Скачать 103.29 Kb.
|
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю Декан_исторического факультета « » 2006 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫИстория Латинской Америки в 1918 - 2005 гг. (32 час.) Рекомендовано методической комиссией _____________________факультета Председатель методической комиссии ________________________________ " " 2006 г. Томск-2006 г. I. Организационно-методический раздел 1. Цели курса – сформировать у студентов представления об особенностях развития стран третьего мира (на примере Латинской Америки) на этапах индустриального и позднеиндустриального развития, выявить причины сохранения запаздывающего и зависимого развития латиноамериканских республик. 2. Задачи курса: - рассмотреть общие закономерности процессов социально-экономического и общественно-политического развития стран Латинской Америки в период новейшей истории; - изучить историю отдельных стран региона: стран «большой тройки» - Бразилии, Аргентины, Мексики, а также Чили и Кубы. - рассмотреть особенности промышленного развития: роль иностранного капитала, осуществление импортзамещающей индустриализации, формирование государственно-капиталистической модели развития, причины и пути преодоления долгового кризиса, проведение неолиберальных реформ; - выделить особенности развития аграрного сектора: влияние латифундизма, специфику осуществления "зеленой революции" и ее последствия; - проанализировать характерные черты социальной структуры и особенности функционирования партийно-политической системы в латиноамериканских обществах, особую роль латиноамериканских армий, процессы либерализации и демократизации в регионе на рубеже ХХ – ХХI вв. - охарактеризовать экономические интеграционные процессы в Латинской Америке. 3. Требования к уровню освоения курса С историей отдельных стран региона студенты знакомятся самостоятельно в рамках подготовки и презентации проектных работ. В рамках лекционного раздела курса студент должен подготовиться к письменному зачету и определиться с замыслом своей проектной работы. Проектная работа должна являться анализом конкретной проблемы по тематике курса, волнующей автора, и аргументированным выражением его собственной оценки связанных с этой проблемой исторических событий и явлений, сформированной на основе изучения доступной литературы и источников. Работа может быть выполнена малой группой (3 человека), парами или индивидуально. II. Содержание курса Тема 1. Вводная лекция. Цели, структура и основное содержание курса. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов: виды, формы и сроки осуществления деятельности. Характеристика географического положения региона. Особенности расово-этнического состава населения и его распределения. Тема 2. Особенности экономического развития стран Латинской Америки в 1920-1950-е годы. Природно-ресурсный потенциал латиноамериканских республик. Характерные черты традиционной экономики региона в 1920-е годы. Импортзамещающая индустриализация 1930-1950-х годов, ее причины, сущность и последствия. Тема 3. Социально-политические изменения в странах Латинской Америки в 1920-1950-е годы. Особенности общественно-политического развития региона в ХХ в. Либеральный реформизм 1920-х годов: переход власти в Аргентине к Радикальной партии (1916-1930 гг.), политика Либерального альянса в Чили, режим «революционного каудилизма» в Мексике (1920-1928 гг.). Революционно-демократические и антиимпериалистические движения 1920-х годов: движение тенентистов в Бразилии, борьба никарагуанских повстанцев, апризм. Политический кризис 1930-х годов: военный переворот в Аргентине, государственный переворот в Бразилии и приход к власти Варгаса, социально-политический кризис 1931-1932 гг. в Чили, революция 1933-1934 гг. на Кубе. Национал-реформизм 1940-1950-е годов: деятельность Карденаса и политика ИРП в Мексике, особенности мексиканской политической системы, перонистское движение в Аргентине, завершение эпохи Варгаса в Бразилии. Тема 4. Кризис модели государственного капитализма в Латинской Америке в 1960-1970-е годы. Теория десаррольизма. Либерально-реформистский вариант осуществления модернизации на примере Чили. Блок «Народное единство» у власти (1970-1973 гг.). Неоконсервативный вариант модернизации экономики. Бразилия в период военной диктатуры (1964-1985 гг.). Тема 5. Неолиберальные преобразования в Латинской Америке в 1980-1990-е годы. Долговой кризис 1980-х годов и его последствия. Сущность неолиберальных реформ. Приватизация. Устранение препятствий для иностранных капиталовложений. Либерализация внешней торговли. Достижение макроэкономической стабилизации. Проведение фискальных реформ. Демократизация общественно-политической жизни в Чили, Мексике, Аргентине и Бразилии. Тема 6. Латиноамериканская экономическая интеграция. Этапы развития и специфические черты латиноамериканской экономической интеграции. Образование ЛАСТ и ЦАОР в 1960 г. Фрагментация ЛАСТ. КАРИКОМ. Оформление субрегиональных и региональных объединений (Меркосур, Андская система, СЦАИ, АКГ). Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1. МЕРКОСУР: задачи, проблемы и перспективы развития. 2. Российско-латиноамериканское деловое сотрудничество. 3. Проблема внешнего долга стран Латинской Америки в 1980-1990-е годы. 4. Куба в условиях выхода из экономического кризиса (1991-1999 гг.) 5. Кубинская революция и ее лидер. 6. Реформы образования в странах Латинской Америки в 1990-е годы. 7. Приватизация в странах Латинской Америки в 1980-1990-е годы. 8. Че Гевара как “символ 60-х”. 9. Политика США в отношении Кубы. 10. Латиноамериканская политика США в послевоенный период. III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля Для получения итогового зачета студентам необходимо: - сдать письменный зачет по лекционной части курса; - написать проектную работу по курсу; -принять участие в презентации своей проектной работы и ее обсуждении; - участвовать в дискуссиях по проблемным вопросам курса. V. Учебно-методическое обеспечение курса
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
Автор: к.и.н., доцент Л.Н. Смолякова |
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» | Рабочая программа учебной дисциплины История новейшего времени стран... | ||
Аннотация по дисциплине «Современные политические процессы в странах Латинской Америки» Формирование систематизированных знаний по современным тенденциям развития политического процесса в странах Латинской Америки. Изучение... | Программа дисциплины фтд. 03 История стран америки цели и задачи... Целью курса «История стран Америки» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | ||
Программа дисциплины «Экономика и политика стран Латинской Америки»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... | Программа дисциплины «Экономика и политика стран Латинской Америки»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... | ||
Рабочая программа дисциплины история стран Азии и Африки (середина... Азии к началу эпохи колониализма, реакции восточных стран на политику европейских государств, ранним буржуазным революциям в Иране,... | Рабочая программа по курсу «Новая история стран Европы и Америки. Первый период, XVI xix вв» Первый период, XVI-XIX вв», составленная на основе требований государственного образца. Стандарт высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине “ История Латинской Америки” для специальности Умкд рассмотрен и утвержден на заседании кафедры новой и новейшей истории и международных отношений «29» апреля 2011 г | Рабочая программа по курсу «Новейшая история стран Азии и Африки... ... | ||
Программа учебной дисциплины история международных отношений часть III Имо – лекционный курс “История международных отношений 1918-1945” (34 час.) предоставит студенту кафедры истории нового времени исторического... | Новая история стран Европы и Америки 1871-1918 гг Цель курса – изучение основных тенденций социально-экономического и общественно-политического развития, которые предопределили пути... | ||
Рабочая программа дисциплины новая история стран Европы и Америки... Это – период утверждения капитализма в странах Европы и Соединённых Штатах Америки. Целью курса является раскрытие содержания капиталистических... | Рабочая программа дисциплины история США и стран Западной Европы, 1945-2005 гг. (32 час.) Цель курса – сформировать у студентов представления об основных чертах и тенденциях развития ведущих стран Запада после Второй мировой... | ||
Игорь Сергеевич Фесуненко Пеле, Гарринча, футбол… Всесоюзного радио в странах Южной Америки. Книга написана на основе личных впечатлений и наблюдений автора и представляет интерес... | Стран латинской америки Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию |