Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 123.74 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации23.11.2017
Размер123.74 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет менеджмента



Программа дисциплины
Современные проблемы мотивации и стимулирования персонала
для направления 080500.62 Менеджмент

подготовки бакалавра
Автор: М.В. Полосухина



Утверждена

Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь

Председатель _____________Г.Е. Володина

«_______» ______________________2012 г.


Одобрена на заседании

кафедры стратегического менеджмента

Зав.кафедрой ______________Е.И. Бабенко «_______» ________________2012 г.



Пермь 2012 год

  1. Пояснительная записка

  1. Автор программы: старший преподаватель кафедры стратегического менеджмента М.В. Полосухина, программа составлена на основе программы доцента кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ О.И. Зеленовой.

  2. Требования к студентам:

Дисциплина "Современные проблемы мотивации и стимулирования персонала" тесно взаимосвязана и основывается на знании следующих дисциплин: "Управление персоналом", "Стратегическое управление человеческими ресурсами", “Теория организации”, "Организационное развитие", "Оценка и аттестация персонала".

  1. Аннотация:

Цель курса –ознакомление студентов с теориями и практическими методами управления системами вознаграждения персонала и совершенствование у студентов навыков использования различных методовпостроения системы мотивации и вознаграждения, а также анализа мотивационной структуры персонала для формирования мотивационных программ. Курс представляет собой систематизированное изложение теоретических и методологических вопросов, связанных с мотивацией и стимулированием наразличных этапах жизнедеятельности предприятияв целях повышения его эффективности за счет целенаправленного и планомерного использования человеческих ресурсов.

  1. Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен:

  1. Знать основы и местоположение системы мотивации и вознаграждения в системе управления персоналом организации;

  2. Уметь пользоваться методикамипостроения системы мотивации и стимулирования на различных стадиях развития персонала в организации;

  3. Обладать навыками анализа существующей ситуации в части развития компетенций персонала организации, мотивационной структуры персонала.

  4. Иметь представление о структуре системы мотивации и вознаграждения персонала и ее функциональных особенностях.

  1. Формы контроля:

Результирующая оценка по дисциплине (О результирующая) формируется из оценок за следующие виды контроля:

  • Оценка за текущий контроль (О текущая) – взвешенная сумма оценок за контрольные мероприятия;

  • Оценка за аудиторную работу (О аудиторная) – оценка за работу на семинарах;

  • Накопительная оценка (О накопительная) – взвешенная сумма оценки за текущий контроль и оценки за аудиторную работу;

  • Оценка за итоговый контроль (О итог.контроль) – оценка за экзамен/зачет.

Формулы расчета оценок:

О текущая = n1О1 + n2О2 + n3О3 + ∙∙∙

где Оi – оценки за контрольные мероприятия (эссе, контрольная работа, реферат и пр.)

ni – вес контрольных мероприятий, при этом n1= 1 (контрольная работа)
О накопительная = k1Отекущая + k2Оаудиторная

где ki – вес текущей и аудиторной оценки, при этом k1=2/3, k2=1/3
О результирующая = q1Онакопительная + q2Оитог.контроль

где qi – вес накопительной оценки и оценки за итоговый контроль, при этом q1=0,6, q2=0,4


  1. Содержание программы


Тема 1: Трудовая мотивация: основные подходы, структура трудовых мотивов работников.

Понятие «трудовая мотивация». Основные виды мотивов к труду.Основные этапы в развитии теоретических преставлений о трудовой мотивации: логика развития мотивационных концепций.

Основные содержательные (структурные) теории трудовой мотивации.Основные процессуальные теории трудовой мотивации.Типы мотивации работников: типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова.Методы диагностики структуры мотивов к труду и типов трудовой мотивации работников.
Тема 2: Построение системы стимулирования персонала организации. Структура компенсационного пакета.

Стимулирование труда: характеристика понятия, основные виды и методы стимулирования.Особенности стимулирования работников с разными типами трудовой мотивации.Разработка системы стимулирования персонала организации. Основные требования, предъявляемые к системе стимулирования персонала.

Структура компенсационного пакета организации: основные составляющие, их связь с результатами труда.
Тема 3: Постоянная часть денежного вознаграждения. Грейдинг.

Постоянная часть денежного вознаграждения работника: должностной оклад. Основные методы оценки труда (ранжирование, балльный метод, метод классификации (градации) видов труда, грейдинг).Технология грейдинга: основные задачи, этапы, преимущества и недостатки.Условно-постоянная часть денежного вознаграждения: надбавки и доплаты.

Тема 4: Система оплаты труда по результатам деятельности.

Система денежного вознаграждения по результатам деятельности: основные элементы, процедура построения, преимущества и недостатки.Виды вознаграждения по результатам деятельности: премии, бонусы, комиссионные.Система премирования: виды премий, депремирование.Соотношение постоянной и переменной частей денежного вознаграждения.
Тема 5: Социальное обеспечение персонала. Социальный пакет.

Структура социального пакета организации. Политика дополнительного социального обеспечения.Методы оптимизации расходов на социальный пакет.
Тема 6: Негативное стимулирование персонала.

Негативное стимулирование персонала: основные цели и задачи, виды негативных стимулов, проблемы применения.Моральное стимулирование персонала: основные цели и задачи, виды моральных стимулов, правила применения.
Тема 7: Особенности стимулирования труда руководителей.

Особенности построения системы стимулирования труда руководителей. Отличительные характеристики, принципы и требования к построения системы стимулирования труда руководителей. Виды компенсационных пакетов для руководителей разного уровня.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:


1. Литература

Базовая литература:

Фут М., Хоул К. Введение в HR-менеджмент. М.:Дело и сервис. 2005 г.

Основная и дополнительная:

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 2010 г.

  2. Аширов Д.А. Управление персоналом. М.: Наука, 2005.- 245 с.

  3. Базаров Т. Ю. Управление персоналом М.: Мастерство, 2005.-256 с.

  4. БанькоН.А., КарташовБ.А., ЯшинН.С. Управление персоналом. Часть I, Часть II: Учеб. Пособие. ВолгГТУ, Волгоград, 2006. – 96 с.

  5. Беляцкий Н.П. Управление персоналом. М.: Наука, 2002.- 350 с.

  6. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. Спб.: Питер, 2003.-288 с.

  7. Веснин В.Р. Управление персоналом Спб.: Проспект, 2006.-239 с.

  8. Вязигин А.В. Оценка персонала высшего и среднего звена, М.: Вершина, 2006. - 256 с.

  9. Дейв Ульрих, УейнБрокбэнк «HR в борьбе за конкурентное преимущество (The HR ValueProposition), Издательство: Претекст, 2010

  10. Деловая игра. Психология анализа и решения производственных проблем. М., 1998 г.

  11. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород.: Нимб, 2001. -624 с.

  12. Кибанов А. Я, Дуракова И. Б. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА, 2005. - 416 с.

  13. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА, 2006.-365 с.

  14. Кочеткова А.И. Основы управления персоналом. М.: Наука,
    2004.- 290 с.

  15. Кудряшева Л.С. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев. 1983 г.

  16. Курбатова М.Б., Магура М.И. «Секреты мотивации или мотивация без секретов». Издательство: Управление персоналом, 2007

  17. Лукашевич В.В. Управление персоналом. СПБ.: Юнити-Дана.
    2004. - 256 с.

  18. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. М.: Управление персоналом, 2005.-224 с.

  19. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М., 1994 г.

  20. Малуев П. А., Мелихов Ю. Е. Управление персоналом. М.: Альфа-Пресс, 2005. - 290 с.

  21. Молодчик А.В., Молодчик М.А. Менеджмент: стратегия, структура, персонал, знание. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005.-296 с.

  22. Моргунов Е.Б. «Управление персоналом: исследование, оценка, обучение». Издательство «Юрайт», 2011

  23. Мэйтланд Ян. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе. М.: Юнити, 1996.-160 с.

  24. Основы трудовой мотивации», Издательство: КноРус, 2011

  25. Рудавина Е., Екомасов В. «Большая книга директора по персоналу». Издательство: Питер, 2011

  26. Саакян А. К., Зайцев Г. Г., Лашманова Н. В., Дягилева Н. В. Управление персоналом в организации. Кадровая политика. Мотивация. Структура Спб.: Питер, 2002. – 210 с.

  27. Симонова И.Ф., Зазовская Н.М. Стратегические аспекты управления персоналом Москва: Изд-во РГУ нефти и газа,
    2001. – 324 с.

  28. Стадник А.А. Путеводитель по кадровому менеджменту. Выпуск 2. Оценка персонала Спб.: БигинСтудио, 2005. - 298 с.

  29. Сыроватский А.А. Система управления на основе компетенций: разработка и использование. // Справочник по управлению персоналом, №1, 2004.

  30. Федосеев В. Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации М.: Экзамен, 2003. – 180 с.javascript:GS_fr(4,'1307182','ozon');

  31. Шнайдер Б., Шмитт Н. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников М.: ИНФО 2004. - 560 с.

  32. Щекин Г. Организация и психология управления персоналом. Киев.: МАУП, 2002.-832 с.

  33. Щербина В.В., Садовникова Л.Б. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами. М., 1989 г.


2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

Приложение 1. План семинарских занятий.

Приложение 2. Вопросы для подготовки к домашнему заданию

Приложение 3. Вопросы для самоконтроля.

3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:


Изучение данного курса осуществляется посредством постепенного последовательного изложения материала на лекциях, последующим обсуждением его на семинарских занятиях. Необходимо тесно увязывать теоретические и практические занятия для чего в курсе используется проектная групповая работа, цель которой – применение знаний, полученных на лекциях и выработка навыков.

Данный курс имеет большое прикладное значение, что необходимо учитывать при проведении лекционных и практических занятий. Формы работы должны предусматривать большую самостоятельность студентов, быть направлены на формирование практических навыков, на практических занятиях используются такие методы обучения и контроля, как обсуждение практических ситуаций с предварительной подготовкой выступлений индивидуально или по группам, разбор кейс-стади, деловые игры.

4. Методические указания студентам:


Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке домашних заданий в форме эссе и тезисов устных выступлений по темам, выбираемым из предложенного преподавателем списка с помощью рекомендуемой литературы и других источников.

Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений. Рекомендуется завершать обсуждение каждой темы подведением итогов или формулировкой выводов, с которыми согласно большинство участников семинара. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия.

Студенты, не посещающие семинары, не выступающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий считаются неуспевающими.

Перед каждым практическим занятием студент знакомится с перечнем тем и вопросов, списком литературы. Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к занятию:

  • проработать конспект лекций;

  • прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;

  • ознакомиться с материалами, интегрированными в системе LMS;

  • осуществить самостоятельный обширный поиск публикаций по данной тематике.




  1. Рекомендации по использованию информационных технологии.

Рекомендуется использовать электронные ресурсы медиатеки, графические программы и другие средства для максимально эффективной презентации результатов проекта, а также информационно-правовую систему «Консультант+» для изучения нормативных актов, регулирующих трудовую деятельность.

Автор программы М.В. Полосухина

Тематический расчет часов по дисциплине

«Современные проблемы мотивации и стимулирования персонала»

Направление 080500.62 «Менеджмент»


п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоятельная
работа


Всего
часов


Лекции

Семинары

Всего







1.

Тема 1: Трудовая мотивация: основные подходы, структура трудовых мотивов работников.

3

3

6

8

14

2.

Тема 2: Построение системы стимулирования персонала организации. Структура компенсационного пакета.

3

3

6

8

14

3.

Тема 3: Постоянная часть денежного вознаграждения. Грейдинг.

3

3

6

9

15

4.

Тема 4: Система оплаты труда по результатам деятельности.

2

2

4

9

13

5.

Тема 5: Социальное обеспечение персонала. Социальный пакет.


3

3

6

11

17

6.

Тема 6: Негативное стимулирование персонала.


3

3

6

11

17

7.

Тема 7: Особенности стимулирования труда руководителей.


3

3

6

12

18

ИТОГО:


20

20

40

68

108

Автор программы М.В. Полосухина
Приложение 1.

Планы семинарских занятий

Рекомендуется планировать семинарские занятия на 4 - 8ак.часов, чтобы максимально реализован предусмотренные планом возможности деловых игр и проектной работы.
Семинар 1.Методы диагностики структуры мотивов к труду и типов трудовой мотивации работников.

Семинар проводится в форме практикума, по определению структуры мотивации и определения типов трудовой мотивации сотрудников.

Вспомогательный материал: методический инструментарий для определении трудовой мотивации и ее структуры.
Семинар 2.Построение системы стимулирования предприятия ОПК.

  1. Понятие системы стимулирования персонала

  2. Основные структурные элементы системы стимулирования персонала.

  3. Требования со стороны организации к построению системы стимулирования персоналом.


Литература:

Базовый учебник

1. Фут М., Хоул К. Введение в HR-менеджмент. М.:Дело и сервис. 2005 г.

Основная и дополнительная

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 2010 г.

  2. БанькоН.А., КарташовБ.А., ЯшинН.С. Управление персоналом. Часть I, Часть II: Учеб. Пособие. ВолгГТУ, Волгоград, 2006. – 96 с.

  3. Дейв Ульрих, УейнБрокбэнк «HR в борьбе за конкурентное преимущество (The HR ValueProposition), Издательство: Претекст, 2010

  4. Курбатова М.Б., Магура М.И. «Секреты мотивации или мотивация без секретов». Издательство: Управление персоналом, 2007

  5. Моргунов Е.Б. «Управление персоналом: исследование, оценка, обучение». Издательство «Юрайт», 2011

  6. Одегов Ю.Г., Котова Л.Р., Абдурахманов К.Х. «Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход», Издательство: Альфа-Пресс, 2011

  7. Основы трудовой мотивации», Издательство: КноРус, 2011

  8. Рудавина Е., Екомасов В. «Большая книга директора по персоналу». Издательство: Питер, 2011


Семинар 3: Кейс «От бездельника - до ударника» (построение системы стимулирования персонала)

Семинар рассчитан на 8-12 часов. Проводится в форме кейс-метода. Студенты решают предложенный им кейс и разрабатывают презентации, которые в процессе семинара защищают.


Приложение 2.

Вопросы для подготовки к домашнему заданию
Особенности стимулирования работников с разными типами трудовой мотивации.

Разработка системы стимулирования персонала организации. Основные требования, предъявляемые к системе стимулирования персонала.

Структура компенсационного пакета организации: основные составляющие, их связь с результатами труда.

Постоянная часть денежного вознаграждения работника: должностной оклад.

Основные методы оценки труда (ранжирование, балльный метод, метод классификации (градации) видов труда, грейдинг).

Технология грейдинга: основные задачи, этапы, преимущества и недостатки.

Условно-постоянная часть денежного вознаграждения: надбавки и доплаты.

Система денежного вознаграждения по результатам деятельности: основные элементы, процедура построения, преимущества и недостатки.

Виды вознаграждения по результатам деятельности: премии, бонусы, комиссионные.
Приложение 3.

Вопросы для самоконтроля
Основные этапы в развитии теоретических преставлений о трудовой мотивации: логика развития мотивационных концепций.

Основные содержательные (структурные) теории трудовой мотивации.

Основные процессуальные теории трудовой мотивации.

Типы мотивации работников: типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова.

Методы диагностики структуры мотивов к труду и типов трудовой мотивации работников.

Стимулирование труда: характеристика понятия, основные виды и методы стимулирования.

Особенности стимулирования работников с разными типами трудовой мотивации.

Разработка системы стимулирования персонала организации.

Структура компенсационного пакета организации: основные составляющие, их связь с результатами труда.

Постоянная часть денежного вознаграждения работника: должностной оклад.

Технология грейдинга: основные задачи, этапы, преимущества и недостатки.

Условно-постоянная часть денежного вознаграждения: надбавки и доплаты.

Система денежного вознаграждения по результатам деятельности:

Виды вознаграждения по результатам деятельности: премии, бонусы, комиссионные.

Система премирования: виды премий, депремирование.

Структура социального пакета организации.

Политика дополнительного социального обеспечения.

Корпоративная социальная ответственность: характеристика понятия, направления, содержание деятельности.

Экономические выгоды КСО.

Система нематериального стимулирования персонала.

Негативное стимулирование персонала: основные цели и задачи, виды негативных стимулов, проблемы применения.

Моральное стимулирование персонала: основные цели и задачи, виды моральных стимулов, правила применения.

Особенности стимулирования труда руководителей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск