Скачать 0.56 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Исторический факультет Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ История Латинской Америки” для специальности 020700 «История» (Дневная и заочная форма обучения). Составитель: ст.преп. Каф. Новой и новейшей истории и международных отношений Хлебников И.В. УМКД рассмотрен и утвержден на заседании кафедры новой и новейшей истории и международных отношений « 29 » апреля 2011 г. Зав. кафедрой Санников Н.И. УМКД согласован с Методической комиссией ИФ « » 2011 г. Председатель МК Мельникова О.М. Ижевск 2012г. Содержание Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по направлению (специальности) 020700 – История. 3 Принципы построения курса «История стран Латинской Америки»: 4 Методические рекомендации к курсу «История стран Латинской Америки» 5 Рабочая программа. Учебно-тематический план курса «История стран Латинской Америки» (Дневное и заочное отделение) 6 Содержание курса лекционных занятий 8 Тематика самостоятельныз занятий 10 Темы рефератов Методические указания 16 Тестовое задание (не раскрыто) 17 Словарь терминов и понятий 17 Вопросы к зачету. Контролирующие материалы. 18 Учебно-методические материалы 20 Рекомендуемая литература (основная) 20 Дополнительная литература 21 Литература по истории стран Латинской Америки в XVI – нач. XIX в. 22 Литература по истории стран Латинской Америки в XIX–XX вв. 24 Литература по странам региона 27 Иностранная литература 30 Электронные образовательные ресурсы 30 Карты 33
по направлению (специальности) 020700 – История. Требования к профессиональной подготовленности специалиста. Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации и отвечать следующим требованиям:
2. Принципы построения курса «История стран Латинской Америки»: Курс входит в число дисциплин общепрофессиональной подготовки студентов по специальности "История". Курс адресован студентам дневной формы обучения по специальности история Курс готовит студентов к профессиональной деятельности, самостоятельной научной работе, способствует формированию у студентов целостного представления о теоретических и практических основах устройства, функционирования общественных систем прошлого и современности в Латинской Америке. Дисциплина знакомит студентов с проблематикой латиноамериканского региона, и, кроме того, помогает студентам овладеть знаниями по общеисторической проблематике. Основная цель курса для студента заключается в том, чтобы привить интерес к общественно-политической тематике, способствовать формированию навыков работы с научной, общественно-публицистической, а также и с художественной литературой, так или иначе связанной с изучаемым периодом и регионом. Ядро курса представляет изложение теоретического и фактического материала, необходимого для понимания развития общества на протяжении всей истории Латинской Америки во многих его аспектах. Для успешного овладения материалами курса студенты должны владеть знаниями по всеобщей истории, в том числе знать развитие мировых цивилизаций в социально-экономическом, политическом и культурном аспектах, ход истории в новое и новейшее время. В ходе курса студенты должны изучить рекомендованную литературу. Оценка знаний и умений студентов проводится в форме письменных заданий и в форме итогового зачета. После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен: Иметь представление о развитии латиноамериканского общества в рассматриваемый период с учетом необходимости соединения фактического и теоретического знания, следуя принципу системности и логической последовательности. Должен знать общественно-политические проблемы латиноамериканского региона, их фактическое и теоретическое содержание. - базовый понятийный аппарат, используемый современной исторической наукой, как предпосылку для дальнейшего усвоения современного знания о развитии латиноамериканского общества, накопленного как историческими дисциплинами, так и другими дисциплинами гуманитарного цикла - направления развития латиноамериканских стран. Должен владеть, обладать навыками исторического мышления и анализа исторических явлений и процессов. 3. Методические рекомендации к курсу «История стран Латинской Америки» Курс «История стран Латинской Америки» представляет объемную дисциплину, как в территориальном, так и в событийном, хронологическом аспекте, поскольку в рамках дисциплины проводится изучение истории стран на протяжении 18-20 веков. Временные рамки охватывают период от развитых колониальных отношений до некоторых нелиберальных преобразований 1990х гг. и некоторых современных тенденций. При этом история разбивается на множество мелких периодов, имеющих ключевое значение в развитии всего континента. Для рационального использования часов курса при изложении материала и подготовке студентов используются два основных подхода: во-первых, проблемно-хронологический, позволяющий заострить внимание учащихся на комплексных и частных проблемах региона теоретического порядка с опорой на факты, служащие доказательством и инструментом для раскрытия борьбы консервативной, реформистской и революционной линий при определении путей и тенденций общественного развития. В ходе их противоборства сталкивались и взаимодействовали интересы различных социальных и этнических слоев населения, шли поиски решения острых проблем. Второй подход – системный, предполагающий изучение латиноамериканского общества как целостной социальной системы – совокупности общественных явлений и процессов, взаимодействие которых обусловило возникновение качеств, характерных только для данной системы и не свойственных отдельным компонентам и обеспечивающие осуществление функций системы и ее развитие. Основная цель использования этого подхода в выявлении компонентов системы общества, определения ее структуры и функций в развитии. При этом можно определить специфику обществ отдельных стран в разные исторические периоды, а так же, например, описать тип либерально-олигархического гражданского общества на рубеже 19-20 вв. и тд. Реализация курса предполагает обязательное использование межкурсовых связей (Новая и новейшая история стран Запада, экономика региона), сопоставления нового материала с ранее изученным для лучшего представления этапов развития региона, современных процессов, сходства и различий в развитии континента. Установление связей позволяет избежать дублирования, дает более основательную фактическую базу для понимания политических процессов 19-20 вв. и возможность ввести элементы беседы в объяснения. Методическое решение исходит из необходимости дать представление об истории континента, не имея практической возможности опираться на знание истории отдельных государств. Поэтому, во-первых, наиболее приемлемым является дедуктивный метод изучения нового материала. Раскрывая характеристики общеконтинентальных процессов, для конкретизации общих положений используются примеры из истории страны, в которой данный процесс или явление проявились наиболее ярко. Во-вторых, возрастает роль привлечения знаний студентов о текущих событиях в Латинской Америке, формируемых под влиянием СМИ. В-третьих, целесообразно введение типологии стран по уровню социально-экономического и политического развития и динамике этого развития, что дает ориентир для понимания событий, форм власти, задач и особенностей, например, революционного движения в различных странах. Кроме того, анализируя проблемы Латинской Америки, необходимо иметь ввиду, что странам наряду с общими чертами свойственны немалые различия, учитывая которые, можно выделить три типа государств. Планирование лекционного материала осуществляется также по дедуктивному принципу: изначально освещаются общие вопросы, например, консервативных режимов 1830-1870х гг., а затем проблемы конкретизируются на страноведческом материале. Изложение материала ввиду большой насыщенности подкрепляется статистикой, заранее выписанной на доске, иллюстрирующего характера и активным использованием карт. В лекционном материале используются методы репродуктивного характера. 4.Учебно-тематический план курса «История Латинской Америки» (Дневное и заочное отделение) Д/О Курс …………………………………… 4 Семестр …………………………………… 8 Всего аудиторных часов ………………… 16 Лекции, час ……………………………… 16 Зачет (семестр) …………………………… 8 З/О Курс …………………………………… 5 Семестр …………………………………… 9 Всего аудиторных часов ………………… 10 Лекции, час ……………………………… 10 Практические (семинарские) занятия, час. 0 Зачет (семестр) …………………………… 2 Распределение часов по темам курса и видам занятий Дневное отделение
|
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс дисциплины современная культура и литература... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран... Кузь в. В., кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории (мгпу) | Аннотация по дисциплине «Современные политические процессы в странах Латинской Америки» Формирование систематизированных знаний по современным тенденциям развития политического процесса в странах Латинской Америки. Изучение... | ||
Рабочая программа дисциплины история Латинской Америки в 1918 2005 гг. (32 час.) Цели курса – сформировать у студентов представления об особенностях развития стран третьего мира (на примере Латинской Америки) на... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс новейшая история стран европы и америки... Рецензент: кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социально-экономических дисциплин Набережночелнинского государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы... Курс строится на основе проблемно-хронологического и страноведческого принципов организации исторического материала | Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов II курса факультета социально-гуманитарных... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и новейшая... Порцель а. К., к и н., доцент кафедры истории и социологии Мурманского государственного технического университета | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса факультета социально-гуманитарных... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 032401 Реклама Согласовано... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история... Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | Учебно-методический комплекс история россии XX В. для специальности:... С12 История России XX в.: учебно-методический комплекс / И. Т. Сабиров. – Елабуга: Изд-во егпу, 2009. – 89 с |