По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся





Скачать 155.42 Kb.
НазваниеПо материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
Дата публикации30.08.2013
Размер155.42 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»
Организация научно-исследовательской

деятельности учащихся
Людей не интересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет;

У каждой есть особое, свое

И нет планет, похожих на нее

Е. Евтушенко
В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, несмотря на это, мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.
В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофессиональной научной деятельности.
Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.
Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников.
Поэтому одной из главных задач школы является обеспечение ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются культура научно-исследовательской деятельности.
Знания учащихся находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. Для того, чтобы знания были результатом их собственных поисков, учителю необходимо организовать эти поиски, управлять ими. Все это можно осуществить через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся.
Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:
Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте. Например: “Роль леса в жизни человека”.
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Например: “Экологический мониторинг по изучению стадии перерождения леса”.
Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Например: “Бурятские традиции в решении экологических проблем региона”
Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования. Например: “Наблюдение за миграцией популяции белок в районе исследования”.
Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Например: “Антропогенное влияние местного населения, на экологическое состояние лесного биогеоценоза”.
Все творческие работы имеют общие элементы:

  • Все работы выполняются с использованием литературных источников, но при выполнении реферативных работ анализ литературы является основным содержанием работы, а при выполнении проектных, экспериментальных, описательных, исследовательских работ анализ литературных источников выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении.

  • В методическом плане все виды работ структурированы на постановку проблемы, собственно материал и выводы.


Отличительной особенностью исследовательских работ от других видов творческих работ является:

  • Практическая методика исследования выбранного явления.

  • Собственный экспериментальный материал.

  • Анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.


Существует определенный алгоритм выполнения научно-исследовательской работы – технологическая цепочка, которая включает четыре этапа:
1. Диагностический этап
Целью диагностического этапа технологической цепочки по выполнению научно-исследовательской работы является “найти” ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику. На диагностическом этапе – целесообразно провести исследование релевантных условий образовательной среды ребенка (“релевантность” - уместность). Релевантные условия – это условия, которые создаются в той образовательной среде, где вы работаете и интенсивно используются учителем для организации исследовательской деятельности ученика. Прежде чем приступить к выполнению творческой работы нужно изучить уровень соматического, психологического и социального здоровья школьника, чтобы исследовательская деятельность не навредила здоровью ребенка. Изучение релевантных условий можно провести через медицинскую диагностику (выявить уровень физического здоровья, наличие хронических заболеваний и т.д.), психологическую диагностику (тип темперамента, изучение уровня тревожности, изучение особенностей адаптации к новым условиям и т.д.), педагогическую диагностику (уровень интеллектуального развития, развитие знаний, умений, навыков).
2. Теоретический этап (этапы планирования)
Важнейшими задачами данного этапа является анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, составление плана работы по теме исследования.
Теоретический этап включает следующие направления деятельности:
А) Определение области исследования – нужно четко определить границы предметной области, в рамках которой выполняется научно-исследовательская работа. Область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Например:

- экология человека,

- экология техносферы,

- экология флоры и фауны.
Б) Определение проблемы и темы исследования
Проблема – задача, преграда, трудность. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
Например:
- Проблема питьевой воды в районе исследования.

- Проблема перерождения лесного биогеоценоза вследствие негативной антропогенной нагрузки на лесной массив.
Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.
Например:
- “Секреты жевательной резинки”

- Взаимное влияние растений друг на друга”

- “Антропогенное влияние местного населения на экологическое состояние лесного биогеоценоза”

- “Проблема питьевой воды в поселке Бохан”.
Выбор объекта и предмета исследования
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Например: лесной биогеоценоз в районе исследования.
Предмет исследования – это часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился.

Например: экологическое состояние лесного биогеоценоза, вызванное негативной антропогенной нагрузкой.
Гипотеза исследования

Гипотеза (основание, предположение) – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение.

Например: Если местное население будет продолжать негативно влиять на экологическое состояние лесного биогеоценоза, то это в дальнейшем может привести к перерождению леса.
Формулировка цели и задач исследования.

Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.

Обычно цель формулируют со слов:

- доказать

- обосновать

- разработать

- объяснить

- определить

- установить
Из поставленной цели вытекают задачи исследования.
Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)

- выявить

- определить

- установить

- изучить

например: Цель исследования: Установить степень антропогенного влияния местного населения на экологическое состояние лесного биогеоценоза.

Задача исследования:

- изучение географического положения района исследования;

- проведение экологического мониторинга по изучению стадии перерождения леса;

- разработка мероприятий по улучшению экологического состояния лесного биогеоценоза.
Отбор методов исследования
Метод исследования – это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические(сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).
Составление плана исследования
Приложение 1
Поиск и отбор информации по теме исследования.
3. Практический этап (этап выполнения)
На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу.
Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника.
4. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)
На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования (Приложение 2) презентации для защиты научно-исследовательской работы. Презентации можно сделать на бумажных носителях в виде диаграммы, схемы, таблицы, фотографии и на электронных носителях в форме компьютерной презентации.
Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.

Приложение 1
Антропогенное влияние населения микрорайона Северный поселка Бохан на экологическое состояниелесного биогеоценоза.

Ростовцева Светлана Вячеславовна

Россия. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Боханский район. Муниципальное образовательное учреждение «Боханская средняя общеобразовательная школа №2» 9 класс.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Область исследования: социальная экология

Тема исследования; Антропогенное влияние населения микрорайона Северный поселка Бохан на экологическое состояние лесного биогеоценоза.

Цель: Установить степень антропогенного влияния населения микрорайона Северный поселка Бохан на экологическое состояние лесного биогеоценоза.

Задачи:

- изучение географического положения лесного биогеоценоза в районе исследования;

- проведение экологического мониторинга по изучению стадии перерождения леса, экологического состояния древостоя и стихийных свалок;

- проведение социологического опроса среди населения;

- разработка комплекса мероприятий, направленных на улучшение

экологического состояния лесного биогеоценоза в районе исследования. Объект исследования: лесной биогеоценоз, который находится в 2,5 км от микрорайона Северный поселка Бохан.

Предмет исследования: экологическое состояние лесного биогеоценоза, вызванное негативной антропогенной нагрузкой.

Гипотеза: Если население микрорайона Северный поселка Бохан будет продолжать негативно влиять на экологическое состояние лесного биогеоценоза в районе исследования, то это может в дальнейшем привести к перерождению леса.

Методы исследования;

- изучение и анализ литературы по теме исследования;

- экологический мониторинг исследуемой территории;

- социологический опрос населения микрорайона Северный поселка Бохан. Экологический мониторинг исследуемой территории: 1. Определение стадии перерождения леса, вызванного негативной нагрузкой на почву (вытаптыванием).

1 этап - изучение количества тропинок в лесном биогеоценозе, нанесение на план-схему

2 этап - изучение доминирующих видов в травянистом покрове.

3 этап - изучение лесной подстилки

4 этап - определение уровня возобновления леса

5 этап - определение стадии перерождения леса по шкале.

Стадия

Характеристика

Стадия 1

Деятельность человека не внесла значительных изменений.

Стадия 2

С появлением человека возникла редкая сеть тропинок, среди травянистых растений появились светолюбивые виды, начала разрушаться лесная подстилка.

Стадия 3


Сеть тропинок гуще, светолюбивые виды преобладают в травянистом покрове, появляются луговые травы, мощность подстилки уменьшается.

Стадия 4


Множество тропинок. Количество лесных видов незначительно. Молодого подроста почти нет, подстилка встречается лишь у стволов деревьев.

Стадия 5


Полное отсутствие подстилки и подроста, на плотной вытоптанной земле под редкими деревьями отдельные экземпляры сорных трав.



2. Оценка состояния древостоя леса в районе исследования.

1 этап - выбор пробной площадки 100 м х 100 м

2 этап - определение доминирующих видов древесной растительности на пробной площадке.

3 этап - определение состояния деревьев и кустарников (визуально по внешним признакам), классификация на группы: здоровые, ослабленные, очень ослабленные, усыхающие, сухие.

4 этап - определение средних баллов состояния древостоя отдельных видов на пробной площадке по формуле:

количество здоровых деревьев х 1

количество ослабленных деревьев х 2

количество очень ослабленных деревьев х 3

количество усыхающих деревьев х 4

количество сухих деревьев х 5

5 этап - определение коэффициента, состояния древостоя отдельных видов деревьев и кустарников на пробной площадке, который определяется как среднее арифметическое средних баллов.

6 этап - определение коэффициента состояния лесного древостоя на пробной площадке. По формуле

К = К1 + К2

N ,где
К - коэффициент состояния лесного древостоя в целом;

К1, К2 - коэффициенты состояния отдельных видов

N - общее количество учтенных видов.

7 этап - Оценка состояния древостоя леса в районе исследования по шкале

Оценка состояния древостоя

Коэффициент


Оценка состояния древостоя


До 1

Состояние оценивается как хорошее

1-2

Состояние оценивается как удовлетворительное

2-2.5


Состояние оценивается как угрожающее, восстановление возможно только при снижении уровня загрязнения атмосферы и применения комплексных мероприятий по оздоровлению леса.

Более 2.5


Состояние оценивается как критическое, соответствующее началу распада лесных насаждений


8 этап - Вывод

3. Изучение стихийных свалок.

1 этап - Определение количества стихийных свалок (визуально) на исследуемой территории, организованных местным населением.

2 этап - нанесение очагов стихийных свалок на план - схему.

3 этап - Вывод

Социологический опрос населения

1 этап - обоснование цели проведения социологического опроса

2 этап - составление вопросов для составления социологического опроса

3 этап - выбор респондентов и проведение опроса

4 этап - обработка результатов

5 этап - вывод

Библиография

1. Новиков Ю.В. Экология окружающей среды и человек - М: ФАИР -ПРЕСС, 2000-320 с., ил.

2. Мироненко Т.К. Школа в «Лосином острове». Практические работы для учащихся зимнего и летнего практикума // Биология ^Приложение к газете 1 сентября, 2000 - №45 - с. 10-12.

3. Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды - М.: ТЦ Сфера, 2005 - 64 с.

Приложение 2

ПАМЯТКА

участнику конкурса, выступающему с докладом

исследовательской работы
Чтобы Ваше выступление было интересным, доходчивым и представляло выполненную Вами работу наилучшим образом, рекомендуется воспользоваться советами изложенными низке:
1 . При подготовке к защите работы, помните, что Ваш доклад должен отвечать на вопросы:

• Зачем проводилось исследование? (Цель и задачи исследования)

• Что известно из литературы по теме Вашего исследования ? (Очень коротко).

• Где и когда проводились исследования?

• Какие методы сбора материала использовались и почему?

• В каких условиях проводился сбор материала?

• Сколько материала собрано?

• Какие результаты (в сроках и цифрах) получены?

• Чем объясняется получение таких результатов?

• Какие выводы сделаны?

Ответить на данные вопросы (в указанной последовательности) необходимо при защите

любого исследовательского проекта или опытнической работы.
2. При подготовке выступления следует учесть, что доклады не читаются по тексту, а

рассказывают. Поэтому необходимо подготовить конспект (план) выступления. В качестве такового можно использовать тезисы Вашей работы с подчеркнутыми в них основными мыслями.

3. Чтобы говорить без «бумажки» не стоит заучивать текст выступления наизусть. Гораздо полезнее понять, что именно требуется рассказать (см. п. 1) и выбрать из отчета основные цифры, факты и утверждения, рассказывающие суть выполненной работы.

4. Все наглядно-иллюстративные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы и

т.п.), используемые Вами при выступлении, должны быть легко читаемыми сидящими в зале и понятными без дополнительных объяснений. Поэтому они должны быть подписанными и иметь расшифровку условных обозначений.

5. Во время выступления наглядно-иллюстративный материал должен использоваться.

Если речь идет о цифрах, показанных в таблице или проиллюстрированных графиком, то нужно обращаться к соответствующей таблице или графику.

6. При демонстрации наглядно-иллюстративного материала следует использовать указку, авторучку, карандаш, но никак не палец. При этом нужно повернуться к слушателям лицом а не спиной.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный фестиваль педагогических идей учителей русского языка и литературы «Открытый урок» является этапом Республиканского фестиваля...
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconПубликации
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (сайт фестиваля, компакт – диск, сборник тезисов)
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconПоложение о проведении фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Целью фестиваля является выявление и распространение эффективного инновационного педагогического опыта работников муници-пальных...
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconСценарий находится в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconПеречень публикаций педагогических работников
Красноярск, Материалах II всероссийской научно-практической конференции «Преподавание естественных наук, математики и информатики...
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconМетодическая разработка по организации мероприятия Никулина О. А. учитель математики
«Организация и проведение Фестиваля педагогических идей по применению икт в гимназическом образовании»
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconПоложение о фестивале педагогических идей “
Организатором фестиваля Педагогических идей «Ideas for education» (далее – Фестиваль) является компания Панасоник Рус, выступающая...
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconВсероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
...
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Новосибирска Урок литературного чтения в 1 классе по теме Е. Я. Ильина «Шум и Шумок» Приложение1
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconОтчет о выполнении работ (оказании услуг) для государственных нужд...
«Организация и проведение конкурсов в образовательной и научно-исследовательской деятельности для аспирантов и молодых научно-педагогических...
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconПоложение о конкурсе. Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских,...
...
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном...
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconГалина алексеевна
Организация учебной и научно – исследовательской деятельности учащихся с применением современных образовательных технологий
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
По материалам Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск