Скачать 306.19 Kb.
|
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа № 1145 имени Фритьофа Нансена «Модель создания устойчивой эколого-развивающей среды в образовательном учреждении» ФИО автора: Кучма Елена Юрьевна - заместитель директора ГБОУ СОШ №1145 им. Фритьофа Нансена, учитель биологии и экологии. Указание вида работы: моделирование устойчивой эколого-развивающей среды в образовательном учреждении. Направленность: предназначена для школ с экологическим, биологическим, химическим и т.д. уклоном; для образовательных учреждений, ведущих работу с талантливыми и одаренными детьми в области естественно-научного цикла; для образовательных учреждений в рамках дополнительного образования и воспитания учащихся. Краткое содержание авторской разработки: представленная модель позволяет создать эффективную мобильную систему экологического образования и воспитания при реализации идеи непрерывности и интеграции с учебными предметами. Данная модель делает акцент на развитие всех видов творческого мышления, прививает учащимся навыки научно-исследовательской деятельности, расширяет предметные представления в области экологии и устойчивого развития, ориентирует на ресурсосберегающий образ жизни, сохранение собственного здоровья, применение предметных знаний в повседневной жизни, формирует устойчивое поведение выпускника в окружающей среде и социуме, способствует профориентации учащихся. Введение. В соответствии с решением Всемирного Саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге Генеральная Ассамблея ООН (Резолюция 57/254) в декабре 2002 года объявила о том, что в 2005–2014 гг. будет проводиться Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ДОУР). Главной его целью заявлена интеграция принципов, ценностей и опыта в области устойчивого развития во все аспекты образования и просвещения. Особая роль принадлежит экологическому образованию и воспитанию, которое становится метапредметным и направлено не только на учащихся, но и на членов их семей[2]. Таким образом, в школе формируется особая эколого-развивающая среда, создающая условия для личностного роста и развития всех субъектов образовательного процесса, для социально-значимой деятельности по выявлению и содействию решению экологических проблем. Опыт, накопленный в ГБОУ СОШ № 1145 им. Фритьофа Нансена, в этом направлении, позволяет создать эффективную модель организации такой эколого-развивающей среды, реализует идеи непрерывности экологического образования, формирует у учащихся навыки бережного отношения и приспособленности к природной и социальной среде, навыки выполнения научно-исследовательских работ, стимулируя выбор будущей профессии. Пояснительная записка. Опыт разработки указанной темы в практике учреждения. Цель: Развитие элементов эколого-развивающей среды, способствующих функционированию эффективной модели школы как центра устойчивого развития местного сообщества, направленной на целостное развитие личности учащихся на основе эколого-ориентированных ценностей, формирование у них устойчивого экологически грамотного поведения в образовательных учреждениях, в семье, в обществе. Задачи:
По итогам данной деятельности формируется устойчивая модель функционирования эколого-развивающей среды, являющейся важнейшим этапом реализации Стратегии ЕЭК ООН по переходу к всеобщему образованию для устойчивого развития. Кучма Е.Ю. стала инициатором создания и реализации модели устойчивой эколого-развивающей среды в образовательном пространстве школы. В 2003 году она возглавила работу школы в рамках городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» под руководством Ягодина Г.А., является одним из разработчиков УМК курса «Экология Москвы и устойчивое развитие», автором заданий по развитию творческого мышления в области экологического образования. Структурная модель формирования устойчивой эколого-развивающей среды в школе №1145 представлена следующим образом: Устойчивая эколого-развивающая среда ОУ Формирование межпредметной модели ЭО, Обновление содержания образования средствами ЭОУЭР расширение информационного пространства школы в области экологического образования и воспитания: участие в международных экологических проектах форумах конференция Экспедиционная экологическая деятельность: - работа экспедиционного отряда «озера Неро»; - сотрудничество с фондом эко-туризма «ДерсуУзала»; - организация сезонных экологических практикумов Научно-исследовательская деятельность -Научно-исследовательские и творческие проекты учащихся -Участие в школьных, окружных, городских, Всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, конференциях Мониторинг управления развитием эколого-образовательной среды - Оценка качества среды по предлагаемым индикаторам Тематические педсоветы Кооперация с другими образовательными учреждениями (разработка межшкольных проектов) Анкетирование Организация внеурочной экологической деятельности - работа КТМЛ (клуб творчески мыслящих личностей) - организация и проведение школьных и окружных мероприятий экологической направленности, инициация и активное участие в экологических природоохранных акциях района, округа, города Развитие фоновых элементов эколого-образовательной среды: - кабинет УР, - школьные музеи, - пришкольный участок, - экологическаятропа Социальное партнерство и сотрудничество в области ЭОУР - Управа района Марьино, - МГСЮН, - экологический центр на Воробьевы горы - Эко-центры «Заповедники» - МГТУ им. Косыгина, - МГУП Учебный год 2012-2013 для школы №1145 – юбилейный, 25 лет. Двадцать из них школа активно занимается экологической деятельностью, десять лет мы плодотворно сотрудничаем в области экологического образования и воспитания с кафедрой ЭОУР МИОО и музеем образования города Москвы. Результатом сотрудничества стала идея создания «местной школьной повестки 21-века», которая является эффективным инструментом экологизации образования и интеграции принципов устойчивого развития в учебные программы и другую деятельность школы. В настоящее время идет активная разработка пунктов этого документа и механизма их реализации. Одним из ключевых звеньев функционирования устойчивой эколого-развивающей среды является развитие творческого потенциала через исследовательскую проектную деятельность учащихся. Такая работа развивает такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе. Ученики школы №1145 под руководством Кучмы Е..Ю. занимаются активной проектной деятельностью. В 2011-2012 учебном году экологический проект «Пути решения проблем автотранспорта столицы» ученика 11 класса школы №1145 Кубышина А. стал победителем Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Шаг в будущее» и дал ему возможность продолжить образование в МГТУ им. Баумана. Работа участников экспедиционного отряда «Исследования фитоценоза экосистемы озера Неро Ярославской области» отмечена грамотой на Московской городской конференции экологических экспедиционных отрядов. Активная исследовательская деятельность осуществляется педагогами и учениками совместно с эколого- просветительским центром «Воробьевы горы», эколого-просветительским центром «Заповедники». Расширению эколого-развивающей среды школы, интеграции ее мировое сообщество в области образования для устойчивого развития способствует участие учащихся в международных экологических проектах: Норвежская международная образовательная программа для школьников SPARE / ШПИРЭ – Школьный проект использования ресурсов и энергии, белорусско-финский проект «ENO– Окружающая среда он-лайн – Глобальная виртуальная школа и портал по устойчивому развитию» (http://eno.do.am) и др. Нельзя не признать и то, что современные условия, особенно в области экологии, все чаще ставят перед людьми проблемы, требующие нестандартных решений, поэтому одним из приоритетных направлений в создании эколого-развивающей среды в нашей школе является развитие творческих способностей учеников. Мы считаем, что умения творчески подойти к разрешению той или иной ситуации, в сочетании с экологическими компетентностямиличности приведут, несомненно, к положительному результату. Авторские разработки методик развития творческого мышления, адаптированные к экологическому образованию для устойчивого развития, предложенные Кучмой Е.Ю., используются учителями различных образовательных областей, дополняются ими и развиваются (Приложение 1). В 2011-2012 году на базе школы под руководством Кучмы Е.Ю. были организованы курсы повышения квалификации для учителей по теме «Активизация процессов мышления в учебной деятельности». Основой курса стало изучение современных методик развития всех видов творческого мышления (Эдвард де Боно, ДЖ. Гилфорд, Дж. Рензулли). Это позволило организовать в школе в 2012- 2013 учебном году «Клуб творчески мыслящих личностей» (КТМЛ), объединяющий педагогов и учащихся для реализации основных положений школьной местной повестки-21, организующих деятельность школы как центра устойчивого развития по всем направлениям школьной жизни. Учащиеся средней и старшей ступени школы активно вовлечены во внеклассную экологическую деятельность. Объектами школьного экологического мониторинга являются: помещения школы, пришкольный участок, воздух, вода, почва, растительность микрорайона, квартиры школьников, территории микрорайона, подвергающиеся значительной техногенной нагрузке,территория парка имени 850-летия Москвы. Вовлечение школьников в экологический мониторинг по изучению экологической обстановки позволяет добиться следующих результатов: • осуществить теоретическую и практическую подготовку учащихся по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения и территории; • провести ознакомление школьников с теоретическими основами экологического анализа и мониторинга окружающей среды, с основами технических наук; • создать информационную базу для экспериментальных исследовательских работ школьников под руководством ученых – учителей и специалистов в области химии, физики, биологии, географии, ОБЖ, и т.д.; • обеспечить высокую технологичность образовательного процесса; • непрерывность, преемственность, фундаментальность содержания экологического образования и школьного образования в целом; • возможность реализации в экологическом образовании связи школы с ВУЗами (МГТУ им. А.Н. Косыгина, ФГБОУ ВПО МГУП); • объединить усилия школьников, преподавателей, специалистов, научных сотрудников по охране окружающей среды, • формирование у школьников целостного современного научного мировоззрения, развития межэтнических отношений; • формирование устойчивого поведения в системе «Природа – Человек – Общество» [1]. Такая работа не только дает представления о способах контроля и оценки качества окружающей среды, но и стимулирует участие в природоохранных акциях и мероприятиях. Так, в 2009году прошла интересная экологическая акция «Домик для мусора»-изготовление и размещение необычных мусорособирательных контейнеров на территории микрорайона, а в 2010 году под руководством Кучмы Е.Ю. ученики школы №1145 стали инициаторами и активными участниками акции «Чистый берег Марьино», которая теперь стала традиционной. Стали также традиционными экологические акции по изготовлению и распространению агитационных экологических материалов. Непрерывность, преемственность, фундаментальность содержания экологического образования обеспечивается и такой составляющей эколого-развивающей среды как взаимосвязь с ВУЗами (МГТУ им. А.Н. Косыгина, ФГБОУ ВПО МГУП).На кафедрах ФХТЭ и «экология и природопользование» учащиеся школы имеют возможность проводить практические занятия, выполнять исследовательские работы в области промышленной и инженерной экологии. Результаты работ они успешно представляют на школьных, вузовских и межвузовских студенческих конференциях и форумах различного уровня. Выпускники школы, получившие специальности с экологической направленностью,успешно работают на промышленных предприятиях Москвы, осуществляют бизнес, преподают в ВУЗах. Большое значение для формирования устойчивой эколого-развивающей среды в школе имеет экологическая экспедиционная работа, возглавляемая Кучмой Е.Ю. Особенность экспедиционной деятельности заключается в том, что детям дается возможность изучать экологические дисциплины (ботаника, энтомология, орнитология, микология, краеведение, гидрология, гидрохимия, почвоведение и т.д.) не за партой, а в уникальных природных условиях. Проводниками в мир природы являются не типичные для современных школ педагоги, а научные сотрудники, специалисты ВУЗов и ООПТ с их неординарными подходами к выполнению научно-исследовательских работ. Уже много лет школа сотрудничает с фондом экологического туризма «ДерсуУзала» в лице Кучмы Е.Ю. Выпускники школы, начинавшие эту экспедиционную деятельность учениками, продолжают ее в качестве вожатых.С 2009 года Кучма Е.Ю. организует работу экспедиционного отряда «Озеро Неро», собирающего материал по изучению экосистемы уникального озера, проводящего мониторинговые исследования и картографические работы. Материалы, полученные в результате исследований, через станцию юных туристов города Ростова Великого передаются в природоохранные организации Ярославской области. Таким образом, модель организации устойчивой эколого-развивающей среды, успешно реализуемая в школе №1145 содержит такой спектр форм организации экологического образования, который позволяет сделать его в школе № 1145 неформальным и эффективным. Интеграция содержательного компонента всех перечисленных слагаемых образовательной практики на основе идеи формирования у школьников представлений об устойчивом развитии обеспечивает целостность школьной образовательной среды и системность знаний, приобретаемых в разных предметных областях. Выпускники школы, имеющие системные знания и ориентирующиеся в вопросах экологии и устойчивого развития, несомненно, смогут обеспечить в будущем гармоничное сосуществование человека и природы, проектировать устойчивое развитие нашей страны и планеты в целом. |
Правительство Москвы Департамент образования города Москвы Восточное... Приложение Фрагменты из проекта 2007 года «Мы это сделали» (оформление школьной столовой ) | Правительство москвы департамент образования города москвы От «31» августа 2012 г. «О режиме работы в гбоу цо №951 на 2012-2013 учебный год» | ||
Постановление От 3 октября 2011 г. N 460-пп об утверждении государственной... Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"... | Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №590» | ||
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования Учебный кабинет №402 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Лицея №1793 | Е. Б. Спорышева 20 г. Департамент образования города москвы государственное... Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель» | ||
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова | Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное... Тема Организация педагогически целесообразной и психологически комфортной среды в учебной группе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | План работы школы на 2012 2013 учебный год Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44.... Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Б 5 Политология Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"... | 12 октября 2012 г. N 61-рр об утверждении регламента обработки и... Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"... | ||
2012 г. Содержани е часть I Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"... | Департамент образования города москвы центр творческого развития... Ммдюхф «Звучит Москва» проводится в рамках федеральных и межведомственных программ «Дети России», «Одаренные дети», городских целевых... |