Урок русского языка в 3а по теме "Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных"





Скачать 71.33 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 3а по теме "Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных"
Дата публикации01.07.2014
Размер71.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок русского языка в 3а по теме "Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных"

Филюзина Галина Александровна - учитель начальных классов, 1 КК,

МБОУ «СОШ № 18» г. Ачинска
Цели урока:

1.Дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос КТО? и слова, отвечающие на вопрос ЧТО?; продолжить работу над составом слов, учить находить однокоренные слова.

2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать зрительную память, внимание, внимание. Прививать навыки работы на компьютере.

3.Развивать умение работать в сотрудничестве, развивать основные ключевые компетентности.

Оборудование: тетради, учебник Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Прониной О.В. «Русский язык 3 класс», сигнальные квадраты, мультимедийный учебник « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс», карточки с индивидуальными заданиями, карточки- резерва ЦОР, толковый словарь С.И. Ожегова, картинки домового Афанасия и его дедушки, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока:

I. Организационный момент.

Мобилизирующее начало урока.

Скажем: «Здравствуйте!» руками.

Скажем: «Здравствуйте!» глазами.

Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом,

Станет радостно кругом.

II. Проверка домашнего задания.

    1. ученик получает индивидуальное задание, работая с компьютером, проверить свои знания по теме: « Имя существительное» /Урок № 6 задание № 2 «Выдели имена существительные в тексте»

(Утром, ребята, лес, Миша, куртку, сапоги, местности, мостик, деревню Устюг, свитер, рубашку, кепку, шляпу, перелесками, осинниками, лужком, столбики, дом -18)

2)Остальные учащиеся работают фронтально.

- Какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное).

- Зачитайте из упражнения № 2 имена существительные.

- Докажите, что вы записали имена существительные. ( Обозначают предметы и отвечают на вопросы – кто? что?) /слайд 2/

Проверка индивидуального задания / Составить текст о зиме, используя только имена существительные, предлоги и союзы /

- Какие ещё части речи, кроме имени существительного, использовал в творческом задании учащийся? ( Предлоги и союзы).

- Вы поняли, о чём этот текст? ( Текст о зиме).

- Какой это текст? ( Текст - повествование. Происходит смена действий).

- Проверим, как справился с заданием по компьютеру учащийся. ( Голосовая проверка).

III. Чистописание.

А А Аа Аа ааа

Аф Ал Ас

Афанасий приготовил интересные задания.

(Диктовка учителем этого предложения)

- Выделить грамматическую основу предложения. Охарактеризовать его.

- Выделите изученные орфограммы./ 3 слайд /

IV. Словарная работа.

- Сегодня к нам в гости пришел наш друг, домовой Афанасий. Он предлагает вам провести следующую работу. В каждой из данных групп слов найдите

«лишнее слово». Запишите их в тетради через запятую.

Прыгать, сорока, стрекотать, летать.

Вперёд, назад, затем, галерея.

Черёмуха, заяц, пшеница, рябина.

Аромат, сладкий, волшебный, тихий.

Пассажир, корреспондент, грамматика, иллюстратор.

V. Введение в тему урока.

- Проверьте, пожалуйста, какие слова вы записали. / 4 слайд /

- Почему именно эти слова вы считаете лишними в каждой группе? ( 3 слова-глаголы,3слова-наречия, 3 слова-существительные, обозначающие растения, 3 слова-прилагательные, 3 слова-существительные, обозначающие людей )

- На какие вопросы отвечают записанные вами слова? (Сорока (кто?), галерея (что?), заяц (кто?), аромат (что?), грамматика (что?)).

- О каких предметах вы спросите: что это? А о каких: кто это?

- Давайте попробуем ответить на вопрос Афанасия: «О чем мы будем говорить на уроке русского языка?»/ 5 слайд/ (Предположения детей).

- Что же говорит Афанасий?

VI. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

/ 6слайд /

А это значит, что сегодня у нас по-прежнему в гостях добрый волшебник Имя Существительное.

– Что вы представили, прочитав слова «одушевленные» и «неодушевленные»? (7слайд)

- Приведите свои примеры одушевленных имен существительных, неодушевленных имен существительных.

VI. Работа по новому материалу. (8слайд)

1. Найдите упр. № 218. Откройте учебники на стр.11. Прочитайте задание. Первый шаг.

- Почему эти слова однокоренные? (8слайд ) ( Имеют общий корень).

- Подумайте над значением этих слов.

Найдём значение слов по толковому словарю С.И. Ожегова. (3 человека)

Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание.

Дух:

1.Внутренняя моральная сила.

2.Психические способности, сознание, мышление.

Душевный - полный искреннего дружелюбия.

Душевные переживания - переживания, волнующие душу.

- Какое явление вы наблюдаете в корне в этих однокоренных словах? (Чередование согласных на конце корня х/ш)

- Прочитайте второй шаг. Выполните его.

- Посмотрите, как наш друг домовой Афанасий продолжил столбики слов. (9слайд)

- Проверьте его работу. Со всем ли вы согласны? /Сигнальные квадраты/

- А как нужно?

голубь (кто?) школа (что?)

подруга (кто?) весна (что?)

- Выполните следующий шаг. Что вы будете делать? (Обозначать орфограммы)

- Проверьте выделение орфограмм у своего соседа. / Парная работа /(13 слайд)

- В каждом столбике есть лишнее слово. Давайте найдем его. ( человек, стихотворение)

- Почему оно лишнее? (Это сложные слова, остальные – простые).

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? Неодушевлённые?

Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку. ( ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки вверх поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать ( 2 раза ),

Прыгать и скакать.
2.Давайте проверим Ваши предположения, выполнив упражнение № 219 на стр.12.

- Прочитайте первый шаг.

Работать будем у доски и в тетрадях. Два ученика работают одновременно у доски. Один записывает в 1 столбик одушевленные имена сущ., другой – неодушевленные имена сущ. В другой столбик.

- Проверим выполненное задание. / сигнальные квадраты /

- Какое слово не попало ни в какой столбик? (учусь)

- Почему? ( Это не предмет, а действие предмета).

- Найдите, пожалуйста, среди слов однокоренные слова.(учитель, ученик, учебник, учение, учеба; чтение, чтец). Назовите корень.

VII. Работа с определением.

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? Неодушевлённые?

А что говорится в правиле на странице № 12? /Чтение правила/

Совпадают ли ваши мысли с мыслями учёных?

Сколько правил! Сколько правил!

С непривычки бросит в дрожь.

Будь внимательным и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!

Дедушка Афанасия предлагает вам ребята внимательно ещё раз прослушать правило об именах существительных одушевлённых и неодушевлённых и ответить на вопрос: « Что нового вы узнали об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных?»

/слайд 10 /

/ Урок № 6 задание № 6 по теме: « Имена существительные» из мультимедийного учебника « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс.» /

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос – кто? Обозначают названия живых существ: людей, животных, птиц, рыб. Кроме того, к одушевлённым именам существительным относятся названия мифологических и сказочных персонажей – дракон, циклоп, кентавр, леший, а также названия игрушек: кукла, матрёшка, неваляшка. Все остальные существительные отвечают на вопрос – что? Они называются неодушевлёнными именами существительными. Это как правило неживые предметы, растения, явления природы.

Что Вас удивило в этом правиле?/ к одушевлённым именам существительным относятся названия игрушек: кукла, матрёшка, неваляшка /

На какой вопрос отвечают имена существительные, относящиеся к названиям игрушек: кукла, матрёшка, неваляшка ? /кто?/

Что обозначают одушевлённые имена существительные?

/названия живых существ: людей, животных, рыб, птиц /

Что нового вы узнали из правила? / к одушевлённым именам существительным относятся названия мифологических и сказочных персонажей – дракон, циклоп, кентавр, леший /

Что обозначают неодушевлённые имена существительные?/неживые предметы, растения, явления природы/

На какой вопрос отвечают? /Что?/

Физкультминутка для глаз.

VIII. Закрепление изученного материала.

А)1). Работа с компьютером.

Индивидуальное задание. Урок № 6 задание № 7 «Найди предметы и живые существа, которые обозначают одушевлённые имена существительные.» / проверка с помощью компьютера /

2)Учащимся 2 варианта записать 3 - 4 одушевлённых имени существительных названия, которых связаны с мифологическими и сказочными героями

- На какой вопрос будут отвечать эти имена существительные?

/Баба Яга, леший, циклоп, Страшила, кикимора /

/Проверка сигнальные квадраты /.

3) Учащимся 3 варианта записать 4 слова - предмета в карточке, которые вы запомнили.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть кислое слово – лимон.

Есть слово с окошком – вагон.

/ конфета, ракета, лимон, вагон/

/проверка по слайду 12 /
Б). Сейчас мы поиграем в игру, которая называется

«Добрый волшебник Имя Существительное».

Правила игры:

Замените одну букву в слове, обозначающем одушевленное имя существительное так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное. Превратите живое в неживое.

На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»

Коса – коза

Сон – сом, сын

Оси – осы

Леса – лиса

Рот - кот

- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?

(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?

Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного).
IX. Итог урока. (13 слайд)

- Назовите ключевые слова нашего урока.

Имя существительное

одушевленное неодушевленное

кто? что?

Какие открытия сделали для себя?

Чему научились?

Как чувствовали себя на уроке?

- Спасибо вам всем за работу. Комментирование оценок за урок:1 индивидуальное домашнее задание, 2 индивидуальных задания с компьютером, 2 задания у доски, 1 задание 3 варианта, 1 задание 2 варианта.

X. Домашнее задание.

1.Правило на стр.12 выучить.

2.Упр.5 стр. 18.- для 1 и 2 группы

3.Карточка с заданием повышенной сложности 3 варианту.

Задания 3 варианта.

  1. Преврати неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, используя суффиксы.

Груз, аптека, Москва, библиотека, цирк.

  1. От имени прилагательных образуйте и запишите имена существительные, выделите суффикс.

Жёлтый, красный, белый, волшебный, новый, быстрый, мудрый, весёлый, загадочный, дешёвый, привычный.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока и номер урока в теме Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconУрок русского языка 2 класс тема: «Упражнения в различении одушевлённых...
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема проблемного урока: «Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных»
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconУрок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в...
Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу...
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconУрока Сформировать знания учащихся по теме «Именительный и Винительный...
Создание условий для усвоения способа определения падежа существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconТема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных
...
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconКонспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"
Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconУрок русского языка в 5 классе по теме «Падежи»
Цель: отработка навыков определения падежей имён существительных в единственном и множественном числе
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconУрок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении....
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ек и –ИК"
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка в 6 классе по теме Гласные в суффиксах существительных –ек и –ИК
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconЕдинственное и множественное число имен существительных. Имена существительные,...
Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать...
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconУрок русского языка, 3 класс Тема: Изменение имён существительных...
Цели: формирование первоначального представления о склонении имён существительных
Урок русского языка в 3а по теме \"Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных\" iconУрок русского языка в 4 классе по теме: «правописание окончаний имён...
Рабочая программа составлена на основании учебной программы, рекомендованной на заседании шмо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск