Скачать 143.06 Kb.
|
Тема : «Распад СССР». Преподаватель: Захарова Светлана Александровна Цели: 1 .способствовать формированию представления учащихся о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг. 2. способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее; 3. способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки. Оборудование:
Тип урока: изучение нового материала.
На предыдущем уроке учащиеся получили опережающие задания:- группа учащихся (4 чел.) - подготовить презентацию “ Национальные конфликты в СССР”, План урока: 1.Организационный момент. 3. Формирование мотивации и определение целей урока. 3. проверка домашнего задания. 4. Изучение нового материала. 5. Подведение итогов урока. 6. Домашнее задание. 7. Рефлексия. Ход урока: План: 1.Причины распада СССР. 2.Национальные конфликты 1990-1991гг. 3.Августовский путч. 4. «Парад суверенитетов» Основные понятия: декларация о независимости, «Парад суверенитетов» ,путч. Основные даты: 1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в СССР, 1991 г. 8 декабря - подписание Беловежского соглашения, 1991 г. 25 декабря – отставка Горбачева М.С. с поста Президента СССР, 1992 г. 3 1 марта - подписание Федеративного договора, определявшего взаимоотношения между субъектами РФ и обозначившем границы государства, Ход урока
Учащиеся мотивируются на серьезную работу на уроке. 3. проверка домашнего задания учащиеся должны заполнить таблицы. Экономическая реформа в СССР (1985-1991 гг.)
Таблица 2. Политическая реформа в СССР (1988-1991 гг.)
ПРОЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТ(cм .приложение №1). После Заполнения таблиц фронтальный опрос кот. Должен подвести учеников к пониманию экономических и политических причин распада СССР. Выводы озвучиваются и даются ученикам под запись: 1. Экономические реформы не были доведены до логического завершения, с 1988года – общее сокращение производства в с./х.. В 1990 .в промышленности : -Нехватка продуктов как следствие нормированное распределение (талоны) -Усиление инфляционных тенденций, -Дефицит бюджета - первые массовые забастовки рабочих. 2. Новый внутренний и внешнеполитический курс советского руководства существенно изменил положение в обществе и в мире. В результате осуществления во внешней политике идеи нового политического мышления из страны "закрытой" Советский Союз стал быстро превращаться в страну широких контактов. 4. Изучение нового материала. 1 Причины распада СССР. Вступительное слово преподавателя: (лекция) История Советского государства сложна, противоречива и поучительна. Она вобрала в себя веру народа в идеалы социализма, их извращение властями и трагические последствия тоталитаризма. Ее всестороннее исследование станет, надо полагать, важным предметом отечественной науки. Рост национального самосознания вполне может сочетаться как с дружественными, благоприятными установками по отношению к людям других национальностей, так и, наоборот, с проявлением враждебности к ним. Последнее возможно, если не обеспечено решение национального вопроса в его принципиальных чертах, а также если отсутствует высокая культура межнационального общения — уважение к культуре, языкам, традициям других народов, соблюдение гуманных норм поведения. Вот с этими самыми гуманными нормами поведения у нас в стране имели место явные сбои. В 1936—1938 годы проведена большая чистка во всех национальных республиках. Апогеем такой политики стала высылка восьми народов страны (чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, балкарцев и др.) в Среднюю Азию и Казахстан в 1943—1944 годах. Выселение проводилось варварскими методами. Во время этой акции многие народы потеряли половину своего состава: умирали от болезней, голода и холода. Непокорные расстреливались без суда и следствия во время самого выселения. В 80-х годах вышло несколько романов, повестей и поэтических произведений русских и местных национальных авторов, посвященных тем грозным. Завеса молчания, длившаяся почти полвека, была прорвана (на освещение тех событий еще при Сталине было наложено табу), и мощнейший поток информации о злодеяниях спецслужб страны выплеснулся наружу. Читающая русскоязычная публика была повержена в шок. Среди студенчества и интеллигенции коренных национальностей засверкали яркие сполохи надвигающейся грозы. Наиболее горячие и смелые представители ее стали поговаривать о возмездии. И... процесс пошел. В конце восьмидесятых, в связи со «смягчением» цензуры и введением гласности, начался мощный рост национального самосознания народов. Старый «сюртук» национально-государственного устройства оказался тесным для него, мешал ему. И народы, испытывавшие это, стали предпринимать попытки сбросить или разорвать его. Возникло и разворачивало свою работу более 200 националистических организаций и движений. Появляется великое множество больших и малых газет, в которых лидеры этих движений печатают страстные статьи и очерки, где пытаются переосмыслить историческое прошлое своих народов, дать новую оценку событиям и фактам прошлого и настоящего. Началась яростная, маскированная атака на марксистские идеологические догмы. Все эти публикации носили ярко выраженный антирусский характер, что вело к «национальному возбуждению» в республиках. Центр же выпустил ситуацию из-под контроля. Возникающие проблемы оперативно не решал, а «забалтывал» их. Кстати, это была типичная форма поведения тогдашних лидеров. Система пошла вразнос, страна захлебнулась в выплеснутых наружу проблемах и противоречиях. Этнические споры, территориальные претензии, вооруженные столкновения и полномасштабные войны стали кошмарной реальностью сегодняшнего дня. Только в 1992 —1993 гг. в межэтнических войнах на территории бывшего СССР погибло свыше 150 тысяч человек. Всего же за годы горбачевской «перестройки» и ельцинских реформ (1985—1995 г.г.) на территории СССР возникло более 240 кровавых конфликтов и войн, общее число жертв которых составило полмиллиона человек. 2. учащиеся представляют информационно-поисковые работы. Выводы учителем даются под запись: -В конце восьмидесятых, в связи со «смягчением» цензуры и введением гласности, начался мощный рост национального самосознания народов. - Только в 1992 —1993 гг. в межэтнических войнах на территории бывшего СССР погибло свыше 150 тысяч человек. Всего же за годы горбачевской «перестройки» и ельцинских реформ (1985—1995 г.г.) на территории СССР возникло более 240 кровавых конфликтов и войн, общее число жертв которых составило полмиллиона человек. 3. «Августовский путч » 1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в СССР (лекция) Конец 80-х годов ХХ века стал переломной эпохой для России. Советский Союз развалился изнутри; система управления ветшала, нарастал экономический кризис. Экономические и политические реформы, известные как горбачевская перестройка, остались незавершенными. Огромная советская империя рухнула, как карточный домик. Холодная война закончилась без единого выстрела, мир перестал быть биполярным. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете, а ровно год спустя состоялись выборы первого в истории России президента, им стал Б.Н. Ельцин. Однако противоречивость и непоследовательность политики советского руководства, сложная социально-экономическая и политическая ситуация в обществе в конечном итоге привели страну к еще более глубокому кризису. Августовские события 1991 г. завершились распадом Советского Союза и отстранением президента М.С. Горбачева от власти. Под запись: В августе 1991 года группа партийных функционеров объявила о временном отстранении Горбачева от власти и ввела в стране чрезвычайное положение. События августа 1991 года – попытка государственного переворота, поставившая страну на грань гражданской войны. Путч продолжался всего несколько дней и был разгромлен, но это не уменьшает его значимости. Именно в августе 1991 года началась новая фаза исторического развития: Россия сделала шаг от социалистического государства к демократическому. Суверенная демократия – это право народа делать свой выбор, опираясь на собственные традиции и закон, это синоним нашей внешней и внутренней безопасности. 4.«парад суверенитетов» Всесоюзный референдум В марте 1991 г. состоялся всесоюзный референдум о судьбе СССР, на котором за сохранение Советского Союза проголосовало подавляющее большинство населения в каждой из республик. В шести союзных республиках (Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдавия, Эстония), которые ранее объявили о независимости (или о переходе к независимости), референдум фактически не проводился (за исключением Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья). Концепция референдума предполагала заключение 20 августа 1991 г. нового союза – Союза Суверенных Государств (ССГ).8 декабря 1991 в Минске представителями России, Украины и Белоруссии было подписано соглашение о создании СНГ- межгосударственного образования на территории бывшего СССР. Затем в него вступили Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия ,Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан . Хотя в результате референдума подавляющее большинство голосов было отдано за сохранение целостности СССР, считается, что он имел сильное психологическое воздействие на советских людей, поставив под сомнение саму идею «нерушимости Союза» («союз нерушимый республик свободных»). Все робкие попытки Горбачева сохранить СССР, наоборот, только приближали его распад. Не зря же, в предвосхищении этого распада и роли в нем Горбачева, 15 октября 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Под запись В течение 1990-1991 гг. на территории Союза Советских Социалистических Республик произошел так называемый «парад суверенитетов» – провозглашение независимости союзными и автономными республиками, в ходе которого все союзные и многие автономные республики приняли декларации о суверенитете. Хронология «парада суверенитетов» • 1990 г.: – 11 марта – Литовская ССР – 12 июня – РСФСР – 30 августа – Татарская АССР – 27 ноября – Чечено-Ингушская АССР … • 1991 год: – 9 апреля – Грузинская ССР – 8 июня – «Чеченская часть» Чечено-Ингушской АССР – 20 августа – Эстонская ССР – 21 августа – Латвийская ССР – 24 августа – Украинская ССР – 25 августа – Белорусская ССР – 27 августа – Молдавская ССР – 30 августа – Азербайджанская ССР – 31 августа – Киргизская ССР – 1 сентября – Узбекская ССР – 9 сентября – Таджикская ССР – 23 сентября – Армянская ССР – 27 сентября – Якутская АССР – 27 октября – Туркменская ССР – 16 декабря – Казахская ССР … Идейным отцом «парада суверенитетов» был тогдашний Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин, который советовал всем республикам: «Хапайте суверенитет, кто сколько сможет!», – вот и хапали, а заодно и вооружались – на всякий случай… Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем ) 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий. В заключение следует сказать, что были в истории России и смутные времена, и времена феодальной раздробленности, были и революции, и напасти иного рода. Но все перемалывала неукротимая воля многоплеменного народа жить в едином могучем централизованном государстве, где высший суд творили бы закон и право. 5 подведение итогов: 6.Домашнее задание: материал учебника § 51 п. + конспект лекции выписать определения из пораграфа: «декларация о независимости, «Парад суверенитетов» ,путч. 7. Рефлексия. Затем учащимся провести опрос родителей, соседей, родственников по поводу распада СССР. На кого они возлагают ответственность за его разрушение? Произошли ли изменения в отношении к этому событию с течением времен Экономическая реформа в СССР (1985-1991 гг.)
Таблица 2.Политическая реформа в СССР (1988-1991 гг.)
Приложение ПРОЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТ 1. М.С. Горбачев о причинах начала перестройки (из выступления на Минском тракторном заводе 26 февраля 1991 г.) Только на первый взгляд может казаться, что все было тогда нормально. Уже в конце 70-х - начале 80-х гг. стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производительности труда уменьшился в два раза, а потом дошел до нуля. На единицу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть, неисчерпаемые трудовые ресурсы - выкручивались за счет этого. Потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных - за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затраты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась. Добавлю и другие причины. Наша экономика перегружена отраслями тяжелой промышленности, слишком мало предприятий производят товары народного потребления. Это была самая милитаризованная экономика в мире и самые огромные затраты на оборону. Если еще вспомнить, что происходило в политическом процессе - никто не мог и слова правдивого сказать: надо что-то делать на предприятии, в регионе, республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Приложение ПРОЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТ 1. М.С. Горбачев о причинах начала перестройки (из выступления на Минском тракторном заводе 26 февраля 1991 г.) Только на первый взгляд может казаться, что все было тогда нормально. Уже в конце 70-х - начале 80-х гг. стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производительности труда уменьшился в два раза, а потом дошел до нуля. На единицу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть, неисчерпаемые трудовые ресурсы - выкручивались за счет этого. Потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных - за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затраты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась. Добавлю и другие причины. Наша экономика перегружена отраслями тяжелой промышленности, слишком мало предприятий производят товары народного потребления. Это была самая милитаризованная экономика в мире и самые огромные затраты на оборону. Если еще вспомнить, что происходило в политическом процессе - никто не мог и слова правдивого сказать: надо что-то делать на предприятии, в регионе, республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Тема : «Распад СССР». Цели: 1 .способствовать формированию представления учащихся о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг. 2. способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее; 3. способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки. Оборудование: политические карты “СССР”, “Российская Федерация”, атласы Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2000, Конституция РФ, ПК, экран Рабочие листы с вопросами, заданиями, документами, таблицами. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: комбинированный с элементами лекции и поисково-исследовательской проектной деятельностью учащихся. На предыдущем уроке учащиеся получили опережающие задания: - группа учащихся (4 чел.) - подготовить презентацию “ Национальные конфликты в СССР”, План урока: 1.Организационный момент. 2. Формирование мотивации и определение целей урока. 3. проверка домашнего задания. 4. Изучение нового материала 5. Подведение итогов урок. 6. Домашнее задание. 7. Рефлексия. План: А).Причины распада СССР. Б)Национальные конфликты 1990-1991гг. В)Августовский путч. Г). «Парад суверенитетов» Основные понятия: декларация о независимости, «Парад суверенитетов» ,путч. Основные даты: 1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в СССР, 1991 г. 8 декабря - подписание Беловежского соглашения, 1991 г. 25 декабря – отставка Горбачева М.С. с поста Президента СССР, 1992 г. 3 1 марта - подписание Федеративного договора, определявшего взаимоотношения между субъектами РФ и обозначившем границы государства, Ход урока
Учащиеся мотивируются на серьезную работу на уроке. 3. проверка домашнего задания учащиеся должны заполнить таблицы. Экономическая реформа в СССР (1985-1991 гг.)
Таблица 2.Политическая реформа в СССР (1988-1991 гг.)
ПРОЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТ( cм.приложение №1). После заполнения таблиц фронтальный опрос кот. Должен подвести учеников к пониманию экономических и политических причин распада СССР.
А) причины распада СССР Вступительное слово преподавателя: (лекция) Б). учащиеся представляют информационно-поисковые работы. Выводы учителем даются под запись В) (лекция) «Августовский путч». Выводы учителем даются под запись: Г). (лекция) «парад суверенитетов». Выводы учителем даются под запись: 5 подведение итогов: 6.Домашнее задание: материал учебника § 51 п. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. 7. Рефлексия. Затем предлагается учащимся провести опрос родителей, соседей, родственников по поводу распада СССР. На кого они возлагают ответственность за его разрушение? Произошли ли изменения в отношении к этому событию с течением времен . |
Предполагается, что школьники усвоили и могут оперировать знаниями... Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Образование Российской Федерации... | Предполагается, что школьники усвоили и могут оперировать знаниями... Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ. Образование Российской Федерации... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | «Промышленно-экономический колледж» (СПб гбоу спо «пэк» ) задание для выполнения Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной... | ||
Аннотации дисциплин основной образовательной программы Нэп и сталинская модернизации страны. Вторая мировая война 1939-1945 гг и ее политические последствия. Ссср во второй половине 40-80-е... | Учитель Зубова Светлана Александровна преподаватель-организатор обж... Цель урока: выяснить степень опасности препаратов бытовой химии и научиться правилам безопасного обращения с ними | ||
Ученик 10 «Б» кл. Руководитель Шилова Л. В Влияние проблем, сопутствующих образованию ссср, на его распад | Распад ссср: причины и последствия Ссср, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории... | ||
Список Общество с ограниченной ответственностью "геса", грушецкая светлана александровна | Английский язык Преподаватель Гулиашвили Галина Александровна Конспекты... Рецензенты: Старший преподаватель английского языка кафедры общенаучных дисциплин бф пгту е. Б. Кучина, Старший преподаватель английского... | ||
Конспект урока по информатике Тема урока: «Язык програмирования Паскаль.... Развивать навыки программирования на алгоритмическом языке высокого уровня на примере языка Паскаль | История Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.).... | ||
Методические рекомендации Екатеринбург Болышева Светлана Александровна, заведующая кафедрой имк и брендинга, кандидат филологических наук, доцент | Познавательно-развлекательная игра «Птичьи разговоры» Подготовила: учитель начальных классов высшей категории Помазкова Светлана Александровна | ||
Методическая разработка урока. Тема: Внешняя политика СССР в период перестройки Общие цели: охарактеризовать направления внешнеполитического курса СССР в период перестройки | Общеобразовательная программа в области ... |