Скачать 90.66 Kb.
|
Конспект урока по русскому языку в 2 классе. Тема проблемного урока: «Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных». По программе «Школа России ». Авторы: Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова Составила учитель начальных классов МАОУ СОШ №1 Толстых И.П. 2012 год Цель урока: открыть новые знания: - имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться,…, называются неодушевленными. Задачи урока: 1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные. 2. Развивать орфографическую зоркость 3. Формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу. 4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся. 5. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки. 6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку. Оборудование к уроку:
Х о д у р о к а:
Повторение опорных знаний. Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - Урок русского языка. Ребята! Сегодня к нам на урок пришла Снегурочка! Пришла одна, потому что злые силы похитили Дедушку Мороза! А что это значит? Это значит, что не наступит так всеми любимый новогодний праздник, ребятишки не получат свои подарки! Надо помочь Снегурочке найти Дедушку и вернуть его домой. Вы согласны? (Да.) Тогда надо хорошо потрудиться на уроке! Вы готовы? (Да) - Над какой темой мы работаем в течение нескольких уроков русского языка? (Мы изучаем имя существительное - как часть речи.) - Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном. - Снегурочка предлагает первое задание: игру «Хлопни в ладоши». Если я называю слова, обозначающие имена существительные, то хлопните дружно в ладоши. Если я называю слова, обозначающие части речи, то сидите тихонько. (Снежинка, северный, любимый, подарок, елочка, сказка, поет, рисует, игрушка, украшает, заметает, снег, ветер, солнце.) - Молодцы! - Какие слова мы называем именами существительными? Имя существительное – самостоятельная часть речи. Имена существительные – это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос (Кто?) или (Что?) Примеры И т о г. - Хорошо поработали, ребята. Хлопали вы дружно, но Дедушка Мороз не услышал вас, наверно он находится очень далеко. Поэтому Снегурочка предлагает другое задание.
- Посмотрите на доску, По какому признаку сгруппирован материал? Обсудите этот вопрос в парах. Обсуждение. зайчик льдинка сорока звезда медведь Дети отвечают: В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, во втором - на вопрос: что? - Запишите эти существительные, но сначала повторим правило посадки: Я тетрадочку открою И как надо положу. Я, друзья мои, не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Ребята, почему существительные первого столбика отвечают на вопрос: кто? Эти существительные обозначают живой предмет. - Почему существительные второго столбика отвечают на вопрос: что? Они обозначают неживой предмет. - Ребята, объясните нам со Снегурочкой, а как вы понимаете, что такое живой предмет, неживой предмет? Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот. - Хорошо! Снегурочка приготовила вам загадку. Послушайте! Ее всегда в лесу найдешь- Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. - Что это? Елочка. - Докажите: Ель- это дерево, которое чаще всего растет в лесу, у нее листочки в виде иголочек, как у ежика. Летом и зимой стоит елочка зеленая. (картинки ели и ежика) - Хорошо, ребята! А теперь подумайте, в какой столбик запишем существительное елочка? Обсудите этот вопрос в парах. Ответы детей: а). На уроках окружающего мира мы говорим, знаем, что деревья и другие растения относятся к живой природе, поэтому запишем существительное елочка в 1 столбик. б). Нет, запишем во второй столбик, так как растения не могут сами передвигаться, у них нет ног, лап, поэтому существительное елочка обозначает неживой предмет, запишем во второй столбик. - Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в языке неживым (живой- с точки зрения биологии). - Запишите существительное елочка в соответствующий столбик. - Как же могут называться существительные, отвечающие на вопрос: кто? Одушевленные - Как называются существительные, отвечающие на вопрос: что? Неодушевленные - Кто сформулирует тему нашего урока? Одушевленные и неодушевленные имена существительные. (табличка на доске) - Какие новые знания мы уже открыли на уроке? Обсудите этот вопрос в парах. - Ответы детей: На уроке мы открыли то, что имена существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначающие живой предмет, наделенные в разной степени душевными переживаниями, могут сами передвигаться, … называются одушевленными. Имена существительные, которые отвечают на вопрос: что?, обозначающие неживой предмет, не наделенные душевными переживаниями, сами не передвигаются, … называются неодушевленными. - Молодцы! А чему еще должны научиться? Различать одушевленные и неодушевленные существительные.
1. - А теперь откроем учебник на странице 12, прочитаем определение, данное в нем. - Ребята! Какие вы молодцы! Вы дали более полное определение, чем то, что записано в учебнике. - Пользуясь правилом, выполним упражнение 219 на странице 12. - Читаем задание. - Чтобы правильно выполнить задание, как будем действовать? (Повторение алгоритма) - Снегурочка предлагает выполнить задание так: - 1 вариант выписывает одушевленные существительные. - 2 вариант - неодушевленные существительные. Поэт, машинист, чтец, математик, учитель, ученик. Поэзия, машина, математика, учебник, учение, учеба. - Проверим. (Сигнал: да - нет) - Какое слово не выписали? Почему? - Если задание выписали правильно, поставьте на полях: «+», если нет: «- «. И т о г - Чему учились? Какие существительные называются одушевленными, неодушевленными? - Молодцы! Физкультминутка: Зайке холодно сидеть Надо лапочки согреть Раз – два, раз – два Надо лапочки погреть Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать Кто-то зайку напугал Зайка – прыг – и убежал. 2. - Пока мы отдыхали, зайка успел рассказать Снегурочке, что Деда Мороза видели в лесу. Отправляемся в лес. (открываю занавеску, на доске иллюстрация зимнего леса) - Прочитайте то, что записано на доске. (включаю магнитофон, звучит музыка П.И.Чайковского «Декабрь») - Что вы прочитали? Текст. - Докажите. Все предложения на одну тему, связаны по смыслу. - Прочитаем вслух и подумаем: какова тема текста? Зимний лес. - В каком предложении выражена главная мысль? ( читают первое предложение) - Запишите в тетрадь только те предложения, в которых встречаются одушевленные имена существительные. Зимний лес. Чудесен русский лес зимой. Везде лежит белоснежный ковер. Пушистый шарф укутал елочку. Словно в белой шубе стоит могучий дуб. Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел. Самостоятельная работа. Дополнительные задания:
- Проверим. Прочитайте предложения. Назовите одушевленные существительные. Какие орфограммы встретились в первом предложении? Во втором предложении? - Кто правильно выписал предложения (допустил ошибки), покажите сигнал «Да- нет». И т о г Побывали в зимнем лесу. Что при этом повторили, какую работу выполнили? - Молодцы! 3. Вот только сейчас Сорока принесла на хвосте новость. Дедушка Мороз томится в замке Снежной Королевы. Верные слуги: буйные ветры, снежные бураны охраняют подступы к владения Королевы. Но мы можем помочь успокоить буйные ветры, если каждый из вас хорошо потрудится. Задание записано на карточках – снежинках. Выполняется в тетради. (Карточки – снежинки отличаются по количеству слов.) Нужно вставить пропущенную букву в словах, распределив слова в два столбика: одушевленные и неодушевленные существительные, содержат дополнительные задания. - Написали последнее слово. Закончили выполнять задание. - Проверим вашу работу. (Чтение орфографическое, проверка сигналом «Да – нет».) И т о г Вы были внимательны, старательны. Справились с заданием. Буйные ветры успокоились. Кто–то стучится в дверь! А вот и дедушка Мороз. Ура! Дедушка говорит, что вы молодцы! Расскажите ему, какие новые знания открыли, чему научились на уроке. Ответы детей. - Домашнее задание: страница 18, упражнение 4, страница 12, учить правило. 4. - Дедушка Мороз хочет поиграть с вами в игру «Добрый волшебник» и проверить, хорошо ли вы научились различать одушевленные и неодушевленные существительные. - измените одну букву в слове так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное. Одушевленные неодушевленные лиса липа кот рот коза коса цапля капля щука рука - Молодцы! Если останется время: а). Игра «Найди лишнее». 1. Пальто, ножницы, бабочка. 2. Собака, автобус, яблоко. 3. Ножницы, кошка, корова. - объясни свой выбор. б). Вернуться к иллюстрации: - Найди предметы, которые являются одушевленными и неодушевленными существительными, докажи. |