Скачать 72.19 Kb.
|
Районный конкурс «Учитель года – 2013» Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных" Учитель русского языка и литературы первой категории МБОУ ООШ с. Дигилевка Лапшина Татьяна Михайловна Март 2013г Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”. Задачи: Образовательные: формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: учить определять типы склонения имён существительных по совокупности признаков (род, окончание); создать условия для изучения отличительных признаков имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения; способствовать выработке умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений. Воспитательные: способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость. Оборудование: электронная презентация (Приложение), ПК. План урока
Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. На уроке будьте внимательными, усидчивыми и старательными. Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания и положительные эмоции. 2. Постановка проблемного вопроса с повторением теоретических сведений - Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Три склонения имён существительных». - Это новый материал? (нет) - Какие задачи поставим на уроке? Что нужно будет повторить? (Вспомнить, на какие типы склонения делятся имена существительные и по каким признакам). 3. Постановка проблемы. - А теперь помогите ответить на вопрос в стихотворении. Я прилагаю всё старание. Хочу понять правописание. Но вызывает тем не менее Правописание удивление. Сидят на веткЕ воробьи. Поют на ветвИ соловьи: Ну почему, ответьте мне, Сидят на -Е, поют на -И? - Определите род и падеж выделенных существительных. (ж.р., П.п.) - Что можно сказать об окончаниях? (Разные окончания) - Ребята, почему имена существительные, стоящие в одной падежной форме, имеют разные окончания? (У них разные склонения) -Почему так важно уметь правильно определять тип склонения имен существительных? (Относясь к разным склонениям, в одних и тех же падежах существительные имеют различные окончания) 4. Работа над темой. - Что же такое склонение существительных? Давайте прочитаем в учебнике на стр. 207. Вспомним основные типы склонения имен существительных
-Сколько типов склонения выделили учёные? (3 склонения имён существительных) -Можете объяснить почему? ( По наличию тех или иных окончаний.) -Назовите особенности 1, 2 и 3 склонения, какие существительные относятся к ним? -Может ли существительное 1 склонения стать существительным 2 склонения? (Нет. Это постоянный грамматический признак существительного.) - Почему? ( Род у существительных не изменяется) - Как можно более точно заполнить третью графу?
- Приведите свои примеры к этой таблице. Упр. 517 (устно) 1-ая группа склоняет сущ. берёза, 2-ая – вечер, 3-я - оттепель
- Различаются ли падежные окончания существительных? - Что такое склонение существительного? - Как определяют склонение существительного? - Какой алгоритм действий выведем, чтобы определить склонение, если существительное не в начальной форме? 1. Поставить существительное в начальную форму ( И.п., ед. число) 2. Определить род. 3. Выделить окончание. 4. Определить склонение. (Алгоритм раздать в распечатанном виде всем ученикам) Физкультминутка. -А теперь немного отдохнем. Бабочка весной проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась, и присела, И к цветочкам полетела. 5. Закрепление Выборочный диктант. - Запишите существительные в начальной форме. 1-ый ряд выписывает сущ.1 скл., 2-ой – 2 скл., 3-ий – 3 скл. Сморчок, в зелени, у черемухи, ландышем, под веткой, за ласточкой, в ветвях, о весне, сиренью, от капели, под солнцем, с грачом. - Придумайте предложение, используя данные слова. Работа с текстом. - Спишите, вставьте орфограммы. Определите склонение имен существительных. Я сорвал цв..ток – и он увял. Я поймал мотылька – И он умер у меня на ладон.. . И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сер..цем. Гвездослав Павол (1849-1921) – словацкий поэт. - О чем это стихотворение? (О бережном отношении к природе.) - Мы говорим о бережном отношении к природе, о любви к ней, но порою, не задумываясь, ломаем на ходу ветку, срываем цветок, бросаем мусор. Этим мы наносим вред природе. Как часто она страдает от бездумных действий человека! Работа по развитию речи учащихся. Я предлагаю вам составить «Жалобную книгу природы» - Представьте себе, что вы … птица, цветок, дерево, животное и т.д. ( на карточках изображено то, кем должны представить себя дети). На кого и на что могли бы вы пожаловаться? - Составьте жалобу из 1-2 предложений в общество защиты животных и растений и предложите решение вашей проблемы. Пример выполнения задания: Я черемуха. Жалоба. Каждый год весной люди обламывают мои самые густые ветки, подержат в вазе неделю и выкидывают. Решение. Люди, купите духи с ароматом черемухи и наслаждайтесь им круглый год. - Найдите в составленных предложениях существительные и определите склонение. (Заслушать несколько человек) 6. Рефлексия. -Заполните таблицу. -Почему важно уметь правильно и быстро определять склонение имен существительных? -Закончи предложение. (2-3 человека высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)
-У вас на столах лежат разноцветные прямоугольники. Поднимите розовый прямоугольник, если урок вам понравился, желтый - если урок не очень понравился, голубой - если урок не понравился совсем. 7. Домашнее задание. Найдите все существительные в стихотворении М.Колова, запишите их в И.п. ед.ч. и определите склонение. Одари свой край чуткой нежностью, Помоги ветрам веять свежестью, Помоги лесам быть дремучими, Грусть грустить ивняку по-над кручами. Помоги воде быть глубокою, А траве лугов – быть высокою. Ты цветам помоги ковры выстелить, Запрети, не дай в зверя выстрелить, Помоги птенцам облетать крыло, Делай всё любя, чтобы впрок пошло. Помоги всему, чем земля красна, Пусть в сердцах детей зазвучит весна, Не пройди по земле незамеченным, Не дай сделать мир искалеченным! - Но это еще не все. Я предлагаю вам стать юными экологами, вступить в ряды ЮНЕКО. Как вы думаете, что от вас требуется? (раздать эмблемы) |
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Множественное... Цель: учить определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе, определять падеж имён существительных... | Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных ... | ||
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Имена существительные 3 склонения» Цель: научить различать имена существительные третьего склонения среди других имён существительных | Конспект проблемного урока русского языка на тему: «Множественное число имён существительных» Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями имён существительных в форме множественного числа | ||
Урок по теме «Три склонения имен существительных» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | Урок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание... Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание... | ||
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных... Создать условия для формирования умения склонять имена существительные 3 склонения, отработки навыков правописания безударных падежных... | Урок русского языка в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века» Цель урока: познакомить с правилом написания безударных личных окончаний имен существительных 2-го склонения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авание русского языка ведется по учебнику Н. А. Чураковой это шестой урок в теме «склонения имен существительных». На предыдущих... | Урок русского языка, 3 класс Тема: Изменение имён существительных... Цели: формирование первоначального представления о склонении имён существительных | ||
Урок русского языка 3 класс Тема: «Род и число имён существительных» Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Склонение — это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений,... | ||
Третье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака... Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению... | Конспект урока русского языка в 4 классе Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных | ||
Конспект урока русского языка. 4 класс. Учитель Калинина Е. Ю Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных | Урок русского языка "н-нн в суффиксах имен прилагательных" Тип урока Образовательная: объяснить правописание н-нн в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных |