Скачать 71.33 Kb.
|
Урок русского языка в 3а по теме "Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных" Филюзина Галина Александровна - учитель начальных классов, 1 КК, МБОУ «СОШ № 18» г. Ачинска Цели урока: 1.Дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос КТО? и слова, отвечающие на вопрос ЧТО?; продолжить работу над составом слов, учить находить однокоренные слова. 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать зрительную память, внимание, внимание. Прививать навыки работы на компьютере. 3.Развивать умение работать в сотрудничестве, развивать основные ключевые компетентности. Оборудование: тетради, учебник Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Прониной О.В. «Русский язык 3 класс», сигнальные квадраты, мультимедийный учебник « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс», карточки с индивидуальными заданиями, карточки- резерва ЦОР, толковый словарь С.И. Ожегова, картинки домового Афанасия и его дедушки, компьютер, презентация к уроку. Ход урока: I. Организационный момент. Мобилизирующее начало урока. Скажем: «Здравствуйте!» руками. Скажем: «Здравствуйте!» глазами. Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, Станет радостно кругом. II. Проверка домашнего задания.
(Утром, ребята, лес, Миша, куртку, сапоги, местности, мостик, деревню Устюг, свитер, рубашку, кепку, шляпу, перелесками, осинниками, лужком, столбики, дом -18) 2)Остальные учащиеся работают фронтально. - Какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное). - Зачитайте из упражнения № 2 имена существительные. - Докажите, что вы записали имена существительные. ( Обозначают предметы и отвечают на вопросы – кто? что?) /слайд 2/ Проверка индивидуального задания / Составить текст о зиме, используя только имена существительные, предлоги и союзы / - Какие ещё части речи, кроме имени существительного, использовал в творческом задании учащийся? ( Предлоги и союзы). - Вы поняли, о чём этот текст? ( Текст о зиме). - Какой это текст? ( Текст - повествование. Происходит смена действий). - Проверим, как справился с заданием по компьютеру учащийся. ( Голосовая проверка). III. Чистописание. А А Аа Аа ааа Аф Ал Ас Афанасий приготовил интересные задания. (Диктовка учителем этого предложения) - Выделить грамматическую основу предложения. Охарактеризовать его. - Выделите изученные орфограммы./ 3 слайд / IV. Словарная работа. - Сегодня к нам в гости пришел наш друг, домовой Афанасий. Он предлагает вам провести следующую работу. В каждой из данных групп слов найдите «лишнее слово». Запишите их в тетради через запятую. Прыгать, сорока, стрекотать, летать. Вперёд, назад, затем, галерея. Черёмуха, заяц, пшеница, рябина. Аромат, сладкий, волшебный, тихий. Пассажир, корреспондент, грамматика, иллюстратор. V. Введение в тему урока. - Проверьте, пожалуйста, какие слова вы записали. / 4 слайд / - Почему именно эти слова вы считаете лишними в каждой группе? ( 3 слова-глаголы,3слова-наречия, 3 слова-существительные, обозначающие растения, 3 слова-прилагательные, 3 слова-существительные, обозначающие людей ) - На какие вопросы отвечают записанные вами слова? (Сорока (кто?), галерея (что?), заяц (кто?), аромат (что?), грамматика (что?)). - О каких предметах вы спросите: что это? А о каких: кто это? - Давайте попробуем ответить на вопрос Афанасия: «О чем мы будем говорить на уроке русского языка?»/ 5 слайд/ (Предположения детей). - Что же говорит Афанасий? VI. Сообщение темы и цели урока. Тема нашего урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». / 6слайд / А это значит, что сегодня у нас по-прежнему в гостях добрый волшебник Имя Существительное. – Что вы представили, прочитав слова «одушевленные» и «неодушевленные»? (7слайд) - Приведите свои примеры одушевленных имен существительных, неодушевленных имен существительных. VI. Работа по новому материалу. (8слайд) 1. Найдите упр. № 218. Откройте учебники на стр.11. Прочитайте задание. Первый шаг. - Почему эти слова однокоренные? (8слайд ) ( Имеют общий корень). - Подумайте над значением этих слов. Найдём значение слов по толковому словарю С.И. Ожегова. (3 человека) Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание. Дух: 1.Внутренняя моральная сила. 2.Психические способности, сознание, мышление. Душевный - полный искреннего дружелюбия. Душевные переживания - переживания, волнующие душу. - Какое явление вы наблюдаете в корне в этих однокоренных словах? (Чередование согласных на конце корня х/ш) - Прочитайте второй шаг. Выполните его. - Посмотрите, как наш друг домовой Афанасий продолжил столбики слов. (9слайд) - Проверьте его работу. Со всем ли вы согласны? /Сигнальные квадраты/ - А как нужно? голубь (кто?) школа (что?) подруга (кто?) весна (что?) - Выполните следующий шаг. Что вы будете делать? (Обозначать орфограммы) - Проверьте выделение орфограмм у своего соседа. / Парная работа /(13 слайд) - В каждом столбике есть лишнее слово. Давайте найдем его. ( человек, стихотворение) - Почему оно лишнее? (Это сложные слова, остальные – простые). - На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? Неодушевлённые? Физкультминутка. Каждый день по утрам Делаем зарядку. ( ходьба на месте) Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать (ходьба), Руки вверх поднимать (руки вверх), Приседать и вставать ( 2 раза ), Прыгать и скакать. 2.Давайте проверим Ваши предположения, выполнив упражнение № 219 на стр.12. - Прочитайте первый шаг. Работать будем у доски и в тетрадях. Два ученика работают одновременно у доски. Один записывает в 1 столбик одушевленные имена сущ., другой – неодушевленные имена сущ. В другой столбик. - Проверим выполненное задание. / сигнальные квадраты / - Какое слово не попало ни в какой столбик? (учусь) - Почему? ( Это не предмет, а действие предмета). - Найдите, пожалуйста, среди слов однокоренные слова.(учитель, ученик, учебник, учение, учеба; чтение, чтец). Назовите корень. VII. Работа с определением. - На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? Неодушевлённые? А что говорится в правиле на странице № 12? /Чтение правила/ Совпадают ли ваши мысли с мыслями учёных? Сколько правил! Сколько правил! С непривычки бросит в дрожь. Будь внимательным и только! Всё запомнишь, всё поймёшь! Дедушка Афанасия предлагает вам ребята внимательно ещё раз прослушать правило об именах существительных одушевлённых и неодушевлённых и ответить на вопрос: « Что нового вы узнали об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных?» /слайд 10 / / Урок № 6 задание № 6 по теме: « Имена существительные» из мультимедийного учебника « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс.» / Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос – кто? Обозначают названия живых существ: людей, животных, птиц, рыб. Кроме того, к одушевлённым именам существительным относятся названия мифологических и сказочных персонажей – дракон, циклоп, кентавр, леший, а также названия игрушек: кукла, матрёшка, неваляшка. Все остальные существительные отвечают на вопрос – что? Они называются неодушевлёнными именами существительными. Это как правило неживые предметы, растения, явления природы. Что Вас удивило в этом правиле?/ к одушевлённым именам существительным относятся названия игрушек: кукла, матрёшка, неваляшка / На какой вопрос отвечают имена существительные, относящиеся к названиям игрушек: кукла, матрёшка, неваляшка ? /кто?/ Что обозначают одушевлённые имена существительные? /названия живых существ: людей, животных, рыб, птиц / Что нового вы узнали из правила? / к одушевлённым именам существительным относятся названия мифологических и сказочных персонажей – дракон, циклоп, кентавр, леший / Что обозначают неодушевлённые имена существительные?/неживые предметы, растения, явления природы/ На какой вопрос отвечают? /Что?/ Физкультминутка для глаз. VIII. Закрепление изученного материала. А)1). Работа с компьютером. Индивидуальное задание. Урок № 6 задание № 7 «Найди предметы и живые существа, которые обозначают одушевлённые имена существительные.» / проверка с помощью компьютера / 2)Учащимся 2 варианта записать 3 - 4 одушевлённых имени существительных названия, которых связаны с мифологическими и сказочными героями - На какой вопрос будут отвечать эти имена существительные? /Баба Яга, леший, циклоп, Страшила, кикимора / /Проверка сигнальные квадраты /. 3) Учащимся 3 варианта записать 4 слова - предмета в карточке, которые вы запомнили. Есть сладкое слово – конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть кислое слово – лимон. Есть слово с окошком – вагон. / конфета, ракета, лимон, вагон/ /проверка по слайду 12 / Б). Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Добрый волшебник Имя Существительное». Правила игры: Замените одну букву в слове, обозначающем одушевленное имя существительное так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное. Превратите живое в неживое. На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?» Коса – коза Сон – сом, сын Оси – осы Леса – лиса Рот - кот - Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот? (Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что? Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного). IX. Итог урока. (13 слайд) - Назовите ключевые слова нашего урока. Имя существительное одушевленное неодушевленное кто? что? Какие открытия сделали для себя? Чему научились? Как чувствовали себя на уроке? - Спасибо вам всем за работу. Комментирование оценок за урок:1 индивидуальное домашнее задание, 2 индивидуальных задания с компьютером, 2 задания у доски, 1 задание 3 варианта, 1 задание 2 варианта. X. Домашнее задание. 1.Правило на стр.12 выучить. 2.Упр.5 стр. 18.- для 1 и 2 группы 3.Карточка с заданием повышенной сложности 3 варианту. Задания 3 варианта.
Груз, аптека, Москва, библиотека, цирк.
Жёлтый, красный, белый, волшебный, новый, быстрый, мудрый, весёлый, загадочный, дешёвый, привычный. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока и номер урока в теме Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных | Урок русского языка 2 класс тема: «Упражнения в различении одушевлённых... Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема проблемного урока: «Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных» | Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в... Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу... | ||
Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях» Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная... | Урока Сформировать знания учащихся по теме «Именительный и Винительный... Создание условий для усвоения способа определения падежа существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся | ||
Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных ... | Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных" Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных” | ||
Урок русского языка в 5 классе по теме «Падежи» Цель: отработка навыков определения падежей имён существительных в единственном и множественном числе | Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ек и –ИК" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок русского языка в 6 классе по теме Гласные в суффиксах существительных –ек и –ИК | ||
Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные,... Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать... | ||
Урок русского языка, 3 класс Тема: Изменение имён существительных... Цели: формирование первоначального представления о склонении имён существительных | Урок русского языка в 4 классе по теме: «правописание окончаний имён... Рабочая программа составлена на основании учебной программы, рекомендованной на заседании шмо |