Скачать 0.85 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12
Рабочая программа по географии 6 – 9 классы Составители: творческая группа РМО учителей географии Узловая 2012 Рабочая программа рассчитана на 280 часов (70 часов в 6 классе по 2 часа в неделю, 70 часов в 7 классе по 2 часа в неделю, 70 часов в 8 классе по 2 часа в неделю 70 часов в 9 классе по 2 часа в неделю). Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа составлена на основе:
Тип учреждения: средняя общеобразовательная школа. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Направление работы школы – «Воспитание личности с экоцентрическим типом мышления». Приоритетными направлениями Программы развития школы являются: - изменение методов, технологий обучения, расширение информационно – коммуникативных технологий, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению учащихся. - обеспечение доступности изучения предметов в соответствии со способностями и физическим развитием детей и подростков. - формирование у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Структура документа Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем, рекомендуемым перечнем практических работ; требования к уровню подготовки учащихся. Общая характеристика учебного предмета Начальный курс (6 класс) является частью целостного единого учебного предмета «География». В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. Начальный курс – первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курса «Природоведение», «Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В таких условиях между природой и человеком. В таких условиях главная цель изучения курса в основной школе: овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. На относительно завершенном уровне учащиеся должны приобрести знания о географических особенностях ближайшего окружения школы и соответствующие приемы ознакомления с его рельефом, водами, погодой, растительным и животным миром, с почвами. Краеведческий принцип в содержании курса и в технологии его изучения выполняет двойную функцию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе (на локальном уровне: «Наша местность») как составной части земных оболочек. Одновременно формируются основные общие предметные понятия («горы», «равнины», «река», «климат» и т.п.), элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы. Эти теоретические знания и важные составные части содержания курса, приемы учебной работы, приобретенные учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями в процессе практических работ, в дальнейшем используются ими для самостоятельного приобретения новых знаний. Курс географии материков и океанов (7 класс) — это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам. Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников, С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся. Кроме основного содержательного блока, представленного в Стандарте разделом «География России», в данную программу были частично включены знания из других разделов: «Источники географической информации», «Природопользование и геоэкология». В структурном отношении курс состоит из двух частей: «Природа, население и хозяйство России» и «Хозяйство и географические районы», которые, в свою очередь, подразделяются на введение и шесть разделов: «Особенности географического положения», «Природа России», «Население России», «Хозяйство России», «География крупных регионов России», «Россия в современном мире». Изучение России будет неполным, если не брать во внимание географию своей местности, поэтому в рабочую программу включены темы регионального компонента с теоретическим и практическим материалом. Цель курса (6 класс): • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Основная цель курса (7 класс) — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Другая важная цель курса — раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей. Цель курса (8 – 9 класс) Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям. Учебно-методические задачи:
сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;
практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
• показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности). Специфика курса Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение географии России поможет освоению картографического метода познания своей Родины, а также информационного представления о России как совокупности разнообразных территорий и представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны. Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
• учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории. Специфика курса также состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 учебный час в неделю), в 7,8, и 9 классах – по 70 часов (2 учебных часа в неделю). В базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Тульской области 1 час учебного предмета «География» в 6 классе перенесен в региональный компонент. Этот час использован для изучения тем краеведческого модуля, включенного в курс географии 6 класса. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Результаты обучения Результаты обучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе описывать и объяснять, приводить примеры, использовать разнообразные географические источники информации – карту, статистические материалы, геоинформационные системы, пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде для оценки её состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения прежде всего в своей местности. Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения географии ученик должен знать/понимать 6 класс
4. Описывать:
7 класс
уметь • выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • чтения карт различного содержания;
8 – 9 класс знать/ понимать •- основные географические понятия и термины: федерация, государственная территория, экономическая зона, континентальный шельф, экономико-географическое положение, геополитическое положение, местное время и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация, рациональное природопользование, естественное движение населения, миграция, экономически активное население, трудовые ресурсы, агломерация, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, ресурсная база, хозяйство страны, предприятие, отрасль хозяйства, межотраслевой комплекс, отраслевая и территориальная структура хозяйства, кооперирование, специализация, транспортная система, транспортный узел, грузооборот, пассажирооборот, экономическая интеграция; - различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; - результаты выдающихся географических открытий и путешествий; - географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; - географическую зональность и поясность; - различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; - связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий; - специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; - особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации; - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; - меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России; - составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни - для определения поясного времени; - для чтения карт различного содержания; - для учета фенологических изменений в природе своей местности; для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; - для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; - для проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. Используемый УМК: 1. Т.П.Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2008. 2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2008. 3. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс. 4. Мультимедийная программа: География 6-10 класс. 5. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 класс – М.: Дрофа, 2008. 6. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа, 2008. 7. Атлас. География материков и океанов. 7 класс. 8. Мультимедийная программа: География 6-10 класс. 6 класс ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ (3 ЧАСА) География как наука о Земле. Развитие географических знаний человека о Земле. Источники получения знаний о природе Земли, населении, хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Знаменитые путешественники и географы, уроженцы Тульского края Современные научные исследования космического пространства. Земля – планета Солнечной системы. Солнце – источник жизни на Земле. Земля – одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна – спутник Земли, их взаимодействие. Движение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Возникновение и геологическая история Земли. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Практические работы: ПР 1. Наблюдение за погодой (календарь) высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов. ПР 2. Нанести на контурную карту маршруты путешествий Ф.Магеллана, Х.Колумба. Надписать названия материков и океанов РАЗДЕЛ 1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (14 ЧАСОВ) |
Учебно тематическое планирование Учитель: Ракипова Р. Р. Количество часов: Всего «Примерные программы по истории» мо ртф москва. 2007. Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев | Рабочая программа по геометрии учитель: Поташникова Е. М Планирование составлено на основе Программы по математике среднего (полного) общего образования. Составители: Днепров Э. Д., Аркадьев... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сборник нормативных документов «Физика», примерные программы по физике, Дрофа, м-2007, составители Э. Д. Днепров,А. Г. Аркадьев | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы по иностранному языку для 5-7 классов (составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев), 2- е изд., стереотип. – М.:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы по иностранному языку для 5-7 классов (составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев), 2- е изд., стереотип. – М.:... | Качество это «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,... | ||
Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,... | Погрешности измерений физических величин «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,... | ||
Культурная память и культурное наследие фронтира «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта и Примерных программ по иностранным языкам для... | ||
Попытки фальсификации в ущерб интересам России «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,... | Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,... | ||
Исследование механизмов сенсорного восприятия и организации движений «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,... | Рабочая программа по курсу «Обществознание» Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. –М.: Дрофа, 2007. Авторской программы Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса... | ||
В. М. Мишина Рекомендовано Учебно-методическим центром Профессиональный учебник «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,... | Лауреаты и победители научно-практических конференций и конкурсов учащихся «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,... |