Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"





Скачать 72.19 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"
Дата публикации11.08.2014
Размер72.19 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Районный конкурс «Учитель года – 2013»

Конспект урока русского языка по теме:

"Три склонения имен существительных"

Учитель русского языка и литературы

первой категории МБОУ ООШ с. Дигилевка

Лапшина Татьяна Михайловна

Март 2013г

Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.

Задачи:

Образовательные:  формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: учить определять типы склонения имён существительных по совокупности признаков (род, окончание);

создать условия для изучения отличительных признаков имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения;

способствовать выработке умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений. Воспитательные: способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость.

Оборудование: электронная презентация (Приложение), ПК.

План урока

  1. Оргмомент.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

На уроке будьте внимательными, усидчивыми и старательными.

Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания и положительные эмоции.
2. Постановка проблемного вопроса с повторением теоретических сведений

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Три склонения имён существительных».

- Это новый материал? (нет)

- Какие задачи поставим на уроке? Что нужно будет повторить?

(Вспомнить, на какие типы склонения делятся имена существительные и по каким признакам).

3. Постановка проблемы.

- А теперь помогите ответить на вопрос в стихотворении.

Я прилагаю всё старание.
Хочу понять правописание.
Но вызывает тем не менее
Правописание удивление.

Сидят на веткЕ воробьи.
Поют на ветвИ соловьи:

Ну почему, ответьте мне,
Сидят на -Е, поют на -И?
- Определите род и падеж выделенных существительных. (ж.р., П.п.)

- Что можно сказать об окончаниях? (Разные окончания)

- Ребята, почему имена существительные, стоящие в одной падежной форме, имеют разные окончания? (У них разные склонения)

-Почему так важно уметь правильно определять тип склонения имен существительных? (Относясь к разным склонениям, в одних и тех же падежах существительные имеют различные окончания)

4. Работа над темой.

- Что же такое склонение существительных? Давайте прочитаем в учебнике на стр. 207.

Вспомним основные типы склонения имен существительных



Склонение

Род

В им. п. ед. ч. оканчивается

I

женский и мужской

на -а, -я

II

мужской

средний

на согласный

на -о, -е

III

женский

на согласный с ь на конце

-Сколько типов склонения выделили учёные? (3 склонения имён существительных)

-Можете объяснить почему? ( По наличию тех или иных окончаний.)

-Назовите особенности 1, 2 и 3 склонения, какие существительные относятся к ним?

-Может ли существительное 1 склонения стать существительным 2 склонения? (Нет. Это постоянный грамматический признак существительного.)

- Почему? ( Род у существительных не изменяется)

- Как можно более точно заполнить третью графу?

Склонение

Род

Окончание

I

женский и мужской

-а, -я

II

мужской

средний

нулевое окончание

-о, -е

III

женский

нулевое окончание


- Приведите свои примеры к этой таблице.

Упр. 517 (устно) 1-ая группа склоняет сущ. берёза, 2-ая – вечер, 3-я - оттепель


Падеж

I склонение

II склонение

III склонение

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

береза

березы

березе

березу

березой

о березе

вечер

вечера

вечеру

вечер

вечером

о вечере

оттепель

оттепели

оттепели

оттепель

оттепелью

об оттепели

- Различаются ли падежные окончания существительных?

- Что такое склонение существительного?

- Как определяют склонение существительного?

- Какой алгоритм действий выведем, чтобы определить склонение, если существительное не в начальной форме?

1. Поставить существительное в начальную форму ( И.п., ед. число)

2. Определить род.

3. Выделить окончание.

4. Определить склонение.

(Алгоритм раздать в распечатанном виде всем ученикам)

Физкультминутка.

-А теперь немного отдохнем.

Бабочка весной проснулась,
    Улыбнулась, потянулась!
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась,
    Три – нагнулась, и присела,
    И к цветочкам полетела.


5. Закрепление

Выборочный диктант.

- Запишите существительные в начальной форме. 1-ый ряд выписывает сущ.1 скл., 2-ой – 2 скл., 3-ий – 3 скл.

Сморчок, в зелени, у черемухи, ландышем, под веткой, за ласточкой, в ветвях, о весне, сиренью, от капели, под солнцем, с грачом.

- Придумайте предложение, используя данные слова.

Работа с текстом.

- Спишите, вставьте орфограммы. Определите склонение имен существительных.

Я сорвал цв..ток – и он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладон.. .

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сер..цем.

Гвездослав Павол (1849-1921) – словацкий поэт.

- О чем это стихотворение? (О бережном отношении к природе.)

- Мы говорим о бережном отношении к природе, о любви к ней, но порою, не задумываясь, ломаем на ходу ветку, срываем цветок, бросаем мусор. Этим мы наносим вред природе. Как часто она страдает от бездумных действий человека!

Работа по развитию речи учащихся.

Я предлагаю вам составить «Жалобную книгу природы»

- Представьте себе, что вы … птица, цветок, дерево, животное и т.д. ( на карточках изображено то, кем должны представить себя дети).

На кого и на что могли бы вы пожаловаться?

- Составьте жалобу из 1-2 предложений в общество защиты животных и растений и предложите решение вашей проблемы.

Пример выполнения задания:

Я черемуха.

Жалоба. Каждый год весной люди обламывают мои самые густые ветки, подержат в вазе неделю и выкидывают.

Решение. Люди, купите духи с ароматом черемухи и наслаждайтесь им круглый год.

- Найдите в составленных предложениях существительные и определите склонение.

(Заслушать несколько человек)

6. Рефлексия.

-Заполните таблицу.

-Почему важно уметь правильно и быстро определять склонение имен существительных?

 -Закончи предложение.

(2-3 человека высказываются одним предложением, выбирая начало

фразы из рефлексивного экрана на доске)

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнял задания…

  5. Я понял, что…

  6. Теперь я могу…

  7. Я почувствовал, что…

  8. Мне захотелось…

  9. Я научился…

  10. У меня получилось …

  11. Я смог…

  12. Я попробую…

-У вас на столах лежат разноцветные прямоугольники.

Поднимите розовый прямоугольник, если урок вам понравился,

желтый - если урок не очень понравился,

голубой - если урок не понравился совсем.
7. Домашнее задание.

Найдите все существительные в стихотворении М.Колова, запишите их в И.п. ед.ч. и определите склонение.

Одари свой край чуткой нежностью,
Помоги ветрам веять свежестью,
Помоги лесам быть дремучими,
Грусть грустить ивняку по-над кручами.
Помоги воде быть глубокою,
А траве лугов – быть высокою.
Ты цветам помоги ковры выстелить,
Запрети, не дай в зверя выстрелить,
Помоги птенцам облетать крыло,
Делай всё любя, чтобы впрок пошло.
Помоги всему, чем земля красна,
Пусть в сердцах детей зазвучит весна,
Не пройди по земле незамеченным,
Не дай сделать мир искалеченным!

- Но это еще не все. Я предлагаю вам стать юными экологами, вступить в ряды ЮНЕКО. Как вы думаете, что от вас требуется?

(раздать эмблемы)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconМетодическая разработка урока русского языка по теме: «Множественное...
Цель: учить определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе, определять падеж имён существительных...
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconКонспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных
...
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconКонспект урока русского языка в 4 классе по теме «Имена существительные 3 склонения»
Цель: научить различать имена существительные третьего склонения среди других имён существительных
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconКонспект проблемного урока русского языка на тему: «Множественное число имён существительных»
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями имён существительных в форме множественного числа
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconУрок по теме «Три склонения имен существительных»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconУрок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание...
Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание...
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconТема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных...
Создать условия для формирования умения склонять имена существительные 3 склонения, отработки навыков правописания безударных падежных...
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconУрок русского языка в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века»
Цель урока: познакомить с правилом написания безударных личных окончаний имен существительных 2-го склонения
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авание русского языка ведется по учебнику Н. А. Чураковой это шестой урок в теме «склонения имен существительных». На предыдущих...
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconУрок русского языка, 3 класс Тема: Изменение имён существительных...
Цели: формирование первоначального представления о склонении имён существительных
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Род и число имён существительных»
Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число...
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Склонение — это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений,...
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconТретье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака...
Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению...
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconКонспект урока русского языка в 4 классе
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconКонспект урока русского языка. 4 класс. Учитель Калинина Е. Ю
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Конспект урока русского языка по теме: \"Три склонения имен существительных\" iconУрок русского языка "н-нн в суффиксах имен прилагательных" Тип урока
Образовательная: объяснить правописание н-нн в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск