модуль 3
Здоровьесберегающее сопровождение процесса обучения в современной школе
Задание 1 Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на здоровье ребенка в образовательном процессе?
Например:
Неправильная (нерациональная) организация школьного питания
Действие монотонных звуковых раздражителей
Неблагоприятный воздушно-тепловой режим
Некачественная питьевая вода
Недостаточное освещение учебных кабинетов
Несоответствие цветовой гаммы в кабинетах
Недостаточность озеленения кабинетов
Задание 2 На основании критериев здоровьесбережения предъявляемых к организации и проведению (комбинированного) урока в основной и старшей школе (по Н.К. Смирнову) смотри табл. 2.
Подумайте и заполните указанную ниже таблицу (только по рациональному уровню!!!!)
Урок с позиций здоровьесбережения
Критерии (параметры)
урока (по Н.К. Смирнову)
| Рациональный
| 1.Обстановка и гигиенические условия в классе или кабинете, температура, влажность, рациональность освещения помещения и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
(На основании СанПиНа)
| Температура воздуха должна быть в пределах 18-21С. Влажность 40-60%. Проветривание. Наличие стеклопакетов.
| 2. Количество видов учебной деятельности, таких, как опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д.
| На протяжении урока рекомендуется от 4 до 7 видов учебной деятельности.
| 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (мин)
| На каждый вид учебной деятельности отводится примерно 7-10 минут.
| 4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
| На протяжении урока рекомендовано не более 3 видов преподавания.
| 5. Чередование видов преподавания (мин.)
| Виды преподавания должны чередоваться каждые 10-15 минут.
| 6. Количество на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся
| Создание на уроках проблемных ситуаций и способы их разрешения. Доклады, рефераты, презентация учащихся .
| 7. Место и длительность применения ТСО. (мин)
| На уроках и внеурочное время. Использование ТСО 15-20 минут.
| 8. Поза учащихся во время занятия, чередование позы (наблюдает ли педагог за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видами работы)
| Мебель должна соответствовать росту учащихся. Учитель контролирует посадку учащихся за партами.
| 9. Количество оздоровительных моментов на занятии, таких как физкультминутки, динамические паузы, самомассаж.
| В течение урока необходимо проводить физкультминутки после 20 минут урока. Упражнение для глаз, кистей рук.
| 10. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
| Пропаганда здорового образа жизни не зависимо от содержательной части урока. Приветствие, пожелание ученику быть активным, здоровым.
| 11.Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии (оценивается наличие внешней – оценка, похвала, поддержка и внутренней – стремление узнать больше, интерес к изучаемому материалу и другие мотивации)
| На каждом этапе урока учитель должен оценивать деятельности ученика, поддерживать его стремления к знаниям, вызывать интерес к предмету.
| 12. Психологический климат на занятии (оцениваются взаимоотношения на занятии, как между педагогом и учащимися, так и между учащимися)
| Взаимоотношения на любом уроке должны быть доброжелательными, спокойными, как между педагогом и учеником, там и между учащимися.
| 13. Наличие на занятии эмоциональных разрядок, таких как шутка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, музыкальная минутка и т.д.
| Допустимо на уроке проводить эмоциональную разрядку в виде шуток, поговорок, которые снимают умственную усталость ученика.
| 14. Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу (в %)
| На учебную работу норма не менее 60% и не более 75-80%.
| 15. Отслеживание педагогом момента наступления утомления у учащихся и снижение их учебной активности (указать время начала появления утомления у учащихся на уроке)
| Педагог должен постоянно следить за утомлением учащихся после 15-20 минут работы , чтобы не допустить снижения учебной активности.
| 16. Темп окончания занятия
(«скомканность», спокойное завершение занятия, задержка учащихся после звонка)
| Рекомендуется заканчивать урок в спокойном темпе, грамотно подводить итоги и не задерживать учащихся на перемену.
|
Задание 3 Большое значение на создание благоприятного психоэмоционального климата на уроке оказывают ряд качеств и характеристик педагога.
Заполните таблицу, указав в ней качества педагога и их влияние на здоровье учащихся на уроке.
Качества педагога негативно влияющие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке
| Влияние на здоровье детей и психологический климат на уроке
| Качества педагога оказывающие позитивное воздействие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке
| Влияние на здоровье детей и психологический климат на уроке
| Авторитарность бескомпромиссность, категоричность.
| Повышают уровень психической напряженности, стрессируют ученика, формируют мышечные зажимы, истощают энергетические ресурсы, способствуют конфликтным ситуациям на уроке.
| Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии).
| Способствуют снижению стрессогенной атмосферы на уроке. Позволяют более эффективно использовать индивидуальный подход на уроке.
| Невнимательность.
| Ученик откланяется от решения главной задачи урока, что приводит к плохим знаниям предмета.
| Способность делать учебный материал доступным.
| Способствует развитию интереса к предмету.
| Безответственность.
| К снижению уровня знаний, интереса учащегося к предмету, дисциплины на уроке.
| Творчество в работе.
| Способствует лучшему усвоению знаний, стремлению к познанию, достижению целей.
| Неконтролируемость своего настроения
| Может создать на уроке недоброжелательную атмосферу, которая может привести к стрессу.
| Способность организовать коллектив учащихся.
| Способствует развитию потребности у учащихся работать в парах, группах.
| Контрольные вопросы:
На уроках, какого типа Вы используете ИКТ чаще всего и почему? Ответ обоснуйте.
В основном на уроках объяснения нового материала применяю мультимедийную лекцию. Во-первых, на уроках, которые мне приходится вести, необходимо создание образа и показа конкретного иллюстративного материала. Во-вторых, современных детей привлекает уже даже не просто картинка, движение. Простейшая анимация позволяет привлечь внимание и сосредоточить внимание на объекте.
Какие электронные средства учебного назначения Вам приходилось использовать в учебном процессе. Приведите конкретные примеры.
Мультимедийная презентация, электронные учебные пособия по предмету, электронные текстовые учебники.
Перечислите программные средства, которые Вы используете для создания электронных дидактических материалов.
Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Pablisher, Microsoft Office Exel
Опишите апробированные Вами варианты использования средств ИКТ на уроке.
Презентация, использование аудиофайлов, проводили виртуальные экскурсии.
Опишите наиболее типичные для Вас проблемы в организации учебных занятий с использованием ИКТ.
Хотелось бы иметь выход в интернет для работы с ЦОР и ЭОР. Хотелось бы, чтобы детей можно было тестировать прямо на уроке при помощи ЦОР.
Составьте технологическую карту урока с использованием ИКТ
Технологическая карта урока с использованием ИКТ
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА «Деепричастный оборот».
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| Организационный момент. Приветствие учителя.
|
| Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
| Проверяют готовность к уроку.
| 1
| 2
| Проверка домашнего задания.
|
| Читает лингвистическую сказку,проводит фронтальный устный опрос по теме «Деепричастие».
| Слушают сказку, отвечают на поставленные учителем вопросы.
| 5
| 3
| Актуализация знаний. Постановка цели урока.
|
| Читает продолжение лингвистической сказки, проводит беседу по вопросам.
| Слушают продолжение сказки, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и задачи урока.
| 10
| 4
| Изучение новой темы.
| 1.Гипертекстовое определение «Что такое деепричастный оборот» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/14ff6508-87f1-409a-b214-480d7974b08f/%5BRUS7_143%5D_%5BTD_361%5D.htm
2. Интерактивная пунктограмма «Обособление деепричастного оборота»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd363c11-b7c4-4133-adeb-310e0e5ed05a/%5BRUS7_143%5D_%5BIA_373%5D.swf
3. Интерактивная схема «Где в предложении может стоять деепричастный оборот»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/990c8f56-c5a5-4894-9123-5ada3594e0f1/%5BRUS8_196%5D_%5BIM_088%5D.swf
| 1.организует работу по ЭОР
2.организует работу по ЭОР, задает проблемный вопрос «Как обособляются на письме деепричастные обороты?»
3.организует работу в парах по ЭОР, задает проблемный вопрос «Какое место деепричастный оборот занимает в предложении?»
| 1.транслируют информацию
2.самостоятельно формулируют пунтакционное правило при деепричастном обороте
3.работают в парах по ЭОР, формируют ответ на поставленный учителем вопрос.
| 15
| 5
| Первичное закрепление новых знаний.
|
4. Интерактивный текст с заданием «Укажите предложение с деепричастным оборотом»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a6efb87e-4534-4b1d-b1c7-fc723608484f/%5BRUS7_143%5D_%5BIM_374%5D.swf
| Просит пересказать сказку научным языком.
Организует работу по ЭОР, оказывает учащимся индивидуальную помощь.
| Рассказывают о том, что узнали о деепричастном обороте.
Индивидуально выполняют работу по ЭОР, обращаются к комментариям.
| 5
| 6
| Первичная оценка полученных знаний.
| 5.Электронный учебный модуль практического типа для углубленного изучения предмета по теме «Обособление деепричастий на письме»
http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=91E6508F-E3BA-4939-8A7B-2E8743E701DE
| Организует работу с модулем практического типа, помогает найти задание под цифрой 1.
Проводит анализ выполнения задания, просит оценить работу, выставляет только «5» и «4» в журнал.
| Самостоятельно работают на компьютерах.
Анализируют и оценивают свою работу модулем, выставляют только «5» и «4» в дневник.
| 5
| 7
| Итог урока.
|
| Задает вопросы.
| Отвечают на поставленные учителем вопросы.
| 2
| 8
| Домашнее задание и его инструктаж.
|
| Проводит инструктаж выполнения домашнего задания.
| Внимательно слушают, записываю домашнее задание в дневник.
| 2
| |