Скачать 64.71 Kb.
|
Аннотация. Урок дает возможность учащимся выявить практическую ценность образования в сегодняшнем мире, выяснить основные тенденции в развитии образования и задачи модернизации в этой сфере, а так же возможность поучаствовать в дискуссии и высказать свою точку зрения на процессы, происходящие в российском образовании Тема урока: Образование; 11 класс Тип урока: урок- проблема Цели и задачи урока: 1.Образовательная: познакомить учащихся с особенностями образования в России, показать факторы влияния образования на функционирование и развитие общества, взаимосвязь образования и культуры, выявить и проанализировать тенденции в развитии образования, главные задачи модернизации образования; 2.Развивающая: развивать умения осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы, рационально решать проблемные задачи; 3. Воспитательная: формировать отношение к процессу образования Оборудование: схемы, пакет документов Ход урока. I. Организационный момент У крестьянина перестал работать трактор. Все его попытки починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянув на него, возмутился: «Как ты хочешь сто монет только за один удар молотком?» «Дорогой друг,- ответил мастер,- за удар молотком я запросил только одну монету, а остальные девяносто девять монет я беру с тебя за свои знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав всего лишь один удар по нужному месту» Сегодня мы рассмотрим проблему соотношения личности, общества и образования План урока: 1. Личностная и социальная значимость образования 2. Тенденции развития образования в современном мире 3. Россиийское образование на пути модернизации Скляров Н.В., учитель истории и обществознания МОУ Тоцкая СОШ II Изучение нового материала 1.Какие ассоциации у вас вызывает слово «Образование»? 2.Какие функции выполняет образование? ( Выслушав ответы учеников, выстраиваем схему ) МОУ Тоцкая СОШ Образование- один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно- познавательных и творческих способностей через призму таких социальных институтов, как семья, школа, СМИ Функции образования 1. Дошкольные ОУ ; 2. Общеобразовательные школы ( гимназии ); 3. Профессионально- техни – ческие учебные заведения; 4. Духовные учебные заведе- ния ( семинарии ); 5. Университеты, колледжи, технические школы; 6. Подготовка научных и научно-педагогических кадров; 8. Самообразование граждан Социальная- социализа-ция личности Культурная- воспитание индивида всеми средствами культуры Экономическая- формирование социаль но-профес- сиональной структуры общества В Законе РФ «Об образовании» образование характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества и государства. Сегодня некоторые школьники говорят о том, что не следует столько сил тратить на получение образования. Мол, можно прожить и без Пушкина Задание1. Как вы считаете, в чем состоит личностная и социальная значимость образования ? Представьте свою работу наглядно ( класс делится на 2 группы, время выполнения 3,5-4 минуты ) Скляров Н.В., учитель истории и обществознания МОУ Тоцкая СОШ I Презентация работ II
2. Тенденции в развитии образования Задание 2.Работая с пунктом 2 п.32 составьте кластер «Основные тенденции в развитии образования»( 3 мин.) 1 7 Тенденции развития образования 2 3 6 5 4 1. Демократизация образования; 2. Гуманизация образования; 3. Гуманитаризация образования; 4. Компьютеризация образования; 5. Интернационализация образования, 6. Рост продолжительности образования; 7. Непрерывность образования Вопросы: Поясните каждую из тенденции; Какую из представленных тенденции вы считаете главной? С какой не согласны? Почему? Скляров Н.В., учитель истории и обществознания МОУ Тоцкая СОШ 3. Модернизация российского образования Человечество не стоит на месте. Оно постоянно усовершенствуется, обновляется. Не стала исключением и система образования. -Почему возникла необходимость в модернизации образовательной системы, которой мы гордились?(по ходу ответов учащихся выстраивается схема ) Необходимость модернизации системы образования Изменения в мире и стране выдвигают новые задачи: 1. ускорение темпов развития общества; 2.динамичное развитие экономики, рост конкуренции; 3. переход к постиндустриаль- ному обществу Изменения должны отвечать современному уровню развития науки, культуры, должны быть нацелены на развитие личности, индивидуальный подход, качество; Необходимо на деле и конкретно воплощать принципы всеобщности и доступности образования; Нужно реально поднять социальный статус педагогов, улучшить материально- техническое оснащение учебных заведений Направления модернизации в современной школе: 1. Разработка государственных стандартов среднего и высшего образования; 2. Разработка новых учебных программ; 3.Подготовка нового поколение учебников; 4. Проведение ЕГЭ; 5.Осуществление профильного обучения в школе; 6.Развитие внешкольных форм образования; 7. Улучшение финансового обеспечения образования Задание 3 ( класс делится на 2 группы, которым предлагаются обсудить по три проблемных вопроса и представить результаты своего обсуждения , 4 минуты ) 1 группа 2 группа А) С какого возраста начинать А) Целесообразно ли решение об обязательном обучение детей- с 5, 6 или 7 лет? 11-летнем образовании? Б) Нужна ли профильная школа Б) Нужно ли переходить к 12-летнему обучению и каким должен быть ее план? в школе? В) Что лучше- частная или госу- В) Каков должен быть статус человека с дарственная школа? дипломом о высшем образовании ? Скляров Н.В., учитель истории и обществознания МОУ Тоцкая СОШ III Итог урока Проанализируйте данные диаграммы, свидетельствующие о мотивах получения высшего образования согласно опросам российской молодежи в 2003г. Мотивы получения высшего образования среди молодежи Вернемся к проблемному вопросу нашего урока. Существуют две точки зрения на роль образования. Первая – трактуется исключительно как средство подготовки к будущему. Вторая- образование должно работать не только на будущее, но и обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем здесь и сейчас Какую точку зрения вы разделяете? Д/з 1) п.32, задания к нему - первый уровень; 2) Сформулируйте в виде тезисов, что надо изменить в школе для того, чтобы она обеспечивала высокое качество знаний и учитывала интересы учащихся – второй уровень Скляров Н.В., учитель истории и обществознания МОУ Тоцкая СОШ |