Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе "мировой океан"





Скачать 455.77 Kb.
НазваниеУказ президента российской федерации о федеральной целевой программе "мировой океан"
страница1/4
Дата публикации05.08.2013
Размер455.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4
17 января 1997 года N 11

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации при использовании, изучении и освоении ресурсов и потенциала Мирового океана постановляю:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы "Мировой океан".

2. Правительству Российской Федерации:

разработать и утвердить до 1 января 1998 г. Федеральную целевую программу "Мировой океан", возложив функции государственного заказчика - координатора на Министерство экономики Российской Федерации;

предусмотреть выделение необходимых средств на разработку Федеральной целевой программы "Мировой океан" в 1997 году и обеспечить финансирование реализации ее первоочередных мероприятий в 1998 году;

осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с разработкой Федеральной целевой программы "Мировой океан".
Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

17 января 1997 года

N 11

Одобрена

Указом Президента

Российской Федерации

от 17 января 1997 г. N 11
КОНЦЕПЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
I. Общие положения
Необходимость изучения, освоения и рационального использования ресурсов и потенциала Мирового океана экономически оправдана. Мировой океан - это дополнительный источник минеральных, биологических и других ресурсов, требуемых для социально - экономического развития государств. Океан во многом определяет погоду и климат на планете. Морские коммуникационные и транспортные системы являются самыми мощными и разветвленными в мире.

Военно-стратегическое значение Мирового океана обусловлено:

сосредоточением в его пространствах большей части стратегических ядерных сил морских держав. Современные военно - морские флоты, оснащенные авиацией и ракетными комплексами дальнего радиуса действия, способны осуществлять контроль ситуации в океане и существенно влиять на военно-политическую стабильность в мире;

зависимостью мировой экономики от морских коммуникаций;

сосредоточением в прибрежной полосе шириной около 500 километров более 75 процентов промышленного потенциала и населения Земли.

Мировой океан, с одной стороны, является перспективнейшей областью экономической деятельности, а с другой - важнейшим фактором геополитики, районом неизбежного соперничества и возможного раздела на сферы влияния.

Россия традиционно относится к числу ведущих морских держав, играющих активную роль в изучении, освоении и эксплуатации Мирового океана. Для экономической и социальной жизни России Мировой океан, и в первую очередь моря, омывающие побережье страны, играют первостепенную роль. Это объективно обусловлено протяженностью российской морской границы, которая составляет 38,8 тыс. километров ( протяженность сухопутной границы составляет 14,5 тыс. километров), площадью шельфа 4,2 млн. кв. километров, из которых 3,9 млн. кв. километров перспективны на углеводородные ресурсы (более 80 процентов запасов нефти и газа России сосредоточено на шельфе ее северных морей), и зависимостью жизнедеятельности России, особенно ее прибрежных регионов, от бесперебойной работы морского транспорта, обеспечения грузо- и пассажироперевозок.

В настоящее время Россия оказалась в принципиально новом положении в части формирования основ морской политики, а также реализации и защиты своих интересов в Мировом океане. Кризис в экономике серьезно ослабил возможности по сохранению присутствия России в Мировом океане на прежнем уровне. Вынужденное свертывание работ в Мировом океане идет неорганизованно, что усиливает негативные последствия этого процесса и снижает эффективность использования выделяемых ресурсов. Восстановление позиций России в Мировом океане является сегодня одной из приоритетных общенациональных задач. Деятельность государственных, хозяйственных, научных и военных организаций по изучению, освоению и использованию Мирового океана должна осуществляться как часть единой государственной политики в области экономики, финансов, обороны, экологии, науки и техники, межгосударственных отношений и использования природных ресурсов.

Активность России в Мировом океане может существенно повлиять на ее конкурентоспособность в военной, финансовой, коммерческой, научной и социальной сферах, поскольку хозяйствование на ее территории в связи с географическим положением и объективными природно-климатическими характеристиками при прочих равных условиях требует больших удельных затрат и капиталовложений.

Для решения этих стратегических проблем необходима интеграция усилий различных российских ведомств, которую должна осуществить Федеральная целевая программа "Мировой океан" (далее именуется - ФЦП "Мировой океан"), направленная на создание условий, обеспечивающих реализацию национальных и геополитических интересов России в Мировом океане.
II. Состояние проблемы
В Мировом океане концентрируются различные формы хозяйственной, научно-технической, гуманитарной, военной, политической активности государств, их союзов, международных организаций, транснациональных корпораций, пересекаются интересы субъектов морской деятельности и, как следствие, обостряются существующие между ними противоречия. Основными субъектами морской деятельности в России являются:

морехозяйственный комплекс, включающий в себя промышленное рыболовство, торговое судоходство, добычу с морского дна полезных ископаемых и другие виды хозяйственного использования океана;

научно-технический комплекс по исследованию океанов и морей, обладающий мощным научным потенциалом и высококвалифицированными кадрами;

Военно-Морской Флот, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечивающие защиту национальных интересов в Мировом океане;

население, проживающее на побережье арктических и тихоокеанских морей, включая коренные малочисленные народы, для которых прилегающие моря являются основным источником жизнеобеспечения.

Условиями успешного развития каждого вида морской деятельности, сохранения окружающей среды и биологического разнообразия являются объединение усилий отдельных граждан, общества и государства в этой сфере, а также создание механизма межотраслевой и межрегиональной координации при выполнении морских работ. В последние годы в условиях резкого изменения геополитической ситуации, возрастания внутриотраслевых и региональных диспропорций координация усилий субъектов морской деятельности Российской Федерации была нарушена.

Анализ структурных особенностей и масштабов естественных ресурсов Мирового океана, внутренних морей и приграничных (сопредельных) территорий позволяет сделать следующие выводы:

произошло ухудшение в обеспечении экономики России природными ресурсами, некоторые виды полезных ископаемых стали дефицитными;

возникла угроза утраты ведущего положения страны в изучении, освоении и рациональном использовании ресурсов Мирового океана, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

использование традиционных и сравнительно новых источников природных ресурсов (минерально-сырьевых, энергетических и биологических) должно стать условием обеспечения устойчивого сбалансированного развития экономики России;

конкуренция за право использования природных ресурсов, неравномерно распределенных в акватории и прибрежной зоне Мирового океана, приводит к возникновению различных форм межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных противоречий, способных трансформировать потенциальные вызовы в угрозы и конфликты и существенно влиять на состояние безопасности России. Некоторые уникальные месторождения располагаются вблизи морских границ Российской Федерации, естественные границы областей их локализации не совпадают с границами государств, а внутри нашей страны - с границами территорий субъектов Российской Федерации.

В условиях ухудшения геополитической и экономической ситуации, ослабления морской компоненты ее геополитического положения, появления новых морских границ и обострения конкуренции между странами за право использования океанических ресурсов и пространств масштабность, сложность и важность для России проблем, связанных с деятельностью в Мировом океане, требуют для их решения программно-целевого подхода. В соответствии с международным правом и законодательной практикой Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении основных видов деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Обоснованный выбор эффективных направлений укрепления морской мощи Российской Федерации должен обеспечить гармоничное устойчивое развитие страны и способствовать укреплению национальной безопасности.
III. Цель ФЦП "Мировой океан"
Целью ФЦП "Мировой океан" является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения безопасности страны.

На политику России в этой области непосредственное воздействие оказывают уровень социально-экономического развития страны, определяющий хозяйственную приоритетность развития различных видов морской деятельности, и международная обстановка, влияющая на выбор стратегии реализации и защиты национальных интересов в Мировом океане.

ФЦП "Мировой океан" должна стать инструментом согласования федеральных и региональных программ по решению отдельных проблем Мирового океана и ориентации этих программ на достижение единых целей политики государства в области повышения эффективности экономики, обеспечения национальных и геополитических интересов страны.

Реализация ФЦП "Мировой океан" должна также способствовать:

активизации деятельности России в Мировом океане в соответствии с целями и задачами развития страны;

ориентации деятельности России в Мировом океане на получение конкретных практических результатов в ближайшей перспективе;

обеспечению максимальной координации и повышению эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Мировом океане с учетом фактически имеющихся возможностей их материального и иного обеспечения.

В процессе разработки ФЦП "Мировой океан" необходимо определить основные направления деятельности России в Мировом океане, которые создадут основу для:

обеспечения реализации и защиты национальных и геополитических интересов России;

социально-экономического развития прибрежных регионов;

стабилизации морехозяйственного комплекса;

повышения уровня безопасности различных видов деятельности на море;

сохранения и последующего развития научно-технического потенциала, связанного с проблемами океана.
IV. Основные направления и ожидаемые результаты

реализации ФЦП "Мировой океан"
Формирование в рамках ФЦП "Мировой океан" единой скоординированной государственной политики, нацеленной на консолидацию внутригосударственных и международных подходов России к изучению и использованию Мирового океана и интеграцию ведомственных усилий по развитию морской деятельности, должно осуществляться на каждом из этапов реализации ФЦП "Мировой океан" на основе выбора приоритетных направлений и концентрации на них выделяемых средств. Это потребует налаживания процесса постоянного и эффективного согласования конкретных интересов, мер и шагов в отношениях между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, государственными и негосударственными субъектами хозяйственной деятельности, гражданскими и военными структурами. В настоящее время в стране практически отсутствуют единые механизмы такого согласования и взаимодействия.

Создание указанных механизмов в рамках ФЦП "Мировой океан" станет одним из важнейших условий способности России обеспечивать соблюдение своих национальных интересов в Мировом океане.

