Скачать 338.86 Kb.
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 8 июня 1997 г. № 9-13 г.Санкт-Петербург О МОДЕЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Рассмотрев проект модельного закона "О гидрометеорологической деятельности", Межпарламентская Ассамблея постановляет: 1. Принять модельный закон "О гидрометеорологической деятельности" (прилагается). 2. Направить парламентам государств - участников Межпарламентской Ассамблеи указанный модельный закон и рекомендовать его для использования в национальном законодательстве. Председатель Совета Ассамблеи Е.С.СТРОЕВ Принят на девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 9-13 от 8 июня 1997 года) МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О гидрометеорологической деятельности Настоящий Закон направлен на регулирование гидрометеорологической деятельности с целью удовлетворения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе применяются следующие понятия: окружающая природная среда - совокупность используемых и неиспользуемых климатических, земельных, водных ресурсов, недр, атмосферного и околоземного космического пространства, объектов растительного и животного мира, взаимосвязанных между собой и образующих естественные экологические комплексы или системы; гидрометеорологическая служба - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных между собой предприятий, учреждений, центров, станций, постов, обеспечивающих выполнение комплекса работ в области метеорологии, гидрологии и других смежных областях, включая климатологию, океанологию, агрометеорологию, мониторинг состояния окружающей природной среды и ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, и предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и стихийных явлениях; национальная гидрометеорологическая система - совокупность государственных и ведомственных гидрометеорологических организаций и служб, других производителей гидрометеорологической информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении на территории государства; международная гидрометеорологическая сеть - совокупность технологически взаимосвязанных национальных гидрометеорологических систем, действующих на основе международных договоров; наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением - инструментальные измерения и визуальные наблюдения за состоянием окружающей природной среды с целью оценки и прогноза ее метеорологических, гидрологических, климатических, океанологических, агрометеорологических, патологических и гелиогеофизических характеристик и параметров, а также состояния ее загрязнения (химического, радиоактивного, гидробиологического, теплового); наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением; мониторинг состояния окружающей природной среды и ее загрязнения - система постоянных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды и ее загрязнения в нормальных условиях и в чрезвычайных ситуациях (импактный мониторинг); информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - данные, полученные в результате наблюдений за состоянием, загрязнением окружающей природной среды, а также информационная продукция (сведения и прогнозы, получаемые в результате анализа и обработки используемых данных); экстренная информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - фактическая и прогностическая информация о стихийных явлениях и опасных уровнях загрязнения окружающей природной среды, которая передается немедленно после ее получения и подготовки в установленном порядке; информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении общего назначения - фактическая и прогностическая информация, полученная и собранная в установленном режиме и обработанная по специальным методикам; специализированная информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - целевая информация, влекущая за собой дополнительные затраты на ее получение, обработку, анализ, хранение и предоставление в соответствии с требованиями потребителей; гидрометеорологические работы общенационального и международного уровней - работы и исследования глобального, национального или межрегионального масштабов, а также работы и исследования, имеющие важное значение для развития экономики, безопасности населения и государства, а также устойчивого функционирования экономики и социальной сферы; гидрометеорологические работы специального назначения - работы и исследования, выполняемые в интересах отдельных регионов, юридических и физических лиц; единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - все данные о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении гидрометеорологического характера, полученные на территории государства и за его пределами субъектами национальной гидрометеорологической системы. Статья 2. Цели и назначение Закона Целями настоящего Закона являются: установление общеобязательных законодательных требований, предъявляемых к гидрометеорологической деятельности; согласование национальных норм законодательства с международными правовыми принципами и нормами в области гидрометеорологической деятельности; создание условий для формирования рыночных отношений в области производства, сбора, обработки, анализа, хранения и использования (предоставления, реализации) информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении; правовое обеспечение согласованного и эффективного функционирования национальной гидрометеорологической системы в международной гидрометеорологической сети. Закон