Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 204.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.04.2014
Размер204.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема урока «Свойства воды»

Урок химии в 8 классе

«…Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы!», - С.Т. Аксаков.

«Вода — самое драгоценное минеральное сырье, это не только средство для развития промыш­ленности и сельского хозяйства, вода — это действительный проводник культуры, это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было», - академик Л. П. Карпинский.

Цель урока: показать, что вода - уникаль­ное природное соединение.

Задачи урока:

- Сформировать, проанализировать и расширить знания обучающихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека.

- Учить анализировать и делать выводы во время химического эксперимента.

- Развивать экспериментально-исследователь­ские навыки. Развивать волевую и эмо­циональную сферу: самостоятельность, уверенность в своих силах. Развивать умение кратко и конкретно отвечать на поставленные вопросы, использовать имеющиеся знания.

- Воспитывать умение вести диалог. Воспитывать личностные каче­ства, обеспечивающие успешную творческую и испол­нительскую деятельность: увлеченность, наблюда­тельность, сообразительность, чуткость и уважитель­ность.

Девиз урока. Вода - это жизнь!

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, штатив с пробирками, стакан с водой, химические стаканы, шаростержневая и объемная модели молекулы воды, спиртовка, спички; Li, CaO, SiO2 , Fe2O3 , CaCO3 , HCl, KMnO4 , K2Cr2O7 , K2CrO4 , NH4NO3 , H2SO4

Методы урока. Групповые технологии, межгруп­повая работа с элементами коллек­тивного способа обучения. ИКТ.

Тип урока. Урок изучения нового материала с привлечением знаний из жизни обучающихся.

Форма урока. Урок-беседа.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Познавательная цель. Эмоциональное погруже­ние в тему.

2. Аналитическая работа в группах.

• Изучение лите­ратуры.

• Работа с наглядным материалом (глобус, раздаточный материал, презентация, разработанная на базе программы Microsoft Power Point, таблица растворимо­сти веществ в воде).

• Анализ диаграммы «Содержание воды в орга­низме человека».

3. Представление результатов аналитической груп­повой работы учащихся.

  1. Вода в природе.

  2. Значение воды для жизни организмов.

  3. Вода — растворитель.

  4. Лабораторная работа «Вода – растворитель».

  5. Особенные (аномальные) свойства воды.

4. Химические свойства воды.

5. Обсуждение результатов. Выводы.

6. Итоги урока. Рефлексивный анализ.

7. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Так принято приветствовать друг друга.

Здравствуй!- говорим мы друг другу ежедневно, улыбаясь, излучая радость от встречи. И получается, что с этим словом «здравствуй» мы передаем друг другу частичку собственного благополучия: здоровья, радости, счастья, как бы подзаряжая друг друга на расстоянии психологической положительной энергией жизни – духом жизни. Именно этого я вам желаю.

II. Изучение нового материала.

  1. Познавательная цель. Эмоциональное погруже­ние в тему.

В легендах народов мира это вещество символизирует первопричину, исходное состояние всего сущего. Она является одной из четырех: основных стихий мироздания наряду с землей, огнем и воздухом, В мифологии — это и эквивалент всех жизненных соков человека, и очистительная сила, омывающая человека от греха и скверны, и бездна, таящая в себе чудовищ, и грозная сила. Живая сияющая стихия неизменно пленяла художников и поэтов. Внимания же ученых удостоилась более 200 лет назад, когда Генри Кавендиш и Антуан Лавуазье доказали, что она - не простой элемент, как полагали средне­вековые алхимики, а молекула, построенная из двух видов атомов. О каком веществе идет речь?

Записываем тему урока в тетрадь: «Свойства воды».

Сегодня на уроке:

  1. Вы узнаете, каково строение молекулы вещества, которое называют красотой всей природы.

  2. Вы поймете, что она – всюду на нашей планете.

  3. Вы увидите, как можно получить чистый водород.

  4. Мы поговорим о значении воды в нашем организме.

  5. Мы обсудим некоторые аномальные свойства великого художника природы.

  6. Вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!

Просмотр видеофрагмента (№1) из фильма «Великая тайна воды».

22 марта — Всемирный день водных ресурсов по календарю ООН, День воды.

Bодa. Разве это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Посмотрите вокруг.

Учитель. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

Учащиеся (читают по очереди с лис­точков).

В луже, в море, океане

И в водонапорном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

Учитель. Да. Без воды нам не прожить. Вода бывает «живая» и «мертвая», легкая и тя­желая, целебная и минеральная - очень и очень разная.

Среди необозримого множества веществ вода с ее физико-химическими свойствами занимает совершенно особое, исключитель­ное место. Почти все свойства воды - исключение в природе. Она самое уникальное и удивительное вещество на свете.

Вспомните, что вы знаете о воде. Повторим эти сведения.

Какая бывает вода? (Речная, озерная...)

Мы отдаем предпочтение пресной воде. Почему? (В морской воде много соли.)

Как отличить морскую (или просто со­леную) воду от пресной?

Учитель демонстрирует опыт.

В большие стаканы с пресной и соленой водой опускает по очищенной картофелине.

Какой вывод можно сделать? (Морская (соленая) вода имеет большую плотность.)

В каких агрегатных состояниях встречается вода? (В твердом, жидком, газообразном.)

А вы знаете молярную массу воды? (М = 18 г/моль)

Каков тип химической связи в молекуле? (Ковалентная полярная)

Тип кристаллической решетки? (Молекулярная кристаллическая решетка)

Каждый из нас имеет с ней дело ежедневно, ежечасно. Сегодня мы будем говорить об этом, казалось бы, про­стом, но пока еще полном нераскрытых тайн веществе.

Учитель укрепляет на доске плакат со словами: аквариум, акватория, акваланг,

акварель.

Какое отношение и по­чему они имеют к теме урока?

Aqua в переводе с латинского - вода. Как алфа­вит начинается с буквы «а», так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, жи­вотном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз урока «Вода- это жизнь!»

Учитель предлагает каждому учащемуся со­брать шаростержневую модель молекулы воды (до начала урока на каждый ученический стол выдает­ся набор для составления шаростержневых моде­лей молекул).

Учитель с помощью магнита укреп­ляет на классную доску стилизованную каплю воды из голубого карто­на с химической формулой воды.

Молекула воды состоит из атома кислорода и двух атомов водорода, присоединившихся к нему под углом 104,5°.

Угол 104,5° между связями в молекуле воды обусловливает рыхлость льда и жидкой воды и как следствие аномальную зависи­мость плотности от температуры. Именно поэтому крупные водоемы не промерзают до дна, что делает возможным существование в них жизни.

Демонстрация модели молекулы воды.

Более глубокое изучение показало, между молекулами воды связи более прочные, чем межмолекулярные. Они называются водородными. Водородная связь возникает между атомом водорода одной молекулы и атомом кислорода соседней.

Учащиеся выполняют лабораторный опыт.

Глядя на плакат, каждый собирает модель молекулы воды. Потом работают в парах: со­бирают модель димера, соединив атом водо­рода одной молекулы и атом кислорода другой непрочной связью (кусочком лейкопластыря). Демонстрация плаката с изображением димеров, тримеров, тетрамеров... воды.

После такой вводной части учащиеся присту­пают к аналитической групповой работе (10 - 12 мин).

Обязательным условием успешной работы на уроке и реализации поставленных задач явля­ется обеспечение каждого рабочего места учащего­ся комплектом литературы, наглядных пособий и других средств. Во время аналитической работы учитель подходит ко всем группам и в случае необходимости оказывает консультативную помощь.

Учитель. Хочется обратиться к вам с прось­бой быть активными участниками на конференции, посвященной исследованию свойств воды.

Просмотр видеофрагмента (№3).

По предложенным источникам материала каждой группе необходимо изучить свой вопрос, подготовиться к полному ответу. Итак, у нас в гостях: сотрудники химической лаборатории, сотрудники биолаборатории, географы; изучайте материал, обсуждайте, и через 6 минут начинаем.




2. Аналитическая работа в группах.

3. Представление результатов аналитической груп­повой работы учащихся.

1.

Вода в природе

1. Велики ли запасы воды на нашей планете?

2. Чего больше на Земле — соленой или прес­ной воды? (1,4 млн. км3 — морская, 30 млн. км3 — пресная.)

3. Где сосредоточены основные запасы пресной воды?

2

Значение воды для жизни организмов

Рассмотрим диаграмму « Содержание воды в организме взрослого человека

(в %).

1. Какова роль воды в организме человека?

2. Зависит ли количество воды в организме от возраста?
3

Вода — растворитель

  1. Почему воду называют универсальным растворителем?

  2. Какой величиной характери­зуется способность веществ растворяться в воде? (Эта величина - растворимость, которая оп­ределяется массой вещества, способной рас­твориться в 100 г воды при определенной температуре.)

3. Растворимость зависит от температуры? (Да, но не всегда одинаково; на нее влияет еще и агрегатное состояние вещества.)

Учитель демонстрирует заранее подготовленный стакан с водой, на стенках которого появи­лись пузырьки воздуха. Проводит опыты - растворение газов в холодной и горячей воде.

Делает вывод, что при повышении температуры растворимость газообразных веществ — уменьшается.

4

Химики-экспериментаторы

  1. Лабораторный опыт «Растворение сахара в холодной и горячей воде».

Вывод. При повышении температуры растворимость твердых веществ увеличивается.

2. Инструкция. Возьмите два стакана, налей­те в них по 20 мл воды, опустите в стаканы термо­метры. Измерьте температуру воды. Затем в один стакан прибавьте немного серной кислоты, а в дру­гой - кристаллы аммиачной селитры NH4NO3.

Наблюдения. В первом случае, при раство­рении кислоты, наблюдается............................тем­пературы; во втором случае, при растворении аммиачной селитры, наблюдается...................................температуры.

Выводы. При растворении серной кислоты наблюдается............................явление.

При растворении аммиачной селитры наблюда­ется .........................явление.

5

Особые свойства воды

Учитель. Вода несет информацию, и омове­ние у многих народов - священный ритуал.

Просмотр видеофрагмента (5,7).

Вода об­ладает и аномальными свойствами.

  1. Какое свойство воды спасает нашу планету от оледенения?

  2. При какой температуре у воды максималь­ная плотность?

  3. К каким важным последствиям приводит эта аномалия?

4. Химические свойства воды.

Она необходима нам всегда.

И юный химик, верно, пожелает

Узнать, с чем реагирует вода

И как она в реакции вступает.

Взаимодействие воды с простыми веществами

Опишет наша первая глава

Процессы водорода замещения,

И как с водой простые вещества

Вступают в непростые отношения.

1. Реакции воды с металлами

Кусочек лития пинцетом взят.

Отметьте, что условия обычны.

Опустим в воду — тут же результат:

Пошла реакция, она экзотермична.

Вмиг из воды наш щелочной металл

Газ водород активно вытесняет,

А тот, ликуя, что свободным стал,

Шипит и литий по воде гоняет.

Кружит металл, как шаловливый пес,

Как будто за хвостом своим гоняясь,

Потерю электронов перенес,

С гидроксогруппой в щелочь превращаясь:

2 Li + 2 HOH = 2 LiOH + H2 + Q.

Обнаружить щелочь помогает индикатор — фенолфталеин.

А индикатор проливает свет

На появленье оснований сильных:

Раствор в малиновый окрасив цвет,

Групп подтвердит наличие гидроксильных.

Сделайте вывод об условиях и продук­тах реакций различных металлов с водой.

К какому типу относятся эти реакции?

2. Реакции воды с неметаллами
И неметаллы могут вытеснять

Газ водород из водяного пара.

К примеру, угольки мы можем взять.

Но предварительно задав им жару:

С + Н2О = СО + Н2.

Взаимодействие воды со сложными веществами

1. Реакции воды с основными оксидами

Поговорим о сложных веществах.

С оксидами сначала разберемся.

Причем практически, не на словах

Взаимодействия с водой коснемся.

К оксиду кальция воды прилить

Вмиг в гидроксид случится превращение.

Так мы «пушонку» можем получить,

Ведь происходит извести гашение:

СаО + Н2O = Са(ОН)2 + Q.

В природе есть железная руда,

Железняки — основные оксиды.

Так вот, не растворяет их вода.

Но мы не держим на нее обиды:

Fe2O3 + H2O =

Fe3O4 + H2O =
Оксид железа (II, III) - магнитный железняк, оксид железа (III) – красный железняк.

Какие основания образует железо? Растворимы ли они в воде?

2. Реакции воды с кислотными оксидами

Нам так приятен летнею порой

Вкус кислый газированной водицы!

А обусловлен он, представьте, кислотой,

И знать реакцию вам пригодится.

Оксид кислотный — углекислый газ —

С водой соединяется охотно.

Хоть воду эту пили мы не раз,

Не думали, что пьем раствор кислотный.

CO2 + H2O = H2CO3

А под ногами нашими песок —

Оксид кислотный.

Только он едва ли

С водой соединиться мог,

Не то бы мы по кислоте шагали:

Н2О + SiO2 =

Составьте формулу кремниевой кислоты. Растворима ли она в воде? Сравните ее с кислотами, рассмотренными выше.

Так как же общий вывод прозвучит?

У вас уже есть опыт ощутимый:

С водой соединяется оксид,

Когда продукт реакций — растворимый.

5. Обсуждение результатов. Выводы.

Проверь свои знания (парная работа)

1. «Крестики-нолики». Соединить прямой линией вещества, которые растворяются в воде.

Уксусная кислота

Древесина

Кислород

Медь

Сульфат меди (II)

Хлорид натрия

Сахар

Речной песок

Серебро

2. «Удивительная цифра». Обвести верные ответы кружком.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1. Формула воды — Н2О.

2. Относительная молекулярная масса воды рав­на 18.

3. Тип химической реакции образования воды из простых веществ — реакция соединения.

4. Соль медный купорос хорошо растворяется в воде.

5. Соль можно выделить из раствора фильтро­ванием.

6. Вода - хороший растворитель.

7. Чтобы выделить соль из раствора, его необ­ходимо выпарить.

8. Вода - летучая жидкость.

9. Вода взаимодействует с активными металлами.

10. В воде растворяется железный гвоздь.

11. Вода имеет вкус и запах.

12. Вода не имеет вкуса и запаха.

13. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.

14. Процесс растворения - это физическое яв­ление.

15. Взаимодействие активного металла натрия с водой — это химическое явление.

6. Итоги урока. Рефлексивный анализ.

Учитель. Подведем итоги: что нового вы узнали о воде? Постарайтесь за 2 мин вспом­нить и перечислить все важные научные све­дения об этом веществе.

Было бы здорово, если бы нас окружала только чистая вода! Ведь каждая молекула ее — неразгаданная тайна. Она несет инфор­мацию из глубины веков. Исследователи пы­таются расшифровать ее. И кто знает, может быть, это сумеете сделать вы?

Вот и все. А на прощание — обыкновенное домашнее задание.

  1. Напишите уравнения реакций, необходимых для осуществления цепочки превращений, определите состав веществ:

В



Соль → А → Б → основание



Г → Д
Решение:

2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

O2 + 2 H2 = 2 H2O

2 H2O + 2 K = 2 KOH + H2

H2O + SO3 = H2SO4

2 H2O = O2 + 2 H2

H2 + CuO = Cu + H2O

Рабочий листок

Вариант I

1. Закончите фразу. Самое распространенное слож­ное вещество на Земле -

2. Установление состава воды методом разложения называется:

а) синтез; б) гидролиз; в) анализ

3. Агрегатное состояние воды при обычных условиях:

а) жидкое; б) твердое; в) газообразное.

4. Установите правильную последовательность слов:

запаха

чистая

имеет

вода

не

цвета

и

5. При взаимодействии воды с активными металлами образуются:

а) оксиды; б) гидроксиды; в) водород

6. Допишите уравнение реакции: Zn + Н2О →

7. Выберите формулы оксидов, с которыми реагирует вода:

a) SiO2; б) СаО; в) SO3; г) Li2O

8. Закончите фразу. При взаимодействии основных оксидов с водой образуются_______. Эта реак­ция относится к реакциям _______

9. Выберите название продукта реакции воды с оксидом cеры (IV):

а) серная кислота; б) сернистая ки­слота

10. Выберите формулу вещества, которое в цепи пре­вращений Н2 → X → КОН обозначено как X:

а) К; б) К2О; в) Н2О; г) О2

Вариант II

1. Закончите фразу. Тривиальное название оксида водо­рода -

2. Установление состава воды методом получения из про­стых веществ называется:

а) анализ; б) синтез; в) дистилляция

3. Агрегатное состояние воды при 0 °С: а) жидкое; б) твердое; в) газообразное

4. Установите правильную последовательность слов:

равна

при

1 г/см3

максимальна

воды

4 0С

плотность

чистой

и 5. При взаимодействии воды с металлами средней актив­ности образуются:

а) оксиды; б) гидроксиды; в) водород

6. Допишите уравнение реакции: К + Н2О →

7. Выберите формулы оксидов, с которыми реагирует вода:

а) СО2; б) ВаО; в) СО; г) Na2O

8. Закончите фразу. При взаимодействии кислотных ок­сидов с водой образуются_______. Эта реакция от­носится к реакциям ______

9. Выберите формулу продукта реакции воды с оксидом бария:

а) Ва(ОН)2; б) ВаО;

10. Выберите формулу вещества, которое в цепи превра­щений Н2О → X → Li2O обозначено как X:

a) Li; б) Н2; в) LiOH; г) О2

Рефлексия (1 мин.)

Оцените свою работу на уроке, работу группы и дело по пятибалльной шкале.

В карточке для рефлексивного анализа ответьте на следующие вопросы.

1. Что вам особенно понравилось на уроке?

2. В чем полезность этого урока?

3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

4. Что не понравилось на уроке?

Карточка рефлексивного анализа
Класс, фамилия, имя.................................


Мы

Я

На память об уроке учитель дарит уча­щимся рисунок капли воды, выполненный на картоне. На обратной стороне ее слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода!.. Нельзя ска­зать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью... Ты самое большое богатство на свете».

Справочный материал

1

Вода в природе

Гидросфера Земли содержит около 1,4 млрд км3 воды. Вода на поверхности Земли зани­мает площадь -510 млн км2, или - 70% всей ее поверх­ности.

Основные запасы пресной воды на Земле сосредоточены в снежно-ледовых образованиях и подземных водах — около 35 млн км3, или -2,5% всего объема воды в гидро­сфере. Хотя снежно-ледовые образования и подзем­ные воды играют существенную роль в водоснабже­нии некоторых районов, но они труднодоступны, и в мировом масштабе их использование не имеет пока практического значения. Непосредственно доступные пресные воды (пресные озера, содержащие - 91 тыс. км3 воды, и реки) со­ставляют лишь – 0,007% всей воды на Земле или - 0,26% общего запаса пресных вод на Земле.

Самое большое в мире по запасам пресной воды озеро Байкал содержит около 23 тыс. км3 воды, столько же - Великие американские озера. Таким образом, на эти озера приходится половина запасов воды пресных озер всего мира.

Специальная комиссия Всемирного банка, изучавшая «водный вопрос» планеты, пришла к заключению: уже сегодня мы живем практически в пустыне, ибо 40% жителей Земли испытывают хро­ническую жажду. В некоторых регионах планеты 80% заболеваний вызваны отвратительным качеством питьевой воды, из-за чего ежегодно умирают 10 млн человек.

Чистая пресная вода уходит от нас, каждый тре­тий россиянин уже страдает от ее нехватки. У Москвы давно нет своей питьевой воды - им­портирует из Тверской и Смоленской областей. Но и той недостаточно: в подмосковных водохранилищах уровень упал на несколько метров. Аналогичная си­туация почти во всех крупных мегаполисах державы.

Распределение речного стока по территории России крайне неравномерно и не соот­ветствует расселению жителей России, а также раз­мещению производительных сил. Наиболее обеспечены водными ресурсами малоосвоенные территории Евро­пейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, где фор­мируется более 80% общих водных ресурсов нашей стра­ны. В то же время хозяйственно освоенные регионы Российской Федерации испытывают недостаток пре­сных водных ресурсов.

Неравномерность распределения ресурсов поверх­ностных пресных вод - одна из главных причин на­пряженной ситуации с водой в мире, особенно в тех регионах и странах, где отмечается быстрый рост промышленного и/или сельскохозяйственного производства либо значительный рост населения. По данным ООН, в настоящее время трудности с обеспечением питьевой водой испытывают около 2 млрд человек — почти 30% населения земного шара.

2

Значение воды для жизни организмов

Вода поддерживает кислотно-основное равновесие организма — это чисто химиче­ская роль воды. Вода — самое распро­страненное неорганическое соединение в живых организмах нашей планеты.

Количество воды в организме зависит от возраста. Эмбрион человека на 97 % состо­ит из воды, а у новорожденных ее количест­во составляет 77 % массы. К 50 годам чело­век немного «усыхает» и вода составляет только 60 % от его массы.

Основная масса воды — 70 % — сосредо­точена внутри клеток, а 30 % — вне клеток (7 % — это кровь и лимфа, а большая часть омывает клетки, это вода межтканевая).

Зачем столько воды в организме?

• Вода входит в состав всех клеток и тканей тела, в ней протекают все биохимические процес­сы. Живая клетка без воды — это уже не жи­вая клетка. Из 26 кг воды в твоем теле на внут­риклеточную воду приходится 18 кг.

• Вода служит основой крови и лимфы. На это расходуется 2 кг воды.

• Вода является той средой, где совершаются процессы пищеварения. Без воды пища не может ни проходить по желудочно-кишечно­му тракту, ни усваиваться организмом. На про­цессы пищеварения и выделения расходуется около 6 кг воды в виде поджелудочного сока, слюны, мочи, пота и др.

• Вода вымывает из клеток организма отрабо­танные продукты обмена веществ и выносит их из организма. Она выносит их как через почки (с мочой), так и через кожу (с потом).

• Вода в твоем организме выступает как раство­ритель веществ и как переносчик веществ по организму. У нее есть еще одна важная роль: через систему потоотделения она регулирует температуру твоего тела.

3

Вода — растворитель

Из свойств воды особенно важна ее способ­ность растворять вещества. Вода - универ­сальный растворитель. В ней могут раство­ряться вещества различной химической при­роды, образованные ковалентными поляр­ными и ионными связями. В воде могут рас­творяться твердые, жидкие и газообразные вещества. Но не все они одинаково хорошо растворяются в воде. Вещества бывают хоро­шо растворимые, малорастворимые и прак­тически нерастворимые.

Широко применяются водные растворы твердых веществ. Поэтому, любая природная вода – раствор.

Докладчик демонстрирует таблицу растворимости, затем показывает, как постепенно растворяются кристаллы различных окрашенных солей, помещенные в цилиндры.

Учитель. Какой величиной характери­зуется способность веществ растворяться в воде?

Учащиеся. Эта величина - растворимость, которая оп­ределяется массой вещества, способной рас­твориться в 100 г воды при определенной температуре.

Учитель. Растворимость зависит от температуры?

Учащиеся. Да, но не всегда одинаково; на нее влияет еще и агрегатное состояние вещества.

5

Особые свойства воды

Учитель. Вода несет информацию, и омове­ние у многих народов - священный ритуал.

Просмотр видеофрагмента (5,7).

Вода об­ладает и аномальными свойствами.

Вот некоторые особенности воды.

1. Известно, что все вещества, переходя из жидкого состояния в твердое, уплотняются. Вода не подчиняется этому правилу: лед не тонет, он всегда на поверхности, его объем на 9% больше объема незамерзшей воды.

Способность воды расширяться при замерзании спасает нашу планету от оледенения.

2. Максимальную плотность вода имеет при +4 °С. При охлаждении воды до этой температуры она сжимается. При дальнейшем понижении тем­пературы снова расширяется, пока не перейдет в лед. (Если вынести бутылку с водой на мороз, бутылка лопнет).

Эта аномалия приводит к чрезвычайно важным последствиям. При температуре ниже +4 °С вода, поскольку она легче, занимает верхние слои водоема, укрывая, как шубой, нижележащие слои, защищая их от охлаждения. Это создает условия для жизни оби­тателей водоема в зимнее время. А если образуется лед, то он создает другой защитный слой.

Литература

  1. Бударина В.А. Головоломки, шарады по теме «Вода».//Первое сентября: химия. – 2006. - №9. – С. 44 – 45.

  2. Васильева Т.К. О воде – только в стихах.//Химия в школе. – 2006. - №10. – С. 52 – 54.

  3. В гармонии с миром и средой. Из опыта работы учителей химии и биологии. – Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2006. – 68 с.

  4. Данина Е.Н. Вода – самое обыкновенное и необыкновенное вещество. //Первое сентября: химия. – 2007. - №8. – С. 29 – 31.

  5. Дронова Н.Ю. Нестандартные задачи по теме «Вода. Растворы».//Химия в школе. – 2006. - №10. – С. 54 – 56.

  6. Залетило С.С. Вода. Очистка воды. //Химия в школе. – 2007. - №4. – С. 36 – 39.

  7. Золотова Н.А. Известная и неизвестная вода. //Химия в школе. – 2002. - №8.- С. 85 – 87.

  8. Капецкая Г.А. Интеллектуальная игра «Мир воды».//Химия в школе. – 2006. - №2. – С. 72 – 74.

  9. Лыгин С.А. и др. Использование средств наглядности при изучении воды и растворов.//Химия в школе. – 2002. - №8. – С. 80 – 81.

  10. Маршанова Г.Л. Вода в природе и жизни человека.//Первое сентября: химия. – 2006. - №18. – С. 31 – 37.

  11. Никитина М.А. и др. Интегрированный урок: пресс-конференция о воде и ее свойствах. //Химия в школе. – 2005. - №1. – С. 36 – 42.

  12. Трофимова Т.В. Растворение – физико-химический процесс.//Первое сентября: химия. – 2006. - №15. – С. 34 – 35.

  13. Устинова Т.В. Тестовый само- и взаимоконтроль при изучении нового материала.//Химия в школе. – 2005. - №1. – С. 43 – 45.

  14. Химия: неорганическая химия. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2003. – 296 с.

  15. Химия на досуге: учение с развлечением/Ред.-сост. Костенчук И.А. – М.: Центрхимпресс, 2006. – 128 с.

  16. Яковлева Н.М. Вода – сама жизнь. Дефицит пресной воды. Вода твоей земли.//Первое сентября: химия. – 2007. - №1. – С. 39 – 48.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск