МБОУ «Соболевская СОШ»
Технологическая карта урока
1.Ф.ИО.учителя Мусатова И.В.
2. Класс: 3
3. Дата: _______
4. Предмет: русский язык УМК « Школа России» авт. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
Тема
| Именительный и Винительный падеж неодушевлённых имён существительных.
| Цели урока
| Сформировать знания учащихся по теме «Именительный и Винительный падеж неодушевлённых имён существительных».
Создание условий для усвоения способа определения падежа существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся.
Содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Содействовать развитию учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать.
Содействовать развитию у школьников умению общаться
| Тип урока
| Урок «открытия нового знания»
| Планируемые результаты (УУД)
| ЛичностныеУУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельно;
- оценивать результат учебной деятельности;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- выполнять задание в рамках учебного диалога.
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные результаты обучения:
- формирование умения определять падеж неодушевлённых имён существительных в Им.п и В.п;
- применять алгоритм определения падежей неодушевлённых имён существительных в Им.п и В.п;
| Основные понятия
| Именительный падеж, винительный падеж, подлежащее, второстепенный член предложения.
| Решаемая проблема
| Как различить падеж неодушевлённых имён существительных в Им.п и В.п?
| Деятельностный компонент урока
| Формирование способности обучающихся к новому способу действия.
| Формы работы
| Фронтальная.
• индивидуальная –
• парная -
• групповая -
| Образовательные ресурсы
| Информационный материал
Учебник «Русский язык» 3 кл. ч.2
Демонстрационный материал
Электронная презентация
Интерактивный материал
Схема-памятка, карточки для самооцеки
| Раздаточный материал
Схема-памятка
Именительный падеж
Начальная форма
Слово помощник –
Вопросы
Предлогов нет
Член предложения –
Окончания – Винительный падеж
Начальная форма
Слово помощник –
Вопросы
Предлогов
Член предложения –
Окончания –
Карточки для самооценки
Инструкция: ученики должны закрасить круг напротив каждого критерия соответственно выполненной работе на уроке (часть круга, его половину, круг или оставить круг пустой)
№п/п
| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Примечание
|
| Организационный момент
| Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так, что время не теряем
И работать начинаем.
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
|
1.
| Самоопределение к деятельности
| Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность
Организует диалог с обучающими. в ходе которого конкретизирует понятие «падеж», организует работу в парах, контролирует учащихся.
Расшифруйте слова: лаяел, оордаг. алуиц, солцен.
Что общего в этих словах?
На какой вопрос отвечают?
Какой частью речи являются?
Какое слово лишнее?
-Как изменяются имена существительные? (по числам, по падежам)
Игра "Вспомни падеж"
| Расшифровывание слова и формулирование ответов на вопросы учителя
Один ученик называет падеж, а другой - вопросы этого падежа;
Один ученик называет вопросы падежа, а второй определяет падеж
| Слайд 1
| 2.
| Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
| Цель этапа: готовность мышления и осознания потребности построения нового способа действий
Организует диалог с учащимися, читает сказку.
Перед уроком Катя, Даша и Оля увидели на доске запись:
Взошло солнце. Туча закрыло солнце. Катя и Оля сказали, что неправильно падеж слова солнце в предложениях определён неправильно, а Даша возразила и пояснила, что эти слова выполняют разную роль в предложении. Ребята, кто из девочек прав? Почему запись на доске вызвала у девочек разногласия?
Проблема (одинаковые вопросы) - Есть ли у вас желание приобрести эти знания, чтобы разрешить спор Кати, Даши и Оли?
| Формулирование ответов на вопросы учителя.
Повторяют алгоритма определения падежа имён существительных, отличительные признаки имён существительных в Им.п. и В.п. Учащиеся предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им не хватает определённых знаний, умений для представления и обоснования суждения.
| Запись на доске
| 3.
| Постановка учебной задачи
| Цель этапа: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
Организует диалог с учащимися, читает сказку, помогает сформулировать тему, цели урока.
-Что общего в этих предложениях?
- На какой вопрос отвечает слово солнце в предложениях?
-Какие падежи имеют такой вопрос?
- Какая же тема сегодняшнего урока? (Именительный и винительный падеж существительных). Выставляются карточки с названием падежей Именительный Винительный
- Можно ли с уверенностью сказать, что слово солнце в обоих предложениях стоит в одном и том же падеже?
- Почему?
Послушайте сказку про эти падежи.
Сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.
- А почему их не могли различить? (одинаковый вопрос - что?)
Выставляются карточки Что? Что?
- Чему будем учиться на уроке? (Различать падеж неодушевлённых имён существительных в Им.п и В п.)
На какой вопрос мы должны найти ответ сегодня на уроке?
(Как различить падеж неодушевлённых имён существительных в Им.п и В.п?)
|
Участвовать в обсуждении проблемного вопроса, темы и целей урока. формулировать собственное мнение и аргументировать его.
| Слайд 2 (тема, цель)
| 4.
| Построение проекта выхода из затруднения
| Цель этапа: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению
Организует диалог, составляет совместно с обучающимися план.
Чтобы найти ответ на этот вопрос, нам необходимо выработать план действий
Знакомство с планом.
1. Повторим то, что мы знаем.
2. Узнаем новое. Работа в паре.
4.Самостоятельная работа с самопроверкой.
5. Подведение итогов.
|
Учащиеся предлагают разные варианты плана
| Слайд 3 (план)
| 5.
| Этап реализации построенного проекта
| Организует диалог, осуществляет выборочный контроль, организует работу в парах.побуждает к высказыванию своего мнения.
- Что мы знаем о существительном? Вспомним отличительные признаки имён существительных в И.п. и В.п. Составим схему-памятку. Поработаем в паре.
Схема-памятка
Именительный падеж
Начальная форма, ед. ч.
Слово помощник – есть
Вопросы Кто? Что?
Предлогов нет
Член предложения – подлежащее
Окончания -а, -я.
Винительный падеж.
Нет начальной формы
– вижу
Кого? Что?
Предлоги есть
Второстепенный член предложения.
– у, -ю
Организует проверку, подводит обучающихся к выводу.
-Сравните отличительные признаки имён существительных в И.п. В.п.
- Какой вывод сделаем?
Вывод: существительное в именительном падеже - главный член предложения (подлежащие)
Существительное в винительном падеже - второстепенный член (дополнение)
Дополнение схемы подлежащее второстепенный член
| Формулирование ответов на вопросы учителя., заполняют схему –памятку. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
| Документ-камера
Схема-памятка
| 6.
| Первичное закрепление во внешней речи
| Цель этапа: усвоение нового способа действий (организовать проговаривание изученного содержания во внешней речи)
Организует подводящий диалог, уточняет алгоритм.
Сравнение предположений учащихся с выводом электронного приложения
- Совпадает ли наше предположение с выводом?
- Кто теперь знает, как отличить именительный и винительный падеж?
- Расскажите.
Разбор предложений по членам (один ученик у доски, остальные в тетради)
| Работа с информацией, представленной в учебнике, электронном приложении.
Составление алгоритм
1.Найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу
2. Поставить от него падежный вопрос, определить падеж
-если это имя существительное отвечает на вопрос что? надо найти грамматическую основу предложения.
-существительное в именительном падеже - главный член предложения (подлежащие),
-существительное в винительном падеже - второстепенный член (дополнение)
| Электронное приложение
|
| Физкультминутка: Смена деятельности
|
| Выполняют упражнения
| .
.
| 7.
| Самостоятельная работа с самопроверкой
| Цель этапа: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.
Предлагает выполнить самостоятельную работу, организовывает самопроверку.
- Выполните упражнение №87
на стр. 48 учебника.
- Каким членом предложения является слово море в предложениях?
- Каким правилом пользовались, чтобы отличить И.п. и В.п.?
| Самостоятельное выполнение задания к упражнению.
Самопроверка с эталона с правильным ответом. Самоконтроль.
| Документ - камера
| 8.
| Включение в систему знаний и повторение
| Цель этапа: включения «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Формулирует задание, организовывает самопроверку.
Из данных слов составить два предложения о лесе так, чтобы в одном предложении оно стояло в именительном падеже, а в другом в винительном.
Растёт, охраняет, лес, лесник, медленно.
| Самостоятельное выполнение.
Самопроверка с эталона с правильным ответом. Самоконтроль.
| Слайд 4,5
| 9.
| Рефлексия деятельности
| Цель этапа: самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Предлагает выполнить задания на самооценку.
- Какая была тема урока?
- Чему учились на уроке? Какая была цель урока?
-С какими источниками информации мы работали?
-Какой этап на уроке был сложнее других?
Предлагает выполнить задания на самооценку.
-Оцените свою работу на уроке и работу в паре.
(На столах у детей по две карточки: «Я сам» и «Мы вместе»)
| Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности
| Карточки «Самоанализ и самооценка ученика»
|
| Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
| Записывают задание
|
|
|