МКОУ «Парфеньевская СОШ»Чудецкая Л.В., учитель русского языка
Модуль 3
Здоровьесберегающее сопровождение процесса обучения в современной школе
Задание 1 Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на здоровье ребенка в образовательном процессе?
Неправильная (нерациональная) организация школьного питания.
Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
Недостаток двигательной активности.
Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и образовательных технологий, а также интенсификация учебного процесса.
Авторитарный стиль преподавания.
Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.
Неблагополучное состояние здоровья педагогов
Задание 2 На основании критериев здоровьесбережения предъявляемых к организации и проведению (комбинированного) урока в основной и старшей школе (по Н.К. Смирнову) смотри табл. 2.
Подумайте и заполните указанную ниже таблицу (только по рациональному уровню!!!!)
Урок с позиций здоровьесбережения
Критерии (параметры)
урока (по Н.К. Смирнову)
| Рациональный
| 1.Обстановка и гигиенические условия в классе или кабинете, температура, влажность, рациональность освещения помещения и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей. (На основании СанПиНа)
| Уровень освещенности в классе должен соответствовать 300\200 лк, температура воздуха-18-21 С, влажность воздуха в пределах 40-60%.
| 2. Количество видов учебной деятельности, таких, как опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д.
| От 4 до 7 видов за занятие
| 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (мин)
| 7-10 минут на каждый вид.
| 4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
| Не менее 3-х за занятие.
| 5. Чередование видов преподавания (мин.)
| Не позже чем через 10-15 минут.
| 6. Количество на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся
| В соответствии с видами работы (проблемные задания, проектные работы и т. п.)
| 7. Место и длительность применения ТСО. (мин)
| В младших классах не более 15-20 минут, в старших- 25-35 минут. Просмотр диафильмов в 5-7 классах не должно превышать 20-25 минут.
| 8. Поза учащихся во время занятия, чередование позы (наблюдает ли педагог за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видами работы)
| Правильно подобранная мебель. Чередование поз в соответствии с видами работы, учитель следит за посадкой учащихся.
| 9. Количество оздоровительных моментов на занятии, таких как физкультминутки, динамические паузы, самомассаж.
| Физминутки - на 20-35 минуте сначала урока,3-4 упражнения по 2-3 повтора.
| 10. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
| Пропаганда ЗОЖ, обязательное наличие вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
| 11.Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии (оценивается наличие внешней – оценка, похвала, поддержка и внутренней – стремление узнать больше, интерес к изучаемому материалу и другие мотивации)
| Присутствие внешней и внутренней мотивации.
| 12. Психологический климат на занятии (оцениваются взаимоотношения на занятии, как между педагогом и учащимися, так и между учащимися)
| Преобладание положительных эмоций.
| 13. Наличие на занятии эмоциональных разрядок, таких как шутка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, музыкальная минутка и т.д.
| Около 2-3-х.
| 14. Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу (в %)
| Не менее 60% и не более 75%-80%.
| 15. Отслеживание педагогом момента наступления утомления у учащихся и снижение их учебной активности (указать время начала появления утомления у учащихся на уроке)
| 5-25 минута урока- 80% усвоения, 25-35 минута- 40% усвоения, 35-40 минута – 10% усвоения и снижение активности учащихся на уроке.
| 16. Темп окончания занятия («скомканность», спокойное завершение занятия, задержка учащихся после звонка)
| Спокойное завершение занятия.
|
Задание 3
Большое значение на создание благоприятного психоэмоционального климата на уроке оказывают ряд качеств и характеристик педагога.
Заполните таблицу, указав в ней качества педагога и их влияние на здоровье учащихся на уроке
Качества педагога негативно влияющие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке
| Влияние на здоровье детей и психологический климат на уроке
| Качества педагога оказывающие позитивное воздействие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке
| Влияние на здоровье детей и психологический климат на уроке
| Авторитарность бескомпромиссность, категоричность.
| Повышение уровня психической напряженности, стрессируют ученика, формируют мышечные зажимы, истощают энергетические ресурсы, способствуют конфликтным ситуациям на уроке.
| Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии).
| Снижениестрессогенной атмосферы на уроке. Позволяют более эффективно использовать индивидуальный подход на уроке.
| Недисциплинирован-
ность, неумение организовать учащихся
| Отсутствие единых требований к учащимся способствует нарушению микроклимата в классе.
| Уравновешенность, внимательность, наблюдательность,
объективность.
| Сохранение оптимальной атмосферы в чрезвычайных и конфликтных ситуациях, использование индивидуальных приемов в общении с учащимися, формирование адекватной самооценки.
| Нетерпимость, эгоистичность.
| Повышение уровня тревожности, формирование неадекватной самооценки.
| Добросовестность, творческий потенциал, целеустремленность.
| Формирование свободного и спокойного фона общения с окружающими, эмоциональной уравновешенности.
| Неспособность к самоконтролю, перепады в настроении
| Создание на уроке недоброжелательной атмосферы, которая чаще всего приводит к стрессу.
| Толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни
| Проявление уважения к самобытному внутреннему миру ребёнка, веры в победу доброго начала межличностных отношений, отказ от методов грубого понуждения.
| |