служит основой для формирования национального законодательства в области гидрометеорологической деятельности. Статья 3. Законодательство о гидрометеорологической деятельности Законодательство в области гидрометеорологической деятельности состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов государства. Отношения по использованию информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, не урегулированные настоящим Законом, регулируются гражданским законодательством и специальным законодательством государства об информатизации и защите информационных данных. Статья 4. Принципы гидрометеорологической деятельности Гидрометеорологическая деятельность должна осуществляться при соблюдении следующих принципов: а) глобальности, комплексности, системности и непрерывности наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением; б) единства научно обоснованных технологий производства наблюдений, сбора, обработки, анализа, хранения и использования информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении на территории государства; в) координации и интеграции деятельности национальной гидрометеорологической системы с деятельностью международной гидрометеорологической сети и мониторинговых систем; г) доступности, достоверности, необходимой достаточности и эффективности использования информации о фактическом и ожидаемом состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении. Статья 5. Гидрометеорологическая деятельность Гидрометеорологической деятельностью является процесс производства, сбора, обработки, анализа, хранения и использования на договорных началах или других законных основаниях информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, а также связанные с ним иные работы и услуги информационного характера. Гидрометеорологическая деятельность включает комплексную систему государственных наблюдений и государственного контроля для получения информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, отвечающую принципам статьи 4 настоящего Закона, и обеспечения этой информацией заинтересованных юридических и физических лиц. Статья 6. Производители и потребители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении В качестве производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении выступают специализированные государственные национальные и зарубежные гидрометеорологические органы и службы, а также неспециализированные субъекты хозяйствования, производящие наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением по договором (при наличии лицензий) с государственными гидрометеорологическими органами и службами. Потребителями информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении являются юридические лица, в том числе органы государственной власти, граждане государства, лица без гражданства, а также иностранные юридические и физические лица, если иное не предусмотрено законодательством. Статья 7. Права и обязанности производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении Производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении имеют право: осуществлять гидрометеорологическую деятельность, предусмотренную их учредительными документами, а в некоторых случаях договорами или специальными разрешениями (лицензиями); получать плату за информацию о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении в соответствии с законодательством; обладать информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, авторством на научные и другие результаты деятельности и полномочиями защиты авторских прав; отказаться от предоставления информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении потребителю при нарушении им условий договора на обеспечение такой информацией; требовать возмещения убытков (реального ущерба, упущенной выгоды) и вреда, причиненных по вине потребителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении или третьих лиц; заявлять ходатайства об устранении необоснованных препятствий для осуществления гидрометеорологической деятельности; осуществлять иные действия, не запрещенные законодательством. Производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении обязаны: проводить наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением в соответствии с требованиями национального законодательства, международных правовых актов, методик и другими общепризнанными требованиями; соблюдать условия договоров при производстве, сборе, обработке, анализе, хранении и предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении; вести учет и предоставлять в установленном порядке информацию о выполненных гидрометеорологических работах; вносить в установленные сроки налоги и другие обязательные платежи. Производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, не относящиеся к государственной гидрометеорологической службе, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности в установленном порядке предоставляют результаты наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением и информационную продукцию в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии, если иное не предусмотрено законодательством. Законодательством и специальными соглашениями на производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении могут быть возложены другие обязанности. Статья 8. Общие права и обязанности потребителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении Потребители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении имеют право: получать информацию о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, в том числе на основании договоров, заключенных с производителями такой информации; отказаться от информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении при нарушении производителем этой информации условий договоров, действующего законодательства, нормативов, методик, других общепризнанных требований; свободно выбирать производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении; совершать иные действия, не запрещенные законодательством. Потребители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении обязаны соблюдать условия договоров, заключенных с производителями гидрометеорологических работ. Законодательством и договорами на потребителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении могут быть возложены и другие обязанности. Статья 9. Права и обязанности граждан, общественных объединений и иных юридических лиц в области гидрометеорологической деятельности Граждане, общественные объединения и иные юридические лица имеют право на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении. Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении является открытой и общедоступной за исключением информации, отнесенной к категории ограниченного доступа. Граждане и природоохранные общественные объединения имеют право проводить независимые наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением. Полученные данные могут быть распространены через средства массовой информации и иными способами только после согласования со специально уполномоченными органами исполнительной власти по гидрометеорологии. Граждане и юридические лица обязаны сообщать в специально уполномоченные органы исполнительной власти по гидрометеорологии и (или) местные органы исполнительной власти о стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, нарушениях технологических процессов, вследствие которых произошли или могут произойти загрязнение окружающей природной среды и другие опасные последствия, угрожающие жизни и здоровью населения, а также об уничтожении и повреждении гидрометеорологического оборудования. Статья 10. Объекты гидрометеорологической деятельности и направления использования ее результатов К объектам гидрометеорологической деятельности относятся: климат, метеорологические и гидрологические условия, изменения окружающей природной среды в результате воздействия естественных и антропогенных факторов, отдельные регионы и экосистемы. Результаты гидрометеорологической деятельности могут использоваться в любых сферах и отраслях государством, осуществляющим эту деятельность, зарубежными странами и международными организациями. Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 11. Государственное регулирование гидрометеорологической деятельности Функции государственного регулирования гидрометеорологической деятельности осуществляют органы законодательной власти и центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции путем: 1) определения направлений и разработки государственных программ в области гидрометеорологической деятельности; 2) принятия нормативных актов, определяющих условия и порядок осуществления гидрометеорологической деятельности; 3) утверждения структуры и компетенции органов управления гидрометеорологической деятельностью, а также перечня видов гидрометеорологической деятельности, являющихся прерогативой государства; 4) определение порядка и условий ведения мониторинга охраны окружающей природной среды и ее загрязнения как составной части национальной системы мониторинга окружающей среды; 5) содействия развитию рынка информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении и защиты прав производителей и потребителей этой информации; 6) разработки национальных нормативов, методик и других условий гидрометеорологической деятельности в соответствии с международными требованиями; 7) осуществления тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики в области гидрометеорологии; 8) определения норм безопасности и охраны окружающей среды при производстве наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, а также в процессе осуществления их в особых условиях; 9) установления порядка возмещения убытков (реального ущерба, упущенной выгоды) и вреда, причиненных в процессе гидрометеорологической деятельности; 10) участия в развитии международной гидрометеорологической сети; 11) разработки систем учета и отчетности в области гидрометеорологической деятельности, сертификации гидрометеорологических работ; 12) осуществления государственного контроля за соблюдением настоящего Закона, других нормативных актов, норм и условий в области гидрометеорологической деятельности; 13) организации международного сотрудничества в области гидрометеорологической деятельности.v Статья 12. Государственное управление гидрометеорологической деятельностью Общее государственное управление гидрометеорологической деятельностью осуществляют центральные и местные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции. Непосредственное управление гидрометеорологической деятельностью является компетенцией специально уполномоченных и местных (территориальных) центральных органов исполнительной власти по гидрометеорологии, которым подчинена государственная гидрометеорологическая служба. Отдельные функции государственного управления гидрометеорологической деятельностью осуществляют центральные и местные органы по чрезвычайным ситуациям, охране природы, транспорту и коммуникациям, здравоохранению, внутренних дел и другие органы исполнительной власти. Статья 13. Компетенция органов исполнительной власти в области гидрометеорологической деятельности При осуществлении гидрометеорологической деятельности центральные и местные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции реализуют: функции, предусмотренные статьей 11 настоящего Закона, а также исполнительные, распорядительные, разрешительные, надзорные и контрольные функции; координацию деятельности национальных гидрометеорологических органов и служб независимо от их подчиненности;v организацию финансирования и выполнения национальных, региональных, местных и специальных программ, работ и мероприятий в области гидрометеорологической деятельности; обеспечение финансирования государственной гидрометеорологической службы, включая финансирование ее научной, производственно-хозяйственной деятельности и развития ее социальной инфраструктуры. Статья 14. Компетенция специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по гидрометеорологии К компетенции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по гидрометеорологии относятся: реализация государственной политики, участие в разработке и реализации государственных программ и мероприятий в области гидрометеорологической деятельности; подготовка проектов нормативных актов, национальных нормативов, методик и других общеобязательных требований в области гидрометеорологической деятельности; распределение полномочий между центральными и местными (территориальными) органами по гидрометеорологии; формирование, обеспечение функционирования и развития национальной гидрометеорологической системы и координация деятельности субъектов хозяйствования, не входящих в государственную гидрометеорологическую службу, но осуществляющих наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением; выдача специальных разрешений (лицензий) на право осуществления гидрометеорологической деятельности субъектам хозяйствования, не входящим в структуру государственной гидрометеорологической службы; создание и обеспечение функционирования единой взаимоувязанной государственной подсистемы сбора, обработки, анализа, хранения и использования информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении; обеспечение органов государственной власти, вооруженных сил, отраслей экономики, населения и других пользователей режимно-справочными материалами, фактической и прогностической информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, включая экстренную информацию о стихийных явлениях и опасных уровнях загрязнения; определение перечня гидрометеорологических работ международного, национального, регионального и местного уровней, обеспечение их выполнения и выдача официальных прогнозов, другой продукции по оценке состояния окружающей природной среды и ее загрязнения; организация и проведение научных исследований национального, регионального и местного значения по оценке и прогнозированию состояния окружающей природной среды и ее загрязнения; формирование базы государственных информационных ресурсов, создание и ведение единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении; обеспечение единства и сопоставимости методов наблюдений, расчетов, прогнозов, данных и продукции, средств контроля состояния окружающей природной среды и ее загрязнения, их сертификации, стандартизации; организация и проведение работ по активным воздействиям на метеорологические и другие геофизические процессы в интересах отраслей экономики и безопасности населения страны, а также государственный надзор за их проведением на всей территории государства, осуществляемый в соответствии с положением, утверждаемым правительством государства; обеспечение совместно с органами внутренних дел охраны пунктов государственной наблюдательной сети от противоправных действий; осуществление международного сотрудничества в области гидрометеорологии и других смежных областях по направлениям деятельности, входящим в его компетенцию.v Решения специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по гидрометеорологии, относящиеся к вопросам гидрометеорологической деятельности, обязательны для исполнения всеми участниками этой деятельности.v Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии и его органы на местах осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти. Органы исполнительной власти должны учитывать рекомендации органов гидрометеорологии по вопросам состояния окружающей природной среды и ее загрязнения. Статья 15. Состав государственной гидрометеорологической службы Гидрометеорологическая служба государства включает государственную, ведомственную и другие гидрометеорологические службы. В состав государственной гидрометеорологической службы входят: а) государственная сеть наблюдений, включающая метеорологические, гидрологические, аэрологические, морские гидрометеорологические, агрометеорологические и другие специализированные посты и станции, бюро и обсерватории, а также центры по гидрометеорологии, контролю природной окружающей среды и ее загрязнения, солнечные, радиоастрономические, магнитные и ионосферные центры; б) лаборатории наблюдения за загрязнением окружающей природной среды; гидрометеорологические, океанологические и природоресурсные космические станции и спутники международной гидрометеорологической сети, функционально входящие в национальную гидрометеорологическую систему; в) станции, расположенные на дрейфующих льдах в Антарктике, на научно-исследовательских, транспортных и промысловых судах; авиалаборатории; дрейфующие буи; станции ракетного зондирования атмосферы и другие наблюдательные службы; г) единая государственная подсистема сбора, обработки, анализа, хранения и доведения до пользователей фактической и прогностической информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении; д) единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении; е) военизированные подразделения по активному воздействию на метеорологические, гидрологические и другие естественные процессы, протекающие в окружающей природной среде. Состав ведомственных, коммерческих и некоммерческих структур, осуществляющих наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, определяется по подведомственности этих структур. Статья 16. Работники гидрометеорологической службы Права и обязанности, а также условия труда и социального обеспечения работников государственной и ведомственных гидрометеорологических служб определяются положением, утверждаемым правительством государства. Должностные лица и специалисты государственной гидрометеорологической службы имеют статус государственных служащих. Статья 17. Полномочия других государственных органов в области гидрометеорологической деятельности Государственные органы, указанные в части третьей статьи 12 настоящего Закона, осуществляют функции управления в области гидрометеорологической деятельности в соответствии с действующим законодательством и положениями об этих органах, а также обеспечивают: выполнение наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением по специальным разрешениям (лицензиям), выдаваемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии; координацию и контроль работы находящихся в их ведении гидрометеорологических организаций и служб с целью обеспечения потребителей качественной информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении применительно к профилю своей отраслевой деятельности; формирование предложений по участию находящихся в их ведении гидрометеорологических организаций и служб в наблюдениях и научных исследованиях национального, регионального или местного уровней; участие в работе межведомственных комиссий, создаваемых для согласования отдельных направлений гидрометеорологической деятельности. Статья 18. Национальная гидрометеорологическая система В национальную гидрометеорологическую систему входят: 1) государственная гидрометеорологическая служба;v 2) ведомственные гидрометеорологические организации и службы органов, предусмотренных частью третьей статьи 12 настоящего Закона; 3) коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм, осуществляющие отдельные виды наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением. |
Национальные библиотеки государств участников содружества независимых государств Национальные библиотеки государств участников Содружества Независимых Государств. / Сост. Н. П. Игумнова – М., 2006. 118 с | Совет глав правительств решение Стратегии развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области туризма | ||
Рекомендации по проведению единого урока, посвященного Содружеству... Независимых Государств, о символике каждого государства и законодательно-правовой базе, о роли СНГ на международной арене, об экономическом... | О состоянии трудовой миграции в государствах региона ... | ||
Учебно-методический комплекс международно правовые основы содружества... Международно-правовые основы государств-членов Содружества Независимых Государств (снг) | Методические рекомендации по проведению тематических уроков, посвященных... Цели и задачи тематических уроков, посвященных деятельности Содружества Независимых Государств | ||
Всеобщая конфедерация профсоюзов Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ к ратификации по инициативе вкп, Исполнительный комитет ВКП отмечает, что за... | Рекомендательный список посредников Международного центра по урегулированию... Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | ||
Урок, посвященный Содружеству Независимых Государств в 8-9 классах... Цель: Показать учащимся значение сотрудничества стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств, в духовной, экономической,... | Администрация волгоградской области комитет по образованию Правительственной телеграммой от 31. 03. 2010 г. №01-01-21м/2808 сообщает, что в рамках содружества независимых государств принято... | ||
Физика, математика и информатика Сателлитная конференция «Перспективы... Совет молодых ученых нан беларуси 25 – 29 апреля 2011г в г. Минске организует Международную научную конференцию молодых ученых «Молодежь... | Физика, математика и информатика Сателлитная конференция «Перспективы... Совет молодых ученых нан беларуси 25 – 29 апреля 2011г в г. Минске организует Международную научную конференцию молодых ученых «Молодежь... | ||
Всеобщая конфедерация профсоюзов О состоянии охраны труда в государствах – участниках Содружества Независимых Государств | Всеобщая конфедерация профсоюзов В государствах-участниках содружества независимых государств и предложения по улучшению экологической обстановки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ребята, вы знаете, как расшифровывается абревиатура снг? (Содружество Независимых Государств) Какое красивое и самое главное емкое... | «риа новости» Рбург, 6 июня. Возможности Содружества независимых государств (снг) не использованы и на 20%, и пришло время интегрировать возможности... |