Рабочая программа по курсу
Биология. Многообразие живых организмов.
7 класс (68 часа/2 часа в неделю
2013-2014 учебный год. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственная стандарта общего образования, программы И.Б. Морзунова. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология: 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2009.
Календарно тематическое планирование ориентировано на использовании:
1. Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2005.
Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Биология.- М: Дрофа, 2004.
Высоцкая М.В. Биология. Многообразие организмов. 7 класс: поурочные планы по учебнику Сонина Н.И. - Волгоград: Учитель, 2007.
CD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия 8 класс»
CD «Конструктор тестов»
CD «Большая Советская энциклопедия»
7. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Календарно тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год. Требование к уровню подготовки обучающихся:
Должны знать/понимать:
особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
о существовании эволюционной теории;
основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».
В заключение приведен список основной и дополнительной литературы.
Тематическое планирование уроков по курсу
«Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс.
(2 часа/неделю) учебник: Захарова В.Б., аСонин Н.И.
№ урока
| Тема урока
| Содержание темы
| Тип урока
| Вид деятельности учащегося
| Планируемый результат (знать/уметь)
| Информационно методическая обеспеченность
| Внесение изменений
| 1.
| Мир живых организмов. Уровни организации живого
| Клетка, ткань, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера; живое, косное, биокосное вещество; уровень организации жизни.
| Вводный
| Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.
| Иметь представления о мире живых организмов; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.
| Фрагмент с CD о многообразии живых организмов, открытки.
|
| 2.
| Ч. Дарвин о происхождении видов
| Эволюция, индивидуальная наследственная изменчивость, искусственный, естественный отбор, борьба за существование, конкуренция, популяция, вид, причины эволюции.
| Комбинированный
| Рассказывают сообщения, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.
| Иметь представления о Ч.Дарвине и происхождении видов; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.
| Портрет
Ч.Дарвина, сорта овощей или фруктов - результат искусственного отбора, открытки. Фрагмент с CD по теме.
|
| 3.
| Многообразие организмов и их классификация
| Систематика, классификация, искусственная и естественная система, вид, род, семейство, отряд, класс, тип, отдел, царство, надцарство, эволюция, прокариоты, эукариоты.
| Комбинированный или экскурсия
| Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические еиницы, заполняют таблицу.
| Иметь представления о многообразии организмов и их классификацию; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.
| Портреты К.Линнея и Ч. Дарвина, таблица «Основные систематические категории», гербарии, наборы открыток представителей разных видов, царств. Фрагмент с CD'по теме.
|
| 4
| Общая характеристика и происхождение прокариот
| Прокариоты, Настоящие бактерии, микробиология, кокки, стафилококки, бациллы, вибрионы, спириллы, муреин, ферменты.
| Комбинированный
| Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.
| Иметь представления об общей характеристике и происхождении прокариот; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.
| Фрагмент с CD по теме.
|
| 5
| Особенности строения и жизнедеятельности подцарства прокариот; настоящие бактерии; архебактерии, их роль в природе и практическое значение
| Настоящие бактерии, архебактерии, симбиоз, метан, сера, разрушители, патогенные прокариоты, биосфера.
| Комбинированный
| Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу.
| Иметь представления об особенностях строения и жизнедеятельности подцартсва прокариот, бактерий и архебактерий; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника.
| Влажный препарат «Клубеньки на корнях бобовых растений», портрет Луи Пастера. Фрагмент с CD по теме.
|
| 6
| Подцарство Оксифотобактерии. особенности организации, роль в природе и практическое значение
| Оксифотобактерии, цианобактерии, сине-зелёные водоросли, азот, автотрофы, экология, «цветение воды», состав воздуха, озоновый слой.
| Комбинированный
| Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют л/р в раб.тетраде.
| Иметь представления о подцарстве оксофотобактерий; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника.
| Микроскоп, микропрепараты. Фрагмент с CD по теме.
|
| 7
| Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека
| Царство Грибы, грибница, мицелий, гифы, плодовое тело, микология, гетеротрофы, микориза, эукариоты.
| Комбинированный. Объяснение нового материала.
| Отвечают на вопросы, заполняюттаблицу, записывают определения, выполняют задания по карточкам.
| Иметь представления о царстве Грибы; знать определения темы; уметь работать с муляжами, рисунками и текстом учебника.
| Муляжи плодовых тел грибов. Фрагмент с CD по теме.
|
| 8
| Многообразие грибов.
| Отдел Настоящие грибы, мукор, спорынья, трутовик, шляпочные грибы, пеницилл, пенициллин, аллергия.
| Комбинированный, лабораторный
| Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют л/р в раб.тетраде.
| Иметь представления о многообразии грибов; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника.
| Таблица «Плесневые, головнёвые грибы». Микроскоп, лупа, микропрепарат, муляжи грибов, тела трутовиков. Фрагмент с CD по теме. Л/р: «Строение плесневого гриба мукора»
|
| 9
| Многообразие грибов.
| Прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, разрушители, потребители, симбиоз, грибы, бактерии.
| Обобщающий, лабораторный
| Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют л/р в раб.тетраде.
| Иметь представления о многообразии грибов; знать определения темы; уметь работать с муляжами и рисунками презентации.
| Л/р: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». Оборудование. Фрагмент с CD по теме.
|
| 10
| Отдел Лишайники
| Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище, «пионеры» почвы.
| Комбинированный
| Работают по карточкам «какие утверждения верны?», записывают определения, л/р в раб.тетр., смотрят презентацию и делают выводы что лишайники – уникальные симбиотические организмы.
| Иметь представления об отделе Лишайники; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника.
| Коллекции лишайников, таблицы
|
| 11
| Общая характеристика царства Растения
| Царство Растения, биомасса, производители (продуценты). Низшие и Высшие растения. Биом, автотрофы, фотосинтез, пигменты, хлорофилл, фитогармоны.
| Комбинированный
| Тестовая работа, записывают определения, заполняют таблицу.
| Иметь представления об общей характеристики царства Растении; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника, микроскопом.
| Фрагмент с CD по теме. Комнатные растения, микроскоп, микропрепараты растительных клеток. Стихи, загадки о растениях.
|
| 12
| Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей
| Низшие растения, водоросли, жизненные формы, хламидоманада, хроматофор, клеточная стенка, целлюлоза, вакуоль, слоевище, автотрофы, фотосинтез. Бесполое, вегетативное, половое размножение, спора, зооспора, гаметы, зигота, спорофит, гаметофит.
| Комбинированный
| Рассказывают домашний опыт, записывают определения, заполняют таблицу.
| Иметь представления о подцарстве низшие растения; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника.
| Фрагмент с CD по теме. Микроскоп, микропрепараты.
|
| 13
| Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение
| Отделы Бурые, Красные, Зелёные водоросли. Фитобентос, фитопланктон, детрит, таллом, ризоиды, пигменты, хлорофилл, каратиноиды, ламинария, спирогира.
| Комбинированный, лабораторный
| Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют л/р в раб.тетраде.
| Иметь представления о многообразие водорослей; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисункамипрезентации.
| Л/р: «Изучение внешнего строения водорослей». Микроскоп, микропрепарат. Фрагмент с CD по теме.
|
| 14
| Общая характеристика подцарства Высшие растения
| Вегетативные, репродуктивные органы, спорангии, ткани, эмбриональное, постэмбриональное развитие, высшие растения.
| Комбинированный
| Самостоятельно пишут терминологический диктант, Работают по карточкам «какие утверждения верны?», записывают определения, смотрят презентацию и делают выводы о передвижении веществ в растении
| Иметь представления об общей характеристики подцарства Высшие растения; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника.
| Комнатные растения, гербарии, микроскопы, микропрепараты
|
| 15
| Отдел моховидные Особенности строения и жизнедеятельности
| Отдел Моховидные, побег, спорофит, гаметофит, ограничивающий фактор, кукушкин лён, сфагнум, торф, тупиковая ветвь эволюции.
| Комбинированный, лабораторный
| Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу.
| Иметь представления об отделе Моховидные; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника.
| Л/р: «Изучение внешнего строения мхов». Фрагмент с CD по теме. Гербарии.
|
| 16
| Отделы Плауновидные, Хвощевидные,
Папоротниковидные, особенности
строения и жизнедеятельности.
| Отделы Плауновидные, придаточные
корни, спорангии, гаметофит, спорофит, чередование поколений, эволюция, спора,
гаметы, зигота, низшие растения, высшие споровые растения. Отдел Хвощевидные, корневище, побег весенний и летний, придаточные корни, рудименты, спора, спорофит, гаметофит, кремний, кислая среда, эволюция. Отдел
Папоротникообразные, побег, корневище, придаточные корни, жизненные формы,
среды обитания.
| Комбинированный
| Отвечают на вопросы, заполняют сравнительную таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.
| Иметь представления об отделе Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника.
| Веточки плауна,
гербарные материалы. Л/р: «Изучение внешнего
строения папоротника».
|
| 17
| Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в
природе, практическое значение.
| Отдел Папоротникообразные, спорофит, гаметофит, спора,
микроспора, макроспора, заросток, каменный уголь, эволюция.
| Комбинированный
| Отвечают на вопросы учебника, составляют схему жизненного цикла папоротника, заполняют сравнительную таблицу.
| Иметь представления об особенностях строения и жизнедеятельности папоротников; знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и географической картой.
| Кусочки каменного угля, географическая карта России с месторождениями каменного
угля.
|
| 18
| Отдел Голосеменные растения, особенности строения и
жизнедеятельности,
происхождение
| Отдел Голосеменный,
шишка, семенные чешуи, семяпочка,
пыльца, семя, зародыш, эндосперм, хвоя.
| Лабораторный
| Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют л/р в раб.тетраде.
| Иметь представления об отделе голосеменные растения; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами, гербарным материалом, рисунками учебника.
| Л/р: «Изучение
строения и много-
образия голосе-
менных растений».
Ветки и шишки сосны, микропрепарат, стихи М.Ю. Лермонтова.
|
| 19
| Многообразие видов голосеменных,
их роль в природе и практическое значение.
| Голосеменные, хвойные, кедр, секвойя,
национальный парк, лиственница, ель, саговники, гинкго, туя,
кипарис.
| Обобщающий
| Письменная работа по карточкам, дискуссия по вопросам, выполнение заданий в раб.тетр
| Иметь представления о многообразии видов голосеменных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника и гербарным материалом.
| Веточки растений,
шишки с семена-
ми, предметы, выполненные из голосеменных.
|
| |