Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться





НазваниеЗдоровье современных школьников продолжает ухудшаться
Дата публикации06.10.2014
Размер98.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Модуль 5.

  1. Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться.

2.Факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на здоровье

Внутришкольные факторы (непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями).

Общепатогенные факторы (все остальные, потенциально оказывающие воздействие на здоровье человека).

Перечень общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью человека, в том числе и школьников, на которые указывают многие исследователи и практики:

  1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.

  2. «Забалтывание» проблемы здоровья.

  3. Сужение понятия здоровья.

  4. Воздействие неблагоприятных экологических факторов.

  5. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.

  6. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.

  7. Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы регламентирующей деятельности по охране здоровья человека и ребенка.

  8. Несформированность культуры здоровья у педагогов, неблагополучие их состояния здоровья.

Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия и другие, неблагоприятное влияние на здоровье школьников оказывают внутришкольные факторы – имеющих непосредственное отношение к проблеме сохранения здоровья в образовательном учреждении и ЗОТ.

1.Несоответствующее освещение классов.

2.Нарушение теплового режима.

3. Несоответствие росту учащихся школьной мебели.

4.Неправильное применение ТСО на уроках.

5.Неправильная организация урока (отсутствие физкультминуток, недостаточное количество смены деятельности учащихся на уроке)

6. Отсутствие уроков физкультуры.

7. Плохая организация питания учащихся.

3. ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровый образ жизни это:

  • благоприятное социальное окружение духовно-нравственное благополучие;

  • оптимальный двигательный режим (культура движений);

  • закаливание организма;

  • рациональное питание;

  • личная гигиена;

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

  • положительные эмоции.

  • культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

  • Здоровьесберегающая педагогика - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

  • Культура здоровья - сознательная система действий и отношений к своему здоровью и здоровью окружающих. Важнейшей установкой формирующей культуру здоровья является ценность здоровья как такового.

  • Здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ) – совокупность условий, создаваемых администрацией школы, педагогическим коллективом при участии самих обучающихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников и создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов.



4.Четыре основных правила построения урока с позиций здоровьесбережения.

Рациональная организация урока. Организация урока должна включать в себя 3 этапа:

1. Учитель сообщает информацию, одновременно стимулируя вопросы учеников.

2. Ученики формулируют и задают вопросы.

3. Учитель и ученики обсуждают и отвечают на вопросы.

Результат – взаимный интерес, который подавляет утомление и поддерживает высокую мотивацию к процессу обучения.

Использование каналов восприятия учащихся.

Учет работоспособности учащихся.

Распределение интенсивности умственной деятельности

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока является проведение физкультминуток.

5. Цель ЗСП – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений, навыков для ведения ЗОЖ и воспитав у него культуру здоровья.

Принципы здоровьесберегающей педагогики

1. Принцип не нанесения вреда.

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

3. Принцип взаимосвязи здоровья и благополучия.

4. Принцип непрерывности и преемственности.

5. Принцип приоритета развивающего обучения.

6. Принцип психофизиологической комфортности.

7. Принцип субъект субъектного взаимоотношения с учащимися.

8. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям ученика.

9. Комплексный подход.

10. Принцип медико-психологической компетентности учителя.

11. Приоритет позитивных педагогических воздействий над негативными (запреты, порицания).

12. Приоритет активных методов обучения.

13. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии.

14. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

15. Принцип отсроченного результата.
6.Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

  • объем учебной нагрузки – количество уроков, их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

  • нагрузка от дополнительных занятий в ОУ: факультативов, индивидуальных занятий и т.п.;

  • занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физкультуры, спортивные занятия и т.п.;

  • рациональная организация урока.

7.Условия для организации здоровьесберегающего пространства школы

Приоритет: признание школой сохранение и укрепление здоровья учащихся, как одной из важнейших задач.

Для решения этой задачи необходимо:

  • разработать школьную программу здоровья;

  • в каждом серьезном решении принимаемом администрацией школы (управлением образованием), отдельной строкой фиксировать аспекты, связанные с влиянием данного решения на здоровье детей;

  • обеспечить проведение диагностики и мониторинга здоровья;

  • учет результатов мониторинга при составлении отчетов школы, при разработке программы развития, финансирования и т.п.

Ответственность: каждый человек, связанный со школой, должен нести ответственность за решение вопросов здоровьесбережения, без чего невозможно утверждение приоритета здоровья.

Для этого рекомендуется:

  • в должностные обязанности учителей включить пункты, касающиеся сохранения здоровья детей;

  • заключить со школьниками индивидуальные соглашения, в которых прописано, что именно должен или не должен учащийся, чтобы заботится о своем здоровье и помочь в школе в решение данных задач;

  • подобные соглашения заключить и с родителями учащихся, что повысит уровень их ответственности.

Урок: обеспечение благоприятного психолого-педагогического воздействия учителя на своих учеников с максимальной индивидуализацией этого воздействия.

Обучение: обеспечение необходимого уровня компетентности по вопросам сохранения здоровья педагогов, учащихся и родителей.

Укрепление здоровья и физическое развитие учащихся: при появлении у школы достаточных финансовых возможностей целесообразно использовать дополнительные средства для сохранения здоровья учащихся и педагогов: открытие фитобара, строительство и оборудование тренажерных залов, бассейна, комплекса медицинской диагностики, комнат психологической разгрузки, горного воздуха и др.

8.Последовательность формирования ЗПШ

Шаг 1. Создание небольшой группы (5 – 10 человек), которая будет осуществлять проектную деятельность по формированию ЗПШ. В состав группы могут войти учителя, администрация образовательного учреждения, родители, специалисты ИРО, ученые и т.п. Социальные роли в группе могут быть такими: «генераторы идей», «критики», «организаторы», «коммуникаторы».

Шаг 2. Подготовка и принятие обоснованного решения о включении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы, учитывая имеющиеся у школы или управления образованием ресурсы (кадровые, финансовые, организационные, информационные); разработка и принятие проекта «Здоровая школа»; поиск дополнительных источников финансирования. Если проект разработан самостоятельно, то необходимо провести его экспертизу.

Шаг 3. Повышение квалификации педагогического коллектива в сфере здоровьесберегающей педагогики (обучение педагогов, заключение договоров о сотрудничестве с центрами повышения квалификации).

Шаг 4. Активизация возможностей родительского комитета, спонсоров, администрации школы, управления образованием для успешной реализации проекта.

Шаг 5. Разработка программы диагностики и мониторинга здоровья учащихся. Введение на каждого ученика паспорта здоровья.

Шаг 6. Анализ полученных результатов диагностики и мониторинга здоровья и учет полученных результатов при планировании и корректировке программы работы школы на 2 этапе.

Урок с позиций здоровьесбережения

Критерии (параметры)

урока

Уровни рациональности

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1. Обстановка и гигиенические условия в классе или кабинете, температура, влажность, рациональность освещения помещения и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей

СоответствуютСанПин

Соответствуют не все

Не соответствуют

2. Количество видов учебной деятельности, таких, как опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д.

4-7

3-4

2-3

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (мин)

7-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)

Более 3-х

3

Менее 3-х

5. Чередование видов преподавания (мин.)

Через 10-15 мин

Через 15-20

Через20-25

6. Количество на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся

3-5

2

1

7. Место и длительность применения ТСО. (мин)

15-20 мин

20-25

30-35

8. Поза учащихся во время занятия, чередование позы (наблюдает ли педагог за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видами работы)

2

1

0

9. Количество и продолжительность оздоровительных моментов на занятии, таких как физкультминутки, динамические паузы, самомассаж.

2 по 3 мин

1 по 3 мин

0

10. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

Присутствуют

Не всегда

Отсутствуют

11.Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии (оценивается наличие внешней – оценка, похвала, поддержка и внутренней – стремление узнать больше, интерес к изучаемому материалу и другие мотивации)

Оценивает, мотивирует

Оценивает не всё;

Не оценивает, не мотивирует

12. Психологический климат на занятии (оцениваются взаимоотношения на занятии, как между педагогом и учащимися, так и между учащимися)

Хвалит, поддерживает словесно

Хвалит не всегда

Равнодушен в оценке

13. Наличие на занятии эмоциональных разрядок, таких как шутка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, музыкальная минутка и т.д.

Присутствуют

Не всегда

Отсутствуют

14. Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу (в %)

60-70

75-80

85-100

15. Отслеживание педагогом момента наступления утомления у учащихся и снижение их учебной активности (время начала появления утомления у учащихся на уроке)

Отслеживает

Не всегда

Не отслеживает

16. Темп окончания занятия

(«скомканность», спокойное завершение занятия, задержка учащихся после звонка

Спокойное завершение занятия

Скомканность

Задержка учащихся после звонка

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconУроки здоровья соответствуют следующей структуре
Здоровье современных школьников – серьезная национальная проблема. На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Это и малоподвижный...
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться icon«Здоровье и его составляющие в современных условиях»
Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят не объективный,...
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одним из ключевых направлений развития общего образования является здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье...
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconПрограмма лектория «Здоровье в наследство»
Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нем...
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconПояснительная записка Методическая разработка продолжает цикл мероприятий,...
...
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconПрограмма по курсу «биология» 7 класс
Курс биологии 7-го класса продолжает систематическое изучение данной дисцип­лины в основном (общем) образовании школьников. Он является...
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов заочной...
Дисциплина «Информационное обеспечение гостиницы» продолжает изучение основных направлений использования современных информационных...
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconАнализ организации питания в моу сош №3 на начало 2012-2013 уч год
Ведущими задачами школы в настоящее время являются развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей....
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconСоздание здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении...
Однако большинство действий, предпринимаемых администрацией образовательных учреждений по устранению факторов, негативно влияющих...
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов заочной...
Дисциплина «Информационное обеспечение гостиницы» продолжает изучение основных направлений использования современных информационных...
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconК вопросу о влиянии мобильных телефонов на здоровье и успеваемость...
«к вопросу о влиянии мобильных телефонов на здоровье и успеваемость школьников разных возрастных групп»
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconРасписание звонков на уроки
Для чёткой организации труда учителей и школьников, усиление ответственности коллектива за жизнь и здоровье детей
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconУрок трудового обучения по теме: «Изготовление по образцу плоской модели светофора»
Сейчас мы поговорим о том, как оберегать себя от опасностей и сохранить своё здоровье, и здоровье окружающих. А для чего необходимо...
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconКлассный час «Сквернословие и здоровье»
Подготовительный этап: Учащиеся получили опережающее задание: найти материал о современных профессиях (индивидуальные поручения),...
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconПрограмма «Здоровье»
Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться...
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться iconРеферат в номинации «Питание» На тему «Диета и здоровье школьника»
Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (воз), здоровье – это состояние полного физического,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск