Скачать 197.34 Kb.
|
Воспитательная программа «Здоровье» МОУ Лыченской ООШ Пояснительная записка. Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких. Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятиям любимым делом. Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения. Программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растет ребенок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т.п. В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе — формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья. Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых — неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков. Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Таким образом, программа «Здоровье», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации школы, медиков, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей. Задачи программы «Здоровье». В работе с учащимися. 1. Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни: • обучать жизненно важным умениям и навыкам; • развивать двигательные качества; • обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта; • формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния. 2. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, благодаря реализации специальных программ для разных категорий учащихся: • школьников с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии; • школьников, освобожденных от уроков физической культуры на учебный год; • школьников специальной медицинской группы; • школьников, демонстрирующих значительные успехи в спорте. В работе с педагогическим коллективом. 1. Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно организуют физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни. Организуя и оценивая работу преподавателей, особое внимание уделить: • приросту физической подготовленности учащихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки времени — четверть, полугодие, год; • охвату учащихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной работой; • педагогической активности учителей (участие в заседаниях педсовета школы, изучение и пропаганда опыта работы и т.д.); • организации туристической работы с учащимися Особенно следует подчеркнуть важность туристско-краеведческой работы, которая способствует оздоровлению детей и подростков силами природы, хорошо развивает личностные качества, такие как смелость, решительность, организованность и ответственность. В походах учащиеся приобретают навыки поведения и ориентирования в окружающей среде, изучают животный и растительный мир. 2. Организовать в течение учебного года серию профессиональных занятий (семинар, конференция, круглый стол и т.д.) по теме «Физическая культура учителя как часть его общепедагогической культуры». Привлечь к организации этих занятий специалистов в области педагогики, психологии, валеологии, а также врачей. 3. Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива: • совместные соревнования учителей и учеников школы(матчи, турниры, эстафеты) с освещением результатов на школьных информационных стендах, • занятия спортивных секций по видам спорта для учителей школы; 4. Систематически проводить консультации для учителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в совещания методических объединений. В работе с родителями. Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей путем: • демонстрации личного примера родителей и учителей в пропаганде здорового образа жизни; • выполнения домашних заданий по физкультуре для учеников с низким уровнем физического развития; • проведения совместных занятий детей и родителей, участия в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе; • организации выступлений учителей на родительских собраниях с тематическими сообщениями: «Если хочешь быть здоров…», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» и т.п.; • проведения консультирования (по специальному еженедельному расписанию) родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима; • установления тесного контакта в работе между сотрудниками медицинского пункта, учителями физкультуры и родителями учеников; • приглашения родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования; • ознакомления родителей с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся посредством консультаций, информационных писем и буклетов, выступлений на родительских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей; • разработки индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья; • активного использования возможностей школьных информационных ресурсов: сайта, стендов, журнала для старшеклассников; написания информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни. Формы работы, используемые при реализации программы «Здоровье». В процессе реализации программы «Здоровье» используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы: • урок физической культуры; • мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группах продленного дня); • занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; • спортивные праздники; • соревнования по различным видам спорта; • туристические походы, экскурсии; • «Дни здоровья»; • спортивные викторины; • устные журналы спортивной направленности; • теоретические занятия, беседы, семинары; • теоретический зачет в 9-м классе; • смотр-конкурс физической готовности учащихся района к жизнедеятельности; • занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»; • тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся; • наглядная агитация («Галерея успехов», стенды, плакаты, таблица рекордов школы). Медицинское обеспечение программы «Здоровье». С первого класса на каждого учащегося школы заводится личная медицинская карта, в которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состояния здоровья. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается и взрослеет ученик, какие и когда у него появились отклонения в здоровье. Медицинская карта хранится в медицинском пункте. Школа в свою очередь делает соответствующие выписки о состоянии здоровья каждого ученика. Медицинское обеспечение включает: • распределение учащихся по группам здоровья; • помощь медицинской сестры в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; • составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой; • беседы медицинской сестры школы с учащимися о личной гигиене и вредных привычках; • профилактические прививки учащихся и учителей; • диспансеризацию педагогического коллектива школы. Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы «Здоровье» Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы предполагает: • предупреждение конфликтных ситуаций «учитель — ученик», «ученик — ученик»; реализацию программ, направленных на установление доброжелательных отношений в детском, и шире, во всем гимназическом коллективе; • решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой; помощь в преодолении психологического барьера при занятиях физкультурой (к примеру, закомплексованность учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физическом развитии; • организацию психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам специфики психофизического развития на определенном возрастном этапе; • психологические консультации для родителей; • реабилитационно-восстановительные программы для учителей; • контроль медицинского обслуживания учащихся; • контроль качества питания учащихся в столовой. Материально-техническое обеспечение программы и источники ее финансирования. Материально-техническое обеспечение программы включает в себя: • спортивный инвентарь и спортивное оборудование учебного комплекса гимназии; • компьютерную базу данных; • мультимедийное оборудование. Источниками финансирования программы являются: • бюджетные и внебюджетные средства. Содержание работы
Систематически в течение года осуществляется:
Приложение № 1 Мониторинг состояния здоровья обучающихся Состояние здоровья обучающихся в классах в конце учебного года
Структура заболеваемости обучающихся в классах
Распределение обучающихся по группам здоровья
|
Программа лектория «Здоровье в наследство» Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нем... | Урок трудового обучения по теме: «Изготовление по образцу плоской модели светофора» Сейчас мы поговорим о том, как оберегать себя от опасностей и сохранить своё здоровье, и здоровье окружающих. А для чего необходимо... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Привлечь внимание учащихся к тому, что о своем здоровье и о здоровье окружающих надо заботиться, что здоровье одно из главных условий... | Реферат в номинации «Питание» На тему «Диета и здоровье школьника» Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (воз), здоровье – это состояние полного физического,... | ||
Тематический план изучения курса учебной дисциплины «Здоровый образ жизни и его составляющие» Здоровье как государственная задача и личная потребность человека. Основные понятия категории здоровье. Здоровье как государственная... | Программа элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда» Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит... | ||
«Здоровье не все, но все без здоровья ничто» «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Забота о здоровье одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой,... | ||
Образовательная программа «здоровье» Здоровье подрастающего поколения является одна из приоритетных задач общества и определяется комплексом факторов | Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам.... Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитывать желание заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих | Конспект занятия кружка «Здоровье» во 2 «Б» классе Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека | ||
Методический материал «Урок-игра «Счастливый случай» Цели «Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо также всегда... | Урок здоровья Тема: «Здоровье бесценный дар» «Здоровье бесценный дар». Действительно, здоровье- это одна из главных составляющих счастья каждого человека. Ведь не зря говорят,... | ||
Isbn 978—5—89774—998—0 © Прихожан А. М., 2007 ... | Викторина "Здоровье не купишь его разум дарит" Цель: формирование... Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания... |