Скачать 184.36 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Географический факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________2011 г. Рабочая программа дисциплины ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Направление подготовки 021000 География Профиль подготовки «Геоморфология», «Физическая география и ландшафтоведение», «Экономическая и социальная география» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 год 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Земельные ресурсы» является ознакомление студентов с одним из видов природопользования – земельного, сложившегося в разных регионах мира и в России в ходе исторического, хозяйственного освоения земельных ресурсов и социально-экономического развития общества и хозяйства; понимание теоретических основ и методических подходов при решении задач рационального использования земельных ресурсов. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Земельные ресурсы» входит в состав профессионального цикла - дисциплина по выбору и относится к вариативной части, читается на 1 курсе (2семестр). Она логически и содержательно-методически связана с дисциплинами: «География почв с основами почвоведения», «Геология», «Химия» и модулями «Общее землеведение», «Картография и топография» Освоение данной дисциплины послужит базой для изучения других дисциплин: «Картографический метод исследования», «Биогеография», «География Поволжья», «География Саратовской области»; модуля «Теоретические основы геоморфологии». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Земельные ресурсы» ОК – 1. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК – 2. Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК – 4. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. ОК – 10. Иметь навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач. ОК – 16 (частично). Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. ПК – 4. Владеть базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географии, географической оболочке, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении. ПК – 5. Знать теоретические основы экономической и социальной географии, географии населения с основами демографии, геоурбанистики и умение их использовать в географических исследованиях; ПК – 6. Знать основы картографии, уметь применять картографический метод в географических исследованиях; ПК – 7 (частично). Владеть знаниями общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов России. ПК – 10. Обладать способностью использовать теоретические знания на практике; ПК – 18 (частично). Владеть и уметь применять на практике базовые и теоретические знания по географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития. ПК – 20 (частично). Уметь применять на практике методы экономико-географических исследований. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Структура и содержание дисциплины «Земельные ресурсы» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы (108 часов).
Лекция 1. Введение. Земельные ресурсы и их значение в экономическом развитии регионов мираВведение. Земельные ресурсы и их значение в экономическом развитии регионов мира.Лекция 2. Земельные ресурсы мира Территориальные ресурсы государств. Крупнейшие страны мира по площади территории. Эффективность территории. Лекция 3. Земельный фонд, его качественные и количественные параметры Классификации земельных ресурсов. Потребители земельных ресурсов - сельское хозяйство, лесное хозяйство, города и сельские населенные пункты, объекты инфраструктуры, рекреационные объекты, горнодобывающие комплексы, охраняемые природные объекты и др. Лекция 4. Экономическая оценка земельных ресурсов Земельные ресурсы как средства производства. Уровень цен на земельные ресурсы. Лекция 5. Структура земельного фонда Пути использования земельных ресурсов. Изменение структуры земельных ресурсов под влиянием антропогенной деятельности. Лекция 6. Земельные ресурсы Европы Их использование в разных отраслях экономики. Дифференциация агроприродного потенциала в зависимости от агроклиматических, почвенных и земельных условий. Лекция 7. Земельные ресурсы Зарубежной Азии. Особенности освоения земельного фонда Азии. Коэффициент земледельческого использования почв. Причины высокой доли непродуктивных земель. Опустынивание и саваннизация ландшафтов как следствие нерационального природопользования. Лекция 8. Земельные ресурсы Северной Америки Земельный фонд Канады, США и Мексики, его особенности в зависимости от зональной структуры территории и устройства поверхности. Лекция 9. Земельные ресурсы Южной Америки. Факторы, лимитирующие агроприродный потенциал материка. Традиции населения в формировании земледельческих и пастбищных систем. Региональные проявления природно-антропогенных процессов. Лекция 10. Земельные ресурсы Африки Особенности их использования. Причины слабого земледельческого освоения земельного фонда. Лекция 11. Земельные ресурсы Австралии Земельный фонд материка. Орошаемое и неорошаемое земледелие, пастбищное скотоводство и овцеводство. Культурные пастбища. Деградация окружающей среды. Лекция 12. Земельные ресурсы России Земельный фонд и его категории. Пахотопригодные земли, их географическое распространение. Основные землепользователи. Почвенный покров, естественная продуктивность почв, необходимость в агромелиоративном комплексе. Бонитировка почв. Лекция 13. Специфика использования земельных ресурсов отдельных регионов России Земельные ресурсы Севера России. Земельные ресурсы Центра Европейской территории России. Земельные ресурсы Юга Европейской территории России. Земельные ресурсы Западной Сибири. Земельные ресурсы Юга Сибири. Земельные ресурсы Дальнего Востока. Лекция 14, 15. Заключение. Региональные проявления природно-антропогенных процессов. Подведение итогов курса. Рассмотрение региональных проявлений природно-антропогенных процессов. Перечень тем семинарских занятий:
5. Образовательные технологии При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, космические снимки, кадастры полезных ископаемых). При проведении семинарских занятий в рамках разделов программы Земельные ресурсы применяется система устных докладов подготовленных студентами в ходе самостоятельной работы в течение семестра. Краткие сообщения по актуальным проблемам науки, выполняются на основании изучения студентами современных научных периодических изданий. Предпочтение отдается реферируемым журналам РАН и др. изданиям. Доклады завершаются дискуссией по основным вопросам, затронутым в устных сообщениях. При проведении практических занятий в рамках программы студенты знакомятся со структурой, пространственной дифференциацией и использованием земельных ресурсов в региональном, макрорегиональном и мезорегиональном уровнях. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения публикаций в научных и научно-популярных периодических изданиях РАН. По результатам данной работы выполняются рефераты. Темы рефератов:
Контрольные вопросы для проведения текущего контроля аттестации по итогам освоения дисциплины «Земельные ресурсы»:
Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Земельные ресурсы»:
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Земельные ресурсы» а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Сайты журналов издательства МАИК Наука РАН:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Карты, атласы, цветные фолии, Интернет ресурсы, видеофильмы, таблицы, схемы, графики, статистические материалы. Атлас Саратовской области //Под ред. Л.М. Ворониной. М.: ГУГК, 1978. – 31 с. Атлас СССР. М.: ГУГК, 1985. – 259 с. Эколого-ресурсный атлас Саратовской области //Под ред. В.С. Белова. Саратов: ВТУ ГШ, 1996 – 15 с. Топографические карты. Космические снимки. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 021000 География и профилям Геоморфология, Физическая география и ландшафтоведение, Экономическая и социальная география Автор: Долгополова И.К., к.г.н., доцент каф. физической географии и ландшафтной экологии географического факультета СГУ Программа одобрена на заседании кафедры физической географии и ландшафтной экологии от _________2011 года, протокол № _________________. Подписи: Зав. кафедрой физической географии и ландшафтной экологии д.г.н., профессор В.З. Макаров И.о. декана географического факультета д.г. н., профессор В.З. Макаров |
Конспект по теме: Природные ресурсы (тема 2, §2) 1) сделать конспект,... Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и всех отраслей хозяйства. Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности. Проблемы рационального использования | ||
Классификационные параметры технологии Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и всех отраслей хозяйства. Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется... | Домашнее задание на 5 марта 2013 года Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и всех отраслей хозяйства. Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины ресурсы пресмыкающихся для подготовки... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам магистратуры очной формы обучения по направлению... | Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Славные защитники Отечества» Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и всех отраслей хозяйства. Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется... | ||
Рабочая программа по учебной дисциплине Информационные ресурсы предприятия Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информационные ресурсы предприятия» студентам заочной полной формы обучения... | Земельные ресурсы и власть Необходимость повышения эффективности региональной экономики обусловлено жесткой конкурентной борьбой на мировых и региональных рынках.... | ||
Рабочая программа дисциплины в10 Интернет технологии и ресурсы образовательной... Целью освоения дисциплины является: ознакомление студентов с понятием информационные ресурсы, общей характеристикой процессов сбора,... | Земельные ресурсы красноярского края Красноярского края по состоянию на 01. 01. 08 г составляет 236679,7 тыс га (табл.). По данным управления Роснедвижимости по Красноярскому... | ||
Программа для первокурсников «Точка Опоры» Программа рассчитана на... Использовать возможные ресурсы для эффективной учебы (собственные ресурсы, ресурсы вуза, ресурсы внешней среды) | Рабочая программа учебной дисциплины учение о биосфере для подготовки... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 3 студентам магистратуры очной формы обучения | ||
Ифп / В. М. Журавлев / 2011 г. Согласовано: Директор ицмиМ / В. М.... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информационные ресурсы предприятия» студентам заочной полной формы обучения... | Рабочая программа учебной дисциплины современная экология и глобальные... «Ресурсы позвоночных животных охрана, воспроизводство, рациональное использование» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 2 Интернет технологии... Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с понятием информационные ресурсы, общей характеристикой процессов... | Рабочая программа учебной дисциплины биоресурсы водных экосистем... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 3 студентам магистратуры очной формы обучения по направлению... |