Олимпиада школьников по географии





Скачать 182.59 Kb.
НазваниеОлимпиада школьников по географии
Дата публикации08.05.2015
Размер182.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы

ОЛИМПИАДА школьников ПО ГЕОГРАФИИ

7-9 класс

Использование любых иных справочных материалов и карт НЕ допускается. Черновики не проверяются и не оцениваются. Отметьте правильный ответ

  1. Во время проведения второй Камчатской экспедиции под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова находились корабли:

а) шлюпы «Надежда» и «Нева»;

б) шлюпы «Восток» и «Мирный»;

в) пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел»;

г) фрегаты «Буссоль» и «Астролябия».

  1. В Ливии можно наблюдать гиббли, в Тунисе – чили, в Судане – хабуб… Если следовать логике, что в Египте?




а) ибиса;

б) папирус;

в) самум;

г) мастабу.


  1. На каком мысе 23 сентября полуденная высота Солнца над горизонтом составляет 12,50?




а) Флигели;

б) Дежнева;

в) Челюскин;

г) Нордкап.


  1. В каком климатическом поясе находится плоскогорье Декан?




а) субтропический;

б) тропический:

в) субэкваториальный;

г) экваториальный,


  1. Какое океаническое течение не пересекает Южный тропик?




А. Ангольское

Б. Бенгельское

В. Бразильское

Г. Фолклендское


  1. Выберите из списка самый северный город-миллионер в мире.




А. Монреаль

Б. Осло

В. Пермь

Г. Санкт-Петербург


  1. Какой месяц на полуострове Индокитай самый жаркий?




А. Январь

Б. Апрель

В. Июнь

Г. Сентябрь


  1. Чем обусловлена крайне активная циркуляция воздуха вокруг Антарктиды?

А. Постоянным контрастом температуры материка и океана

Б. Сильными стоковыми ветрами

В. Влиянием Антарктического циркумполярного течения

Г. Большими значениями ускорения Кориолиса в полярных областях

  1. Какая географически примечательная точка находится на 94о в.д.?

А. Крайняя северная материковая точка России

Б. Крайняя северная островная точка России

В. Географический центр России

Г. Географический центр СНГ

  1. Какие острова посетил Фернан Магеллан?




А. Малые Антильские

Б. Малые Зондские

В. Марианские

Г. Маркизские


  1. В каких горах присутствует пояс альпийских и субальпийских лугов?




А. Хибины

Б. Урал

В. Западный Саян

Г. Бырранга


  1. Как называются заросли низкорослых, иногда стелющихся кустарников в тундровой зоне?




А. Ерники

Б. Байраки

В. Редины

Г. Гольцы


  1. Процесс распространения в сельской местности городских стандартов и образа жизни называется:




а) субурбанизацией;

б) псевдоурбанизацией;

в) джентрификацией;

г) рурурбанизацией.


  1. Найдите соответствие

А

Граница раздела между земной корой и мантией Земли

1

Бофорт Ф.

Б

Сейсмическая шкала магнитуд

2

Моос Ф.

В

Шкала оценки силы ветра

3

Мохорович А.

Г

Минералогическая шкала твердости

4

Рихтер Ч.

Впишите правильный ответ_____________________________________

  1. В каких горах ледники занимают наибольшую площадь?




А. Бырранга

Б. Большой Кавказ

В. Хибины

Г. Хребет Черского


  1. На какой территории мощность многолетнемерзлых грунтов наибольшая?




А. Приханкайская низменность

Б. Большеземельская тундра

В. Тиманский кряж

Г. Вилюйское плато


  1. На каком озере не бывал выдающийся русский географ Н.М. Пржевальский?




А. Таймыр

Б. Иссык-Куль

В. Кукунор

Г. Ханка


  1. Какой из межконтинентальных проливов самый широкий?




А. Баб-эль-Мандебский

Б. Берингов

В. Босфор

Г. Гибралтарский


  1. Соотнесите речные порты России и реки, на которых они располагаются (ответ запишите в отдельной строке в виде «буквенный индекс» - «числовой индекс», например, А-1 и т.п.):

А

Камышин

1

Печора

Б

Череповец

2

Обь

В

Нарьян-Мар

3

Шексна

Г

Дудинка

4

Волга

Д

Сургут

5

Енисей

Укажите правильный ответ________________________________

  1. Выберите вариант, в котором правильно указаны два субъекта РФ, на территории которых находятся действующие геотермальные электростанции.

А. Камчатский край и Сахалинская область

Б. Камчатский край и Хабаровский край

В. Сахалинская область и Приморский край

Г. Хабаровский край и Приморский край

  1. Выберите вариант, в котором перечислены три острова, большинство населения которых исповедует одинаковую религию.




А. Джерба, Кипр, Сардиния

Б. Лусон, Мальта, Реюньон

В. Кюсю, Минданао,Тайвань

Г. Пуэрто-Рико, Тринидад, Флорес


  1. На плане масштаба 1 : 7 500 расстояние между домом и колодцем составляет 6 мм. Каково это расстояние на местности?




А. 850 м

Б. 85 м

В. 450 м

Г. 45 м


  1. Прибрежное водное пространство, естественно или искусственно защищённое от ветра, течений и волн, называется:




а) гаванью;

б) лагуной;

в) бухтой;

г) акваторией.


  1. Лесистые, заболоченные, наклонные равнины у южного подножия Гималаев на высоте до 900 м, называются:




а) джунгли;

б) тераи;

в) гилеи;

г) тугаи.


  1. Какая форма рельефа имеет антропогенное происхождение?




А. Булгунях

Б. Понор

В. Террикон

Г. Цирк


  1. Выберите верное окончание утверждения. Для возрастно-половой структуры населения России характерно превышение числа мужчина над числом женщин …




А. … в средней и старшей возрастных группах.

Б. … в старшей и младшей возрастных группах.

В. … только в младшей возрастной группе.

Г. … только в средней возрастной группе.


  1. Соотнесите регионы России и известные достопримечательности, которые находятся на их территории (ответ запишите в отдельной строке в виде «буквенный индекс» - «числовой индекс», например, А-1 и т.п.):

А

Мечеть Кул-Шариф

1

Калужская область

Б

Мамаев курган

2

Волгоградская область

В

Национальный парк «Угра»

3

Новгородская область

Г

Дербентская крепость

4

Республика Дагестан

Д

Памятник 1000-летия Руси

5

Республика Татарстан

Укажите правильный ответ_________________________________

  1. Какая географически примечательная точка находится на 94о в.д.?

А. Крайняя северная материковая точка России

Б. Крайняя северная островная точка России

В. Географический центр России

Г. Географический центр СНГ

  1. Для какой из перечисленных территорий характерны наиболее плодородные почвы?




А. Тиманский кряж

Б. Среднерусская возвышенность

В. Прикубанская низменность

Г. Прикаспийская низменность


  1. Какое из перечисленных растений является типичным представителем природной зоны степей?




А. ковыль

Б. ягель

В. кедр

Г. морошка


Аналитический раунд

Задание 2.1.

Для оценки опасности аварий и инцидентов на АЭС применяется международная шкала INES (аварии на АЭС: от 0 до 7): Международная шкала, разработанная МАГАТЭ и внедренная в России в 1992г. Распределите (впишите примеры) аварии 3 – 7 уровней в графу 3 таблицы из предлагаемого списка 8 известных аварий (место аварии): Фукусима-1, Сант-Лоурент, ПО «Маяк» /Кыштым/, Виндскейл, Три-Майл-Айленд, Чернобыль, Ваделлос, Токаймура.

Аврийность АЭС

Уровень по шкале INES

Критерии оценки безопасности для населения и окружающей среды

Пример аварии: страна, место (год) ответы

Уровень 7. Крупная (глобальная) авария

Сильный выброс в окружающую среду радиоактивных продуктов, накопленных в активной зоне и превышением дозовых пределов для запроектных аварий: тяжелые последствия для здоровья населения и окружающей среды (острые лучевые поражения, радиационное загрязнение более, чем одной страны), эвакуация населения в значительных масштабах




Уровень 6. Серьезная (тяжелая) авария

Значительный выброс в окружающую среду радиоактивных продуктов, накопленных в активной зоне с повреждением активной зоны и превышением дозовых пределов для проектных аварий; требуется полномасштабное осуществление плановых мероприятий по восстановлению работы АЭС, эвакуация населения в прилегающей зоне




Уровень 5. Авария с риском для окружающей среды

Ограниченный выброс в окружающую среду радиоактивных продуктов, накопленных в активной зоне с незначительным превышением дозовых пределов для проектных аварий и повреждением активной зоны и физических барьеров; требуется частичное осуществление плановых мероприятий по восстановлению АЭС




Уровень 4. Авария без значительного риска для окружающей среды (в пределах АЭС)

минимальный выброс: облучение населения в пределах допустимого; облучение персонала – с выраженными лучевыми эффектами




Уровень 3. Серьезный инцидент

Пренебрежительно малый выброс: облучение населения ниже допустимого предела; переоблучение персонала с серьезными последствиями; за пределами площадки не требуется защитных мер




Уровень 2. Инцидент средней тяжести.

Отказы отклонения в работе оборудования, которые не оказывают непосредственного влияния на безопасность станции, но вызывают распространение радиоактивности и облучение персонала (серьезные отказы в средствах обеспечения безопасности)

Многочисленные события

Уровень 1. Аномальная ситуация (незначительное происшествие)

Функциональные отклонения, свидетельствующие о недостатках в обеспечении безопасности (отказ оборудования, ошибки персонала и т.д.)

Многочисленные события

Задание 2.2.

Определите область Х, руководствуясь сведениями об озерах, расположенных (хотя бы частично) в соседствующих с Х субъектах федерации: А-Ж.

Впишите в форму для ответа в географически упорядоченном виде название Х, литеры, названия всех фигурирующих в задаче озер и всех субъектов федерации, с которыми граничит Х (по одному из соседей /3/ сведения не приведены; как вы думаете, почему о нем в этой задаче нет сведений).

Укажите также крупные озера в области Х и что вы о них знаете.

А. Живет на самом большом здешнем озере. Встречается в этом субъекте федерации даже у истока самой полноводной из рек Европейской России, имеющих сток в Мировой океан.



Б. Вид на озеро от Дворца бракосочетаний республиканской столицы.



В. Город на берегу этого озера – один из древнейших в России, в летописях впервые упоминается под 862-м годом. На фото – митрополичий двор, обычно именуемый кремлем



Г. Обрывистый берег-уступ на юго-западе озера между устьями рек Ловать и Шелонь – так называемый глинт.



Д. На озере, близ Осташкова, с 2000 г. проводится массовый молодежный форум.



Е. На дальнем плане – озеро



Ж. Рыбацкая лодка на озере недалеко от истока Онеги



Форма ответа



Задание 2.3.

Узнайте острова и определите к каким из них относятся какие характеристики из 10 разных тематических разделов (одна характеристика к одним островам).

Проставьте номера соответствующих характеристик в нужные колонки бланка для ответа. В бланк также впишите пропущенные названия островов. Ответы на дополнительные вопросы (А - Г) запишите в строки под таблицей.

Дополнительно. Определите, к каким островам относятся какие фотографии (на каждые острова по два фото).

Бланк для ответов

Острова

I.Общие положения

II.Рельеф

III. Климат

IV.Природа

V.Топонимы

VI.Исторические сведения

VII. Досто примечательности

VIII. Литера турный образ

IX. Эконом. география

X. Политическая карта

Фото





































Сарди-ния






































































Пасхи





































А-

Б –

В –

Г -


I.Общие положения

1. Между пролдивами Дрейка и Магеллановым

2. В западном Средиземноморье

3. Адамовым мостом соединяется с Индостаном

4. Один из самых удаленных от континентальных побережий (3700 км) островов мира

II.Рельеф

  1. На севере – карьеры по добыче гранита. Здесь добывается ¾ гранита страны, частью которой является остров

  2. Остров площадью 160 км2 имеет вулканическое происхождение

  3. На ЮЗ острова, в окрестностях города Ратнапура (город самоцветов), была добыта значительная часть имеющихся сегодня в мире рубинов и сапфиров

  4. На западе – южное окончание самой длинной на земле горной системы

А – Назовите эти горы

III. Климат



IV.Природа

  1. Считается, что остров обладает наибольшим биоразнообразием (числом разных видов растений и животных на ед. площади) среди стран этой части света

  2. Растительность на западе (преобладают леса) и востоке (травянистые пустоши и ландшафты, близкие к тундрам) очень сильно различается

  3. Ранее территория острова была покрыта маквисом и лесами из каменного и пробкового дуба, ольхи. В середине ХХ в. лесистость здесь сократилась до 5%. Ныне ведутся крупные лесовосстановительные работы.

  4. Флористическая бедность (всего чуть более 30 видов растений) связана, как полагают, с длительной вырубкой лесов и поеданием семян деревьев крысами, завезенными мореплавателями

V.Топонимы

1. Был назван в честь праздника, отмечаемого в день его открытия европейцами

Б – А как звали капитана экспедиции, открывшей остров?

2. Название связано с жившим здесь племенем сардов

3. Огни костров, увиденные на острове испанскими мореплавателями в 1520г., определили название острова

4. До 1972 г. назывался Цейлон (в некоторых странах его называют так и сегодня)

VI.Исторические сведения

  1. В прошлом на острове было несколько сингальских и тамильских государств. В 1983 – 2009 гг. тамильские сепаратисты вели здесь гражданскую войну за создание собственного государства

  2. На острове существовала древняя цивилизация, остатки которой европейцы, первыми из которых были голландцы, обнаружили в 1722г.

  3. В VIII в. до н.э. финикийцы превратили остров в важный коммерческий центр

  4. На европейских картах этот остров появился после первого в мире кругосветного плавания

В - Как звали руководителей экспедиции? Один из них начинал ее, а второй привел единственный оставшийся корабль с 18 членами экипажа на родину

VII. Достопримечательности

  1. Знаменит каменными статуями высотой с 3 – 4-этажный дом, которым местные мастера придали подобие человека

  2. На весь мир знаменит ботанический сад тропической флоры в Перадении близ города Канди. Сад появился во время правления царя Викрама Баху III в 1371г. Научным учреждением он стал в 1821г.

  3. На южном побережье поражает контраст гигантских ледников, сползающих в море, и широколиственных лесов.

  4. На острове несколько тысяч древних каменных башен. Их называют нураги; какой народ их построил - неизвестно

VIII. Литературный образ

1. Согласно древнегреческой легенде, выражение « сардоническая усмешка» пошло отсюда. При употреблении в пищу местного вида то ли сельдерея, то ли петрушки человек умирал, а на лице умершего появлялась особая усмешка, напоминающая оскал

2. «Никто не ожидал бы встретить леса столь зеленые, растительность такую обильную… под широтами, соответствующими в Северном полушарии широте Канады и Сибири» (Н.М.Альбов)

3. «До наших дней сохранились проложенные древним народом мощенные дороги, которые ведут к пристани на побережье.. Перед нами не остаток затовшего материка, а пустынный островок, такой же маленький и уединенный, как и тогда, когда он был культурным центром Тихого океана» (Т. Хейердал)

4. «Обращает на себя внимание обилие буддийских монахов. Бритоголовые, в ярко-желтых плащах, они встречаются везде..» (Е.М.Крепс)

IX. Эконом. география

  1. Здесь добывают нефть и природный газ, разводят овец. Все большее значение приобретает экотуризм.

  2. Один из крупнейших в мире экспортеров чая

  3. На острове проживает около 4 тыс человек. Его административный центр Ханга-Роа. Основной доход – от туристов

  4. Выращивают виноград и цитрусовые

X. Политическая карта

1. Независимая республика занимает всю территорию острова

2. Остров поделен между двумя государствами

3. Принадлежит Чили

4. Хотя остров и является частью более крупного государства, у него есть свой президент, парламент и флаг

Г – К какому государству принадлежит остров?









Задание 2.4

На рисунке изображены схемы административного деления двух субъектов Российской Федерации, один из которых почти в 6,5 раза больше другого по площади. Определите эти субъекты. Что способствовало формированию в них сетей административно-территориального деления с конфигурацией подобного типа? Какие иные примеры значительных диспропорций в площади единиц административно-территориального деления на территории субъектов Российской Федерации вам известны? С чем они связаны?

карта2_масштаб

А

Б

  • - административный центр субъекта РФ




  • - административный центр субъекта РФ




Задание 2.5. В 2001 году был принят Закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Затем действие закона было распространено и на территории малочисленных народов, которые проживают в других регионах нашей страны, но также ведут хозяйство традиционными методами, обеспечивающими неистощительное природопользование.

Определите соответствие между народами из предложенного списка и природными зонами, в которых они проживают, а также типами традиционного природопользования, которые они практикуют. Для каждого из этих народов укажите по одному из субъектов Российской Федерации, на территории которого он проживает. Ответ оформите в виде таблицы.

Таблица

Природные зоны

Типы традиционного природопользования

Народы (в скобках укажите субъекты РФ)

Тундра

I. Рыболовство и охота на морского зверя




II. Оленеводство и рыболовство




Таёжная зона

III. Пашенное земледелие и скотоводство




IV. Охота и рыболовство




V. Оленеводство (разведение верховых оленей для передвижения в лесу), охота




Степная зона

VI. Земледелие и равнинное животноводство




VII. Земледелие и горное животноводство




Некоторые коренные малочисленные народы России

Абазины

Вепсы

Коряки

Нивхи

Шапсуги

Агулы

Водь

Манси

Ногайцы

Эвенки

Алеуты

Долганы

Нагайбаки

Саамы

Эвены

Бесермяне

Ижорцы

Нанайцы

Цахуры

Эскимосы


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Олимпиада школьников по географии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийская олимпиада школьников по географии для учащихся 9-11 классов. Окружной этап
Олимпиада школьников по географии iconУчастие школьников в олимпиадах: Всероссийская олимпиада школьников
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600. 62 – журналистика (квалификация журналист)
Олимпиада школьников по географии iconВсероссийская олимпиада школьников по химии
Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2010/2011 учебного года по химии
Олимпиада школьников по географии iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников...
Вступительное тестирование по биологии для абитуриентов, поступающих в 8-ой класс
Олимпиада школьников по географии iconКонкурс проводится в 2 тура I тур (заочный) и II тур (очный). I тур...
Экологическая олимпиада «Таганаит» это эколого творческий конкурс, рассчитанный на школьников среднего и старшего возраста
Олимпиада школьников по географии iconШкольный этап всероссийской олимпиады школьников
Всероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап, 2013– 2014 учебный год) 6 класс
Олимпиада школьников по географии iconФизического воспитания
В 1999 – 2000 учебном году Министерство образования Российской Федерации впервые включило физическую культуру в перечень учебных...
Олимпиада школьников по географии iconВсероссийская олимпиада школьников по английскому языку 2010-11 год

Олимпиада школьников по географии iconВсероссийская олимпиада школьников по английскому языку 2010-11 год

Олимпиада школьников по географии iconПоложение о школьном и районном турах Олимпиады исследовательских...
Настоящее Положение об олимпиаде школьников (далее Положение) определяет порядок организации и проведения олимпиады школьников (далее...
Олимпиада школьников по географии iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников...
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 астрономических часа (180 мин.)
Олимпиада школьников по географии iconПриказ №134 «Об утверждении перечня общеобразовательных предметов,...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской...
Олимпиада школьников по географии iconМониторинг § 22. 10. 2012
Всероссийская олимпиада школьников в Абакане насчитала более семи тысяч участников 15
Олимпиада школьников по географии iconВсероссийская олимпиада школьников по экономике
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Олимпиада школьников по географии icon5 тур Результативность участия в конкурсном движении педагогов
Всероссийская олимпиада школьников по основам потребительских знаний – Н. Булатова
Олимпиада школьников по географии iconВсероссийская олимпиада школьников по французскому языку требования...
Написать открытку своему французскому другу \ подруге, рассказать о погоде и о том, чем вы занимаетесь во время каникул


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск