Скачать 187.28 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Урицкое Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена: Зам директора по ВР Директор школы: Ермолаева О.В. Антонова Н.И. Приказ №_____от________ Программа творческого объединения «Мир вокруг нас» на 2009-2010 учебный год (педагог дополнительного образования Ермолаева Олеся Владимировна, учитель биологии и экологии) Тип программы – адаптированная Программа рассчитана на 1 год Возраст детей от 8-12 лет Примерное количество : 6 человек ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2.1 Актуальность программы Стремительное изменение природной среды в эпоху научно-технической революции связано с активным воздействием общества на природу. В результате значительно улучшается жизнь человека, лучше обеспечиваются его конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных явлений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них – экологическая неграмотность населения. Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Общеобразовательная школа призвана развивать у учащихся ответственное отношение к природе. Формирование такого отношения к природе – сложный и длительный социально-педагогический процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие эмоций, воли детей, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода работа предполагает расширение педагогически организованных контактов школьников с природной средой, организацию целенаправленного общения школьников между собой и со взрослыми в условиях обучающих ситуаций. Достичь отмеченных целей сложно в условиях классно-урочной системы. Внеклассная работа значительно расширяет возможности учебно-воспитательного воздействия на школьника в становлении и развитии его взглядов на необходимость изучения и охраны природной среды. Это возможно в системе внеурочных занятий, к числу которых относится творческое объединение «Мир вокруг нас». В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы. Экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой. 2.2 Цели и задачи программы Цель: - обеспечение условий для формирования экологического мышления и экологической грамотности школьников. Задачи:
– воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к природе, ответственность за сохранение природного наследия; – углубить теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам, изучаемым в школе; – пополнить разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и мерах ее охраны; – научить слушателей кружка умению самостоятельно работать со справочниками; – выработать качества рачительного и разумного хозяина природы. – четко определить правила и обязанности по отношению к ней; – вооружить учащихся трудовыми навыками умениями при выполнении природоохранных мер. В программу входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и исследовательских работ. Ведение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно-полезном труде. Кроме того, в процессе занятий предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке и проведении экологических праздников, участие в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах, викторинах, в трудовых операциях, в целевых экскурсиях и походах в природу. Программа кружка ориентирована на учащихся 4-7 классов и рассчитана на 35 часов в год. Основные формы занятий творческого объединения «Мир вокруг нас» - лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, экскурсии. Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения. Особенностью методики проведения занятий является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности. Результаты годовой работы кружка (дневники наблюдений, материалы, собранные на экскурсиях и походах, фотографии, рисунки, поделки, доклады, рефераты, проекты, альбомы, газеты и др.) оформляются в виде итоговой выставки. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Организационное занятие (1ч). Знакомство с кружковцами и их интересами. План работы на год. Перспективы занятий на последующие годы. Правила поведения в кружке. Знакомство с литературой. Демонстрация творческих работ, сделанных кружковцами прежних лет. Осенние явления в природе (2ч). Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных частях кроны. Наиболее распространенные животные. Подготовка животных к зиме. Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений. Практическая работа. Выделение пигментов из осенних листьев. Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий (1ч). Экскурсия на учебно-опытный участок. Классификация плодов: сухие и сочные. Сборные и сложные плоды, соплодия. Приспособления плодов и семян к распространению. Значение плодов и семян в жизни человека. Практическая работа. Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий. Изготовление наглядных пособий (1ч). Практическая работа. Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян. Сбор природного материала для изготовления поделок (2ч). Экскурсия в природу. Знакомство с местными породами деревьев, кустарников и видами дикорастущих трав. Практическая работа. Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев, кустарников (шишек, желудей, хвои, и другого природного материала) для изготовления поделок. Изготовление поделок (2ч). Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала. Зеленые спутники человека (3 ч). Знакомство с комнатными растениями. Разнообразие комнатных растений, их родина, группировка и биологические особенности. Викторина «Путешествие с комнатными растениями» Практическая работа. Паспортизация комнатных растений. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Оформление этикеток. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы. Практическая работа. Проведение работ по перевалке и пересадке комнатных растений. Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. Практическая работа. Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормки комнатных растений. Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении. Практическая работа. Исследование фитонцидной активности комнатного растения. Часы занимательной биологии ( 4 ч). Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы. Растения – гиганты и карлики. Растения и письменность. Просмотр и обсуждение д/ф «Необычные растения» Просмотр и обсуждение д/ф «Растения – хищники» Зимующие птицы (2ч). Причины( изменения сезонного поведения птиц. Зимующие птицы. Сроки пролета зимующих (пролетных) птиц: снегирей, чижей, чечеток, свиристелей. Потребители ягод. Рябина как орнитохорное растение. Практическая работа с коллекционным материалом и определителями. Организация зимней подкормки птиц (1 ч). Практическая работа. Изготовление кормушек и их развеска. Практическая работа. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение. Наблюдение за жизнью растений зимой (2ч). Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Деревья и кустарники зимой. Жизнь растений под снегом. Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений. Практическая работа. Измерение температуры воздуха, высоты снежного покрова. Наблюдение за жизнью животных зимой (2ч). Жизнь животных зимой. Приспособления животных к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Учеты животных по белой тропе. Экскурсия в природу. Изучение следов на снегу. Викторина «Кто как зимует?» Экологические праздники (4ч). Конкурс знатоков природы КВН «В мире животных» Конкурс рисунков о природе Путешествие по страницам «Черной книги» День птиц: устный журнал «В мире птиц» Викторина «Природа » День Земли: инсценировка «На лесной поляне» По страницам Красной книги. Животные (2ч). Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды животных. Законы об охране животных. Практическая работа. Выпуск газеты «Красная книга» По страницам Красной книги. Растения (2ч). Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды растений. Законы об охране растений. Практическая работа. Выпуск газеты «Берегите первоцветы!». День экологических действий (1ч). Практическая работа. Уход за цветниками Зеленая аптека (2ч). Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений. Практическая работа. Изучение лекарственных растений местной флоры (работа с готовыми гербариями, справочной литературой, определителями). Экологические особенности и ареалы лекарственных растений. Экскурсия. Знакомство с видами лекарственных растений, произрастающих в окрестностях школы. Практическая работа. Составления гербария лекарственных растений. Правила сбора и сушки лекарственного сырья Практическая работа. Заготовка лекарственного сырья Итоговое занятие (1ч). Подведение итогов работы кружка за год. Рассмотрение достижений и недостатков в природоохранной работе кружка. Практическая работа. Организация выставки творческих работ учащихся. Методическое обеспечение дополнительной программы _игры, игровые моменты, - практикумы -конкурсы, выставки, ЛИТЕРАТУРА Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., Молодая гвардия, 1972 Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М., Просвещение, 1972 Васильева З.В., Кирилова Г.А. и другие. Лабораторные работы по микробиологии. М.: Просвещение, 1979 Денисов Г.А. Удивительный мир растений. М., Просвещение, 1973 Денисов Л.В. Редкие и исчезающие растения СССР. М., Лесная промышленность, 1974 Жирнов Л.В., Винокуров А.А., Бычков В.А. Редкие и исчезающие животные СССР. Млекопитающие и птицы. М., Лесная промышленность, 1978 Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. М., Просвежение,1986 Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. / Сост. Д.И. Трайтак. 2-е изд., перед. М., Прсвещение, 1985 Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 кл. / Сост. С.А. Молис. 2-е изд., перед. М., Просвещение, 1986 Никишов А.И., Мокеева З.А., Орловская Е.В. Внеклассная работа по биологии. М., Просвещение, 1980 Новиков Г.А. Жизнь на снегу и под снегом. Л., Изд-во ЛГУ, 1981 Олигер И.М. Краткий определитель позвоночных животных средней полосы европейской части СССр. М, Просвещение, 1971 Токин Б.П. Целебные яды растений, 3-е изд. Л.: Лениздат, 1980 Формозов А.Н. Спутник следопыта. М., Детская литература, 1974 Чиков П.С., Лаптев Ю.П. Витаминные и лекарственные растения. М., Колос, 1976 |
Визитная карточка Место работы (название образовательного учреждения, занимаемая должность) «Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя... | О подготовке муниципального совещания работников образования Лысогорского района Министерства образования и науки РФ от 17. 06. 13 г. №18-738, приказами министерства образования Саратовской области от 12. 07. 13... | ||
Администрации балаковского муниципального района саратовской области согласовано Анализ деятельности школы по обеспечению реализации образовательных программ основного и дополнительного образования детей | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф. Д. Глухова п. Основной... | ||
Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования... «лопатинская основная общеобразовательная школа ртищевского района саратовской области» | О долгосрочной областной целевой программе На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области",... | ||
Пугачевского района саратовской области введено в действие 29. 12. 2008г Российской Федерации», в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области «О новой системе оплаты труда работников... | Приказ №86 от 01 сентября 2011 муниципального общеобразовательного... Основная общеобразовательная школа Дороговиновка Пугачевского района Саратовской области | ||
Доклад директора моу «сош с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» Публичный доклад директора моу «сош с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» по итогам 2011 – 2012 учебного года | Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области Саратовской области, Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их... | ||
Доклад директора моу"Основная общеобразовательная школа с. Покровка... Публичный отчетный доклад директора моу"Основная общеобразовательная школа с. Покровка Вольского района Саратовской области"за 2012... | Министерство социального развития Саратовской области гу «Комплексный... Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский... | ||
Президиум Совета директоров средних специальных учебных заведений... Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор | Распорядок дня обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа... Моу «Средняя общеобразовательная школа с. Терса Вольского района Саратовской области» на 2013- 2014 учебный год | ||
«Средняя общеобразовательная школа С. Рахмановка Пугачевского района саратовской области» «Принято» «Утверждено» | Программа педагога «Средняя общеобразовательная школа с. Терновка Балашовского района, Саратовской области» |