Программа по курсу «биология» 7 класс





НазваниеПрограмма по курсу «биология» 7 класс
страница1/6
Дата публикации14.03.2015
Размер0.61 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4   5   6
ПРОГРАММА ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ»

7 класс

РАЗДЕЛ: ЖИВОТНЫЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Курс биологии 7-го класса продолжает систематическое изучение данной дисцип­лины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.

В 7-ом классе продолжением курса биологии 6-го класса является курс зоологии, который является также частью специального цикла биологических дисциплин о живот­ном мире.

В процессе изучения курса 7-го класса учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложив­шееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерно рожде­ние, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретных примерах учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рацио­нального использования и охраны животного мира.

Преподавание курса биологии в 7-м классе осуществляется по программе «Животные». / Авторы В.М. Константинов, B.C. Кучменко, И.Н. Пономарева, опуб­ликованной в сборнике «Биология в основной школе: Программы». - М: Вентана-Граф, 2005, допущенной Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. 7 класс. Животные: Учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2005
Цели изучения предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Цель курса «Животные»: у учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Место предмета в базисном учебном плане

По областному базисному учебному плану на изучение биологии в 7-м классе выделено 70 часов, 2 часа в неделю, 19 лабораторных работ, но осуществляется его изуче­ние в течение 34 учебных недель, поэтому из предложенных 70 часов на изучение курса может быть использовано только 68 часов. По школьному учебному плану - 68 часов в течение учебного года, 2 часа в неделю, 19 лабораторных работ.

Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей животных Челябинской области и Карталинского района. Для изучения местной фауны, в том числе домашних и сельскохозяйственных животных, рекомендуется использовать часы учебного времени из регионального компонента.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основные знания. Животные.

  1. Царства живой природы. Признаки живого. Клетка - единица строения и жизнедеятельности организма. Ткани.

  • Клетка - единица строения всех живых организмов.

  • Химический состав живой клетки.

  • Особенности строения и жизнедеятельности клеток животных.

  • Деление клетки.

  • Хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации.

  • Особенности строения и функции основных тканей животных.

  • Взаимосвязь клеток как основа целостности организма.


Рассматривание микрообъектов в микроскоп.

2. Строение и жизнедеятельность живого организма;

  • Признаки организма: клеточное строение, постоянство химического состава, питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, раздражительность, роет, развитие, воспроизведение.

  • Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных животных.

  • Гетеротрофный способ питания.

  • Организмы паразиты.

  • Одноклеточные животные - возбудители заболеваний животных и человека.

  • Регуляция процессов жизнедеятельности.

  • Поведение животных.

  • Взаимосвязь органов и систем как основа целостности организма.

  • Связь организма животных со средой обитания.

  • Роль животных в жизни и хозяйственной деятельности человека.

  • Биологические основы разведения сельскохозяйственных животных.

  • Охрана животных.

Наблюдение, эксперимент, моделирование как методы изучения строения и жизнедеятельности организма.

3. Взаимосвязь организма и среды.

  • Среды обитания животных.

  • Приспособленность к среде обитания.

  • Экологические факторы.

  • Изменения среды обитания под воздействием антропогенного фактора.

  • Меры охраны среды обитания животных.

Наблюдения в природе

  1. Природные и искусственные сообщества.

    • Понятие о природном сообществе.

    • Понятие о виде, популяции как структурной единице вида.

    • Цепи питания.

    • Организмы - продуценты, редуценты, консументы.

    • Круговорот веществ

    • Изменения природных сообществ под влиянием деятельности человека.

    • Охрана видов животных и природных сообществ.

  2. Многообразие животных. Классификация животных и эволюционное учение.

  • Царства живой природы.

  • Основные таксономические единицы в царстве животных. Классификация животных.

  • Основные признаки царства, подцарств, типов, классов, отрядов, семейств, видов. Усложнения животных в процессе эволюции.

  • Доказательства эволюции.

  • Породы животных, причины их многообразия.

  • Роль животных в природе и народном хозяйстве. Сохранение генофонда животного мира.

  • Наблюдения.


Основные умения

Применять знания:

  • О строении и жизнедеятельности животных для обоснования условия их содержания;

  • О видах, популяциях (природных сообществах) для обоснования мер их охраны;

Сравнивать:

  • царства живой природы;

  • строение и функции клеток животных с клетками растений, бактерий, грибов;

  • ткани животных и растений;

  • типы животных, классы хордовых;

  • природные сообщества и искусственные.


Наблюдать:

  • сезонные изменения в жизни животных;

  • взаимоотношения и поведение животных.


Узнавать:

  • ткани животных на микропрепаратах;

  • органы, системы органов на таблицах и рисунках;

  • наиболее распространенные виды животных своего региона, домашних животных.


Делать выводы:

  • о клеточном строении животных;

  • о единстве органического мира;

  • об историческом развитии животного мира;

  • о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей, органов, систем органов.


Соблюдать правила:

  • работы с микроскопом при рассматривании микропрепаратов;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних и с/х животных,

  • изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов по изучению поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • поведения в природе.


Основное содержание
Распределение часов в течение учебного года осуществляется следующим образом:

№ те­мы

тема

Количество ча­сов по програм­ме

Количество часов по ка-лендарно-тематическому планированию

1

Общие сведения о мире животных

4

4

2

Строение тела животных

2

2

3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточ­ные

4

4

4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные

2

2

5

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

6

7

6

Тип Моллюски

4

5

7

Тип Членистоногие

7

7

8

Тип Хордовые

32

6+5+4+9+9 (33)

9

Развитие животного мира на Земле

0

4










всего:68 ч

В соответствии с областным базисным учебным планом 10% учебного времени отведены на реализацию национально− регионального компонента дисперсно при

изучении всех тем курса. Включение НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни региона и всей страны. Учащиеся получают реальную возможность применения получен­ных знаний и умений на практике. Распределение НРК по урокам:

№ НРК

Содержание НРК

1

«Разнообразие животных родного края»

2

Животные Челябинской области

3

Моллюски Челябинской области

4

Ракообразные Челябинской области

5

Паукообразные Челябинской области

6

Насекомые Челябинской области

7

Промысловые рыбы Челябинской области. Их рациональное использование и охрана.

8

Земноводные Челябинской области

9

Пресмыкающиеся Челябинской области

Распределение НРК

по урокам:7 кл.

№ урока

№НРК




Содержание НРК

2




1




«Разнообразие животных родного края»

4




2




Животные Челябинской области

21




3




Моллюски Челябинской области

25




4




Ракообразные Челябинской области

26




5




Паукообразные Челябинской области

27










Насекомые Челябинской области

37




6




Промысловые рыбы Челябинской области. Их рациональное использование и охрана.

41




7




Земноводные Челябинской области

44




8




Пресмыкающиеся Челябинской обл

51




9




«Знакомство с птицами окрестностей Карталинского района и Челябинской области »

55




10




Млекопитающие Челябинской области

57




11




Млекопитающие Челябинской области

58




12




Млекопитающие Челябинской области

59




13




Млекопитающие Челябинской области

62




14




Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком в Челябинской области

Экскурсия «Домашние и дикие животные»
















Литература, используемая для реализации НРК:

  1. Природа Ю - Урала. Е.В. Григорьева. Челябинск; Юж - Урал кн. 2001

  2. Заповедники России: Учебное пособие для учащихся 5-9 классов.- Челябинск, Взгляд, 2003

  3. География Челябинской Области (учебник) Челябинск; Юж - Урал кн.2002.

  4. Голубые зеркала Каменного пояса. Челябинск, Взгляд, 2005.

  5. Карталинский район (Познай свой край )Челябинск. «Абрис» 2006

  6. З.И. Тюмасева. Окружающий мир. Региональные особенности, уральский
    вариант. Челябинск, Взгляд, 2005.

  7. Данные «Красной книги» списка животных Челябинской области.




  1. Г.А. Уфимцева. В.В. Латюшин «Биология . Животные Челябинской области». Челябинск 2004г.


Учебно− методический комплекс для курса Биология. Животные.


  1. В.М. Константинов. В.Г. Бабенко. Биология. Животные. 7 класс. М. Вента - Граф, 2004г.

  2. Примерная программа по биологии составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.),

  3. Сухова Т.С. Строганов В.И. Биология в основной школе. 5−9 классы. Вентана−Граф, 2005г

  4. Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С. Суматохин С.В. Биология. Животные 7класс. Рабочая тетрадь № 1−2

  5. Пепеляева О.А. Поурочные разработки по биологии «Вако» М. 2005г.

  6. Кучменко В.С. Суматохин С.В. Биология. Животные 7класс. Методическое пособие. Вентана−Граф. 2003г

  7. Программно-методические материалы. Биология 6-11 классы. B.C. Кучменко - Дрофа. 2000г.

  8. Настольная книга учителя биологии (норматив. Документы). М. Астрель, 2002г.

  9. Рохлов В., Теремов А. «Занимательная зоология» М. Аст- Пресс. 1999г.

  10. Универсальное учетное пособие «Биология» 6-11 кл. А. Скворцов, А. Никишев, М. - «Аст - Пресс» 2000г.

  11. Г.И. Лернер. Биология животных М. Аквариум 2000г.

  12. А.И. Никишов. Дидактический материал по зоологии М. Цитадель 1996 г.

  13. Газета «Первое сентября» Зачеты.

  14. А.А.Яхонтов Зоология дни учителя М. Просвещение.

  15. В.З. Резникова «1000 вопросов и заданий по биологии. Животные» М. «Аквариум» 2001г.

  16. И. Акимушки «Мир животных» М. Мысль 1998г.

17. Т.С. Сухова, B.C. Кучменко Биология. Система заданий для контроля обязательного
уровня подготовки выпускников основной средней школы. М. «Вентана-Граф», 2002г.

18. Т. С Сухова «Вопросы пола». М. Вентана − Граф 2002г


1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)


  1. Биология (анатомия и физиология человека). «Просвещение»



  1. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.



  1. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».




  1. Биология. 1С: Репетитор.




  1. Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0»



  1. Биология 6-11 кл. «Физикон»


7. Биология. Химия. Экология.
8. Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс
9. Биология. 1С: Животные. 7 класс.
10. Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
11. Биология. 6 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
12. Биология в школе. Растительный мир. Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
13. Биология в школе. Жизнедеятельность животных . Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г

Распределение в планировании часов практической части по базисному плану:

Практическая часть:

№ лабо­раторной работы

Темы лабораторных работ

1

Строение инфузории туфельки. Рассмотрение других простейших под микроскопом

2

Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость

3

Внутреннее строение дождевого червя.

4

Наблюдение за поведением прудовика: его передвижением, ответа­ми на раздражение

5

Изучение раковины: наружного и внутренних слоев

6

Изучение раковины различных пресноводных моллюсков

7

Внешнее строение комнатной мухи

8

Знакомство с насекомыми- вредителями культурных растений.

9

Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения

10

Изучение скелета, внутреннего строения рыбы

11

Лягушки. Внешнее и внутреннее строение

12

Изучение скелета и внутреннего строения лягушки на готовых влажных препаратах

13

Изучение внешнего строения пресмыкающихся. Сравнение скелета ящерицы и лягушки

14

Внешнее строение птицы

15

Строение скелета птицы

16

Изучение внутреннего строения яйца

17

Наблюдение за живыми птицами

18

Наблюдение за животными. Внешнее строение

19

Изучение строения скелета млекопитающих



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по курсу «биология» 7 класс iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Программа по курсу «биология» 7 класс iconТематическое планирование уроков по курсу Биология. Общие закономерности. 9 класс
Иметь представления о науке биология; узнать цели и задачи предмета «Общая биология»,ее связь с другими науками; практическое применение...
Программа по курсу «биология» 7 класс iconРабочая программа по вводному курсу «Биология»
Рабочая программа по вводному курсу «Биология» 5 класс составлена на основе следующих документов
Программа по курсу «биология» 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 9 классы. Биология 10 –...
Программа по курсу «биология» 7 класс iconРабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»
Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов». Программа является продолжением линии Н. И....
Программа по курсу «биология» 7 класс iconСонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс
Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 класс. М.: Дрофа, 2006. 138с. 11, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями,...
Программа по курсу «биология» 7 класс iconРабочая программа по курсу Биология. Многообразие живых организмов....
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственная стандарта общего образования, программы...
Программа по курсу «биология» 7 класс iconТематическое планирование Наименование предмета: биология Класс
Авторы программы: Константинов В. М., Кучменко В. С, Пономарева И. Н., 7 класс. Биология. – М.: Вентана-Граф, 2010
Программа по курсу «биология» 7 класс iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Программа по курсу «биология» 7 класс iconБиология – 8 класс: протисты, животные
Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности...
Программа по курсу «биология» 7 класс iconТематическое планирование по курсу «Биология. Животные». 7 класс
Термины: места обитания; хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз, паразит,хозяин, биоценоз, экосистема, продуценты, консументы,...
Программа по курсу «биология» 7 класс iconТематическое планирование по курсу «Биология. Животные» 7 класс
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (комбинированный). Контроль знаний за прошлый учебный год
Программа по курсу «биология» 7 класс iconУчебники: Природоведение 5 класс Т. С. Сухова, В. И. Строганов Биология...
Утверждаю Площадь кабинета -35,4 м2 Председатель школьной комиссии кабинет биологии О. В. Смирнова зав кабинетом – Шабарова С. В
Программа по курсу «биология» 7 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс
«Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н. И. Сонина, В. Б захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение....
Программа по курсу «биология» 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы» авторов И. В. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова// Биология в...
Программа по курсу «биология» 7 класс iconРабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Краюхина...
Данная адаптированная рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» составлена в соответствии с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск