственной педагогической академии), разработавших технологию системного усвоения знаний по физике и управления учебной деятельностью учащихся.

4.Ресурсное обеспечение

Ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации:

– кабинет физики соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя;

– кабинет снабжен необходимым демонстрационным и лабораторным оборудованием по всем темам;

– кабинет снабжен комплектами дидактических материалов для каждого раздела физики;

– имеется возможность применения на уроках мультимедийных средств: компьютера, проектора, есть постоянный выход в Интернет;

– в кабинете в достаточном объёме представлена дополнительная литература по физике для учащихся и учителя;

– имеются электронные пособия и таблицы по физике.

Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею высшую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование и непрерывный стаж работы по этой специальности 33 года. Это позволяет мне эффективно пополнять знания по содержанию и методике преподавания физики не только во время курсовой подготовки, но и в процессе самообразования. Мною освоен компьютер, освоены компьютерные программы и технологии Интернет, использую их при подготовке к урокам.

5.Партнеры

Работая над данным проектом, пришла к выводу, что необходимо сотрудничество с учителями естественно - математического цикла.

Партнерами в проектной деятельности могут выступать библиотекари школы и ДК «Юбилейный» д. Вандышевка.


6.Этапы реализации проекта

Работа над проектом была начата в 2003 году. Сначала была подобрана педагогическая литература по теме проекта, изучена методика совершенствования урока.

С 2004 года начата апробация и применение изученной методики.

В 2007- 2008 годах проводился мониторинг промежуточных и выходных результатов, корректировка дальнейшей работы.

В 2012-2013 годах – анализ результатов, оценка эффективности методики, обобщение и распространение опыта.

7. Основное содержание проекта

Можно заставить ученика сидеть на уроке физики, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Познание и развитие способностей человека происходят только в процессе его индивидуальной самостоятельной и активной познавательной деятельности. Учитель должен разработать для себя систему приёмов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика, а себе отвести роль ненавязчивого координатора, который незаметно помогает им «самостоятельно» найти решение поставленных перед ними проблем. Для этого может служить метод проблемного обучения, который связан с постановкой перед учащимися интеллектуальных проблем, требующих умственных усилий, выполнения эксперимента, обработки и теоретического осмысления полученных результатов, умения работать с книгой и решать задачи. На уроках физики эффективный вариант сочетания проблемного метода обучения с деятельностным подходом к обучению – это предложение школьникам использовать алгоритмы при выполнении эксперимента, при самостоятельной работе с книгой и при решении задач.

Алгоритм – это совокупность последовательных действий. Алгоритм выполняет функцию модели учебной деятельности, позволяет управлять процессом формирования у школьников учебных умений (познавательных, практических, организационных, самоконтроля, оценочных), что поможет им в самостоятельном приобретении новых знаний.

Формирование экспериментальных умений.

Посредством наблюдений за явлениями и предметами, которые демонстрирует учитель, полного восприятия не происходит, так как при этом учащиеся пользуются только слуховыми и зрительными анализаторами. Полным оно может оказаться при самостоятельном выполнении учащимися наблюдений и экспериментов, когда они сами воспроизводят то или иное явление, внимательно рассматривают предметы, приборы, сравнивая, их друг с другом, выделяя в них общие признаки и существенные различия. При этом в восприятии участвуют зрительные, осязательные, двигательные и другие анализаторы, что обеспечивает большую глубину восприятия.

Формирование экспериментальных умений у учащихся должно быть по этапным.

На первом этап (I-V классы – уроки математики и природоведения; VI класс биологии) завершается первоначальное ознакомление учащихся с отдельными элементами экспериментальной деятельности и отработки умений проводить простейшие измерения и наблюдения, делать выводы и оформлять результаты наблюдений. В V классе на уроках природоведения предлагаю учащимся проделать простые опыты, например, прорастить лук в разных условиях. Результаты наблюдений рекомендую оформлять в виде таблицы, которую они будут применять и в VII - IX классах на уроках физики для описания домашних опытов.

Опыт

Наблюдения

Выводы











На втором этапе в VII – VIII классах умения по выполнению эксперимента формируются на примерах элементарных опытов и лабораторных работ, проводимых на основе коллективного обсуждения плана их выполнения. При этом выявляются общие структурные элементы деятельности для всех опытов и даётся алгоритм деятельности по выполнению эксперимента:

1.сформулировать (уяснить) цель опыта;

2.определить, что надо наблюдать и измерять;

3.продумать ход работы и записать его;

4.выполнить опыт в соответствии с намеченным планом;

5.произвести вычисления и анализ полученных результатов;

6.сформулировать вывод из опыта.

Опираясь на данный алгоритм, учащиеся самостоятельно составляют план работы (Ход работы) и используют его при подготовке и выполнении опытов и лабораторных работ.

Одновременно знакомлю учащихся с различными способами записей измерений (столбцом, в строку, в таблицу), с прямыми и косвенными методами измерения величин, с алгоритмом наблюдений:

1.осмысли цель наблюдения;

2. уточни предмет наблюдения;

3. разработай план наблюдения;

4. определи форму записи наблюдаемых явлений;

5.наблюдения повтори два-три раза с целью повышения его объективности;

6. при описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекают во времени и при каких условиях;

7. при описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с ранее известным.

Наблюдение является неотъемлемой частью эксперимента. Это могут быть наблюдения за показаниями приборов, за условиями процессов, за работой механизмов. Знания, полученные при наблюдении в процессе самостоятельных работ, являются наиболее достоверными и надолго остаются в памяти. В процессе учебного наблюдения учащиеся овладевают умением подчинять собственное восприятие определённой цели, организовывать свои

действия в соответствии с заранее намеченным планом, умение выделять главное, существенное. Наблюдение способствует формированию волевых качеств личности: целеустремлённости, самостоятельности и наблюдательности.

В целях формирования измерительных умений и обеспечения точности их выполнения необходимо в VII классе на уроке, когда учащиеся начинают пользоваться физическими измерительными приборами, дать понятие о цене деления (значение наименьшего деления шкалы прибора). Используя конкретный прибор (мензурку, шкалу амперметра), предложить учащимся определить цену деления и сформулировать алгоритм для определения цены деления любого прибора:

1. найти два ближайших штриха шкалы, около которых числа;

2. из большего значения вычесть меньшее;

3. сосчитать число делений, находящихся между этими числами;

4. результат пункта 2 разделить на результат пункта 1.

Затем полезно выполнить несколько упражнений по её определению, используя демонстрационные приборы, рисунки приборов. Время на изучение шкал приборов, определение цены деления, нижнего и верхнего пределов измерения позволяет обеспечить у учащихся формирования общего умения данного вида и надёжного выполнения измерений в последующих работах с динамометром, барометром другими измерительными приборами.

Для правильного использования измерительных приборов, необходимо познакомить учащихся с правилами работы. Например, правила работы с динамометром:

1. узнай единицу и пределы измерения прибора;

2. определи цену деления шкалы прибора;

3. нагрузи прибор и определи его показание;

4. запиши результаты с учётом погрешности измерений.

На данном этапе дети осознают необходимость овладения экспериментом как видом деятельности успешного изучения физики. Учащиеся знакомятся с общей структурой учебного эксперимента, составляют простейшие планы алгоритмического характера и используют его при подготовке и выполнении опытов и лабораторных работ.

На третьем этапе в IX классе учащиеся знакомятся со структурой исследовательского эксперимента, где от учащихся требуется развитие умения самостоятельно формулировать и обосновывать гипотезу.

Например, при выполнении в IX классе лабораторной работы «Сборка электромагнита и исследование его действий», предлагаю учащимся выдвинуть гипотезу, которую смогут проверить в ходе работы. Выдвигается гипотеза и её обоснование: используя правило правой руки, зная направление тока в витках катушки, определить её полюса. После теоретического определения магнитных полюсов, используя магнитную стрелку, экспериментаторы проверяют своё предположение. И испытывают огромное удовольствие и желание экспериментировать, если их гипотеза подтверждается.

На этом этапе учащимися вырабатывается более усложнённый план деятельности по выполнению эксперимента:

1. уяснить цели эксперимента;

2. сформулировать и обосновать гипотезу, которую можно положить в основу эксперимента;

3. выяснить условия, необходимые для достижения цели;

4. спланировать эксперимент, используя ответы на вопросы:

а) какие наблюдения провести;

б) какие величины измерить;

в) приборы и материалы, необходимые для опытов;

г) ход опытов и последовательность их выполнения;

д) выбор формы записи результатов эксперимента.

5. отбор необходимых приборов и материалов;

6. сбор установки, электрической цепи;

7. проведение опыта, сопровождаемое наблюдениями, измерениями, записью их результатов;

8. математическая обработка результатов измерений,

9. анализ результатов эксперимента, формулировка выводов (в словесной или графической форме).

В IX классе, при изучении электрических явлений, учащиеся знакомятся с элементами электрических цепей, с электрическими схемами и способами соединения проводников. Сборку электрических цепей предлагаю учащимся выполнять по плану:

1. расставь приборы в соответствии со схемой электрической цепи (разомкни ключ);

2.соедини приборы между собой проводниками, начиная от положительной клеммы источника тока и заканчивая отрицательной, соблюдая полярность подключения измерительных приборов.

Для отработки этого умения и превращения его в навык, использую карточки-тренажёры, которые придуманы и изготовлены мной. На одной стороне карточек изображены рисунки деталей или приборов электрических схем, а на другой стороне – их условные обозначения. Первый опыт по сборке электрических цепей учащиеся приобретают при работе с этими карточками. Это позволяет запомнить условные обозначения деталей и приборов, последовательность сборки электрических цепей и преодолеть чувство страха, связанное с электричеством, то есть подготовиться психологически к сборке реальных электрических цепей.

На четвёртом этапе в X-XI классах необходимо обратить внимание на определение погрешностей измерений. Алгоритм нахождения погрешностей измерений дан в учебнике, что облегчает этот этап. Этот процесс требует от учеников математических знаний.

В плане деятельности по выполнению эксперимента пункт «математическая обработка результатов» детализируется:

а) вычислить искомые величины;

б) вычислить погрешности и записать результаты вычислений с указанием погрешностей измерений.

При выполнении лабораторных работ оцениваю и стимулирую умение планировать свои действия, культуру работы, полученные результаты и обязательно вывод, который свидетельствует о понимании изучаемого материала.

Когда ученик осознаёт то, что он сам создаёт новое, он особенно активно начинает участвовать в познавательном процессе. На уроках физики, ученик получает навыки научного метода познания окружающего мира, при использовании учителем экспериментального метода изучения физических закономерностей. При выполнении физического эксперимента определяются основные параметры, характеризующие рассматриваемый процесс, выявляются взаимосвязи между ними, то есть устанавливаются физические закономерности. Описание этих закономерностей математическим языком приводит ученика к определению физического закона.

Алгоритм описания математическим языком физической закономерности:

1. определяются физические величины, характеризующие данный физический процесс;

2. устанавливаются причинно-следственные связи в рассматриваемом физическом процессе, а отсюда и функциональные зависимости (выясняется, что является функцией, что аргументом);

3.записывается формула на основании использования правила: если наблюдается прямо пропорциональная зависимость, то зависимая величина (аргумент)пишется в числителе дроби, а если обратно пропорциональная зависимость, то – в знаменателе дроби.

Реализуется этот алгоритм в физических экспериментах, учащиеся (сначала совместно тс учителем, а затем самостоятельно) приходят к формулировке физических законов. Обучающимся не дают готовую физическую формулу, а они сами получают её.

Например, при изучении закона Ома предлагаю учащимся вопросы:

Какие физические величины характеризуют электрическую цепь?

Какая связь (зависимость), по вашему мнению, исходя из определения этих величин, между ними существует?

Какие приборы, схемы электрических цепей необходимы для выяснения предполагаемой зависимости между этими величинами?

Условия проведения физического эксперимента?

Какая форма записи результатов будет удобной в данном случае?

Совпал ли результат эксперимента с выдвинутой гипотезой?

Вывод?

В ходе обсуждения ответов на вопросы учащиеся приходят к выводам:

электрическая цепь характеризуется силой тока, напряжением и сопротивлением;

сила тока в электрической цепи должна зависеть от напряжения прямо пропорционально, а от сопротивления обратно пропорционально;

для проверки гипотезы необходимы приборы: источник тока, магазин сопротивлений, ключ, реостат, амперметр, вольтметр и соединительные провода;

собрать электрическую цепь по схеме:



для определения зависимости силы тока от напряжения, необходимо изменять напряжение и отмечать показания амперметра, то есть сила тока – функция, а напряжение – аргумент; сопротивление при этом должно оставаться неизменным;

для определения зависимости силы тока от сопротивления, необходимо изменять сопротивление и отмечать показания амперметра. В этом случае сила тока – функция, а сопротивление – аргумент; напряжение при этом должно оставаться неизменным;

результаты записать в виде таблиц и графиков:
R- const


U, В

I, А



1,5

1

2,2

1,5

3,3

2

4,5

2,4



U - const


R, Ом

I, А



1

1,6

2

1,2

5

0,5




Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на этом участке и обратно пропорциональна его сопротивлению. Закон Ома.

При реализации данной методики на уроке ученик становится субъектом процесса познания: он сам выбирает пути и способы решения задач, реализует их, участвует в обсуждении результатов, творчески осмысливает изучаемое, и результат выступает у него как открытие. Деятельность учителя нацелена на формирование способностей учащихся действовать и строить систему своих знаний самостоятельно.

Поэтапное целенаправленное формирований экспериментальных умений у учащихся через алгоритмы делает процесс образования более продуктивным, а ученика более уверенным. Возраст подростка требует новых путей получения знаний, а курс физики располагает большими возможностями удовлетворить и развить этот интерес. Сознательно-положительное отношение учащихся к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определённый смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни, как средство повышения самооценки. Поэтому старшеклассники с желанием демонстрируют свои экспериментальные и другие умения при проведении внеклассных мероприятий, например, «Недели математики, физики и информатики» (Приложение №1 «Физические фокусы»). Физический фокус - это такой физический эксперимент, в котором проблема ставится в обострённой форме. При демонстрации фокуса от школьника скрывается какой-то важный элемент демонстрации (элемент установки, действие «фокусника» и другое), в результате у учеников формируется неполная картина об условиях эксперимента и ими делается неверный вывод, который не совпадает с тем, что они видят. Учебный эффект от фокуса велик: он позволяет за короткое время поставить перед учениками проблему и провести им все необходимые рассуждения, чтобы сделать своё открытие.

Кроме того, организация экспериментов, проводимых учащимися в процессе обучения, развивает у школьников наблюдательность – важную психическую черту личности, которая во многом определяет общий уровень развития человека (чем наблюдательнее человек, тем больше он видит и познаёт в окружающем его мире), развивает мышление учащихся, эмоционально-волевые качества (целеустремлённость, настойчивость, выдержку).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Повышение эффективности образовательного процесса через использование современных образовательных технологий»
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повышение эффективности образовательного процесса и внеурочной деятельности через внедрение инновационных технологий
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» icon«Организация работы творческих микрогрупп в оу. Роль методического...
Правленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован, прежде...
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconОтчет по методической работе Методическая работа представляет собой...
Основная цель методической работы создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса, повышение...
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» icon«Методы и средства эффективного обучения младших школьников»
Тема: «Пути повышения эффективности педагогического воздействия на личность школьника через повышение мотивации учебно-воспитательного...
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса через повышение мотивации обучения и внедрение современных педагогических...
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: повышение эффективности и качества педагогического процесса через совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов,...
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2012 2013 уч год
«Пути повышения эффективности педагогического воздействия на личность школьника через повышение мотивации учебно-воспитательного...
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconДоклад о ходе реализации подпрограмм «Энергосбережение и повышение...
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сфере производства, передачи, потребления энергетических ресурсов и...
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconПовышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический...
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconМетодические рекомендации по созданию и использованию электронных...
Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных...
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconУрока Сформировать знания учащихся по теме «Именительный и Винительный...
Создание условий для усвоения способа определения падежа существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconПовышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач
Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности...
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconО запрете пользования мобильными телефонами во время учебного процесса
Мкоу «Ихальская сош», защите гражданских прав всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, родителей, учителей и содействия...
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconО проведении открытых уроков
Целью открытого урока является показ передовых форм и методов учебно-воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности...
«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» iconЗадачи: Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения...
Коллектив школы работает над методической темой «Реализация компетентностного подхода в обучении и воспитании»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск