Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс)





НазваниеАгрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс)
страница1/15
Дата публикации29.02.2016
Размер2.06 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > География > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


П.Н.Гришин, В.В. Кравченко, И.П.Кравченко


Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье

(интерактивный курс)

Саратов 2012

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени Н.И.ВАВИЛОВА»

_________________________________________________________
П.Н.Гришин, В.В. Кравченко, И.П.Кравченко
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье
(интерактивный курс)

Учебно-практическое пособие

С


аратов 2012


УДК 622.7.016:631.82(075.8)

ББК 33.346:40.40 (Я7)




Издание осуществлено при поддержке

программы TEMPUS JP, грант Европейской

Комиссии 159188-TEMPUS-1-2009-1-PL-TEMPUS-JPCR
Гришин П.Н., Кравченко В.В. Кравченко И.П. Агро-номические руды и нетрадиционное минеральное сырье (интерактивный курс): Учебное пособие /сост.: Гришин П.Н., Кравченко В.В. Кравченко И.П. – Саратов: Изд-во - ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ»., 2011.- 176 с.
ISBN
В учебном пособии приведены геологические, агрохимические, экологические особенности агрономических руд, минералов, а также нетрадиционных видов минерального сырья, их описание и применение в практике сельскохозяйственного производства, использование в нанотехнологиях. В материале для самостоятельного изучения даны характеристики основных запасов агрономического сырья Саратовской области, их морфологические признаки, условия формирования и залегания, характеристики агрохимических свойств.

Предназначено для студентов направления подготовки 110100.62 Агрохимия и агропочвоведение (профиль Агроэкология), а также для магистров, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников.
Данный материал опубликован при поддержке Европейского Союза. Содержание публикации является предметом ответственности авторов и не отражает точку зрения Европейского Союза.


© Гришин П.Н. и др., 2012

© ФГБОУ ВПО СГАУ имени

ISBN Н.И. Вавилова, 2012

Введение

Можно сделать всё, если начать делать вовремя.

Рабочий девиз методологии системного анализа

Агроруды – это природные соединения, которые можно использовать в сельскохозяйственном производстве в качестве удобрений, мелиорантов, наполнителей, биостимуляторов, кормовых добавок.

К агрорудам относится как традиционное фосфорное, калийное и азотное сырье, органические агроруды, так и косвенные и нетрадиционные виды минерального сырья. Необходимость более широкого использования агрономических руд обусловлена как экономическими, так и экологическими проблемами нашего общества. Снижение почвенного плодородия, деградация земельных ресурсов страны, ведет к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, что не может не сказаться на экономическом положении государства. В связи с высокой стоимостью апатитового концентрата, монопольно выпускаемого ОАО «Апатит» и получаемых из него фосфатных удобрений перерабатывающими предприятиями ФПГ «РосФосагро», направляемых преимущественно на экспорт (более 90%), сельскохозяйственные предприятия и фермеры России из-за низкой платежеспособности практически лишены возможности приобретать и использовать в сельскохозяйственном производстве дорогостоящие фосфорные удобрения. Восполнить недостаток питательных веществ в земледелии возможно за счет более широкого использования природных агроруд, круг которых значительно расширился в поледние годы. Их можно использовать не только для промышленной переработки, но и в качестве местных удобрений, структурообразователей почвы, биостимуляторов и кормовых добавок в рацион скота и птицы. Это, прежде всего природные сорбенты (минералы и горные породы), обладающие высокими адсорбционными, каталитическими и ионообменными свойствами. К ним относются цеолиты, бентониты, диатомиты, опоки, трепелы, палыгорскитовые глины, вермикулиты, перлиты, глауконит и другие природные соединения. В США ежегодно используется в агропромышленном комплексе до 800 тыс.т бентонитов и цеолитов, до 400 тыс.т опок, диатомитов и трепелов, до 600 тыс.т. палыгорскитов. В нашей стране используется цеолитов в 8 раз, бентонитов в 16, опок, диатомитов и трепелов в 5 раз меньше.

Актуально также использование в сельском хозяйстве торфа, сапропеля и других местных ресурсов. что может подтвердить опыт преодоления подобной ситуации в 20-30-х годах прошлого столетия в сельском хозяйстве, в котором из-за отсутсвия отечественных производств исскуственных минеральных удобрений были широко использованы метные природные удобрения (фосфориты, торфы, сапропели).

Проблемы выявления и использования нетрадиционных источ­ников агрохимического сырья имеют, прежде всего, региональный характер, что объясняется его крупнотоннажностью, неравномер­ностью действующих производств и распространения разрабаты­ваемых традиционных месторождений фосфатных руд, калийных солей и минеральных сорбентов, серьезными экологическими по­следствиями функционирования крупных добывающих и перера­батывающих предприятий. Одним из перспективных подходов к снижению усиления антропогенного воздействия на почву и техногенного загрязнения окружающей среды, является обогащение почвы минералами, повышающими их поглотительные свойства. Такие минералы в различной концентрации содержатся в цеолитсодержащихся породах, глауконитовых песках, бентонитовых глинах.

Поэтому применение местных агроруд имеет целый ряд преимуществ, обуславлиающих значительную экономическую и экологическую эффективность. Так, например, при внесении в почву традиционных водорастворимых удобрений – суперфосфата, аммофоса, часть водорастворимых форм фосфора (не связанного химическим путем) вымывается, иногда в значительных количествах. Кроме того, в продуктах переработки апатитовых руд концентрируются содержащиеся в них токсичные компоненты: фтор, редкоземельные элементы, радионуклиды. Местное агрохимическое сырье, в отличие от искусственных удобрений, находится с окружающей средой в природном равновесии, экологически безвредно и обеспечивает необходимый пролонгирующий эффект относительно вносимых в почву полезных компонентов.

Интерес к данной проблеме проявляют многие регионы России. Так институтом биологии Коми НЦ УрО РАН разработаны и успешно внедряются (и реализуются в другие регионы) новые виды удобрений на основе местных агроруд (анальцимсодержащая порода, доломитизированные известняки, фосфориты).   Новые удобрения имеют системное действие на агроценоз. Сразу после внесения в почву они активизируют все основные компоненты экосистемы. Действует эффект первотолчка, проявляющийся в увеличении элементов питания в почве, активизации продукционных процессов растительного сообщества. Также широко используют местные агроруды в Ульяновской области, республиках Татарстан, Башкиирии, Дагестане, Дальнем Востоке и других регионах России.

Саратовская губерния, в силу своей геологической истории, располагает ресурсами многих видов полезных ископаемых, которые могут использоваться и в сельском хозяйстве. В настоящее время известно 98 месторождений и 68 проявлений агрономически полезных руд. Наша область весьма перспективна в плане создания крупного комплекса взаимодополняющих химических производств и организации выпуска различных удобрений, мелиорантов и кормовых добавок, так как базируется на наличии месторождений глауконитов, фосфоритов, карбонатных и кремнистых пород, калийно-магниевых солей, серы, и может быть самодостаточной в обеспечении сельских товаропроизводителей определенными компонентами.

Из-за высокой стоимости минеральных удобрений и мелиорантов, сельскохозяйственные предприятия и фермеры России, практически лишены возможности приобретать и использовать в сельскохозяйственном производстве дорогостоящие удобрения. По данным Федеральной службы государственной статистике за 2008 год, площадь удобренная органикой в Саратовской области составила 1,5% общей посевной площади, минеральными удобрениями 7,2%, гипсование проведено на площади 0,1 тыс.га, а известкование было проведено всего на площади 18 га.

С экологической точки зрения применение природных удобрительных средств позволяет создавать естественный геохимический фон, природный баланс химических соединений, что позволит в определенной мере стабилизировать общую экологическую ситуации в регионе. Кроме того, изучение нетрадиционных ре­сурсов и местных агроруд есть не что иное, как заблаговременное создание резерва сырья для сельского хозяйства.



Вы будете изучать

  • Понятие и определение агрономических агроруд и других видов нетрадиционного сырья используемого в сельском хозяйстве

  • Объект и предмет представленного курса

  • Исторический аспект использования агрономических руд

  • Происхождение, состав и свойства агроруд, основные месторождения, запасы в мире и России

  • Основные виды агрохимического сырья (Азотные, фосфорные, калийные)

  • Кальцийсодержащие (карбонатные) агрономические агроруды

  • Магнезиальное сырье

  • Нетрадиционные виды минерального сырья

  • Основы использования агроруд



Цели модуля

  • Изучить классификацию основных агрономических руд (азотных, фосфорных, калийных, природных органических)

  • Умение выделять агрономические руды из огромной массы горных пород и минералов

  • Изучить классификацию косвенных агрономических руд ( карбонатных, магнезиальных и др.)


После изучения модуля вы сможете

  • Определять все в виды агроруд, используемые в сельском хозяйстве

  • Знать основные способы использования агроруд в сельском хозяйстве

  • Определять основные виды агроруд применяемых в сельском хозяйстве среди других горных пород и минералов

  • Оценить местные минеральные ресурсы с точки зрения использования в сельском хозяйстве


Основная литература

  1. «Агроруды и другие виды минерального сырья» (Учебное пособие) Гришин П.Н., Кравченко В.В. Изд-во СГУ, 2010, с.5-56

  2. Бондарев В.П. Геология.: М. ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.-218с.

  3. Бондарев В.П. Практикум: М. ФОРУМ-ИНФРА-М, 2002.-с. 34-43.

  4. Борголов И.Б. Курс геологии. – М.: Агропромиздат, 1989. - 216 с.






    1. Введение в предмет. История изучения и использования агроруд



Известно много примеров, когда богатые, тучные земли, которые кормили десятки и сотни тысяч человек, быстро превращаются в бесплодные пустыни. Вредители и болезни сельскохозяйственных растений, - ещё одна беда. Они могут уничтожить весь выращенный урожай. На протяжении тысячелетий земледелец настойчиво борется с этими главными невзгодами — истощением почв и вредителями и болезнями.

Чтобы обеспечить себя продовольствием, человек издавна использовал особые виды минерального сырья, так называемые агрономические руды. Они применяются как удобрения и минеральные добавки в корм домашнему скоту. Кроме того, руды, содержащие мышьяк, фтор, барий, серу, используют для изготовления ядохимикатов, средств борьбы против вредителей и болезней.

В настоящее время только для нужд сельского хозяйства добывается несколько миллиардов тонн различных руд, а в XXI века требуется вдвое больше. Расходы на перевозку руд огромны. Поэтому геологи ищут месторождения как можно ближе к потребителям, т.к. перевозка именно этого сырья, как никакого другого, увеличивает его стоимость.

Уже первые земледельцы удобряли свои поля навозом, птичьим помётом (гуано), костной мукой, золой. В древности и средние века крестьянам часто приходилось покидать обжитые земли из-за их истощения и осваивать новые территории. Для этого выжигали большие участки лесов, на которых непродолжительное время получали более богатые урожаи. Однако земля истощалась снова и снова. Сельское хозяйство могло так развиваться до тех пор, пока планета мало населена и пригодных для земледелия территорий хватало всем. Но население росло, сокращались неосвоенные площади и над челове­ке нависала реальная угроза голода. Появились гипотезы, предвещавшие гибель всего населения земли из-за нехватки продуктов питания. Например, концепция английского экономиста Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834), согласно которой народонаселение увеличивается в геометрической прогрессии, а продовольствие — в арифметической. Немецкий биолог Оскар Гертвиг вывел закон убывающего плодородия почвы. Он утверждал, что обрабатываемые почвы постепенно теряют своё плодородие. Поэтому количество продовольствия в мире год от года уменьшается, и человечеству в ближайшем будущем грозит неминуемый голод. К началу XIX века в мире сложилась поистине драматическая ситуация. Волны голода прокаты­вались каждые 3—5 лет почти по всем континен­там. Несмотря на частые засухи, наводнения и похолодания, главной причиной невысоких урожаев было всё-таки истощение почв и вредители сельского хозяйства.

Это положение вряд ли смогла бы изменить какая-либо общественно-политическая система, будь то феодальная, капиталистическая или социа­листическая. Подобная задача не могла решиться без геологической науки. Именно геологам пред­стояло открыть источники жизненно важных для человечества минеральных ресурсов.

С середины XIX в. началось производство первых удобрений из фосфоритовых руд. В учебных центрах мира (в Англии, Германии, Франции) стали возникать специальные научные направления по использованию минерального сы­рья для агрономических целей. Не обошли эту проблему и в Российском государстве.

Передовые умы России интересовались минеральными удобрениями с давних времен. На рубеже XVIII-XIX вв. первые русские агрономы - А. Т. Болотов, М. И. Афонин, И. М. Комов - вслед за англичанами и немцами (а иногда опережая их) отмечали положительное действие золы, размолотых костей, мела и извести на урожаи зерновых. В середине XIX в. многих вдохновлял знаменитый немецкий химик Юстус Либих и его теория минерального питания растений, и «закон минимума». Питание и удобрение растений стали центральной проблемой агрохимии - науки, среди основателей которой называют Ж. Б. Бусенго, Х. Дэви, А. Теэра и, разумеется, Ю. Либиха. По Либиху, плодородие почвы неуклонно убывает; для его поддержания в почву необходимо возвращать в качестве минеральных солей все те химические элементы, которые теряются с каждым урожаем, оказываются в минимуме. Главные элементы, требующие постоянного восполнения, - азот, фосфор и калий. Следуя рекомендациям Либиха, российские помещики пореформенной поры стали завозить на свои поля самые популярные в то время виды азотных, фосфорных и калийных удобрений - чилийскую селитру, костяную и фосфоритную муку, каинит и поташ. В России занялись и «проверкой Либиха» - постановкой собственных опытов с удобрениями. Особую активность проявляли профессора-химики. В отличие от своих германских коллег, считавших агрохимию лабораторным занятием, российские химики приступили к настоящим полевым исследованиям в своих поместьях.

В начале 19 века в университетах Москвы, Казани и Харькова стали открываться кафедры минералогии и сельского хозяйства, позднее преобразованные в кафедры земледелия или грунтоведения. Становлению агрохимической науки способствовали теоретические работы таких учёных, как Василий Михайлович Севергин (1765-1826), Яков Владимирович Самойлов1 (1870-1925) первый давший научное определение агроруд, Александр Николаевич Энгельгардт (1832-1893), Дмитрий Иванович Менделеев (1834 -1907), Николай Семёнович Курнаков (1860 -1941), Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), Дмитрий Николаевич Прянишников (1865-1948), Александр Евгеньевич Ферсман (1883 -1945).

Одним из первых минеральных удобрений, широко изученных в России, была фосфоритная мука, полученная при размоле природных агроруд – фосфоритов.

В 1880-е гг. известный химик А. Н. Энгельгардт на основании опытов с фосфорными удобрениями в своем имении Батищево Смоленской губернии пришел к выводу: «Чудеса делает фосфоритная мука». Из года в год в Батищеве получали значительные прибавки к урожаю ржи при добавлении фосфоритной муки, приготовленной из отечественных фосфоритов. С фосфоритами ученый был знаком не понаслышке: в 1860-е гг. по поручению Департамента земледелия тогдашнего Министерства государственных имуществ, Энгельгардт возглавлял первые экспедиции по обследованию залежей этого сырья в губерниях Центральной России. Особое место в истории исследования и изучении агрономических руд пренадлежит заведующему кафедрой геологии Петровской (Тимирязевской) академии, профессору Я.В. Савмойлову, который по праву считается основоположником учения об агрономических рудах России, их распостранении, генезисе и применении.

В те же годы в университетах, сельскохозяйственных и политехнических институтах появились первые курсы и кафедры, связанные с изучением агроруд и минеральных удобрений. В Москве в Сельскохозяйственном институте (МСХИ, бывшая Петровская земледельческая академия) с середины 1890-х гг. профессор Д. Н. Прянишников начал чтение специального курса и организовал лабораторию для исследований удобрений. Он же впервые в России ввел летние практические занятия для студентов-агрономов, где были начаты программные вегетационные опыты по изучению действия туков. В Петербурге профессор Лесного института П. С. Коссович в 1897 г. возглавил химическую лабораторию Министерства земледелия (расположенную в Лесном институте), в число задач которой вошли исследования удобрений и почв. В 1910 г. в Рижском политехническом институте Э. В. Брицке создал первую в России кафедру технологии минеральных веществ, готовившую специалистов-технологов в области производства туков.

Низкосортные и труднообогатимые фосфатные руды, содержащие малое количество действующего вещества, за рубежом используют преимущественно для местных нужд в сыромолотом виде. В мировой практике «сырые» химически непереработанные фосфаты, непосредственно вносимые в почву, именуются как phosphate rocks (фосфатные породы), или indigenous phosphate (местные фосфаты). По существу, они являются аналогом российской фосфоритной муки. В США проблема дефицита фосудобрений решена во многом за счет широкого применения именно сыромолотых фосфоритов.

Какую роль сыграли агрохимические руды в жизни общества? Можно утверждать, что они в XX веке в буквальном смысле спасли человечество от угрозы неминуемого голода. Представьте, что эти руды вдруг исчезли с нашей планеты. В ближайшие десять лет урожаи сельско­хозяйственных культур сократятся по крайней мере на 30%. А это значит, что голодать будет не только население в странах Центральной Африки и Азии, но и в ныне процветающих странах Европы и Северной Америки. За прошлое столетие население Земли увеличилось с полутора до шести миллиардов человек, и предполагается, что к 2020 году оно достигнит восьми миллиардов! Поиски пропитания для такого количества - наиболее важная проблема, возникшая перед человечеством. Если в 2000 году при населении 6,1 миллиарда человек размер посевных площадей составлял 0,25 гектара на каждого, то в 2020 году прогнозируется рост численности населения и уменьшение посевных площадей до 0,15 гектара, что требует повышения урожайности продукции растениеводства на 70 процентов.