Ограниченность ресурсов и возможностей России требует их концентрации на важнейших, с точки зрения решения проблем внутреннего развития страны, направлениях деятельности в Мировом океане. При этом на каждом этапе реализации программы следует предусмотреть проведение научных исследований Мирового океана, включая фундаментальные, создающие заделы для выполнения последующих этапов.

Учитывая многообразие и сложность проблем, подлежащих решению в рамках ФЦП "Мировой океан", представляется целесообразным весь период реализации ФЦП "Мировой океан" разбить на ряд этапов и соответственно распределить стоящие задачи.

На начальном этапе в рамках направлений "Международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов", "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане", "Использование биологических ресурсов Мирового океана", "Транспортные коммуникации России в Мировом океане" основное внимание должно быть сосредоточено на следующих проблемах:

обеспечение реализации прав Российской Федерации в Мировом океане путем создания соответствующей правовой базы;

урегулирование с сопредельными странами спорных вопросов по морским границам;

укрепление национальной, региональной и глобальной безопасности;

формирование научных основ создания техники и технологии для проведения первоочередных морских работ;

выход на обоснованные уровни снабжения рыбой и другими морепродуктами населения страны и необходимые объемы грузопассажирских перевозок.

На дальнейшем этапе ФЦП "Мировой океан" реализуется по направлениям "Исследования природы Мирового океана", "Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики", "Гуманитарные вопросы", "Освоение и использование Арктики, изучение и исследование Антарктики" и должна быть нацелена на:

получение минерального сырья в промышленных масштабах;

самодостаточное энергообеспечение прибрежных регионов страны;

комплексное управление прибрежными зонами Российской Федерации;

наблюдение за погодно-климатическими условиями и их прогнозирование.

Завершающий этап программы содержит направления "Торговые отношения, обеспечение равных возможностей на мировом рынке товаров и технологий", "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана", "Создание единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане" и должен предусматривать:

укрепление экономических позиций России на мировых рынках товаров и услуг за счет активизации ее деятельности в Мировом океане;

расширение пространственного и функционального потенциала государства за счет использования подводных территорий Мирового океана и океанических процессов на основе применения принципиально новых технологий;

сбалансированное функционирование природных систем на территории России;

обеспечение стабилизации экономических, экологических и социальных процессов в стране, основанное на взаимодействии и взаимозависимости природных и антропогенных процессов в Мировом океане.

Для реализации ФЦП "Мировой океан" необходимо осуществить комплекс мероприятий по следующим направлениям.
1. Международно-правовые вопросы, их политический

аспект, тактика отстаивания интересов
Вопросы разграничения морских пространств и, следовательно, юрисдикции в отношении различного рода ресурсной, природоохранной и других видов деятельности занимают существенное место в межгосударственных отношениях, в значительной мере определяют характер этих отношений, поскольку затрагивают экономические, политические и стратегические интересы сторон.

Россия является признанной морской державой, традиционно играющей существенную роль в изучении и освоении пространств и ресурсов Мирового океана. Ее деятельность в этой области была и остается сферой сотрудничества и противоборства с другими государствами.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconРоссийской федерации устав внутренней службы вооруженных сил российской федерации
С изменениями в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 1037 «О внесении изменений в Указ Президента...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconДоклад Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об осуществлении...
Реквизиты (вид (федеральный закон, Указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской федерации и т п.),...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconО федеральной целевой программе
Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010 2020 годы)" (далее именуется Программа),...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconПостановление От 6 января 2006 г n 1 О федеральной целевой программе...
Российской Федерации от угроз природного, техногенного характера и обеспечения необходимых условий для безопасной жизнедеятельности...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconО федеральной целевой программе
В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития Чеченской Республики, повышения благосостояния и качества...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconМетодика проведения конкурсных процедур на заключение договора на...
Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconУказ президента российской федерации о мерах по совершенствованию...
Химия относится к фундаментальным наукам, формирующим инженерное мышление. Химия является одной из базовых естественно научных дисциплин...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconУказ президента российской федерации
О правительстве Российской Федерации, в целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconУказ президента российской федерации о национальной стратегии
Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconУказ президента российской федерации о национальном плане
...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconСодержание №1 2011 официальная информация указ президента российской федерации о праздновании
В. Д. Глотов, В. В. Митрикас, С. А. Платонов, А. А. Бермишев оперативная информация
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconУказ президента российской федерации об утверждении стратегии государственной...
Закон направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших в результате аварий гидротехнических...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconО федеральной целевой программе «развитие физической культуры и спорта...
...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconПостановление От 28 февраля 2011 г. N 41-пр о краевой целевой программе...
Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N пр-3464гс по итогам заседания президиума Государственного совета Российской...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconПлан работы Управления Федеральной службы государственной регистрации,...
Ов, указов Президента Российской Федерации, приказов Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы...
Указ президента российской федерации о федеральной целевой программе \"мировой океан\" iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности
Краснодарского края и строится в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск