Скачать 92.44 Kb.
|
Доклад по курсовой работе на тему «Управление занятостью молодых специалистов». Головизниной Наталии, Дмитриевой Кристины, соц-41 Глава 1 Возможности и проблемы трудоустройства молодых специалистов Проблема занятости и трудоустройства выпускников представляется нам особо актуальной, так как молодые специалисты — не просто часть трудовых ресурсов, а стратегический ресурс общества. Молодежь в Российской Федерации составляет 34% от численности населения трудоспособного возраста. Для будущего страны очень важно, чтобы молодой человек мог устроиться на работу по специальности и приносить пользу обществу своей деятельностью, поэтому необходимо проводить меры по управлению занятостью выпускников образовательных учреждений. Объектом данного исследования является занятость молодых специалистов. Предмет исследования — формы и методы управления занятостью молодых специалистов. Целью данной работы является изучение современной ситуации на рынке труда в сфере занятости молодых специалистов. Были поставлены следующие задачи:
Рынок труда — рынок спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.1 Характерные черты рынка труда России: 1. Люди часто меняют работу и сферу деятельности, в обществе это является не показателем некомпетентности, а признаком уверенности в себе и желания развиваться. 2. Профессиональная направленность спроса на рынке труда нестабильна: вначале требуется большое количество сотрудников рабочих специальностей, а через небольшой промежуток времени — специалистов по информационным технологиям. 3. Сокращается численность людей в трудоспособном возрасте, что становится причиной дефицита рабочей силы. 4. Спрос и предложение на рынке труда не совпадают: слишком большое количество профессиональных юристов, экономистов и управленцев, которым сложно найти работу по специальности. 5. Многие компании подбирают себе специалистов в ВУЗах, среди студентов, выращивая их «под себя». 6. «Непрозрачность» трудовой сферы: наблюдается высокий уровень незарегистрированной, скрытой безработицы, выплата заработной платы «в конвертах». 7. Становятся частым явлением занятость в течение неполного рабочего дня или сокращенной рабочей недели, отпуск без содержания или с частичной его оплатой. 8. Наблюдается значительная разница между увеличением номинальной и реальной заработной платы. На основе анализа литературы, рассматривающей специфику занятости молодежи, можно выделить следующие особенности поведения молодых людей на рынке труда: 1. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Предложение на рынке труда возрастает за счет выпускников учебных заведений, но из-за отсутствия механизма реализации трудоустройства новоиспеченных специалистов, молодежь часто не может найти работу по профессии. 2. Для современных молодых людей характерно снижение престижа производительного труда, для них предпочтительнее занятие интеллектуальной деятельностью, «офисная работа». 3. Большинство работающей молодежи является занятыми в отраслях нематериального производства. Прежде всего — за счет повышения доли народного образования, кредитования, управления, финансирования и страхования, где происходит не столько смена поколений при стабильной численности, сколько расширение деятельности, которые позволяют привлечь дополнительное количество молодежи. В группе отраслей материального производства молодежь отдает предпочтение торговле и общественному питанию. 4. Молодежь стремится принимать активное участие в «свободной» экономике: быстро растет слой предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, более 2/3 из них составляют люди в возрасте 25-30 лет. 5. Большинство современной молодежи считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и материального положения, а так же гарантией от безработицы. Отсюда следует тенденция сокращения учащихся и выпуска квалифицированных кадров в профессиональных училищах и средних специальных образовательных учреждений а, прием студентов в ВУЗы с каждым годом увеличивается. 6. В мировом и отечественном опыте прослеживается тенденция роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. Вопросы занятости молодежи чрезвычайно актуальны для России, решение этих проблем позволило бы поднять экономику страны, вывести ее на более высокий качественный уровень, подняло бы престиж России в международных масштабах. Особая сложность заключается в том, что недавние выпускники учебных заведений менее всего востребованы среди работодателей. Причинами этого является: несоответствие специализации и квалификации выпускников требованиям рынка труда, отсутствие требуемого опыта работы и затрудненность получения этого опыта, неосведомленность выпускников о своих правах и возможностях поиска работы, отсутствие правового механизма трудоустройства молодых специалистов. Способы регулирования занятости молодежи.
А) "Молодежная практика" — это форма поддержки службой занятости населения молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет включительно в период поиска работы, призванная помочь им найти место работы по специальности, обрести экономическую и социальную самостоятельность. Б) В Кирове: В областном Дворце молодежи 19 апреля 2012 года прошел, ставший традиционным, межрегиональный форум работающей молодежи "Золотые кадры 21 века". Его целью является: обеспечение эффективного развития молодёжной политики на предприятиях, как механизма решения задач развития предприятия и региона в целом; социальная защита работающей молодёжи; повышение престижа рабочих профессий. 2. Центры содействия трудоустройству выпускников в ВУЗах. В ВятГГУ работает центр по трудоустройству выпускников, который организует проведение Ярмарок вакансий и Дней карьеры, а также осуществляет сквозную подготовку выпускника таким образом, что после прохождения практики, выпускник трудоустраивается на данное предприятие. Цель деятельности Центра — содействие организации и проведению всех видов практик студентов, трудоустройству выпускников ВятГГУ в соответствии с получаемой специальностью и направлением подготовки. 3. Социальная поддержка и обеспечение занятости молодежи. А) Для мотивирования самостоятельной научной деятельности молодежи появились президентские премии для молодых учёных — по 2,5 миллиона рублей. Б) 15 августа 2009 года вступил в силу федеральный закон №217-ФЗ2, который позволивший создавать при вузах малые инновационные предприятия. Целью данного закона является, во-первых, поддержка инновационной активности в университетах и, во-вторых, помощь в трудоустройстве выпускникам ВУЗов — прямо при университетах могут создаваться малые инновационные предприятия В) В рамках Года Молодежи (2009 год) проходил проект «Кадровый резерв: профессиональная команда страны», представляющий собой обучение молодых лидеров по Президентской программе подготовки управленческих кадров. Г) Государственное автономное учреждение «Центр развития профессиональной карьеры», здесь ведётся целевой контрактный набор молодых людей для обучения в учебных заведениях за счёт средств областного бюджета по заказам районов и городов. Рынок социологических услуг — это совокупность фирм, предлагающих и покупающих услуги по проведению социологических измерений или их результаты. Рынок социологических услуг в России предлагает исследования в различных сферах: социальные исследования, маркетинговые, исследования СМИ, политические, измерения общественного мнения. Маркетинговые исследования пользуются наибольшим спросом, количество фирм, их предоставляющих, достаточно велико. Среди методов чаще всего используются различного вида опросы (массовые, экспертные, по специальной выборке), фокус группы, углубленное интервью, тестирование продуктов и рекламы, контент-анализ средств массовой информации, политических программ и других источников. Деятельность социологических центров: 1. Предпринимательская: обычно небольшое, желательно недорогое и оперативное исследование, позволяющее дать организации некоторые рекомендации по дальнейшему ее развитию. 2. Академическая: проводятся фундаментальные, они заказываются и финансируются государством и изучают, как правило, крупномасштабные явления и процессы, касающиеся общества в целом. Развитие социологии в регионах затруднено, так как (Г.Е. Зборовский):
Рассмотрим организации на рынке социологических услуг, география исследований которых включает в себя Кировскую область. Имеющаяся о данных организациях информация для удобства использования и наглядности объединена в таблицу, из которой видно, что количество агентов, предоставляющих услуги по проведению исследований в области социологии невелико, причем, большая часть из них занимается преимущественно маркетинговыми исследованиями, а их центральные офисы находятся не в городе Кирове. Ситуация такова, что выпускнику-социологу достаточно трудно будет найти работу по специальности, не уезжая из родного города. Выпускникам учебных заведений, в силу отсутствия у них опыта, квалификации и осведомленности в вопросах занятости, необходима поддержка и помощь в трудоустройстве со стороны государственных органов и учебного заведения. Успешная профессиональная деятельность и реализация потенциала молодежи — залог развития и процветания нашего общества. Глава 2. Исследование возможностей и проблем трудоустройства молодых специалистов на примере выпускников Вятского государственного гуманитарного университета специальности «Социология» В рамках данной курсовой работы особо значимым для нас представляется проведение исследования, которое дало бы представление о том, в какой ситуации оказываются молодые специалисты-социологи, вступающие на рынок труда Кировской области, с какими трудностями они встречаются и как можно их преодолеть. Целью данного исследования является выявление сложностей и перспектив трудоустройства, с которыми сталкиваются выпускники-социологи при поиске работы. Объект исследования: занятость выпускников-социологов. Предмет исследования: возможности и трудности, возникающие при трудоустройстве молодых специалистов-социологов. Были поставлены следующие задачи:
Гипотеза исследования: основные проблемы при трудоустройстве выпускников-социологов ВятГГУ возникают из-за слабо развитого рынка социологических услуг в Кирове. Исследование было проведено методом формализованного интервью среди выпускников-социологов Вятского государственного гуманитарного университета 2009-2011 годов.3 В качестве респондентов выступило 5 человек. В ходе исследования, выдвинутая гипотеза подтверждается: главной причиной затрудненности трудоустройства выпускников-социлогов по специальности является низкий уровень развития рынка социологических услуг в Кировской области. Можно предположить, что увеличение уровня осведомленности населения о деятельности социолога поможет повысить степень доверия к социологическим исследованиям и, таким образом, облегчит сбор статистических данных. Также необходимо информировать абитуриентов о сущности профессии социолога, ситуации на рынке труда, привлекать опытных специалистов для преподавания, чтобы они передавали знания и опыт новым поколениям социологов. Меры для развития науки в нашем регионе должны включать открытие и развитие не только коммерческих социологических центров, но и развитие академической социологии. 1 Борисов А.Б. Большой экономический словарь. [Текст] / А. Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2003. — С.574. 2 Федеральный закон РФ от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности". 3 Инструментарий исследования см. в Приложении 3. |
Формирование научно-технической интеллигенции в Российской Федерации:... Охватывают довольно широкий круг вопросов, в числе которых адаптация вузов к новым общественным условиям, реформирование образовательных... | Выпускники вузов на современном рынке труда: проблемы трудоустройства ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагогический дебют с целью развития творческого потенциала, повышения профессионального мастерства молодых специалистов и содействия... | Высшего профессионального образования Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства... | ||
Особенности профессиональной адаптации молодых специалистов-педагогов... Аннотация. В статье отражены этапы и условия адаптации молодых специалистов на основе анализа данных интервьюирования выпускников... | Государственное бюджетное учреждение здравоохранения В целях организации профессиональной адаптации вновь принятых специалистов, повышения эффективности и качества работы структурных... | ||
Наука молодых Совет молодых ученых и специалистов Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы | Xx международная научно-техническая конференция и Российская научная... Системные проблемы надёжности, качества, компьютерного моделирования, информационных и электронных технологий в инновационных проектах... | ||
Федеральное агенство по науке и инновациям Юга России» и школу-семинар для студентов, молодых ученых и специалистов «Социальные, психолого-педагогические и духовно-нравственные... | «Российский союз молодых ученых» программа регионального Форума студенческих... Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы | ||
Экологические функции литосферы. Проблемы изучения и проблемы подготовки специалистов | Анализ кадрового обеспечения учреждений культуры мо «Хоринский район» за 2013 год Кадровое обеспечение учреждений (всего работников, в т ч специалистов, обеспеченности специалистами, количество молодых специалистов... | ||
«Формирование метапредметных умений обучающихся». Учителя и ученики... Семинар прошел на высоком уровне и получил много положительных отзывов как со стороны молодых специалистов округа, так и от их опытных... | О состоянии работы и социально-экономической поддержки молодых специалистов... | ||
Реферат Введение: в стране повышаются требования к компетентности... Система подготовки специалистов медико-профилактического профиля: проблемы и пути решения | Мониторинг качества подготовки специалистов в условиях комплекса «сельская школа колледж село» Охватывает полный цикл подготовки специалиста, включающий этапы допрофессиональной подготовки (сельская школа), профессиональной... |