Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье





НазваниеВопрос №1 факторы, определяющие здоровье
страница1/13
Дата публикации14.07.2013
Размер1.62 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Вопрос №1

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ

Химические факторы. Химические вещества широко используются человеком на произ-водстве и в быту (консервирующие, моющие, чистящие, дезинфицирующие средства, краски, клеи).

Биологические факторы.. Все известные микроорганизмы можно разделить на три группы: совершенно безопасные для человека (сапро-фиты) - мы с ними постоянно контактируем, но это никогда не вызывает заболеваний; безусловно вредные, т.е. опасные для здоровья человека (встреча всегда чревата развитием инфекционного заболевания, правда это случается тогда, когда организм не имеет соответствующей защиты; условно патогенные (это микроорганизмы, которые в обычных условиях не вызывают каких-либо заболеваний у человека, однако, когда организм ослаблен вследствие простудного или хронического заболевания, недостаточного питания, авитаминоза, стресса, утомления, они могут вызвать заболевания).

Социальные факторы связаны с жизнью людей, с их отношениями друг к другу и к обществу.

Психические факторы. Поведение человека в различных ситуациях, его восприятие окружающей действительности, ее эмоциональная окраска, характер поведения человека в той или иной ситуации, формирование его личности тесным образом связаны с факторами внешней и внутренней среды и их взаимодействия между собой. Адаптация (от лат. adapto – приспособление) – приспособление организма к условиям деятельности.

Коммуникабельность – способность к легкому установлению социальных контактов, общительность.

Стресс (англ. stress – давление, напряжение) - состояние, возникающее при действии чрезвы-чайных раздражителей и приводящее к напряжению адаптационных механизмов организма.

Депрессия (лат. depressio – подавление) – аффективное состояние, характеризующееся отри-цательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы и общей пассивностью человека.

В понятие «здоровье» входят формы поведения человека, которые позво-ляют улучшить жизнь, сделать ее благополуч¬ной, достичь высокой степени самореализации.

Понятие здоровья можно рассматривать в трех уровнях:

1) Общественный уровень — характеризует состояние здоровья большого контингента населения, например города, страны или всего народонаселения Земли.

2) Групповой уровень — обусловлен спецификой жизнедеятельности людей, составляющих семью или коллектив, т. е. людей, объединенных профессиональной принадлежностью или условиями совместного проживания.

3) Индивидуальный уровень — на этом уровне человек рассматривается как индивидуум, этот уровень определяется генетическими особенностями данного человека, образом жизни и т. п.

Здоровье населения – это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом.

Индивидуальное здоровье— здоровье отдельного человека.

Критерии общественного здоровья:

• Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.

• Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.

• Первичная инвалидность.

• Показатели физического развития.

• Показатели психического здоровья.

Критерии индивидуального здоровья:

• Оптимальный уровень психического, нервно-психического, интеллектуального развития, его соответствие хронологическому возрасту.

• Достаточное функционирование и соц. адаптация организма человека. Его устойчивость допустимым нагрузкам, адекватное его поведение в семье и обществе.

• Высокая сопротивляемость по отношению болезням и неблагоприятным условиям среды.

• Отсутствие пограничных форм заболеваний и признаков хронической болезней.

Факторы, влияющие на здоровье:

Факторы риска-опасность для жизни здоровья

Факторы, потенциально-ухудшающие здоровье

Факторы, улучшающие здоровье

В зависимости от сферы влияния эти факторы могут быть разделены на 4 группы:

1. Экология на 20%

2. Наследственность на 20%

3. Медицина и система здравоохранения на 10%

4. Образ жизни на 50%

Медико-статистические показатели состояния здоровья учащихся различных возрастных групп:

Состояние здоровья – итоговый медико-статистический показатель, дающий медицинскую оценку здоровья населения.

В зависимости от состояния здоровья лица по данным профилактических осмотров распределяются на три группы.

I группа – здоровые лица, не предъявляющие никаких жалоб функций отдельных органов и систем, у которых при обследовании не найдено отклонений от установленных границ нормы.

II группа – практически здоровые лица, имеющие в анамнезе острое и хроническое заболевание.

III группа – больные хроническими заболеваниями, требующие систематического врачебного наблюдения

Взаимосвязь здоровья, предболезни, болезни

I. Абсолютное здоровье – теоретический критерий, который является риперной точкой при изучении процессов, происходящих в организме.

II. Клиническое здоровье подразделяется на две стадии:

1. Компенсаторная стадия – когда за счет привлечения внутренних резервов организм поддерживает состояние гомеостаза. На этой стадии устанавливается динамическое равновесие, при котором происходит изменение физиологических показателей в границах нормы.

2. Дезадаптация – когда внутренних резервов организма недостаточно для поддержания гомеостаза. В результате продолжительного влияния неблагоприятных факторов на организм человека происходит нарушение адаптационных механизмов и саморегуляции организма.

III. Предболезнь является промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью

IV. Болезнь. Состояние «предболезнь» является первой стадией болезни. Оно переходит в стадию собственно болезниванию.

Оздоровительные доктрины мира

Доктрина Соломона, Доктрина Сократа, Доктрина Конфуция

2.1) ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ. КРИТЕРИИ ОБЩ.-ГО ЗДОРОВЬЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Общественное здоровье – это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом. Общественное здоровье характеризует жизнеспособность общества.

При изучении общественного здоровья факторы, его определяющие, принято объединять в следующие группы:

1) социально-экономические факторы (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и т. д.);

2) социально-биологические факторы (возраст родителей, пол, течение антенатального периода и т. д.);

3) экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и т. д.);

4) организационные или медицинские факторы (уровень, качество и доступность медико-социальной помощи и т. д.).

Критерии общественного здоровья

 Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.

Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.

Первичная инвалидность.

Показатели физического развития.

Показатели психического здоровья.

Основные показатели общественного здоровья:

Показатель рождаемости: Ч(исло родившихся живыми за год х 1000)/(Среднегодовая численность населения)

Показатель смертности: ( Число умерших за год х 1000)/( Среднегодовая численность населения);

Показатель естественного прироста: (Абсолютный естественный прирост х 1000) /(Среднегодовая численность населения или разность между показателями рождаемости и смертности.)

Показатель младенческой смертности:

(Число детей, умерших на 1-ом месяце за год х 1000) /(Число детей, родившихся живыми в отчетном году);

Показатель перинатальной смертности: (Ч-ло мертворожд. + ч-ло детей, умер. на 1-ой нед. за год) х 1000 Число детей, родившихся живыми и мертвыми в отчетном году;

Показатель детской смертности: (Число детей, умерших на 1-ом году за год х 1000)/ (Число детей, родившихся живыми в отчетном году);

Показатель заболеваемости:

(Число вновь выявленных больных за год х 1000) / Среднегодовая численность населения;

Показатель болезненности:

(Ч-ло б-ных с данным забол-ем, состоящих на учете за год х 1000) / Среднегодовая численность населения;

2.2Модели организации здравоохранения в мире и их краткая характеристика.

Здравоохранение — система государственных, социально-экономических, общественных, медико-санитарных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей.

Организация национальных систем здравоохранения на негосударственной (частной) основе. К таким моделям относятся системы без существенной государственной поддержки малоимущих категорий граждан, основанные на простых законах потребительского рынка

Организация национальных систем здравоохранения на негосударственной основе с государственным регулированием программ обязательного медицинского страхования для отдельных категорий граждан.

Основной характеристикой такой модели является то, что государство с целью обеспечения гарантированной медицинской помощью большинства населения (за исключением самых богатых) посредством закона обязывает всех работодателей и самих граждан в обязательном порядке отчислять часть дохода на медицинскую страховку, а производителей медицинских услуг обеспечивать население медицинской помощью в рамках государственных нормативов (программы ОМС) при посредничестве страховых организаций.

3. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ «Охрана материнства и детства» – это комплексная система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на снижение заболеваемости среди детей, достижение высокого уровня здоровья детей, снижение материнской и детской смертности.

Система «Охраны материнства и детства» состоит из нескольких этапов:

• подготовка молодежи (Закон о половом и сексуальном воспитании);

• подготовка молодых семей по вопросам брака (Центры планирования семьи);

• подготовка женщин к материнству (профилактика абортов);

• мероприятия по охране здоровья плода (наблюдение в женской консультации, дородовый отпуск, рациональное трудоустройство в период беременности пр.);

• мероприятия по охране здоровья новорожденного (родильные дома, детские поликлиники, патронаж новорожденных, послеродовый отпуск, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет);

• мероприятия по охране здоровья детей в дошкольных учреждениях;

• мероприятия по охране здоровья детей в школьный период

КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ. Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с медицинским работником. В классном журнале на последней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Индекс здоровья – процент не болевших детей в течение учебного года

Количество часто болеющих детей (более 3-4 раз в году).

Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний

Цель осмотров - выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья всего подрастающего поколения. При этом задача врача заключается не только в констатации заболеваний и назначении лечения. Широко распространенное понятие «практически здоров» – антинаучно с медицинской точки зрения и даже вредно, т.к. не мобилизует врача на

фиксацию и необходимую коррекцию незначительных и преморбидных состояний.

Комплексная оценка состояния здоровья школьников достигается использованием 4-х критериев, предложенных НИИгигиены детей и подростков. Первый критерий – наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний. Определяется при врачебном осмотре с участием специалистов. Второй критерий – уровень функционального состояния основных систем организма. Выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб. Третий критерий – степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям. Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. Четвертый критерий – уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Группы здоровья детей: 1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.2. Здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, 5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма

4. Главным законодательным документом страны яв¬ляется Конституция Российской Федерации 1993 го¬да, статья 41 которой гласит:

Каждый имеет право на охрану здоровья и меди¬цинскую помощь. Медицинская помощь в государ¬ственных и муниципальных учреждениях здраво¬охранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджете, страхо¬вых взносов, других поступлений.

В РФ финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию госу¬дарственной, частной систем здра¬воохранения, поощряется деятельность, способст¬вующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

«Основы законодательства Российской Федерации об ох¬ране здоровья граждан» Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социально¬го, научного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, на¬правленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержа¬ния его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья в соответ¬ствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами.

Право граждан на информацию о факторах, влияю¬щих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая инфор¬мацию о рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствия санитар¬ным нормам и правилам, о других факторах.

Право граждан на медико-социальную помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных слу¬чаях граждане имеют право на медико-социальную по-мощь, которая включает профилактическую, лечебно-диа¬гностическую, зубопротезную помощь, а также меры по уходу за больными, нетрудоспособными и ин¬валидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Граждане имеют право на бесплатную ме¬дицинскую помощь в государственной и муниципальной системах .

Работающие граждане имеют право на пособие при каран¬тине в случае отстранения их от работы санитарно-эпиде¬миологической службой вследствие заразного заболева¬ния лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несо¬вершеннолетние, пособие выдается одному из родителей или иному члену семьи.

Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

5) Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

6) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

Граждане имеют право:

•на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд.

•осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;

•вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

•на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении профилактических мероприятий, в порядке, установленном законодательством РФ.

7. Здоровье и наследственность

Здоровье и наследственность

Наследствен¬ность человека в эволюционном, популяционном и индивиду¬альном планах не что иное, как результат взаимодейст¬вия исходной наследственности и окружающей среды.

Наследственные болезни — заболевания человека, обусловленные хромосомными и генными мутациями. Таковы, например, пороки развития, связанные с воздействием на эмбрион и плод ионизирующего излучения, химических соединений, лекарственных средств, принимаемых матерью, а также внутриутробных инфекций.

Однако далеко не все Н.б. относят к врожденным, поскольку многие из них проявляются уже после периода новорожденности

болезни человека условно можно разделить на три группы.

Первая группа — собственно наследственные болезни, т.е. болезни, при которых проявление патологической мутации (см. Мутагенез) как этиологического фактора практически не зависит от влияния окружающей среды.К болезням первой группы относятся болезнь Дауна) гемофилия .

К болезням второй группы в основе которых лежит взаимодействие генетических и средовых факторов. К болезням этой группы относятся гипертоническая болезнь, атеросклероз, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, аллергические заболевания, многие пороки развития, определенные формы ожирения.

Болезни третьей группы связаны исключительно с воздействием неблагоприятных или вредных факторов окружающей среды, наследственность в их возникновении практически не играет никакой роли. К этой группе относят травмы, ожоги, острые инфекционные болезни..

8. Здоровый образ как биологическая и социальная проблема.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья

В основе теории здорового образа жизни (ЗОЖ) заложен ряд ключевых положений:

1. Активным носителем ЗОЖ является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

2. В реализации ЗОЖ человек выступает в единстве своих биологических и социальных начал.

3. В основе формирования ЗОЖ лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Структура ЗОЖ включает следующие факторы:

- оптимальный двигательный режим;- тренировку иммунитета и закаливание;- рациональное питание;- оптимальную психофизиологическую регуляцию;- психосексуальную и половую культуру;- рациональный режим жизни;- отсутствие вредных привычек;- валеологическое самообразование.

Здоровый образ жизни дает человеку следующие биологические и социальные преимущества:- ЗОЖ положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение;- ЗОЖ способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;- ЗОЖ обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;- ЗОЖ является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;- ЗОЖ обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток;- ЗОЖ позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовывать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;- ЗОЖ обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Эффективность образа жизни, с точки зрения сохранения и укрепления здоровья человека, можно определить по следующим биологическим и социальным критериям:

1. Оценка морфологических и функциональных показателей здоровья:

- уровень физического развития;

- уровень физической подготовленности.

2. Оценка состояния иммунитета:

- количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

- при наличие хронического заболевания – динамику его течения.

3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

- эффективность профессиональной деятельности;

- активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;

- широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

4. Оценка уровня валеологических показателей:

- степень сформированности установки на здоровый образ жизни;

- уровень валеологических знаний;

- уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;

- умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.
Законодательные акты по оздоровлению нации

целью правительств и ВОЗ должно быть достижение всеми народами мира к 2000 году такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Эта идея выражена в девизе: «Здоровье для всех к 2000 году!».

Итак, европейская политика охраны здоровья состоит из 38 задач и включает следующие разделы:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconРеферат по физической культуре «Здоровый образ жизни и факторы его определяющие»

Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconЭкономическая интеграция в современном мировом хозяйстве: концептуальные основы
Сущность международной экономической интеграции и факторы, определяющие ее развитие
Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconЭкономическая интеграция в современном мировом хозяйстве: концептуальные основы
Сущность международной экономической интеграции и факторы, определяющие ее развитие
Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconРабочая программа дисциплины «Рождаемость как демографический процесс»
«демографического» взгляда на народонаселение и факторы, определяющие его динамику, привить практические умения по изучению и характеристике...
Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconПрограмма курса "Охрана окружающей среды"
Химическая эволюция Биосферы, факторы, ее определяющие. В. И. Вернадский о роли и биогеохимических функциях живого вещества. Экосистемы...
Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconФизиологические факторЫ, определяющие физическую работоспособность...
Москва 2007 Работа выполнена на кафедре физиологии и химии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Один из основных факторов, влияющих на работоспособноть и здоровье человека. Метеорологические факторы, сильно влияют на жизнедеятельность,...
Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconМотивация учения – основное условие успешного обучения
Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие...
Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconПодумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на...

Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconПодумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на...

Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconПодумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на...

Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconУрока (по Н. К. Смирнову)
Внутришкольные факторы, негативного влияния на здоровье ребенка в образовательном процессе
Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconПодумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на...

Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconУрока (по Н. К. Смирнову)
Внутришкольные факторы, негативного влияния на здоровье ребенка в образовательном процессе
Вопрос №1 факторы, определяющие здоровье iconПодумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск