Задание 1 Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на здоровье ребенка в образовательном процессе?
Неправильная (нерациональная) организация школьного питания
Действие звуковых раздражителей – монотонных, неприятных, длительно существующих.
Неблагоприятный воздушно-тепловой режим.
Недостаточное освещение учебных помещений.
Некачественная питьевая вода.
Низкий уровень санитарно-гигиенической обстановки.
Несформированность культуры здоровья у педагогов, неблагополучие их состояния здоровья.
Задание 2 На основании критериев здоровьесбережения предъявляемых к организации и проведению (комбинированного) урока в основной и старшей школе (по Н.К. Смирнову) смотри табл. 2.
Подумайте и заполните указанную ниже таблицу (только по рациональному уровню!!!!)
Урок с позиций здоровьесбережения
Параметры
| 2
| 1
| 0
| Параметры
| 2
| 1
| 0
| 1.Обстановка и гигиенические условия в классе или кабинете, такие как температура и свежесть воздуха, рациональность освещения помещения и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей
|
|
|
| 9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на занятии, таких как физкультминутки, динамические паузы, самомассаж. Соответствие условий в кабинете для проведения таких форм работы
|
|
|
| 2. Количество видов учебной деятельности, таких, как опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д. (норма: 4-7 видов за занятие)
|
|
|
| 10.Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
|
|
|
| 3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: 7-10 мин. на каждый вид учебной деятельности)
|
|
|
| 11.Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии (оценивается наличие внешней – оценка, похвала, поддержка и внутренней – стремление узнать больше, интерес к изучаемому материалу и другие мотивации)
|
|
|
| 4.Количество видов преподавания, таких, как словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма: не менее 3 за занятие)
|
|
|
| 12.Психологический климат на занятии (оцениваются взаимоотношения на занятии, как между педагогом и учащимися, так и между учащимися)
|
|
|
| 5.Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через 10-15 мин.)
|
|
|
| 13.Наличие на занятии эмоциональных разрядок, таких как шутка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, музыкальная минутка и т.д.
|
|
|
| 6.Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся
|
|
|
| 14. Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу (норма: не менее 60% и не более 75%-80 %)
|
|
|
| 7.Место и длительность применения ТСО. Умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
|
|
|
| 15. Отслеживание педагогом момента наступления утомления у учащихся и снижение их учебной активности
|
|
|
| 8.Поза учащихся во время занятия, чередование позы (наблюдает ли педагог за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видами работы)
|
|
|
| 16. Темп окончания занятия:
-«Скомканность»
-Спокойное завершение занятия
-Задержка учащихся после звонка
|
|
|
|
Примечание: 0 – не выполняется, 1 – выполняется частично, 2 – выполняется полностью Эффективность урока с позиций здоровьесбережения:
Количество набранных баллов *100%
32 Если больше 70% - урок соответствует критериям здоровьесбережения.
От 50 до 70% - урок частично соответствует критериям здоровьесбережения.
Менее 50% - урок не соответствует критериям здоровьесбережения.
Эта этот вариант урока с учетом предложеных критериев позволяет выстроить, проанализировать, оценить любой урок с позиций здоровьесбережения.
Критерии (параметры)
урока (по Н.К. Смирнову)
| Уровни рациональности с позиций здоровьесбережения
| Рациональный
| Недостаточно рациональный
| Нерациональный
| 1.Обстановка и гигиенические условия в классе или кабинете, температура, влажность, рациональность освещения помещения и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
(На основании СанПиНа)
| 1
|
|
| 2. Количество видов учебной деятельности, таких, как опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д.
| 4-7 видов за занятие
2
|
|
| 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (мин)
| 7-10 мин. на каждый вид учебной деятельности
1
|
|
| 4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
| не менее 3 за занятие
2
|
|
| 5. Чередование видов преподавания (мин.)
| не позже, чем через 10-15 мин.
2
|
|
| 6. Количество на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся
| 2
|
|
| 7. Место и длительность применения ТСО. (мин)
| 1
|
|
| 8. Поза учащихся во время занятия, чередование позы (наблюдает ли педагог за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видами работы)
| 0
|
|
| 9. Количество оздоровительных моментов на занятии, таких как физкультминутки, динамические паузы, самомассаж.
| 1
|
|
| 10. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
| 1
|
|
| 11.Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии (оценивается наличие внешней – оценка, похвала, поддержка и внутренней – стремление узнать больше, интерес к изучаемому материалу и другие мотивации)
| 2
|
|
| 12. Психологический климат на занятии (оцениваются взаимоотношения на занятии, как между педагогом и учащимися, так и между учащимися)
| 1
|
|
| 13. Наличие на занятии эмоциональных разрядок, таких как шутка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, музыкальная минутка и т.д.
| 1
|
|
| 14. Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу (в %)
| не менее 60% и не более 75%-80 %
1
|
|
| 15. Отслеживание педагогом момента наступления утомления у учащихся и снижение их учебной активности (указать время начала появления утомления у учащихся на уроке)
| 1
|
|
| 16. Темп окончания занятия
(«скомканность», спокойное завершение занятия, задержка учащихся после звонка)
| 1
|
|
|
Задание 3
Большое значение на создание благоприятного психоэмоционального климата на уроке оказывают ряд качеств и характеристик педагога.
Заполните таблицу, указав в ней качества педагога и их влияние на здоровье учащихся на уроке.
Качества педагога негативно влияющие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке
| Влияние на здоровье детей и психологический климат на уроке
| Качества педагога оказывающие позитивное воздействие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке
| Влияние на здоровье детей и психологический климат на уроке
| Авторитарность бескомпромиссность, категоричность.
| Повышают уровень психической напряженности, стрессируют ученика, формируют мышечные зажимы, истощают энергетические ресурсы, способствуют конфликтным ситуациям на уроке.
| Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии).
| Способствуют снижению стрессогенной атмосферы на уроке. Позволяют более эффективно использовать индивидуальный подход на уроке.
|
Монотонность речи учителя, металлический, резкий;
крикливый голос;
| Негативное влияние на психологическое здоровье детей и благоприятный микроклимат в процессе обучения.
| Внешний вид учителя, его настроение, состояние здоровья.
| Способствует созданию благоприятной психологической обстановки. Вызвает у учащихся положительные эмоции от процесса обучения.
|
Однообразие ораторских приемов и отсутствие художественных оборотов речи.
| Негативное влияние на полноценное восприятие материала урока, на благоприятный микроклимат в процессе обучения.
| Доброжелательность, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных окрики, упреки, безразличие; ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление
| Способствует раскрытию способностей каждого ребенка.
|
|
| Умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться, оптимизм, организованность, умение заинтересовать своим предметом
| Способствует созданию благоприятной психологической обстановки.
| |