Скачать 98.3 Kb.
|
Модуль 5.
2.Факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на здоровье Внутришкольные факторы (непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями). Общепатогенные факторы (все остальные, потенциально оказывающие воздействие на здоровье человека). Перечень общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью человека, в том числе и школьников, на которые указывают многие исследователи и практики:
Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия и другие, неблагоприятное влияние на здоровье школьников оказывают внутришкольные факторы – имеющих непосредственное отношение к проблеме сохранения здоровья в образовательном учреждении и ЗОТ. 1.Несоответствующее освещение классов. 2.Нарушение теплового режима. 3. Несоответствие росту учащихся школьной мебели. 4.Неправильное применение ТСО на уроках. 5.Неправильная организация урока (отсутствие физкультминуток, недостаточное количество смены деятельности учащихся на уроке) 6. Отсутствие уроков физкультуры. 7. Плохая организация питания учащихся. 3. ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый образ жизни это:
4.Четыре основных правила построения урока с позиций здоровьесбережения. Рациональная организация урока. Организация урока должна включать в себя 3 этапа: 1. Учитель сообщает информацию, одновременно стимулируя вопросы учеников. 2. Ученики формулируют и задают вопросы. 3. Учитель и ученики обсуждают и отвечают на вопросы. Результат – взаимный интерес, который подавляет утомление и поддерживает высокую мотивацию к процессу обучения. Использование каналов восприятия учащихся. Учет работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока является проведение физкультминуток. 5. Цель ЗСП – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений, навыков для ведения ЗОЖ и воспитав у него культуру здоровья. Принципы здоровьесберегающей педагогики 1. Принцип не нанесения вреда. 2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. 3. Принцип взаимосвязи здоровья и благополучия. 4. Принцип непрерывности и преемственности. 5. Принцип приоритета развивающего обучения. 6. Принцип психофизиологической комфортности. 7. Принцип субъект субъектного взаимоотношения с учащимися. 8. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям ученика. 9. Комплексный подход. 10. Принцип медико-психологической компетентности учителя. 11. Приоритет позитивных педагогических воздействий над негативными (запреты, порицания). 12. Приоритет активных методов обучения. 13. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. 14. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. 15. Принцип отсроченного результата. 6.Показателями рациональной организации учебного процесса являются:
7.Условия для организации здоровьесберегающего пространства школы Приоритет: признание школой сохранение и укрепление здоровья учащихся, как одной из важнейших задач. Для решения этой задачи необходимо:
Ответственность: каждый человек, связанный со школой, должен нести ответственность за решение вопросов здоровьесбережения, без чего невозможно утверждение приоритета здоровья. Для этого рекомендуется:
Урок: обеспечение благоприятного психолого-педагогического воздействия учителя на своих учеников с максимальной индивидуализацией этого воздействия. Обучение: обеспечение необходимого уровня компетентности по вопросам сохранения здоровья педагогов, учащихся и родителей. Укрепление здоровья и физическое развитие учащихся: при появлении у школы достаточных финансовых возможностей целесообразно использовать дополнительные средства для сохранения здоровья учащихся и педагогов: открытие фитобара, строительство и оборудование тренажерных залов, бассейна, комплекса медицинской диагностики, комнат психологической разгрузки, горного воздуха и др. 8.Последовательность формирования ЗПШ Шаг 1. Создание небольшой группы (5 – 10 человек), которая будет осуществлять проектную деятельность по формированию ЗПШ. В состав группы могут войти учителя, администрация образовательного учреждения, родители, специалисты ИРО, ученые и т.п. Социальные роли в группе могут быть такими: «генераторы идей», «критики», «организаторы», «коммуникаторы». Шаг 2. Подготовка и принятие обоснованного решения о включении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы, учитывая имеющиеся у школы или управления образованием ресурсы (кадровые, финансовые, организационные, информационные); разработка и принятие проекта «Здоровая школа»; поиск дополнительных источников финансирования. Если проект разработан самостоятельно, то необходимо провести его экспертизу. Шаг 3. Повышение квалификации педагогического коллектива в сфере здоровьесберегающей педагогики (обучение педагогов, заключение договоров о сотрудничестве с центрами повышения квалификации). Шаг 4. Активизация возможностей родительского комитета, спонсоров, администрации школы, управления образованием для успешной реализации проекта. Шаг 5. Разработка программы диагностики и мониторинга здоровья учащихся. Введение на каждого ученика паспорта здоровья. Шаг 6. Анализ полученных результатов диагностики и мониторинга здоровья и учет полученных результатов при планировании и корректировке программы работы школы на 2 этапе. Урок с позиций здоровьесбережения
|
Уроки здоровья соответствуют следующей структуре Здоровье современных школьников – серьезная национальная проблема. На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Это и малоподвижный... | «Здоровье и его составляющие в современных условиях» Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят не объективный,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из ключевых направлений развития общего образования является здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье... | Программа лектория «Здоровье в наследство» Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нем... | ||
Пояснительная записка Методическая разработка продолжает цикл мероприятий,... ... | Программа по курсу «биология» 7 класс Курс биологии 7-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является... | ||
Методические указания для самостоятельной работы студентов заочной... Дисциплина «Информационное обеспечение гостиницы» продолжает изучение основных направлений использования современных информационных... | Анализ организации питания в моу сош №3 на начало 2012-2013 уч год Ведущими задачами школы в настоящее время являются развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей.... | ||
Создание здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении... Однако большинство действий, предпринимаемых администрацией образовательных учреждений по устранению факторов, негативно влияющих... | Методические указания для самостоятельной работы студентов заочной... Дисциплина «Информационное обеспечение гостиницы» продолжает изучение основных направлений использования современных информационных... | ||
К вопросу о влиянии мобильных телефонов на здоровье и успеваемость... «к вопросу о влиянии мобильных телефонов на здоровье и успеваемость школьников разных возрастных групп» | Расписание звонков на уроки Для чёткой организации труда учителей и школьников, усиление ответственности коллектива за жизнь и здоровье детей | ||
Урок трудового обучения по теме: «Изготовление по образцу плоской модели светофора» Сейчас мы поговорим о том, как оберегать себя от опасностей и сохранить своё здоровье, и здоровье окружающих. А для чего необходимо... | Классный час «Сквернословие и здоровье» Подготовительный этап: Учащиеся получили опережающее задание: найти материал о современных профессиях (индивидуальные поручения),... | ||
Программа «Здоровье» Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться... | Реферат в номинации «Питание» На тему «Диета и здоровье школьника» Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (воз), здоровье – это состояние полного физического,... |