Скачать 1.05 Mb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. МИНУСИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 1» ИМЕНИ БРАТЬЕВ САФЬЯНОВЫХ Утверждена Учебно-методическим советом МОУ «Гимназия № 1» имени братьев Сафьяновых Протокол №___ от_________ 2007 г. Директор гимназии: _______________ А.Г. Огоренко ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 6 ЛЕТ АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: А.Г. ОГОРЕНКО – ДИРЕКТОР И.В.ФИЛИМОНОВА – ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР О.В.БРЮХАНОВА – ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ВР Н.И.ХАРИТОНОВА – УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Н.Н. КИСКОРОВ – УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКУОЙ КУЛЬТУРЫ Н.Я.ГРИГОРЬЕВ - УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Е.В. СУПРУНОВА – МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА С.В.ПОЛЕТЫКИНА – ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Г. МИНУСИНСК 2007 Г. ВВЕДЕНИЕ Здоровье подрастающего поколения является одна из приоритетных задач общества и определяется комплексом факторов: - биологическими характеристиками ; - социально-экономическими условиями; - качеством окружающей среды; - степенью развития медицинской помощи. Система образования в этой связи является заложником отсутствия государственной концепции по сохранению здоровья нации при постоянно растущих требованиях к уровню образования на всех его ступенях. С одной стороны , при неблагоприятном состоянии здоровья школьников и постоянном его ухудшении невозможно в полной мере реализация образовательных программ , с другой - образовательные учреждения сами вносят отрицательный компонент здоровью субъектов образовательного процесса. А именно: - санитарно-эпидемиологическое неблагополучие; - чрезмерная интенсификация учебного процесса; - возрастающее информационно-нормативное давление. Принято выделять четырехкомпонентную структуру здоровья:
Анализ заболеваемости поступивших в школу детей показал, что лишь 16% из 100% относятся к 1 группе здоровья, 82% ко 2 группе, 2% имеют серьезные функциональные нарушения и относятся к 3 группе по состоянию здоровья. В результате анализа структуры заболеваемости учащихся выделяются следующие формы имеющейся патологии. К ним относятся: - нарушение зрения – 3,6%; - отклонения в опорно-двигательном аппарате – 30,5%; - болезнь органов дыхания – 23,5%. Ухудшение здоровья, доказывают исследования ученых, если принять уровень здоровья ребенка за 100%, то 20% зависит от наследственных факторов, 30% - внешнесредовых условий (то, есть, в конечном счете, это экология), 10% от деятельности системы здравоохранения. А что остальные 10%? Они определяются образом жизни ребенка. Отрицательную роль в этом играют такие факторы как: - несоблюдения режима дня; - низкая двигательная активность; - отсутствие мотивации на ведение здорового образа жизни; - отсутствие у родителей приоритета здоровья среди других ценностей. Необходимость создания в школе программы «Здоровье» связана с разрешением существенных противоречий в жизнедеятельности нового типа, с поиском наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, с созданием благоприятных условий для формирования у школьников устойчивых навыков здорового образа жизни. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Исходя из существующих сегодня проблем, коллектив школы обозначил для себя приоритетное направление – создание здоровьесохраняющей среды в школе. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – создание условий для сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья учащихся в условиях школы. Для реализации цели определены следующие задачи:
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности рассчитана на 6 лет обучения для детей младшего и среднего школьного возраста от 7 до 12 лет в количестве 606 человек. Предполагаемая программа отражает один из возможных вариантов реализации здоровьесберегающих технологий в школе. Особое значение создания здоровьесберегающей среды состоит в формировании здорового образа жизни, целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, на место человека в ней, его будущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представление о здоровье человека, формируют активную жизненную позицию. Программа реализуется в системе непрерывного образования в общеобразовательном учреждении « Школа полного дня», ориентирована на обучение воспитание детей с учетом их индивидуального физического здоровья, решает одновременно с образованием задачи по оздоровлению детей, профилактике заболеваний, проблемы социальной адаптации и интеграции молодого поколения в современное общество (социум). Организация работы по программе опирается на необходимость помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка. Реализация программы «Здоровье» направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя: - культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма); - культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); - культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их). Базовыми компонентами программы на всех ступенях являются: -формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни; -формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма; -формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта; -формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку. Осуществление программы проходит в форме уроков, тренировок, коррекционно-развивающих занятий. Основные формы и методы работы с обучающимися: Создана система кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. Реализуются программы : ЛФК, ОФП, «Фитнес - аэробика для детей подростков», «Тропинка к своему Я», ОБЖ, «Разговор о правильном питании», «Ритмопластика» через проектные, разноуровневые, разновозрастные группы, группы по интересам, секции, кружки, студии дополнительного образования. Ожидаемые конечные результаты программы: 1. Прогнозируемая модель ученика гимназии №1 : -физически, нравственно, духовно здоровая личность, осознающая необходимость здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условие благополучного существования человека. 2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности относительно возрастных нормативов, индивидуальных показателей. 3. 100% участие учащихся в программе « Здоровье». 4. Система комплексного мониторинга состояния здоровья детей. Результативность реализации данной программы показана с помощью мониторинга через анкетирование, тестирование, отчёты педагогов по итогам четверти и года, обследование специалистов в виде графиков, диаграмм, интерпретации полученных данных. Содержание программы Основные направления программы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся:
Повышение компетентности у педагогов: - методической в области способов формирования ценности здорового образа жизни; - психолого – педагогической в сфере реализации здоровьесберегающих технологий; - дифференцированно – психологической в области мотивов, способностей, направленности обучаемых на ЗОЖ; - рефлексии педагогической деятельности. у учащихся: - ключевой «быть здоровым»; - учебной; - социально- личностных; - коммуникативных; - сотрудничества; - личностно – адаптивных. у родителей: -психологической; - социальной; - специальной в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников. 2. Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, формирования ценности здорового образа жизни.
Создание кружков, секций, способствующих повышению уровня физической культуры учащихся, развитию функциональных возможностей.
Индивидуальные и групповые тренинги, событийность, субъектные отношения в образовательном процессе.
Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей. Реализация программы « Здоровье»: 1.Образование педагогов, учащихся и родителей в области ЗОЖ. 2. Физическое воспитание в урочное и внеурочное время. 3. Коррекция питания через реализацию программ правильного питания. 4. Лечебно-коррекционная работа. Программа « Здоровье» реализуется на базе школы в учебном процессе и во внеурочное время, в центре первичной профилактики и содействия укреплению здоровья школьников ( МЦМП), расположенном по адресу : г. Минусинск, ул. Шумилова, 20. Данная программа включает в себя систему блоков, в которые заложено содержание деятельности и формы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. 1блок - диагностический
- хирург; - эндокринолог; - педиатр; - окулист; - стоматолог. 2. Психолого – педагогическая диагностика учащихся: - психолог; - логопед; - социальный педагог. 3. Коррекция питания: - компьютерная диагностика состояния здоровья по методике Р. Фолля; - клинические исследование состояний крови и мочи. 2 блок - технологический 1. Здоровьесберегающие технологии обучения: - новейшие и традиционные формы, методы образовательной деятельности, способствующие сохранению и укреплению здоровья школьников; - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных в «педагогике здоровья» процессов воспитания культуры здоровья; - прикладные методики освоения этапов вхождения в культуру здоровья, ориентирования в предметной области, изучения базовых тем и межпредметных связей, контроля освоения материала и корректировки условий, в которых реализуется освоение ориентированного на здоровье стиля поведения; - средства осуществления «педагогики здоровья», включая специализированную подготовку педагогов по основным блокам программы и техническим средствам обучения, необходимым для реализации здоровьеориентированных педагогических технологий. 2. Учебно – методический комплекс представлен содержательным блоком, в котором продуцируется, отрабатывается, обновляется и накапливается весь необходимый для реализации программы потенциал (образовательные программы, учебные курсы ЗОЖ ). 3. Технологии обучения: индивидуально – ориентированное обучение (краевая экспериментальная поисковая площадка), личностно- ориентированное. 3. блок – информационный
2. Образовательные программы ЗОЖ для детей. 3..Повышение психолого - педагогичекой компетентности учителя.
4.блок - профилактический. 1.Режимные моменты:
5 блок – лечебно – коррекционный
- нарушение осанки. - сколиоз. - плоскостопие.
ЕДИНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа по ОБЖ Пояснительная записка Предполагаемая программа по основам безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ) составлена на основе временных требований к обязательному минимуму содержания образования в основной школе. В программе представлены курсы: «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей». При изучении предмета предлагается использовании комплекса, включающего в себя: учебник, учебно–методическое, рабочие тетради, плакаты. При изучении курса «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях подразделяется на 2 части: «Чрезвычайные ситуации локального характера и безопасность детей», «Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени». При прохождении курса «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» изучается. раздел « Правила оказания первой медицинской помощи». В программе предусмотрены: вводные и повторительно – обобщающие уроки, практические занятия , контрольные работы. Все это способствует формированию у учащихся целостных представлений о безопасной жизнедеятельности, практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, лучшей организации познавательной деятельности школьников. Также материал курса рассчитан на развитие у детей основ здорового образа жизни. После прохождения программы учащиеся должны уметь правильно выбрать образ действий в условиях возникновения чрезвычайной, оказывать первую медицинскую помощь или самопомощь. Программа составлена исходя из следующих целей и задач обучения: 5 класс 1. Сформировать у учащихся понятие о чрезвычайной ситуации. Рассмотреть с ними основные правила безопасности и защиты человека в чрезвычайных ситуациях в городе, жилище, на транспорте, криминогенного характера, связанных с нарушением экологического равновесия в местах проживания. 2. Познакомить учащихся с понятием гражданской обороны, ее предназначением и задачами по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, их действиями в этих ситуациях. 3. Научить правилам оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ожогах, сформировать у них понятие о здоровом образе жизни. 4. Отработать на практических занятиях действия учащихся в чрезвычайных ситуациях. 6 класс 1. Сформировать у учащихся понятие о чрезвычайной ситуации. Рассмотреть с ними основные правила безопасности и защиты человека в чрезвычайных ситуациях в природе, при смене климатогеографических условий, при автономном существовании человека в природе, познакомить со средствами оказания медицинской самопомощи. 2. Познакомить учащихся с понятием гражданской обороны, ее предназначением и задачами по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, средствами коллективной защиты и правилами пользования ими. 3. Научить правилам оказания первой медицинской помощи в природных условиях, сформировать у них понятие о здоровом образе жизни. 4. Отработать на практических занятиях действия учащихся в чрезвычайных ситуациях. Требования к уровню подготовки. 5 класс 1. Объяснять значение понятий: чрезвычайная ситуация, система обеспечения безопасности, сигнал оповещения, ситуация аварийного характера, средства пожаротушения, опасные химические вещества, транспорт, ситуация криминогенного характера, эвакуация, ситуация локального характера, безопасное поведение, первая медицинская помощь, кровотечение, ожог, гражданская оборона; 2. Знать и соблюдать правила безопасного поведения: - в городе (поселке) как источнике опасности, при возникновении ситуации аварийного характера в жилище, на транспорте, криминогенного характера, нарушении экологического равновесия; - соблюдать правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ожогах; 3. На практике уметь: действовать в условиях возникновения пожара в здании, знать устройство и правила пользования огнетушителем, последовательно действовать при экстренной эвакуации из здания, правильно пользоваться противогазом. 6 класс 1. Объяснять значение понятий: экстремальная ситуация, акклиматизация, автономное существование, ориентирование, выживание, укрытие, костер, питание, гражданская оборона, средства коллективной защиты, первая медицинская помощь, аптечка, порез, ссадина, ушиб, травма, перелом, укус, искусственное дыхание, тепловой или солнечный удар, обморожение; 2. Знать и соблюдать правила безопасного поведения: - в природных условиях, при смене климатогеографических условий, автономном существовании человека в природе, средства оказания медицинской самопомощи; - соблюдать правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях; 3. На практике уметь: - определять стороны горизонта по местным предметам, свое местонахождение; выбирать направление движения и выдерживать с помощью компаса или часов, двигаться по азимуту, ориентироваться на открытой и закрытой местности; - выбирать места для бивака, разбивать лагерь, собирать дрова, обеспечивать себя водой, очищать ее и обеззараживать, оборудовать костровое место и место ночлега; - приготавливать пищу на костре, использовать лекарственные растения; различать признаки наиболее типичных травм в походе, проводить их профилактику и оказывать первую медицинскую помощь; - использовать средства коллективной защиты. |
Программа лектория «Здоровье в наследство» Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нем... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда... Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек окружающая среда, здоровье; о... | ||
Конспект урока по обж в 8 классе. Тема: Загрязнение окружающей природной... Образовательная-создать полное представление о загрязнении окружающей природной среды и здоровье человека | Программа «Здоровье» Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться... | ||
Урок трудового обучения по теме: «Изготовление по образцу плоской модели светофора» Сейчас мы поговорим о том, как оберегать себя от опасностей и сохранить своё здоровье, и здоровье окружающих. А для чего необходимо... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Привлечь внимание учащихся к тому, что о своем здоровье и о здоровье окружающих надо заботиться, что здоровье одно из главных условий... | ||
Реферат в номинации «Питание» На тему «Диета и здоровье школьника» Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (воз), здоровье – это состояние полного физического,... | Экологический мониторинг и контроль Образовательная-создать полное представление о загрязнении окружающей природной среды и здоровье человека | ||
Тематический план изучения курса учебной дисциплины «Здоровый образ жизни и его составляющие» Здоровье как государственная задача и личная потребность человека. Основные понятия категории здоровье. Здоровье как государственная... | Программа элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда» Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит... | ||
«Здоровье не все, но все без здоровья ничто» «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Забота о здоровье одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Самоанализ Образовательная область : Физическая культура Интеграция... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. Социальное здоровье... Писарев А. А., заместитель начальника управления по делам молодежи Мурманской области | Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам.... Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то... |