Скачать 119.1 Kb.
|
Авторская внеурочная образовательная программа для учащихся 1 класса по направлению «Экологическое воспитание». Составители: Гарифуллина Ландыш Ильсуровна Гарипова Ландыш Ильгизовна Исхакова Айгуль Нургаязовна Данилина Любовь Викторовна Киселева Татьяна Владимировна Тимофеева Светлана Владимировна Пояснительная записка к программе «Экологическое воспитание». В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое образование (воспитание, развитие, обучение) подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, в том числе начальной, которая позволила бы воспитать и обучать поколение людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с окружающей средой. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в ней. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействий человека и природы. В начальной школе дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы. Они начинают понимать единство человека и природы, что человек – совершенное творение природы – не может существовать вне ее. В то же время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Дети постепенно подходят к сознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств. От личного участия каждого в движении за здоровую биосферу зависит то, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент; в начале или в конце своего путешествия в будущее. Экология – это связующее звено между различными предметами. Широкие возможности для экологического образования и воспитания учащихся представляет материал многих учебных предметов. Главное в том, что в результате педагогической работы дети смогли бы: - осознать зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей и понятий; - от практических действий, поведения взрослых и детей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных; - участвовать в движении за здоровую биосферу, начать свое путешествие в будущее. Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания. В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Поэтому среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников. Для каждого учителя очевидно, что эффективность реализации экологического воспитания в начальной школе возрастает при широком использовании разнообразных форм активизации познавательной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеклассной работе. Можно использовать разнообразные виды внеучебной деятельности: игровую, познавательную, досугово-развлекательную, трудовую, туристско-краеведческую, художественное творчество. Наиболее эффективными становятся инновационные технологии экологического воспитания, предусматривающие групповую деятельность: дебаты, ролевые игры, проекты, дискуссии, моделирование. Учащиеся начальных классов воспринимают окружающую среду, природу на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения вокруг. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к природе, ее обитателям, к Родине, бережное отношение к ее богатствам, долг и ответственность перед Отчизной. В силу возрастных особенностей младших школьников необходимо часто ходить в кино, в зоопарк, посещать музеи и выставки, совершать походы и экскурсии в природу. Цели и задачи. Основная цель предлагаемой программы экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи: - углубить и расширить экологические знания учащихся; - формировать поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков; - формировать чувство бережного отношения к природе. Ожидаемые результаты воспитательной работы по направлению «Экологическое воспитание» По окончании 1 класса: Будет знать/понимать: - значение природы для себя, для общества, для страны; - элементарные представления об окружающей среде и ее обитателей; - важность воспитания уважения и чувства гордости за природу своего края, за страну; - правила сохранения природных богатств; - основные правила поведения на природе. Должен уметь: - экологически грамотно вести себя на природе; - проявлять себя в общественно полезном труде; - проявлять чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому; - любить и беречь природу родного края; - охранять и беречь природное наследие своего края. Сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - удовлетворения познавательных интересов об экологии; - ведения активного образа жизни; - формирования творческого отношения к природе родного края и его обитателям. Сотрудничество школы с другими учреждениями
Основные модули программы
Ожидаемый результат - формирование чувства любви к природе своего города, родного края; - усвоение основных знаний об экологии своего города, родного края, об экологических особенностях Республики Татарстан; - воспитание интереса к познанию и сохранению природы. Учащиеся должны получить знания об экологии родного края и понять значение природы для каждого жителя Республики Татарстан, России в целом, а так же овладеть следующими умениями и навыками: - с помощью учителя и взрослых подбирать литературу; - наблюдать, сравнивать и обобщать; - воспитывать бережное отношение к природе родного края. Создание целостной системы экологического воспитания, позволяющей формировать у подрастающего поколения высокой экологической культуры, чувства и сознания на основе природных ценностей. Создание благоприятных условий для нравственного интеллектуального формирования личности младшего школьника. Методическое обеспечение программы Педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:
|
Исследование по теме «Экологическое образование для устойчивого развития» Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества, с взрослением и становлением... | Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных... Непосредственно – образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Первоцветы» (экологическое воспитание) | ||
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»... Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | Экологическое воспитание на уроках татарского языка и литературы Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | ||
3 Экологическое образование, просвещение и воспитание Экологическое образование Дальневосточного региона. Эти программы востребованы и удовлетворяют потребности в знаниях по отдельным целевым направлениям отраслей... | Программа (17 часов) предназначена для учащихся 9-х классов (рассчитана... Работы подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли повторить их в домашних условиях, что повышает интерес к предмету и познавательную... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитательная задача: продолжить экологическое и эстетическое воспитание учащихся | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Доклад Чкаловой Н. В. «Экологическое воспитание учащихся на уроках сельскохозяйственного труда» | ||
Д филос н., профессор кафедры философии Экологический вызов современности ставит человечество перед необходимостью принимать своевременные меры. Все это превращает формирование... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Основное содержание профессиональной деятельности учителя составляет общение с учащимися. В процессе взаимодействия с воспитанниками... | ||
Принято на педагогическом совете Утвержден Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета... | Тема урока : «Болота» Цели урока: подвести учащихся к усвоению понятий «болото» и «заболоченные участки местности», выявить закономерности процесса образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Экологическое воспитание и образование учащихся в школе проводилось согласно плану работы по следующим направлениям | Учебно-методический комплекс дисциплины нормативно-правовое обеспечение... Константинова Наталья Ивановна, к п н., доцент, директор филиала чоу впо биэпп в г. Мурманске | ||
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению... Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя) | Образовательная программа школы на 2011 -2015 г. Введение Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... |