Скачать 112.62 Kb.
|
Наблюдать птиц в природе – истинное удовольствие… Но при одном условии: вы узнаёте каждую птицу – по силуэту, по окраске, по ее манерам и, конечно, по голосу… Николай Дроздов Любой орнитолог легко докажет, что наука о птицах - центральная область биологии. Во-первых, это во много раз более полная изученность биологии птиц в сравнении с другими животными; во-вторых, в сравнении с не менее изученными млекопитающими, разнообразие птиц гораздо больше. Такие особенности птиц, как легкость наблюдения за ними, их «обаятельность» в виде яркой или изящной окраски, громкого или красивого голоса, а также их умение летать, безусловно, делают их привлекательным объектом для людей, интересующихся природой. Разнообразие птиц относительно велико: в мире их примерно 10 000 видов, а на территории только Спасского района - более 340 видов; на Приханкайской низменности их уже около 400. В современную эпоху в погоне за материальным благосостоянием, в суете житейских забот мы часто не успеваем увидеть простых, но важных вещей, которые, на самом деле, всегда рядом. Живя бок о бок и изо дня в день проходя мимо, мы не замечаем удивительного и прекрасного чуда природы - наших птиц. Было очень приятно и неожиданно узнать, что дети старшей и подготовительной групп детского сада № 3 г. Спасск-Дальний под руководством педагогов осваивают непростые навыки орнитолога. Любые увлечения делают жизнь интереснее и разнообразнее, а общение с природой позволяет почувствовать себя важной частью чего-то очень большого и цельного. Всё это даёт мощный энергетический заряд и возможность людям сбросить накопленный стресс. На мой взгляд, очень правильно, что дети узнают именно свою дальневосточную орнитофауну (птиц Приханкайской низменности, Спасского района), а не каких-то абстрактных для нашего региона птиц (в детских книгах и школьных учебниках знакомство с разнообразием пернатых, в основном, ограничивается европейскими видами). Именно этот аспект помогает формировать любовь к Родине, к Отечеству, и воспитывает в маленьких людях гордость за свою страну. Возможно, некоторые из этих девочек и мальчиков через определенное время станут известными биологами, экологами; также важно, что они смогут не только рассказать, но и самостоятельно показать другим детям, а возможно, и родителям, разнообразие окружающей жизни. Хочется верить, что хотя бы поколение этих ребят, повзрослев, станет ценить и хранить то огромное природное достояние, которое досталось ему, его детям и внукам. Старший научный сотрудник ГПБЗ «Ханкайский», к.б.н. Е.А. Волковская-Курдюкова Способов сохранения природы можно назвать много, но самым эффективным из них является экологическое просвещение, экологическое воспитание населения. Сегодня уже никого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без организованного экологического образования, воспитания, просвещения, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей. Несомненно, в этом особая роль отводится заповедникам, выполняющим природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские функции. Эколого-просветительский потенциал государственного природного биосферного заповедника «Ханкайский» достаточно велик: его водно-болотные угодья являются уникальным природным комплексом с высоким уровнем видового разнообразия, здесь обитает много ценных и редких видов животных и растений. Во флоре заповедника насчитывается 713 видов сосудистых растений (из них 12 видов включены в Красную книгу РФ), 216 видов водорослей; фауна позвоночных животных насчитывает 482 вида: 1 вид круглоротых, 72 вида рыб (6 видов внесено в Красную книгу РФ), по 6 видов земноводных и пресмыкающихся, 352 вида птиц (из них 21 вид включен в список МСОП и 49 видов внесено в Красную книгу РФ), 45 видов млекопитающих (из них охраняемых 4 вида). В заповедник также включена часть акватории оз. Ханка – самого большого пресноводного озера на северо-востоке Азии. В охранной зоне заповедника, на полуострове Рябоконь, наблюдается высокая концентрация археологических памятников разных эпох; возраст самых древних находок – 15 тысяч лет. Однако, в век компьютерных технологий и информационной перенасыщенности, знания подрастающего поколения о богатейшем видовом разнообразии Приханкайской низменности, к сожалению, сводятся только к нескольким самым известным (лотос Комарова, дальневосточная мягкотелая черепаха, утка-мандаринка, японский журавль, амурский тигр). Отчасти это происходит от недостаточной информированности педагогов, загруженность которых в условиях современной системы образования не позволяет вовремя качественно восполнять пробелы экологических и природоохранных знаний. Экологическое просвещение населения сотрудниками заповедника производится посредством различных мероприятий, в т.ч. природоохранных эколого-культурных акций, в которых могут принимать участие любые категории граждан. Но формальный подход конкурсантов, отсутствие или искажение регионального компонента, низкое качество конечного продукта, непригодного для тиражирования и распространения, заставило специалистов отдела экологического просвещения искать новые формы работы с населением, в первую очередь, с образовательными учреждениями. При поддержке юриста заповедника Стручковой Н.Ю. был разработан «Договор о Партнерстве», несомненными плюсами которого стали простота взаимодействия, эффективный аутсорсинг и, следовательно, расширение образовательного пространства, защита авторских прав Партнеров. Договор также предусматривает обязательность ежегодного качественного конечного продукта, с учетом регионального компонента, пригодного для формирования пакета материалов Методического центра системы Партнерства заповедника «Ханкайский». МБДОУ № 3 г. Спасска-Дальнего с 2011 года является полноправным Партнером заповедника, поэтому участие этого учреждения в природоохранных эколого-культурных акциях и конкурсах предполагает более широкие, по сравнению с другими конкурсантами, возможности. Так, педагоги МБДОУ №3 имеют возможность вносить изменения и дополнения в Положения о конкурсах и акциях, учитывая интересы и возможности детей и их семей, а также самих педагогов. Это повышает мотивацию участников, качество работы и конечного продукта. Являясь Партнерами заповедника, педагоги МБДОУ №3 имеют возможность выбирать удобную им форму планирования совместных с отделом экологического просвещения мероприятий (в т.ч. форму устной договоренности) и тем самым избегать формализации и бюрократизации процесса работы, сведению Партнерства только к фиктивным отношениям «на бумаге». Благодаря своевременно проведенным сотрудниками заповедника лекциям и консультациям, формируются устойчивые представления и знания у педагогов и родителей в области экологии и регионального компонента, что помогает избегать в работе с детьми общих фраз. Природа для детей и взрослых перестает быть отвлеченным понятием, приобретает конкретные узнаваемые «лица и имена»: зимняк, чечетка, китайская зеленушка, бекас, дальневосточный снегирь – урагус, воронок, глухая кукушка, махаон, хвостоносец ксут, адонис амурский, гусиный лук... Так, тема «Огонь – друг, огонь – враг» (прописанная в планах многих учреждений «для галочки») в МБДОУ №3 не является формальной, потому что и взрослые, и дети осознают, что под их защитой находятся вполне конкретные узнаваемые живые существа. Участие в общероссийских и всемирных («Дни наблюдения за птицами») экологических проектах, их сопровождение научными сотрудниками заповедника, делает детей и взрослых сопричастными к миру науки, обеспечивает достоверность информации. Кроме того, результаты таких проектов действительно имеют научное значение. Общение с волонтёрами и личное участие в волонтерской деятельности стимулирует развитие коммуникативных способностей детей, расширяет кругозор, формирует чувство значимости своих действий, позиций, интересов в области экологии и не только. Организация заповедником в МБДОУ №3 передвижных выставок детского изобразительного творчества природоохранной тематики способствует ознакомлению ребят с богатством флоры и фауны малой Родины, закреплению опыта собственной творческой деятельности, знакомит с разнообразием жанровых и технических решений юных художников из других образовательных учреждений, художественных школ Приморского края. Кроме того, участвуя в эколого-культурных природоохранных акциях заповедника «Ханкайский», дети, их родители и педагоги получают новые точки соприкосновения, темы для общения, совместные интересы. Таким образом, формируется единое образовательное пространство, которое имеет тенденцию к постоянному расширению. Сотрудники отдела экологического просвещения Государственного природного биосферного заповедника «Ханкайский» считают деятельность коллектива педагогов, детей и родителей МБДОУ №3 г. Спасска-Дальнего актуальной и востребованной. Их совместные усилия, направленные на изучение природы родного края, посильное участие в решении экологических проблем, способствуют воспитанию творчески мыслящих, экологически ответственных, социально и нравственно активных граждан. Методист отдела экологического просвещения Государственного природного биосферного заповедника «Ханкайский» Шевченко Н.А. Опыт волонтерской деятельности МБОУ «Гимназия» г.о. Спасск-Дальний в рамках проекта «Цивилизация» В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в материальном вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Поэтому волонтеры участвуют в научно-исследовательских, социальных, благотворительных программах. В гимназии уже второй год успешно реализуется проект «Цивилизация», который включает в себя игровую модель соревнования между классами, функционирование органов гимназического самоуправления, информационно-просветительскую деятельность и многое другое. Одним из приоритетных направлений проекта является волонтерская деятельность. Первым шагом в этом направлении было осуществление долгосрочной акции «На его месте мог бы оказаться каждый». Ребята-старшеклассники начали с благотворительной помощи горожанам, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Со временем вся проделанная работа подверглась систематизации и обобщению. Президентом гимназии и его заместителями была составлена одноименная программа занятий спецкурса. Впоследствии эти занятия проводились старшеклассниками с учащимися среднего и младшего звена. Данные действия не только несли информационно-теоретическое обоснование волонтерства, но и явились некой пропагандой социально-значимой деятельности среди гимназистов. Позже на базе гимназии стартовали множество проектов различной направленности. К сожалению, некоторые из них не были доведены до логического завершения, однако следует помнить, что в волонтерской деятельности важен не только результат (оказание кому-либо помощи), но сам процесс работы молодежи, постановка их в социально активную позицию. Среди наиболее удачных волонтерских проектов 2011-2012 учебного года, проведенных самостоятельно, а также совместно с различными учреждениями города и Спасским представительством партии Единая Россия (акции «Моя помощь детскому дому», «Помоги собраться в школу», «В гости к пенсионеру», «Новый год для всех» (новогоднее оформление детского дома, дома престарелых, детского отделения городской больницы, проведение новогоднего концерта в доме престарелых), можно отметить ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. В 2011-12 учебном году особое внимание уделялось экологическому воспитанию, которое является одним из приоритетных направлений работы информационно-библиотечного центра гимназии. Библиотекарем и членами лекторской группы регулярно проводятся мероприятия, касающиеся проблем окружающей среды, среди них:
Таким образом, педагоги и ученики гимназии в курсе основных проблем экологии и природопользования Дальнего Востока. Также, совместно с отделом экологического просвещения Государственного природного биосферного заповедника «Ханкайский», была разработана общая программа действий по защите птиц (в рамках Всероссийской акции «Покормите птиц») и хвойных растений (в рамках региональной акции «Не рубите елки, люди!»). В результате чего были проведены совместные мероприятия:
Важно то, что данные мероприятия проводились не только в рамках гимназии, но и со студентами Спасского педагогического колледжа №3, ребятами других школ и детских садов. На мой взгляд, в воспитательной работе, прежде всего, важна социально-активная деятельность детей, в процессе которой старшие ребята делятся опытом со своими молодыми товарищами, тем самым и одни, и другие автоматически занимают социально-значимую позицию. Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Гимназия» Мурга Е.В. Природоохранная волонтерская деятельность С ноября 2011 года по 1 апреля 2012 года в МБОУ Гимназия г.о. Спасск-Дальний проходили мероприятия в рамках Всероссийской акции под названием «Покормите птиц». Мне очень понравилось, что ребята из 5-х классов принимали со своими родителями участие в постройке различных кормушек и затем самостоятельно размещали их на территории гимназии. Также понравилось красочное открытие и презентация акции с конкурсами и стихами, в которых приняли участие все учителя и учащиеся гимназии. С целью ознакомления учеников с разными видами зимующих птиц, мы провели конкурс рисунков среди младших классов, но чтобы никто не был расстроен, всех наградили маленькими, утешающими призами. В проведении акции нам помогали волонтёры – студенты из Спасского педагогического колледжа с выступлением о разных видах птиц. С целью ознакомить младшие классы, группа волонтеров гимназии подготовила интересные выступления и загадки, на которые должны были ответить ребята. Со своим багажом знаний группа волонтёров из начальной школы, а также пятых и шестых классов навестили детский садик № 3 и поделились своим опытом с педагогами и ребятами дошкольного возраста о птицах, за которыми наблюдали во время проведения акции «Покормите птиц». Я считаю, что волонтёрские выступления, когда взрослые и дети могут поделиться своими знаниями и опытом очень нужны тем, кто пришел на эти встречи. Только, чтобы заинтересовать детей, нужно делать краткие, развлекательные, даже может подвижные (в виде игры) лекции о птицах. Нужны такие выступления и самим волонтёрам – ведь они получают возможность интересных встреч и общения. К тому же теперь те дети, которые активно принимали участие в волонтерской деятельности, намного больше знают в целом о птицах, нежели незаинтересованные ребята. Но я бы лично добавила, что волонтерские выступления всегда надо закреплять практикой, чтобы у каждого ребёнка была дома кормушка, например, на балконе или на улице, откуда он бы мог наблюдать, кормить, а затем описывать всё это в кратких рассказах, ведь только когда малыши зрительно видят, у них откладывается что-то полезное в голове. И они смогут поделиться своим опытом с другими людьми. Я думаю, что эта акция повлияла положительно на учеников всех классов и возрастов, а также на дошкольников, студентов и взрослых: учителей и родителей. Теперь у каждого, я надеюсь, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Но самое главное, как я считаю, плюсом проведения этой акции стало то, что все участники акции, их родственники и друзья стали добрее, стали бережнее относиться ко всему живому. Титова Анастасия, ученица 10 «Б» класса, президент проекта « Цивилизация» при МБОУ «Гимназия», член молодёжного Парламента при городской Думе г.о. Спасск-Дальний. |
Урок – конференция по биологии «Сезонные явления в жизни птиц» Оборудование: Чучела птиц, таблица «Голубь», фонограмма «Голоса птиц в природе», фильм «Гнездовой период в жизни птиц» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Смоленщине; прививать любовь к природе, к сельскохозяйственному труду; формировать умение наблюдать природу, пользоваться биологическими... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: знакомство с многообразием птиц; выделение их существенных и отличительных признаков; уточнение представлений учащихся... | Почему на Луне много кратеров, а на Земле их меньше? ... | ||
Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения... | Литература: Детские народные подвижные игры: Кн для воспитателей... Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка,... | ||
Конспект урока. Тема: «Многообразие птиц» Цель : Изучить систематические... Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным... | Практикум в осенний период Количественный учет птиц и расчет плотности их населения Для проведения количественных учетов птиц необходимо умение определять их по внешнему виду и голосам непосредственно в природе,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учащиеся будут иметь возможность научиться различать наиболее распространённые виды зимующих птиц с использованием иллюстративного... | Конспект урока химии. 8 класс. Тема урока: «Кислород, его общая характеристика... Развивать умение наблюдать за протеканием химических реакций, мыслительную деятельность учащихся, практические навыки при выполнении... | ||
Презентация «Красная книга. Будь природе другом» сентябрь 1 кл Новохатько... | Зашифрована, чтобы расшифровать необходимо посчитать выражения и под числом записать букву Каждая из птиц держит в клюве задание. Отгадайте загадку и тогда узнаете, чьё задание выполним первым | ||
Конспект урока. Тема: «Многообразие птиц» Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: ознакомить учащихся со свойствами воды; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы;... | ||
Постановление От 4 июля 2011 г. N 692 об утверждении перечня сопутствующих... Утвердить прилагаемый перечень сопутствующих товаров, подлежащих реализации в газетно-журнальных киосках наряду с газетами и журналами... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц и сезонные явления в жизни птиц» |