Скачать 32.4 Kb.
|
Тема: Вводный урок. Особенности исторического развития России. Цели: выявить главные факторы своеобразия исторического развития России. План:
Оборудование: историческая карта Евразии. Ход урока:
Курс истории России включает в себя историю не только русского народа, но и многочисленных народов, населяющих Россию сегодня и населявших ранее, а это были не только славянские народы. Россия является крупнейшей в мире страной (площадь более 17 млн. кв. км.) на территории Евразии. Работа с картой. Покажите на карте границы России как региона на Севере, Юге, Западе и Востоке. Покажите соседние с Россией регионы: Европа (Центральная и Восточная), Азия, так называемый Восток. Хронологические рамки курса охватывают период от расселения славян на землях Восточно-Европейской равнины (V-VI вв. н.э.) и до конца XIX века. Историю страны невозможно понять, не зная ее географических условий. Основные типы хозяйственной деятельности, быта, техники обусловлены именно природно-географической средой. Влияние географической среды многообразно (природные, демографические и другие факторы). Некоторые географические зоны настолько хорошо подходят для жизни человека, что не создают предпосылок для изменения среды, а значит и роста потребностей и, в конечном счете, развития. Другие же настолько неблагоприятны, что препятствуют всяким преобразованиям. Наиболее быстро развиваются территории, расположенные на перекрестках географических путей, связывающих разные народы. Географические условия оказывали, особенно на ранних этапах человеческой истории, большое влияние на развитие человеческого общества. Поэтому нам важно понять каковы же были эти условия в России и как они воздействовали на жизненный путь народа.
Беспредельные открытые пространства губили Россию, делали ее легкой добычей завоевателей, как с востока, так и с запада. Эти же огромные пространства давали возможность отступать вглубь территории, спастись о вторжения, создавали трудности для завоевателей, сталкивавшихся с длительными переходами по малодоступным местам. С момента возникновения государства в IX и до начала XVIII века (Петр I) для России был актуален вопрос выхода к морю (как к Черному, так и Балтийскому), через которые возможно было осуществлять экономическое и военное сотрудничество с иными государствами. Работа с учебником. Прочитать материал учебника с.8 и ответить на вопросы:
Особенности природной среды расселения народа во многом определили и его национальный характер. Регион европейской России – центр государственности по климатическим и почвенным характеристикам отличался коротким летом и не очень благоприятными для повышенного урожая почвами. Длительная зима и глубокое промерзание почвы, короткая весна, переходящая в жаркое лето, заставляли крестьянина после домашних забот зимней поры быстро переключаться на сельскохозяйственные заботы – пахоту, сев, от скорости, проведения которых зависит его благосостояние в течение всего года. Лето для русского крестьянина – период предельного напряжения сил. Это выработало в русском человеке способность «выложиться», провести огромную работу за короткий срок. Но этот период невелик, снег в России лежит 5-6 месяцев. Поэтому основной формой отношения к работе является отношение неторопливо-пассивное. В.О.Ключевский отмечал: «Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс». Эта ситуация отразилась также и в пословице: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет»
Таким образом, особенности исторического развития России, как и любого другого Государства, зависят от географических условий. В свою очередь особенности природной среды во многом определили основные типы хозяйственной деятельности, быта, техники, национальный характер русского народа. Домашнее задание:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: познакомить учащихся с особенностями образования в России, показать факторы влияния образования на функционирование... | Программа дисциплины отечественная история цикл гсэ общие гуманитарные... России как неотъемлемые части Всемирной истории, об особенностях исторического развития России в контексте мирового исторического... | ||
Программа вступительного экзамена направления подготовки аспирантов... Ххi в., умение обобщать исторические факты и делать выводы об особенностях исторического развития России, соотносить общее и частное... | Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля... Философия, ее предмет, главные вехи исторического развития, основные типы философских учений | ||
Транспорт России Цели: изучить особенности всех видов транспорта, показать их значение в перевозке грузов и пассажиров. Выявить проблемы и перспективы... | Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной... Контроль знаний позволит выявить насколько усвоены основные факторы, определяющие направление развития ит и их внедрение в различные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др | Учитель истории и обществознания Цели занятия: образовательная :... Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выявить специфические особенности и основные этапы культурно- исторического развития Руси | Конкурс «Будущее экономики-2011» Технологические факторы экономического... | ||
Темы для экзаменационных рефератов по истории России Вспомогательные... Основные факторы российского исторического процесса в оценке крупнейших оте-чественных исследователей | Стратегия социально-экономического развития Самарская область, стратегия, факторы развития, конкурентный анализ, цели, задачи, сценарий, муниципальное образование, стратегические... | ||
Даты по истории России ( 6 класс ) Факторы, препятствующие распространению коррупции в СССР и факторы, способствующие ее сохранению | История России Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет... Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых... | ||
Рабочая программа дисциплины история Латинской Америки в 1918 2005 гг. (32 час.) Цели курса – сформировать у студентов представления об особенностях развития стран третьего мира (на примере Латинской Америки) на... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности исторического развития России |