Скачать 123.74 Kb.
|
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджментаПрограмма дисциплины Современные проблемы мотивации и стимулирования персонала для направления 080500.62 Менеджмент подготовки бакалавра Автор: М.В. Полосухина
Пермь 2012 год
Дисциплина "Современные проблемы мотивации и стимулирования персонала" тесно взаимосвязана и основывается на знании следующих дисциплин: "Управление персоналом", "Стратегическое управление человеческими ресурсами", “Теория организации”, "Организационное развитие", "Оценка и аттестация персонала".
Цель курса –ознакомление студентов с теориями и практическими методами управления системами вознаграждения персонала и совершенствование у студентов навыков использования различных методовпостроения системы мотивации и вознаграждения, а также анализа мотивационной структуры персонала для формирования мотивационных программ. Курс представляет собой систематизированное изложение теоретических и методологических вопросов, связанных с мотивацией и стимулированием наразличных этапах жизнедеятельности предприятияв целях повышения его эффективности за счет целенаправленного и планомерного использования человеческих ресурсов.
В результате изучения курса студент должен:
Результирующая оценка по дисциплине (О результирующая) формируется из оценок за следующие виды контроля:
Формулы расчета оценок: О текущая = n1∙О1 + n2∙О2 + n3∙О3 + ∙∙∙ где Оi – оценки за контрольные мероприятия (эссе, контрольная работа, реферат и пр.) ni – вес контрольных мероприятий, при этом n1= 1 (контрольная работа) О накопительная = k1∙Отекущая + k2∙Оаудиторная где ki – вес текущей и аудиторной оценки, при этом k1=2/3, k2=1/3 О результирующая = q1∙Онакопительная + q2∙Оитог.контроль где qi – вес накопительной оценки и оценки за итоговый контроль, при этом q1=0,6, q2=0,4
Тема 1: Трудовая мотивация: основные подходы, структура трудовых мотивов работников. Понятие «трудовая мотивация». Основные виды мотивов к труду.Основные этапы в развитии теоретических преставлений о трудовой мотивации: логика развития мотивационных концепций. Основные содержательные (структурные) теории трудовой мотивации.Основные процессуальные теории трудовой мотивации.Типы мотивации работников: типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова.Методы диагностики структуры мотивов к труду и типов трудовой мотивации работников. Тема 2: Построение системы стимулирования персонала организации. Структура компенсационного пакета. Стимулирование труда: характеристика понятия, основные виды и методы стимулирования.Особенности стимулирования работников с разными типами трудовой мотивации.Разработка системы стимулирования персонала организации. Основные требования, предъявляемые к системе стимулирования персонала. Структура компенсационного пакета организации: основные составляющие, их связь с результатами труда. Тема 3: Постоянная часть денежного вознаграждения. Грейдинг. Постоянная часть денежного вознаграждения работника: должностной оклад. Основные методы оценки труда (ранжирование, балльный метод, метод классификации (градации) видов труда, грейдинг).Технология грейдинга: основные задачи, этапы, преимущества и недостатки.Условно-постоянная часть денежного вознаграждения: надбавки и доплаты. Тема 4: Система оплаты труда по результатам деятельности. Система денежного вознаграждения по результатам деятельности: основные элементы, процедура построения, преимущества и недостатки.Виды вознаграждения по результатам деятельности: премии, бонусы, комиссионные.Система премирования: виды премий, депремирование.Соотношение постоянной и переменной частей денежного вознаграждения. Тема 5: Социальное обеспечение персонала. Социальный пакет. Структура социального пакета организации. Политика дополнительного социального обеспечения.Методы оптимизации расходов на социальный пакет. Тема 6: Негативное стимулирование персонала. Негативное стимулирование персонала: основные цели и задачи, виды негативных стимулов, проблемы применения.Моральное стимулирование персонала: основные цели и задачи, виды моральных стимулов, правила применения. Тема 7: Особенности стимулирования труда руководителей. Особенности построения системы стимулирования труда руководителей. Отличительные характеристики, принципы и требования к построения системы стимулирования труда руководителей. Виды компенсационных пакетов для руководителей разного уровня.
1. Литература Базовая литература: Фут М., Хоул К. Введение в HR-менеджмент. М.:Дело и сервис. 2005 г. Основная и дополнительная:
2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля: Приложение 1. План семинарских занятий. Приложение 2. Вопросы для подготовки к домашнему заданию Приложение 3. Вопросы для самоконтроля. 3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:Изучение данного курса осуществляется посредством постепенного последовательного изложения материала на лекциях, последующим обсуждением его на семинарских занятиях. Необходимо тесно увязывать теоретические и практические занятия для чего в курсе используется проектная групповая работа, цель которой – применение знаний, полученных на лекциях и выработка навыков. Данный курс имеет большое прикладное значение, что необходимо учитывать при проведении лекционных и практических занятий. Формы работы должны предусматривать большую самостоятельность студентов, быть направлены на формирование практических навыков, на практических занятиях используются такие методы обучения и контроля, как обсуждение практических ситуаций с предварительной подготовкой выступлений индивидуально или по группам, разбор кейс-стади, деловые игры. 4. Методические указания студентам:Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке домашних заданий в форме эссе и тезисов устных выступлений по темам, выбираемым из предложенного преподавателем списка с помощью рекомендуемой литературы и других источников. Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений. Рекомендуется завершать обсуждение каждой темы подведением итогов или формулировкой выводов, с которыми согласно большинство участников семинара. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия. Студенты, не посещающие семинары, не выступающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий считаются неуспевающими. Перед каждым практическим занятием студент знакомится с перечнем тем и вопросов, списком литературы. Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к занятию:
Рекомендуется использовать электронные ресурсы медиатеки, графические программы и другие средства для максимально эффективной презентации результатов проекта, а также информационно-правовую систему «Консультант+» для изучения нормативных актов, регулирующих трудовую деятельность. Автор программы М.В. Полосухина Тематический расчет часов по дисциплине «Современные проблемы мотивации и стимулирования персонала» Направление 080500.62 «Менеджмент»
Автор программы М.В. Полосухина Приложение 1. Планы семинарских занятий Рекомендуется планировать семинарские занятия на 4 - 8ак.часов, чтобы максимально реализован предусмотренные планом возможности деловых игр и проектной работы. Семинар 1.Методы диагностики структуры мотивов к труду и типов трудовой мотивации работников. Семинар проводится в форме практикума, по определению структуры мотивации и определения типов трудовой мотивации сотрудников. Вспомогательный материал: методический инструментарий для определении трудовой мотивации и ее структуры. Семинар 2.Построение системы стимулирования предприятия ОПК.
Литература: Базовый учебник 1. Фут М., Хоул К. Введение в HR-менеджмент. М.:Дело и сервис. 2005 г. Основная и дополнительная
Семинар 3: Кейс «От бездельника - до ударника» (построение системы стимулирования персонала) Семинар рассчитан на 8-12 часов. Проводится в форме кейс-метода. Студенты решают предложенный им кейс и разрабатывают презентации, которые в процессе семинара защищают.Приложение 2. Вопросы для подготовки к домашнему заданию Особенности стимулирования работников с разными типами трудовой мотивации. Разработка системы стимулирования персонала организации. Основные требования, предъявляемые к системе стимулирования персонала. Структура компенсационного пакета организации: основные составляющие, их связь с результатами труда. Постоянная часть денежного вознаграждения работника: должностной оклад. Основные методы оценки труда (ранжирование, балльный метод, метод классификации (градации) видов труда, грейдинг). Технология грейдинга: основные задачи, этапы, преимущества и недостатки. Условно-постоянная часть денежного вознаграждения: надбавки и доплаты. Система денежного вознаграждения по результатам деятельности: основные элементы, процедура построения, преимущества и недостатки. Виды вознаграждения по результатам деятельности: премии, бонусы, комиссионные. Приложение 3. Вопросы для самоконтроля Основные этапы в развитии теоретических преставлений о трудовой мотивации: логика развития мотивационных концепций. Основные содержательные (структурные) теории трудовой мотивации. Основные процессуальные теории трудовой мотивации. Типы мотивации работников: типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова. Методы диагностики структуры мотивов к труду и типов трудовой мотивации работников. Стимулирование труда: характеристика понятия, основные виды и методы стимулирования. Особенности стимулирования работников с разными типами трудовой мотивации. Разработка системы стимулирования персонала организации. Структура компенсационного пакета организации: основные составляющие, их связь с результатами труда. Постоянная часть денежного вознаграждения работника: должностной оклад. Технология грейдинга: основные задачи, этапы, преимущества и недостатки. Условно-постоянная часть денежного вознаграждения: надбавки и доплаты. Система денежного вознаграждения по результатам деятельности: Виды вознаграждения по результатам деятельности: премии, бонусы, комиссионные. Система премирования: виды премий, депремирование. Структура социального пакета организации. Политика дополнительного социального обеспечения. Корпоративная социальная ответственность: характеристика понятия, направления, содержание деятельности. Экономические выгоды КСО. Система нематериального стимулирования персонала. Негативное стимулирование персонала: основные цели и задачи, виды негативных стимулов, проблемы применения. Моральное стимулирование персонала: основные цели и задачи, виды моральных стимулов, правила применения. Особенности стимулирования труда руководителей. |
Программа дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |