Скачать 1.62 Mb.
|
Вопрос №1 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ Химические факторы. Химические вещества широко используются человеком на произ-водстве и в быту (консервирующие, моющие, чистящие, дезинфицирующие средства, краски, клеи). Биологические факторы.. Все известные микроорганизмы можно разделить на три группы: совершенно безопасные для человека (сапро-фиты) - мы с ними постоянно контактируем, но это никогда не вызывает заболеваний; безусловно вредные, т.е. опасные для здоровья человека (встреча всегда чревата развитием инфекционного заболевания, правда это случается тогда, когда организм не имеет соответствующей защиты; условно патогенные (это микроорганизмы, которые в обычных условиях не вызывают каких-либо заболеваний у человека, однако, когда организм ослаблен вследствие простудного или хронического заболевания, недостаточного питания, авитаминоза, стресса, утомления, они могут вызвать заболевания). Социальные факторы связаны с жизнью людей, с их отношениями друг к другу и к обществу. Психические факторы. Поведение человека в различных ситуациях, его восприятие окружающей действительности, ее эмоциональная окраска, характер поведения человека в той или иной ситуации, формирование его личности тесным образом связаны с факторами внешней и внутренней среды и их взаимодействия между собой. Адаптация (от лат. adapto – приспособление) – приспособление организма к условиям деятельности. Коммуникабельность – способность к легкому установлению социальных контактов, общительность. Стресс (англ. stress – давление, напряжение) - состояние, возникающее при действии чрезвы-чайных раздражителей и приводящее к напряжению адаптационных механизмов организма. Депрессия (лат. depressio – подавление) – аффективное состояние, характеризующееся отри-цательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы и общей пассивностью человека. В понятие «здоровье» входят формы поведения человека, которые позво-ляют улучшить жизнь, сделать ее благополуч¬ной, достичь высокой степени самореализации. Понятие здоровья можно рассматривать в трех уровнях: 1) Общественный уровень — характеризует состояние здоровья большого контингента населения, например города, страны или всего народонаселения Земли. 2) Групповой уровень — обусловлен спецификой жизнедеятельности людей, составляющих семью или коллектив, т. е. людей, объединенных профессиональной принадлежностью или условиями совместного проживания. 3) Индивидуальный уровень — на этом уровне человек рассматривается как индивидуум, этот уровень определяется генетическими особенностями данного человека, образом жизни и т. п. Здоровье населения – это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом. Индивидуальное здоровье— здоровье отдельного человека. Критерии общественного здоровья: • Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни. • Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная. • Первичная инвалидность. • Показатели физического развития. • Показатели психического здоровья. Критерии индивидуального здоровья: • Оптимальный уровень психического, нервно-психического, интеллектуального развития, его соответствие хронологическому возрасту. • Достаточное функционирование и соц. адаптация организма человека. Его устойчивость допустимым нагрузкам, адекватное его поведение в семье и обществе. • Высокая сопротивляемость по отношению болезням и неблагоприятным условиям среды. • Отсутствие пограничных форм заболеваний и признаков хронической болезней. Факторы, влияющие на здоровье: Факторы риска-опасность для жизни здоровья Факторы, потенциально-ухудшающие здоровье Факторы, улучшающие здоровье В зависимости от сферы влияния эти факторы могут быть разделены на 4 группы: 1. Экология на 20% 2. Наследственность на 20% 3. Медицина и система здравоохранения на 10% 4. Образ жизни на 50% Медико-статистические показатели состояния здоровья учащихся различных возрастных групп: Состояние здоровья – итоговый медико-статистический показатель, дающий медицинскую оценку здоровья населения. В зависимости от состояния здоровья лица по данным профилактических осмотров распределяются на три группы. I группа – здоровые лица, не предъявляющие никаких жалоб функций отдельных органов и систем, у которых при обследовании не найдено отклонений от установленных границ нормы. II группа – практически здоровые лица, имеющие в анамнезе острое и хроническое заболевание. III группа – больные хроническими заболеваниями, требующие систематического врачебного наблюдения Взаимосвязь здоровья, предболезни, болезни I. Абсолютное здоровье – теоретический критерий, который является риперной точкой при изучении процессов, происходящих в организме. II. Клиническое здоровье подразделяется на две стадии: 1. Компенсаторная стадия – когда за счет привлечения внутренних резервов организм поддерживает состояние гомеостаза. На этой стадии устанавливается динамическое равновесие, при котором происходит изменение физиологических показателей в границах нормы. 2. Дезадаптация – когда внутренних резервов организма недостаточно для поддержания гомеостаза. В результате продолжительного влияния неблагоприятных факторов на организм человека происходит нарушение адаптационных механизмов и саморегуляции организма. III. Предболезнь является промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью IV. Болезнь. Состояние «предболезнь» является первой стадией болезни. Оно переходит в стадию собственно болезниванию. Оздоровительные доктрины мира Доктрина Соломона, Доктрина Сократа, Доктрина Конфуция 2.1) ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ. КРИТЕРИИ ОБЩ.-ГО ЗДОРОВЬЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ Общественное здоровье – это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом. Общественное здоровье характеризует жизнеспособность общества. При изучении общественного здоровья факторы, его определяющие, принято объединять в следующие группы: 1) социально-экономические факторы (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и т. д.); 2) социально-биологические факторы (возраст родителей, пол, течение антенатального периода и т. д.); 3) экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и т. д.); 4) организационные или медицинские факторы (уровень, качество и доступность медико-социальной помощи и т. д.). Критерии общественного здоровья Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни. Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная. Первичная инвалидность. Показатели физического развития. Показатели психического здоровья. Основные показатели общественного здоровья: Показатель рождаемости: Ч(исло родившихся живыми за год х 1000)/(Среднегодовая численность населения) Показатель смертности: ( Число умерших за год х 1000)/( Среднегодовая численность населения); Показатель естественного прироста: (Абсолютный естественный прирост х 1000) /(Среднегодовая численность населения или разность между показателями рождаемости и смертности.) Показатель младенческой смертности: (Число детей, умерших на 1-ом месяце за год х 1000) /(Число детей, родившихся живыми в отчетном году); Показатель перинатальной смертности: (Ч-ло мертворожд. + ч-ло детей, умер. на 1-ой нед. за год) х 1000 Число детей, родившихся живыми и мертвыми в отчетном году; Показатель детской смертности: (Число детей, умерших на 1-ом году за год х 1000)/ (Число детей, родившихся живыми в отчетном году); Показатель заболеваемости: (Число вновь выявленных больных за год х 1000) / Среднегодовая численность населения; Показатель болезненности: (Ч-ло б-ных с данным забол-ем, состоящих на учете за год х 1000) / Среднегодовая численность населения; 2.2Модели организации здравоохранения в мире и их краткая характеристика. Здравоохранение — система государственных, социально-экономических, общественных, медико-санитарных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей. Организация национальных систем здравоохранения на негосударственной (частной) основе. К таким моделям относятся системы без существенной государственной поддержки малоимущих категорий граждан, основанные на простых законах потребительского рынка Организация национальных систем здравоохранения на негосударственной основе с государственным регулированием программ обязательного медицинского страхования для отдельных категорий граждан. Основной характеристикой такой модели является то, что государство с целью обеспечения гарантированной медицинской помощью большинства населения (за исключением самых богатых) посредством закона обязывает всех работодателей и самих граждан в обязательном порядке отчислять часть дохода на медицинскую страховку, а производителей медицинских услуг обеспечивать население медицинской помощью в рамках государственных нормативов (программы ОМС) при посредничестве страховых организаций. 3. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ «Охрана материнства и детства» – это комплексная система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на снижение заболеваемости среди детей, достижение высокого уровня здоровья детей, снижение материнской и детской смертности. Система «Охраны материнства и детства» состоит из нескольких этапов: • подготовка молодежи (Закон о половом и сексуальном воспитании); • подготовка молодых семей по вопросам брака (Центры планирования семьи); • подготовка женщин к материнству (профилактика абортов); • мероприятия по охране здоровья плода (наблюдение в женской консультации, дородовый отпуск, рациональное трудоустройство в период беременности пр.); • мероприятия по охране здоровья новорожденного (родильные дома, детские поликлиники, патронаж новорожденных, послеродовый отпуск, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет); • мероприятия по охране здоровья детей в дошкольных учреждениях; • мероприятия по охране здоровья детей в школьный период КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ. Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с медицинским работником. В классном журнале на последней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей: Индекс здоровья – процент не болевших детей в течение учебного года Количество часто болеющих детей (более 3-4 раз в году). Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний Цель осмотров - выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья всего подрастающего поколения. При этом задача врача заключается не только в констатации заболеваний и назначении лечения. Широко распространенное понятие «практически здоров» – антинаучно с медицинской точки зрения и даже вредно, т.к. не мобилизует врача на фиксацию и необходимую коррекцию незначительных и преморбидных состояний. Комплексная оценка состояния здоровья школьников достигается использованием 4-х критериев, предложенных НИИгигиены детей и подростков. Первый критерий – наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний. Определяется при врачебном осмотре с участием специалистов. Второй критерий – уровень функционального состояния основных систем организма. Выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб. Третий критерий – степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям. Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. Четвертый критерий – уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. Группы здоровья детей: 1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.2. Здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, 5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма 4. Главным законодательным документом страны яв¬ляется Конституция Российской Федерации 1993 го¬да, статья 41 которой гласит: Каждый имеет право на охрану здоровья и меди¬цинскую помощь. Медицинская помощь в государ¬ственных и муниципальных учреждениях здраво¬охранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджете, страхо¬вых взносов, других поступлений. В РФ финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию госу¬дарственной, частной систем здра¬воохранения, поощряется деятельность, способст¬вующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. «Основы законодательства Российской Федерации об ох¬ране здоровья граждан» Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социально¬го, научного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, на¬правленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержа¬ния его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья в соответ¬ствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами. Право граждан на информацию о факторах, влияю¬щих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая инфор¬мацию о рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствия санитар¬ным нормам и правилам, о других факторах. Право граждан на медико-социальную помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных слу¬чаях граждане имеют право на медико-социальную по-мощь, которая включает профилактическую, лечебно-диа¬гностическую, зубопротезную помощь, а также меры по уходу за больными, нетрудоспособными и ин¬валидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Граждане имеют право на бесплатную ме¬дицинскую помощь в государственной и муниципальной системах . Работающие граждане имеют право на пособие при каран¬тине в случае отстранения их от работы санитарно-эпиде¬миологической службой вследствие заразного заболева¬ния лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несо¬вершеннолетние, пособие выдается одному из родителей или иному члену семьи. Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль. 5) Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. 6) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; Граждане имеют право: •на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд. •осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил; •вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения; •на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении профилактических мероприятий, в порядке, установленном законодательством РФ. 7. Здоровье и наследственность Здоровье и наследственность Наследствен¬ность человека в эволюционном, популяционном и индивиду¬альном планах не что иное, как результат взаимодейст¬вия исходной наследственности и окружающей среды. Наследственные болезни — заболевания человека, обусловленные хромосомными и генными мутациями. Таковы, например, пороки развития, связанные с воздействием на эмбрион и плод ионизирующего излучения, химических соединений, лекарственных средств, принимаемых матерью, а также внутриутробных инфекций. Однако далеко не все Н.б. относят к врожденным, поскольку многие из них проявляются уже после периода новорожденности болезни человека условно можно разделить на три группы. Первая группа — собственно наследственные болезни, т.е. болезни, при которых проявление патологической мутации (см. Мутагенез) как этиологического фактора практически не зависит от влияния окружающей среды.К болезням первой группы относятся болезнь Дауна) гемофилия . К болезням второй группы в основе которых лежит взаимодействие генетических и средовых факторов. К болезням этой группы относятся гипертоническая болезнь, атеросклероз, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, аллергические заболевания, многие пороки развития, определенные формы ожирения. Болезни третьей группы связаны исключительно с воздействием неблагоприятных или вредных факторов окружающей среды, наследственность в их возникновении практически не играет никакой роли. К этой группе относят травмы, ожоги, острые инфекционные болезни.. 8. Здоровый образ как биологическая и социальная проблема. Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья В основе теории здорового образа жизни (ЗОЖ) заложен ряд ключевых положений: 1. Активным носителем ЗОЖ является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса. 2. В реализации ЗОЖ человек выступает в единстве своих биологических и социальных начал. 3. В основе формирования ЗОЖ лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей. 4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье. Структура ЗОЖ включает следующие факторы: - оптимальный двигательный режим;- тренировку иммунитета и закаливание;- рациональное питание;- оптимальную психофизиологическую регуляцию;- психосексуальную и половую культуру;- рациональный режим жизни;- отсутствие вредных привычек;- валеологическое самообразование. Здоровый образ жизни дает человеку следующие биологические и социальные преимущества:- ЗОЖ положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение;- ЗОЖ способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;- ЗОЖ обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;- ЗОЖ является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;- ЗОЖ обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток;- ЗОЖ позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовывать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;- ЗОЖ обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм. Эффективность образа жизни, с точки зрения сохранения и укрепления здоровья человека, можно определить по следующим биологическим и социальным критериям: 1. Оценка морфологических и функциональных показателей здоровья: - уровень физического развития; - уровень физической подготовленности. 2. Оценка состояния иммунитета: - количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода; - при наличие хронического заболевания – динамику его течения. 3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни: - эффективность профессиональной деятельности; - активность исполнения семейно-бытовых обязанностей; - широту и степень проявления социальных и личностных интересов. 4. Оценка уровня валеологических показателей: - степень сформированности установки на здоровый образ жизни; - уровень валеологических знаний; - уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья; - умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни. Законодательные акты по оздоровлению нации целью правительств и ВОЗ должно быть достижение всеми народами мира к 2000 году такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Эта идея выражена в девизе: «Здоровье для всех к 2000 году!». Итак, европейская политика охраны здоровья состоит из 38 задач и включает следующие разделы: |
Реферат по физической культуре «Здоровый образ жизни и факторы его определяющие» | Экономическая интеграция в современном мировом хозяйстве: концептуальные основы Сущность международной экономической интеграции и факторы, определяющие ее развитие | ||
Экономическая интеграция в современном мировом хозяйстве: концептуальные основы Сущность международной экономической интеграции и факторы, определяющие ее развитие | Рабочая программа дисциплины «Рождаемость как демографический процесс» «демографического» взгляда на народонаселение и факторы, определяющие его динамику, привить практические умения по изучению и характеристике... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа курса "Охрана окружающей среды" Химическая эволюция Биосферы, факторы, ее определяющие. В. И. Вернадский о роли и биогеохимических функциях живого вещества. Экосистемы... | ||
Физиологические факторЫ, определяющие физическую работоспособность... Москва 2007 Работа выполнена на кафедре физиологии и химии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Один из основных факторов, влияющих на работоспособноть и здоровье человека. Метеорологические факторы, сильно влияют на жизнедеятельность,... | ||
Мотивация учения – основное условие успешного обучения Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие... | Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на... | ||
Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на... | Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на... | ||
Урока (по Н. К. Смирнову) Внутришкольные факторы, негативного влияния на здоровье ребенка в образовательном процессе | Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на... | ||
Урока (по Н. К. Смирнову) Внутришкольные факторы, негативного влияния на здоровье ребенка в образовательном процессе | Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на... |