Скачать 49.35 Kb.
|
Урок 17 СЕЛИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Предмет: ОБЖ. Класс: 7. Дата проведения: «____» _____________ 20___ г. Составитель: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р. Цель: рассмотреть основные характеристики селей (селевых потоков). Ход уроков
Приветствие. Проверка списочного состава класса.
Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).
Сель, или селевой поток, - это бурный временный горный поток, состоящий из смеси воды и большого количества обломков горных пород – от глинистых частиц до крупных камней и глыб. Сель возникает внезапно в бассейнах небольших горных рек. Опытные туристы, путешествующие в горных районах, никогда не останавливаются на ночёвку в оврагах или поймах рек. (Пойма реки – это часть дна речной долины, покрываемая водой в половодье или во время паводков.) Они знают, что в этих местах их может застать врасплох поводок или сель. Селевой поток, несущийся с большой скоростью вниз по долине реки, подхватывает всё: валуны, деревья, различные горные породы. Это грозное явление возникает в горах с континентальным климатом, где резкие перепады температуры интенсивно разрушают горные породы и на склонах гор скапливается много продуктов разрушения (рыхлых пород). Во время сильных ливней или дружного таяния снега рыхлые породы смываются образовавшейся водой и превращают водные потоки в грязевые или грязекаменные потоки – сели. Формирование селей обусловлено сочетанием определённых условий: во-первых, наличием селеформирующих грунтов, которые являются источниками твёрдой составляющей селя; во-вторых, наличием источников интенсивного обводнения этих грунтов, а также достаточной крутизной склонов гор в этих местах. Источниками твёрдой составляющей селевого потока могут быть рыхлообразные материалы горных пород, возникающие в результате осыпей, оползней и обвалов, а также завалы и загромождения, образовавшиеся предыдущими селями. Для высокогорных районов с развитыми ледниками источниками твёрдой составляющей селей являются ледниковые отложения – морены. Они состоят из смеси самых разных обломков пород: от крупных глыб до песка и глины. Источниками водного питания селей являются дожди и ливни, а в высокогорных районах – вода, образовавшаяся при интенсивном таянии ледников и снега, а также при прорыве ледниковых или моренных озёр. Каждому горному району свойственны свои причины возникновения селей. Например, на Кавказе в 85% случаев сели происходят в результате обильных дождей. При движении сель представляет собой сплошной поток грязи, камней и воды. Длина русла селя может быть от 10-15 м (микросель) до нескольких десятков километров. Крутизна склона в верхней части составляет 25-300, в нижней – 8-150. При меньших уклонах движение селей затухает. Скорость движения селевого потока может достигать 35 км/ч. Крутой передний фронт селевой волны мощных и катастрофических селей может достигать 5-15 м, маломощных – 1-2 м. Ширина селевого потока колеблется от 3-5 до 50-100 м. Продолжительность селей колеблется от десятков минут до нескольких часов. Большинство зарегистрированных селей имели продолжительность 1-3 ч. Иногда сели могут проходить волнами продолжительностью 10-30 мин, через небольшие промежутки времени. Максимальный размер (в поперечнике) валунов и скальных обломков, выносимых селями, может быть 3-4 м и более. Масса таких глыб может составлять до 300 т. Для большинства селевых бассейнов России характерны сели малой и средней мощности. Крупные катастрофические сели в каждом отдельном районе – явление редкое, и их повторяемость составляет 1-3 случая за 100 лет. Необходимо отметить, что в России до 20% территории находится в селеопасных зонах. На территории России зарегистрировано более трёх тысяч селевых бассейнов. Селевые потоки формируются в горах Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестана, Камчатки, Приморья, Кольского полуострова и Урала. Воздействие селевых потоков на различные сооружения зависит от суммарного объёма селевого выноса. По этому признаку сели подразделяются на маломощные, среднемощные, мощные и катастрофические. Суммарный объём селевого выноса составляет:
От мощности селя зависит и характеристика воздействия селевых потоков на различные виды сооружений. Маломощные селевые потоки могут вызвать частичную закупорку отверстий различных водопропускных сооружений. Среднемощные селевые потоки могут полностью блокировать отверстия водопропускных сооружений, повреждать и сносить бесфундаментные строения. Мощные селевые потоки несут в себе большую разрушительную силу, могут разрушать опоры мостов, каменные строения, дороги. Катастрофические селевые потоки могут привести к разрушению целых строений, участков дорог, а также погребению различных сооружений под селевыми наносами. Для примера рассмотрим последствия катастрофического селевого потока, обрушившегося на бывшую столицу Казахстана город Алма-Ату. 8 июня 1921 г. весь день в предгорьях Алма-Аты шли ливневые дожди. Горы были закрыты тёмными тучами. Это привело к образованию катастрофического селевого потока. Гигантский грязевой поток двигался с гор со скоростью 15 км/ч. Вал грязи и камней высотой до 5 м и шириной 200 м надвигался на город. Вес некоторых камней достигал 200 т. Вслед за первым грязевым потоком на город в течение часа обрушилось несколько селевых волн, следовавших одна за другой с незначительными интервалами. Общий объём селевого выноса составил более 1 млн м3 (общий вес камней, принесённых селем, составил более 3 млн т). По имеющимся данным, в Алма-Ате в результате селя погибло более 500 человек, сотни получили травмы. Сель разрушил 65 жилых домов и 174 хозяйственные постройки. Алмаатинцам потребовалось немало сил и времени для восстановления города.
Вопросы и задания:
Учитель. Сделайте вывод по уроку. Обучающиеся. Сель – это бурный временный горный поток, состоящий из смеси воды и большого количества обломков горных пород – от глинистых частиц до крупных камней и глыб. Формирование селей обусловлено наличием селеформирующих грунтов, которые являются источниками твёрдой составляющей селя, наличием источников интенсивного обводнения этих грунтов, а также достаточной крутизной склонов гор в этих местах.
|
Программа с/п «Молодежнинское» Характеристика образовательных программ (характеристика учащихся, характеристика образовательной программы, характеристика учебных... | Характеристика учителей по категориям Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения Мостовинской средней общеобразовательной школы | ||
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата 7 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 5 | Календарный план по информатике для 11-х классов 2012 2013 учебный год Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информационной революцией | ||
Экзаменационные вопросы по дендрологии фитоценоз, его характерные... Общая характеристика семейства Маслинные. Морфо-экологическая характеристика и хозяйственное значение важнейших родов и видов | Краткая характеристика и содержание курса «английский в фокусе» 5-9... Программа предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями федерального компонента... | ||
Темы по физиологии на 4 семестр 8 Общая характеристика системы пищеварения; сравнительная характеристика полостного и пристеночного пищеварения; пищеварение в различных... | Рабочая программа дисциплины м в. Од. «Криминалистическая характеристика... Осваивая учебную дисциплину «Криминалистическая характеристика коррупционных преступлений», студент готовится к следующим видам профессиональной... | ||
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры Нормативные... Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы 111100 «Зоотехния» | 1. 2 Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации 11 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов 11 | ||
1. Общая характеристика поздних трупных явлений 3 Характеристика... Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е. В.... | Общие характеристика мкдоу д/с №468. Характеристика социальных условий.... Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050718... | ||
Практическая работа: сравнительная характеристика эгп стран. 5 22-27.... Практическая работа: характеристика эгп одной из азиатских стран (по выбору учителя) по картам атласа | Уроках иностранного языка в средней школе. Вопросы для самостоятельной подготовки Говорение как врд и как умение (общая характеристика данного врд, сравнительная характеристика монологической и диалогической речи,... | ||
Инструкция по правилам отбора,хранения и доставки материала для микробиологического... Медико-тактическая характеристика эпидемических очагов. Клиника, диагностика и лечение больных особо опасными инфекциями. Характеристика... | План введение Глава I. Характеристика спортивных игр, как средство... Роль баскетбола в развитии физического качества ловкость у учащихся среднего школьного возраста |