Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена





Скачать 187.28 Kb.
НазваниеЛысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена
Дата публикации25.06.2015
Размер187.28 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Урицкое

Лысогорского района Саратовской области
Согласовано Утверждена:

Зам директора по ВР Директор школы:

Ермолаева О.В. Антонова Н.И.

Приказ №_____от________

Программа творческого объединения

«Мир вокруг нас»

на 2009-2010 учебный год

(педагог дополнительного образования

Ермолаева Олеся Владимировна, учитель биологии и экологии)
Тип программы – адаптированная

Программа рассчитана на 1 год

Возраст детей от 8-12 лет

Примерное количество : 6 человек

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1 Актуальность программы
Стремительное изменение природной среды в эпоху научно-технической революции связано с активным воздействием общества на природу. В результате значительно улучшается жизнь человека, лучше обеспечиваются его конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных явлений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них – экологическая неграмотность населения. Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Общеобразовательная школа призвана развивать у учащихся ответственное отношение к природе. Формирование такого отношения к природе – сложный и длительный социально-педагогический процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие эмоций, воли детей, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода работа предполагает расширение педагогически организованных контактов школьников с природной средой, организацию целенаправленного общения школьников между собой и со взрослыми в условиях обучающих ситуаций. Достичь отмеченных целей сложно в условиях классно-урочной системы. Внеклассная работа значительно расширяет возможности учебно-воспитательного воздействия на школьника в становлении и развитии его взглядов на необходимость изучения и охраны природной среды.

Это возможно в системе внеурочных занятий, к числу которых относится творческое объединение «Мир вокруг нас».

В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы. Экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.

2.2 Цели и задачи программы
Цель:

- обеспечение условий для формирования экологического мышления и экологической грамотности школьников.
Задачи:

  • обогащение школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

  • усиление интереса школьников к географической, биологической и экологической наукам;

  • воспитание дисциплинированности, товарищества, самостоятельности, целеустремлённости, умения организовывать свою деятельность;

  • развитие творческих способностей школьников с учётом их индивидуальных особенностей, выработка устойчивого интереса к пополнению знаниями, стремления работать;

  • обучение учащихся навыкам состоятельного пользования различными источниками информации.


– воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к

природе, ответственность за сохранение природного наследия;

– углубить теоретические знания программного материала по

биологическим дисциплинам, изучаемым в школе;

– пополнить разносторонние сведения об окружающем мире

природы, тесных экологических связях, существующих в

природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности

человека на окружающую среду и мерах ее охраны;

– научить слушателей кружка умению самостоятельно работать со

справочниками;

– выработать качества рачительного и разумного хозяина природы.

– четко определить правила и обязанности по отношению к ней;

– вооружить учащихся трудовыми навыками умениями при

выполнении природоохранных мер.

В программу входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и исследовательских работ. Ведение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно-полезном труде.

Кроме того, в процессе занятий предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке и проведении экологических праздников, участие в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах, викторинах, в трудовых операциях, в целевых экскурсиях и походах в природу.

Программа кружка ориентирована на учащихся 4-7 классов и рассчитана на

35 часов в год.

Основные формы занятий творческого объединения «Мир вокруг нас» - лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, экскурсии. Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения.

Особенностью методики проведения занятий является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ


  • повышение уровня знаний учащихся по географии и биологии;

  • повышение интереса к изучению биологии, географии, экологии;

  • повышение интереса учащихся к исследовательской и проектной деятельности;

  • рост числа учащихся, занимающихся исследованиями в области географии, биологии, экологии;

Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.
Результаты годовой работы кружка (дневники наблюдений, материалы, собранные на экскурсиях и походах, фотографии, рисунки, поделки, доклады, рефераты, проекты, альбомы, газеты и др.) оформляются в виде итоговой выставки.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Тема

Сроки

Всего часов

Теория

Практика

1

Организационное занятие

Знакомство с кружковцами и их интересами. План работы на год. Перспективы занятий на последующие годы. Правила поведения в кружке. Знакомство с литературой. Демонстрация творческих работ, сделанных кружковцами прежних лет.


сентябрь

1

1




2

Осенние явления в природе

Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных частях кроны.

Наиболее распространенные животные. Подготовка животных к зиме.

Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.

Практическая работа. Выделение пигментов из осенних листьев.


сентябрь

2




2

3

Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий

Экскурсия на учебно-опытный участок. Классификация плодов: сухие и сочные. Сборные и сложные плоды, соплодия. Приспособления плодов и семян к распространению. Значение плодов и семян в жизни человека.

Практическая работа. Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.


сентябрь

1




1

4

Изготовление наглядных пособий

Практическая работа. Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян.


октябрь

1




1

5

Сбор природного материала для изготовления поделок

Экскурсия в природу. Знакомство с местными породами деревьев, кустарников и видами дикорастущих трав.

Практическая работа. Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев, кустарников (шишек, желудей, хвои, и другого природного материала) для изготовления поделок.


октябрь

2




2

6

Изготовление поделок

Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала.


Октябрь

ноябрь

2




2

7

Зеленые спутники человека (3 ч).

Знакомство с комнатными растениями. Разнообразие комнатных растений, их родина, группировка и биологические особенности.

Викторина «Путешествие с комнатными растениями»

Практическая работа. Паспортизация комнатных растений. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Оформление этикеток.

Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы.
Практическая работа. Проведение работ по перевалке и пересадке комнатных растений.

Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

Практическая работа. Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормки комнатных растений.

Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении.

Практическая работа. Исследование фитонцидной активности комнатного растения.


ноябрь

3

1

2

8

Часы занимательной биологии ( 6ч).

Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы. Растения – гиганты и карлики. Растения и письменность.

Просмотр и обсуждение /ф «Необычные растения»

Просмотр и обсуждение ф «Растения – хищники»

Составление презентаций


Декабрь

январь

4

2

2

9

Зимующие птицы (2ч).

Причины( изменения сезонного поведения птиц. Зимующие птицы. Сроки пролета зимующих (пролетных) птиц: снегирей, чижей, чечеток, свиристелей. Потребители ягод. Рябина как орнитохорное растение.

Практическая работа с коллекционным материалом и определителями.


Декабрь январь

2

1

1

10

Организация зимней подкормки птиц (1 ч).

Практическая работа. Изготовление кормушек и их развеска.

Практическая работа. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение.


Январь

1




1

11

Наблюдение за жизнью растений зимой (2ч).

Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Деревья и кустарники зимой. Жизнь растений под снегом.

Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.

Практическая работа. Измерение температуры воздуха, высоты снежного покрова.


Январь

2

1

1

12

Наблюдение за жизнью животных зимой (2ч).

Жизнь животных зимой. Приспособления животных к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Учеты животных по белой тропе.

Экскурсия в природу. Изучение следов на снегу.

Викторина «Кто как зимует?»


февраль

2

1

1

13

Экологические праздники (4ч).

Конкурс знатоков природы

КВН «В мире животных»

Конкурс рисунков о природе

Путешествие по страницам «Черной книги»

День птиц: устный журнал «В мире птиц»

Викторина «Природа »

День Земли: инсценировка «На лесной поляне»


В течении года

февраль

март

апрель

4




4

14

По страницам Красной книги. Животные (2ч).

Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды животных. Законы об охране животных.

Практическая работа. Выпуск газеты «Красная книга»


февраль

2

1

1

15

По страницам Красной книги. Растения (2ч).

Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды растений. Законы об охране растений.

Практическая работа. Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».


март

2

1

1

16

День экологических действий (1ч).

Практическая работа. Уход за цветниками

апрель

1




1

17

Зеленая аптека (2ч).

Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений.
Практическая работа. Изучение лекарственных растений местной флоры (работа с готовыми гербариями, справочной литературой, определителями).

Экологические особенности и ареалы лекарственных растений.

Экскурсия. Знакомство с видами лекарственных растений, произрастающих в окрестностях школы.

Практическая работа. Составления гербария лекарственных растений.

Правила сбора и сушки лекарственного сырья

Практическая работа. Заготовка лекарственного сырья


Апрель май

2

1

1

18

Итоговое занятие (1ч).

Подведение итогов работы кружка за год. Рассмотрение достижений и недостатков в природоохранной работе кружка.

Практическая работа. Организация выставки творческих работ учащихся.



май

1




1


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Организационное занятие (1ч).

Знакомство с кружковцами и их интересами. План работы на год. Перспективы занятий на последующие годы. Правила поведения в кружке. Знакомство с литературой. Демонстрация творческих работ, сделанных кружковцами прежних лет.

Осенние явления в природе (2ч).

Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных частях кроны.

Наиболее распространенные животные. Подготовка животных к зиме.

Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.

Практическая работа. Выделение пигментов из осенних листьев.

Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий (1ч).

Экскурсия на учебно-опытный участок. Классификация плодов: сухие и сочные. Сборные и сложные плоды, соплодия. Приспособления плодов и семян к распространению. Значение плодов и семян в жизни человека.

Практическая работа. Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.

Изготовление наглядных пособий (1ч).

Практическая работа. Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян.

Сбор природного материала для изготовления поделок (2ч).

Экскурсия в природу. Знакомство с местными породами деревьев, кустарников и видами дикорастущих трав.

Практическая работа. Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев, кустарников (шишек, желудей, хвои, и другого природного материала) для изготовления поделок.

Изготовление поделок (2ч).

Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала.

Зеленые спутники человека (3 ч).

Знакомство с комнатными растениями. Разнообразие комнатных растений, их родина, группировка и биологические особенности.

Викторина «Путешествие с комнатными растениями»

Практическая работа. Паспортизация комнатных растений. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Оформление этикеток.

Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы.
Практическая работа. Проведение работ по перевалке и пересадке комнатных растений.

Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

Практическая работа. Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормки комнатных растений.

Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении.

Практическая работа. Исследование фитонцидной активности комнатного растения.

Часы занимательной биологии ( 4 ч).

Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы. Растения – гиганты и карлики. Растения и письменность.

Просмотр и обсуждение д/ф «Необычные растения»

Просмотр и обсуждение д/ф «Растения – хищники»

Зимующие птицы (2ч).

Причины( изменения сезонного поведения птиц. Зимующие птицы. Сроки пролета зимующих (пролетных) птиц: снегирей, чижей, чечеток, свиристелей. Потребители ягод. Рябина как орнитохорное растение.

Практическая работа с коллекционным материалом и определителями.

Организация зимней подкормки птиц (1 ч).

Практическая работа. Изготовление кормушек и их развеска.

Практическая работа. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение.

Наблюдение за жизнью растений зимой (2ч).

Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Деревья и кустарники зимой. Жизнь растений под снегом.

Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.

Практическая работа. Измерение температуры воздуха, высоты снежного покрова.

Наблюдение за жизнью животных зимой (2ч).

Жизнь животных зимой. Приспособления животных к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Учеты животных по белой тропе.

Экскурсия в природу. Изучение следов на снегу.

Викторина «Кто как зимует?»

Экологические праздники (4ч).

Конкурс знатоков природы

КВН «В мире животных»

Конкурс рисунков о природе

Путешествие по страницам «Черной книги»

День птиц: устный журнал «В мире птиц»

Викторина «Природа »

День Земли: инсценировка «На лесной поляне»

По страницам Красной книги. Животные (2ч).

Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды животных. Законы об охране животных.

Практическая работа. Выпуск газеты «Красная книга»

По страницам Красной книги. Растения (2ч).

Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды растений. Законы об охране растений.

Практическая работа. Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».

День экологических действий (1ч).

Практическая работа. Уход за цветниками

Зеленая аптека (2ч).

Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений.
Практическая работа. Изучение лекарственных растений местной флоры (работа с готовыми гербариями, справочной литературой, определителями).

Экологические особенности и ареалы лекарственных растений.

Экскурсия. Знакомство с видами лекарственных растений, произрастающих в окрестностях школы.

Практическая работа. Составления гербария лекарственных растений.

Правила сбора и сушки лекарственного сырья

Практическая работа. Заготовка лекарственного сырья

Итоговое занятие (1ч).

Подведение итогов работы кружка за год. Рассмотрение достижений и недостатков в природоохранной работе кружка.

Практическая работа. Организация выставки творческих работ учащихся.

Методическое обеспечение дополнительной программы

_игры, игровые моменты,

- практикумы

-конкурсы, выставки,

ЛИТЕРАТУРА

Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., Молодая гвардия, 1972

Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М., Просвещение, 1972

Васильева З.В., Кирилова Г.А. и другие. Лабораторные работы по микробиологии. М.: Просвещение, 1979

Денисов Г.А. Удивительный мир растений. М., Просвещение, 1973

Денисов Л.В. Редкие и исчезающие растения СССР. М., Лесная промышленность, 1974

Жирнов Л.В., Винокуров А.А., Бычков В.А. Редкие и исчезающие животные СССР. Млекопитающие и птицы. М., Лесная промышленность, 1978

Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. М., Просвежение,1986

Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. / Сост. Д.И. Трайтак. 2-е изд., перед. М., Прсвещение, 1985

Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 кл. / Сост. С.А. Молис. 2-е изд., перед. М., Просвещение, 1986

Никишов А.И., Мокеева З.А., Орловская Е.В. Внеклассная работа по биологии. М., Просвещение, 1980

Новиков Г.А. Жизнь на снегу и под снегом. Л., Изд-во ЛГУ, 1981

Олигер И.М. Краткий определитель позвоночных животных средней полосы европейской части СССр. М, Просвещение, 1971

Токин Б.П. Целебные яды растений, 3-е изд. Л.: Лениздат, 1980

Формозов А.Н. Спутник следопыта. М., Детская литература, 1974

Чиков П.С., Лаптев Ю.П. Витаминные и лекарственные растения. М., Колос, 1976

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconВизитная карточка
Место работы (название образовательного учреждения, занимаемая должность) «Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя...
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconО подготовке муниципального совещания работников образования Лысогорского района
Министерства образования и науки РФ от 17. 06. 13 г. №18-738, приказами министерства образования Саратовской области от 12. 07. 13...
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconАдминистрации балаковского муниципального района саратовской области согласовано
Анализ деятельности школы по обеспечению реализации образовательных программ основного и дополнительного образования детей
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф. Д. Глухова п. Основной...
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования...
«лопатинская основная общеобразовательная школа ртищевского района саратовской области»
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconО долгосрочной областной целевой программе
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области",...
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconПугачевского района саратовской области введено в действие 29. 12. 2008г
Российской Федерации», в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области «О новой системе оплаты труда работников...
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconПриказ №86 от 01 сентября 2011 муниципального общеобразовательного...
Основная общеобразовательная школа Дороговиновка Пугачевского района Саратовской области
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconДоклад директора моу «сош с. Перекопное Ершовского района Саратовской области»
Публичный доклад директора моу «сош с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» по итогам 2011 – 2012 учебного года
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconОтделения Пенсионного фонда России по Саратовской области
Саратовской области, Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их...
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconДоклад директора моу"Основная общеобразовательная школа с. Покровка...
Публичный отчетный доклад директора моу"Основная общеобразовательная школа с. Покровка Вольского района Саратовской области"за 2012...
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconМинистерство социального развития Саратовской области гу «Комплексный...
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский...
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconПрезидиум Совета директоров средних специальных учебных заведений...
Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconРаспорядок дня обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа...
Моу «Средняя общеобразовательная школа с. Терса Вольского района Саратовской области» на 2013- 2014 учебный год
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена icon«Средняя общеобразовательная школа С. Рахмановка Пугачевского района саратовской области»
«Принято» «Утверждено»
Лысогорского района Саратовской области Согласовано Утверждена iconПрограмма педагога
«Средняя общеобразовательная школа с. Терновка Балашовского района, Саратовской области»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск