ЗПР Оренбург2
Выполнила Устюжанинова Наталья Витальевна, учитель МБОУ «Волжская СОШ»
Курманаевского района Оренбургской области
Задания для самостоятельной работы
Задание 1 Внутришкольные факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка в образовательном процессе:
Неправильная (нерациональная) организация школьного питания.
Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и образовательных технологий, а также интенсификация учебного процесса.
Недостаток двигательной активности.
5. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
Авторитарный стиль преподавания.
Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.
Неблагополучное состояние здоровья педагогов.
Задание 2
Урок с позиций здоровьесбережения
Критерии (параметры)
урока (по Н.К. Смирнову)
| Уровни рациональности с позиций здоровьесбережения
| Рациональный
| Недостаточно рациональный
| Нерациональный
| 1.Обстановка и гигиенические условия в классе или кабинете, температура, влажность, рациональность освещения помещения и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
(На основании СанПиНа)
| В классе применяются
столы ученические, двухместные, расстановка столов трёхрядная и производится маркировка. Учащиеся обеспечены удобным местом за столом в соответствии с ростом и состоянием зрения и слуха. Температура воздуха в классных помещениях должна составлять 18-20 градусов, помещения проветриваются во время перемен. Влажность воздуха в помещениях в пределах 40-60%.В учебных помещениях обеспечиваются уровни освещенности и показатели качества освещения в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению, применяется система общего освещения. Классная доска оборудуется софитами, наличие стеклопакетов.
|
|
| 2. Количество видов учебной деятельности, таких, как опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д.
| норма 4-7 видов за урок
|
|
| 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (мин)
| 7-10 мин
|
|
| 4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
| не менее 3видов за урок
|
|
| 5. Чередование видов преподавания (мин.)
| не позже, чем через 10-15 мин
|
|
| 6. Количество на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся
| метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия)
-активные методы (обсуждение в группах, ролевая игра, семинар)
-методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки)
|
|
| 7. Место и длительность применения ТСО. (мин)
| 8-10 мин
|
|
| 8. Поза учащихся во время занятия, чередование позы (наблюдает ли педагог за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видами работы)
| Поза учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителем, степень его авторитаризма. Психофизический комфорт на уроке- это важнейшее условие предупреждения их утомления.
|
|
| 9. Количество оздоровительных моментов на занятии, таких как физкультминутки, динамические паузы, самомассаж.
| На 15-20 мин урока по 1 минуте из трёх лёгких упражнений с тремя-четырьмя повторениями каждого
|
|
| 10. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
| Демонстрация примеров, формирования отношения к человеку и его здоровью, как к ценности; формирование потребности в здоровом образе жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения
|
|
| 11.Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии (оценивается наличие внешней – оценка, похвала, поддержка и внутренней – стремление узнать больше, интерес к изучаемому материалу и другие мотивации)
| Интерес к занятиям, стремление узнать больше, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. К вопросам здоровья, вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителей.
|
|
| 12. Психологический климат на занятии (оцениваются взаимоотношения на занятии, как между педагогом и учащимися, так и между учащимися)
| Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье и наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение свидетельствует о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.
|
|
| 13. Наличие на занятии эмоциональных разрядок, таких как шутка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, музыкальная минутка и т.д.
| Улыбка, уместные остроумные шутки, использование поговорок, афоризмов с комментариями. Урок неполноценен, если эти качества отсутствуют.
|
|
| 14. Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу (в %)
| Не менее 60% и не более75-80%
|
|
| 15. Отслеживание педагогом момента наступления утомления у учащихся и снижение их учебной активности (указать время начала появления утомления у учащихся на уроке)
| Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма- не ранее, чем через 30 минут
|
|
| 16. Темп окончания занятия
(«скомканность», спокойное завершение занятия, задержка учащихся после звонка)
| Завершение урока должно быть спокойным, чтобы учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задания на дом
|
|
|
Задание 3
Большое значение на создание благоприятного психоэмоционального климата на уроке оказывают ряд качеств и характеристик педагога.
Заполните таблицу, указав в ней качества педагога и их влияние на здоровье учащихся на уроке.
Качества педагога негативно влияющие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке
| Влияние на здоровье детей и психологический климат на уроке
| Качества педагога оказывающие позитивное воздействие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке
| Влияние на здоровье детей и психологический климат на уроке
| Авторитарность бескомпромиссность, категоричность.
| Повышают уровень психической напряженности, стрессируют ученика, формируют мышечные зажимы, истощают энергетические ресурсы, способствуют конфликтным ситуациям на уроке.
| Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии).
| Способствуют снижению стрессогенной атмосферы на уроке. Позволяют более эффективно использовать индивидуальный подход на уроке.
| Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность
| Повышают уровень тревожности школьников, порождает тенденциозность при выставлении оценок. Создают в классе нервозную атмосферу с риском возникновения эмоциональных конфликтов.
| Умение владеть своими эмоциями, умение эффективно слушать
| Способствует повышению интереса на уроке у учащихся, умение учащихся вступать в дискуссию с учителем, атмосфера…
| Монотонность речи учителя
| Учащиеся на уроке отвлекаются, не слушают учителя, становятся раздражительными, рассеянными, пропадает интерес к учёбе.
| Толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни
| Способствует проявлению уважения к самобытному внутреннему миру ребёнка, веры в победу доброго начала межличностных отношений, отказ от методов грубого понуждения, развивает позитивную лексику.
| |