Количество вносимых в почву удобрений неза­медлительно сказывается на урожайности полей. В определенных случаях, когда вносят слишком много удобрений без учёта биологических возможностей растений, в них накапливаются некоторые вредные для здоровья человека вещества в слишком высоких концентрациях. Появились понятия «ни­тратные овощи» (т.е. овощи, в которых накопилось много нитратов, нитритов, N- нитрозаминов) и «экологи­чески безопасная продукция (ЭБП)». В последние годы широкое распостранение получают альтернативные системы земледелия, в том числе и применяемые в США и западных странах биодинамическое, органическое земледелие, при которых исключается или существенно сокращается использование минеральных удобрений и пестицидов. Однако эти системы наряду с положительными моментами (экологически чистая продукция, эффективное использование природной энергии и др.) имеют и существенные недостатки как, увеличение затрат рабочий силы (на 12-20%), снижение производительности труда (на 22-95%), снижение урожайности (до 43%) и как следствие повышение стоимости продукции (до 23%). Поэтому глобальное решение проблемы недостатка продовольствия не в отказе от удобрений. Для человечества это самоубийст­венный путь, который неминуемо заведёт в тупик. Продовольственную проблему можно решить, только развивая минерально-сырьевую базу агрохимии, научно и обоснованно применяя удоб­рения, как основу ландшафтно-экологических систем земледелия, используя для повышения плодородия почв нетрадиционные виды минерального сырья. Особен­ность нетрадиционных ресурсов в том, что непосредственный инте­рес они представляют для более или менее отдаленного бу­дущего. При этом определяющими факторами получения высокорентабельной продукции растениеводства с низкой себестоимостью должны быть наукоемкие технологии (нанотехнологии), основанные на фундаментальных исследованиях в области агрохимии, почвоведения, физиологии растений, биологии, почвенной микробиологии и токсикологии.

Не случайно промышленно развитые страны мира постоянно увеличивают производство удоб­рений, импортируя сырье из других стран, в том числе и из России. Отдельные виды минерального сырья, жизненно важные для благо­состояния и обороноспособности государства, отно­сят к категории стратегических, и добыча их строго контролируется правительством.

В России 1 июня 1993 г. Президент страны издал специальный указ, согласно которому агрономические руды и мине­ральные удобрения теперь находятся в списке стратегически важных сырьевых материалов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Вода — самое драгоценное минеральное сырье, это не только средство для развития промыш­ленности и сельского хозяйства, вода — это...
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconРецензия на интерактивный образовательный ресурс
Интерактивный образовательный ресурс выполнен в программном обеспечении Interwrite Workspace, с учетом возрастных и индивидуальных...
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconРеферат Основные источники углеводородного сырья и требования, предъявляемые к нему
Это связано с тем, что в нефтехимических производствах основная доля затрат (65 – 70 %) приходится на сырье. Сырье должно быть доступным,...
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconО районном конкурсе «Лучший интерактивный урок» Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения районного конкурса «Лучший интерактивный урок» (далее – Конкурс)...
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интерактивный проектор LightRaise™ 60wi позволяет добавлять интерактивность практически на любую поверхность. Этот ультракороткофокусный...
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconУрок по геогафии по теме " Горная система Саур-Тарбагатай"Интерактивный урок по географии
Интерактивный урок по геогафии по теме " Горная система Саур-Тарбагатай"Интерактивный урок по географии
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Нетрадиционное применение техники тканого гобелена в изделиях декоративно-прикладного характера на уроках в детской художественной...
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реферативную работу «Добыча урановой руды, её переработка и использование» выполнил учащийся 10 физико-математического класса «Средней...
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconЛекарственное сырье тибетской медицины: современный взгляд
Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconМетодические рекомендации по предмету: география
Методы: сравнительный, статистический, картографический, когнитивный, интерактивный
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: совершенствование навыка беглого, выразительного чтения через нетрадиционное представление новых слов на уроке и способы...
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconУрок по теме: «Обогащение медной руды. Получение меди»
Наши выпускники выбирают профессии, связанные с горным производством. В целях профориентации мы проводим экскурсии на комбинат. Чтобы...
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) icon1. Свойства почвы. Гранулометрический состав, влажность, кислотность...
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconРеферат Отчет 50 с., 1 ч., 22 рис., 14 табл., 22 источн., 2 прил
Переработка, зерно, ферменты, ресурсосбережение, безопасность, технологии, методы, хлебобулочные, макаронные, мучные кондитерские...
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconМультимедийный интерактивный комплекс
Открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на поставку мультимедийного интерактивного комплекса и мультимедийных...
Агрономические руды и нетрадиционное минеральное сырье ( интерактивный курс) iconИсследование и Разработка устройства контроля наличия посторонних...
Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис – XXI век»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск