Скачать 70.13 Kb.
|
МБОУ «Илькинская СОШ» Урок русского языка 2 класс тема: «Упражнения в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных» (УМК: В.П. Канакина «Русский язык») Учитель: Сергеева Л.Г. Цели урока: 1) познавательные: - продолжать формировать умения различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам и лексическим значениям; - совершенствовать умение работать с текстом, определять его тему, главную мысль, отбирать языковой материал. 2) развивающие: - развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление, внимание, восприятие на слух. 3) воспитывающие: - создать условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно в паре, в группе. - формирование эстетического вкуса учащихся. - воспитывать гуманизм и бережное отношение к миру природы. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся. - Ребята, готовы вы к уроку? (Да) На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший, дружный класс Всё получится у нас. - Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка. - Тихо садимся. 2. Чистописание - Начнём мы с чистописания. - У вас на парте листы с набором букв. Внимательно посмотрите, определите, какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается в каждой строке данного набора. - Работа с набором букв (1 лист на парту) - Какую же букву мы будем писать. Как вы думаете? - Откройте «Прописи» на стр.27 - Посмотрите на букву в рамке в «Прописи» и у меня на доске. Из каких элементов состоит буква «эр»? (наклонная линия с закруглением внизу влево и дуга с закруглением вправо и влево вниз). Показ на доске: - На первой строке пишем заглавную букву Р, чередуя с двумя прямыми наклонными линиями. Следите за наклоном и высотой букв и линий. Они должны быть одинаковы. На второй строке пишем букву Р, чередуя с верхнем элементом этой буквы. На следующей строке пишем букву Р, выводим соединительный элемент и пишем прямую наклонную линию вниз, рядом пишем ещё букву Р. Приступили к работе. Письмо буквы Р. - Достаточно, кто сколько написал. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. - Если вам нравится работа вашего соседа, поднимите руку. - А что вам понравилось? - А какое письмо мы называем красивым? - И мне нравится, когда у вас в тетрадях написано красиво. Приятно, когда тебя окружает красота. К.Д. Ушинский, известный вам, как писатель, говорил: «Чувство красоты необходимо человеку, как зрение и слух, как здоровье и умение разговаривать». - Давайте же будем стараться, чтобы каждый урок в наших тетрадях жила красота. - Поменяйтесь тетрадями. Прочитайте слова. ( красота, красивый, украсить, украшение ) - Можно ли назвать эти слова родственными? Докажите. - Найдите среди них имена существительные. Назовите их. - Как вы определили что это имена существительные? - Выпишите под 1-й стрелкой – первое, и под 2-й – второе. - Какими частями речи являются оставшиеся слова? Докажите. 3. Сообщение темы и цели урока - Тема нашего сегодняшнего урока (чтение с доски) «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». - Какие цели будут перед нами стоять? Читаем с доски: Мы будем учиться 1. Находить имена существительные в тексте. 2. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 3. Учиться правильно писать слова и предложения. 4. Работа по теме урока 1) Упражнение в определении имён существительных в тексте. - Итак, приступаем к работе. У меня на доске записан текст, но некоторые слова в нём пропущены. Давайте вставим подходящие по смыслу слова в каждое предложение и прочтём текст. На доске: Пришла настоящая зима. Белое пушистое покрывало укрыло землю. Иней запушил деревья. Вот белка прыгала с ветки на ветку. Дятел стучал по верхушке дерева своим крепким клювом. Хорош лес зимой! Слова на карточках внизу. - Прочитаем текст. - Какова тема текста? - О чём нам хотел сказать автор? - Вот и здесь мы встречаемся с красотой. - Как бы вы озаглавили этот текст? (запись заголовка) - А какая часть речи помогла нам построить такой красивый текст? - Какую роль выполняют в нашей речи имена существительные? - На какие две группы делятся имена существительные? - Давайте вернёмся к нашим словам. Если перед вами одушевлённое имя существительное – хлопните в ладоши, если неодушевлённое – молчим. Учитель называет слова из текста (по карточкам). - Какие имена существительные мы называем одушевлёнными? - Какие неодушевлёнными? - Вам понравился текст, который у нас получился? 2) Упражнение в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. - А вы хотели бы хоть на немного очутиться в зимнем лесу? - У нас с вами есть такая возможность. - Закройте глазки и представьте. Чтение учителем текста учебника упражнения №98 стр.57. - Представили? - А сейчас мы попробуем воссоздать то, что вы представили. - Найдите в учебнике на стр.57 упр.98. - Прочитайте про себя. - Найдите и выпишите из текста сначала одушевлённые имена существительные, а затем неодушевлённые. У вас в тетради будет два столбика. На доске: кто? что? - Задаём вопрос и называем имя существительное (дети по одному выходят к доске и называют слова). - К какой группе мы отнесём имена существительные первого столбика? - Почему? - Сделайте вывод об именах существительных второго столбика. - Давайте воссоздадим на доске то, что вы записали. Прикрепляются картинки (поляна, лес, сойка, рябчик, сорока, голубь) Физкультминутка - А теперь давайте встанем. «Поиграем в группы слов, Кто из вас играть готов?» - Сейчас будут звучать слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Услышав слово, отвечающее на вопрос что? – вы приседаете, вытягивая руки перед собой. Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? – встаёте на носочки ног, руки над головой. Вьюга, снегурочка, сугроб, снегирь, коньки, олень, санки пингвин, шуба, морж. - Тихо сядем. 3) Работа со словами упр. 99 стр.57 - Понравилось играть в группы слов? - Тогда найдём упр. 99 на стр.57 учебника. - Прочитайте слова. Подумайте, какое слово в группе лишнее. Объясните. Мальчики работают с первой группой слов, девочки со второй. - Какое слово вы считаете в этой группе лишним? - Почему? - Запишите, исключая лишнее, в тетрадь. Проверка с помощью карточек с безударными гласными. - Проверяем. Возьмите конверт. Достаньте карточки. - Покажите первую гласную, вторую. - К какой группе можем отнести эти слова? - Какими ещё являются эти слова? - Девочки, обратитесь к учебнику, а какое из слов вашей группы, более всего подходит к нашему сюжету? (метель) - Мальчики, а кого бы вы добавили в нашу птичью семью на лесную поляну? (воробьи) - Посмотрите сколько у нас птиц. А чем мы можем помочь птицам зимой? Картинки помещаются на доску. 4) «Собери слова» (работа на магнитной доске) - Ребята, а давайте ещё дополним нашу лесную поляну. Открывается магнитная доска. ТИККУС СИЛИЦА БЫСУГРО ЯЦЗА РАНО ЛОЧКАБЕ - Работаем по рядам. 1 ряд – ваш цвет жёлтый. 2 ряд – ваш цвет розовый. 3 ряд – ваш цвет голубой. - Найдите спрятанные словечки и отнесите их к нужной группе одушевлённых или неодушевленных имён существительных. Запишите слова. Учащиеся называют слова, а учитель прикрепляет картинку на доску. - Составьте и запишите предложение с записанными словами. 5. Словарная работа - А теперь, посмотрите на доску, что у нас получилось? - А можно сказать, что у нас получилась картина? Открывается на доске К РТИНА Действительно, мы с вами создали картину. - Прочитаем слово. - Сколько слогов в этом слове? (назовите их) - Какой слог ударный? (поставить ударение) - Какие варианты могут быть на месте безударного гласного? (о, а) - Да, ребята, именно поэтому слово «картина» является словарным словом, написание безударной гласной а нужно запомнить. - Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. - Запишите слово, поделив на слоги для переноса. 6. Подведение итогов урока. Домашнее задание - Посмотрите и скажите, на какую тему получилась наша картина? - Мы с вами авторы этой картины. Давайте её назовём. Как назовём нашу картину? - Какая часть речи была нашей верной помощницей в создании картины? - На какие группы мы учились делить имена существительные? - Посмотрите на цели, которые мы ставили в начале урока (зачитать 2-ю цель). - Я попрошу встать тех ребят, кто считает, что сегодняшний урок помог им научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Тихо сядем. - Откройте тетради. Дома вы выполните упр.42 на стр.66. Вам нужно будет подобрать и записать несколько имён существительных, которые отвечают на вопрос кто? и вопрос что? На уроке мы подбирали слова на тему «Зима», а дома вы можете, по желанию, подобрать слова по темам «Весна», «Лето», «Осень». - Наш урок подходит к концу, посмотрите на нашу картину. Метель утихла и нашу лесную поляну осветило солнышко (прикрепляется на картину) в награду за вашу дружную работу, умение мыслить, желание трудиться. А на память о нашей работе я хочу вам вручить солнышко, как частицу тепла моей души. Спасибо за работу! |
Урок русского языка в 3а по теме "Понятие об одушевленных и неодушевленных... Дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос кто?... | Урок русского языка 3 класс Тема: «Род и число имён существительных» Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число... | ||
Урок русского языка, 3 класс Тема: Изменение имён существительных... Цели: формирование первоначального представления о склонении имён существительных | Урок русского языка в 3 классе Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных Цель: Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема проблемного урока: «Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных» | Урок русского языка 3 класс Тема урока: написание окончаний имен... Обобщить знания детей о написании окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже | ||
Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока и номер урока в теме Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных | ||
Урок русского языка во 2 классе Тема : Род имён существительных Сегодня к нам на урок пришёл сказочный герой, про которого написаны следующие строки | Методическая разработка урока русского языка по теме: «Множественное... Цель: учить определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе, определять падеж имён существительных... | ||
Урок русского языка "н-нн в суффиксах имен прилагательных" Тип урока Образовательная: объяснить правописание н-нн в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных | Урок по русскому языку Тема: «Род имён существительных» Планируемые результаты: предметные – познакомить с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом,научиться определять... | ||
Конспект проблемного урока русского языка на тему: «Множественное число имён существительных» Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями имён существительных в форме множественного числа | Урок русского языка в 3 классе Тема: «Склонение имен существительных» Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение | ||
Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных" Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных” | Урока Сформировать знания учащихся по теме «Именительный и Винительный... Создание условий для усвоения способа определения падежа существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся |