| МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)
ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
|
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
2011-2012 учебный год
-
| Содержание
|
| I.
| Анализ состояния и эффективности методической работы по направлениям деятельности:……………………………...........................
| 4
|
| Организация и сопровождение повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников, обеспечение системы непрерывного образования педагогических кадров…………………………...............................................
| 5
|
| Создание комплекса условий для организации и проведения аттестационных процессов на муниципальном уровне и сопровождение на уровне образовательных учреждений…………………….……………………
| 14
|
| Выявление, изучение, распространение образцов управленческой и педагогической деятельности. Организационно-методическое сопровождение семинаров, практических конференций, педагогических чтений, методических недель……………………………………………………..…
| 23
|
| Организационно-методическое сопровождение работы муниципальных методических объединений педагогических работников, создание благоприятных условий для совершенствования педагогического мастерства………………............................................................................
| 26
|
| Организация методического сопровождения деятельности заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений……………………………………………..…
| 40
|
| Организация и сопровождение мероприятий по предъявлению актуального педагогического опыта учителями – победителями конкурсного отбора ПНПО…………………………………………………………..
| 42
|
| Организационно-методическое сопровождение работы Школы молодого педагога…………………………………………………........................................
| 47
|
| Проведение мониторинговых исследований в соответствии с тенденциями развития муниципальной системы образования……………………………………………………………………………..
| 48
|
| Мониторинг применения в образовательном процессе учебного оборудования. Выявление потребностей в приобретении учебного оборудования для образовательных учреждений и подготовка документов на конкурсные мероприятия........................................................
| 48
|
| Информационно-организационное обеспечение комплектования фондов школьных библиотек учебной литературой, методическое сопровождение деятельности школьных библиотек…………………………
| 52
|
| Организация работы медиатеки современных учебно-методических материалов………………………………………………………………………………
|
55
|
| Организация и проведение школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, сопровождение участия в региональном и заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников……………………………………………………………………………….
| 56
|
| Организация и проведение интеллектуальных конкурсов для учащихся, воспитанников образовательных учреждений на муниципальном уровне……………………………………………………………………………………..
| 60
|
| Организационно-методическое сопровождение проведения независимого итогового тестирования выпускников начальной школы…………..…………
| 72
|
| Взаимодействие со СМИ…………………………………………………………..…
| 74
| II.
| План работы МБОУ ДПО «Учебно-методический центр» на 2012-2013 учебный год……………………………………….........................................
| 75
|
Анализ состояния и эффективности методической работы по направлениям деятельности
Методическая тема, над которой работал МБОУ ДПО «Учебно-методический центр» в 2011-2012 учебном году:
«Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров как фактора достижения нового качества образования». В 2011 - 2012 учебном году реализовывались следующие направления деятельности МБОУ ДПО «Учебно-методический центр»:
Сопровождение и координация курсовой подготовки руководящих и педагогических работников:
- создание условий для повышения квалификации педагогических работников в системе учреждений дополнительного профессионального образования Московской области;
- совершенствование работы с персонифицированной базой данных педагогических работников Московской области;
- осуществление мониторинга профессиональных потребностей педагогических работников;
- организация и сопровождение курсов повышения квалификации на базе городского округа Балашиха.
Создание комплекса условий для проведения аттестации педагогических и руководящих работников.
Организация методической работы на уровне муниципальной системы образования:
- методическая поддержка организации методической работы на уровне образовательных учреждений;
- выявление, изучение и распространение достижений передового педагогического опыта;
- методическая поддержка молодых специалистов;
- экспертно-диагностическая работа;
- информационно-методическая работа.
Мониторинг применения в образовательном процессе учебного оборудования. Выявление потребностей в приобретении учебного оборудования для образовательных учреждений и подготовка документов на конкурсные мероприятия.
Информационно-организационное обеспечение комплектования фондов школьных библиотек учебной литературой, методическое сопровождение деятельности школьных библиотек.
Организация и проведение школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, сопровождение участия в региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников.
Организация и проведение интеллектуальных и творческих конкурсов для учащихся и воспитанников образовательных учреждений на муниципальном уровне.
1. Организация и сопровождение повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников, обеспечение системы непрерывного образования педагогических кадров В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.
Актуальность проблемы обновления образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и увеличением спроса на их применение, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет учителям повысить мотивацию обучающихся, практическую направленность занятий, добиваться запланированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Условием успешной социализации учащихся школы является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В содержании методической работы школы акцент смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие профессионального самосознания учителя и определение путей и средств его профессионального саморазвития.
В основе региональной модели повышения квалификации, утвержденной приказом Министерства образования Правительства Московской области от 28.12.2009 №2804 «Об организации региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений Московской области», реализуется ряд принципов: принцип сетевого взаимодействия учреждений, имеющих лицензию на реализацию программ повышения квалификации; принцип модульности и вариативности; принцип индивидуального выбора модулей; принцип кредитного доверия; принцип распределения и делегирования полномочий; принцип интеграции и практической направленности; а также принцип операциональности региональной сети повышения квалификации. Этот принцип достигается наличием информационных ресурсов сетевого объединения: региональной персонифицированной базы повышения квалификации, актуализируемой каждый семестр; регионального реестра сертифицированных программ учебных модулей; регионального банка системных проблемных семинаров. Сопровождение и координация курсовой подготовки
руководящих и педагогических работников.
В целях осуществления системного подхода к выявлению и формированию качественного образовательного спроса работников образования Московской области на программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) создана региональная персонифицированная база данных педагогических работников Московской области.
База данных используется как справочно-информационная система о состоянии регионального и муниципального образования: позволяет делать статистические выкладки по ряду показателей, осуществлять первичный анализ полученных данных, выявлять определенные проблемы в муниципальной системе образования в целом, и в системе повышения квалификации в частности. Сетевое взаимодействие позволяет педагогическому или руководящему работнику образовательных учреждений Московской области пройти повышение квалификации в течение каждых пяти лет, выстраивая свою индивидуальную образовательную траекторию. Индивидуальная образовательная траектория позволяет каждому работнику повышать квалификацию по индивидуальной образовательной программе. Она состоит из инвариантных (обязательных) в соответствии с государственными требованиями модулей, а также вариативных (выбираемых слушателем с учетом его профессиональных интересов и проблем). Осваивать инвариантные и вариативные программы слушатель из Московской области может в разных учреждениях региона, входящих в сетевое объединение. Обучение в региональной сети проходит в очно-заочной форме. Все более востребованным среди педагогов становится дистанционное повышение квалификации. При организации дистанционного образования применяются технологии индивидуализации и дифференциации, вариативности образования. Эффективность достигается за счет мотивированности педагогов на самостоятельную деятельность, своевременного предоставления методических материалов, осуществления обратной связи (консультирование, рецензирование и оценивание промежуточных и конечных результатов обучения).
Региональным держателем и оператором персонифицированной базы данных по повышению квалификации является ГБОУ Педагогическая академия. В городском округе Балашиха муниципальным оператором, который координирует деятельность операторов базы данных в образовательных учреждениях, является МБОУ ДПО «Учебно-методический центр». Количество педагогических работников
городского округа Балашиха, повысивших квалификацию
в учреждениях дополнительного профессионального образования
за 2009, 2010, 2011, 2012 (1-й семестр) гг.
(данные из региональной персонифицированной базы данных педагогических работников Московской области)
|