Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон»





Скачать 376.66 Kb.
НазваниеОтветы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон»
страница1/4
Дата публикации06.08.2013
Размер376.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЗАОЧНОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

«ФРУКТОВЫЙ МАРАФОН»

Мельгош Маргариты

ученицы 11 «а» класса

Мельгош Инны

ученицы 9 «а» класса

сош № 2 п. Энем

Тахтамукайского района

Республики Адыгея

Руководитель:

Грязнова А. Б.


2004-2005 учебный год
1. Какие плоды относятся к фруктам? На какие классы делят фрукты ученые-ботаники? В чем сходство и различия между фруктами и овощами и как решается этот вопрос в разных странах?

Понятие «фрукты» нам настолько привычно и мы часто пользуемся им в повседневных разговорах, что трудно дать ему исчерпывающее определение. Современное немецкое слово Obst (фрукты) возникло от древневерхнегерманского obaz=oben (наверху). Следовательно, фрукты – это то, что находится на растении наверху. Понятие «фрукты», однако, ограничивается тем, что с ним мы обычно связываем только сочные, более или менее сладкие и ароматные плоды, соплодия, ложные плоды и т. д., образуемые деревьями, кустарниками, а также травянистыми растениями зоны с умеренным климатом. Исключение представляют собой орехи. Общая особенность всех этих частей растений заключается в том, что их можно есть сырыми, но они равным образом пригодны и для дальнейшей переработки (консервы, соки, мармелады, желе и т. п.). Фруктами называют также плоды и соплодия деревянистых и травянистых растений тропических и субтропических («южных») областей. Сюда же относят плоды из Средиземноморской области (апельсины, лимоны и т. п.). Следовательно, «южные фрукты» - это плоды растений, живущих в районах с теплым климатом.

Большая медицинская энциклопедия дает следующее определение понятиях «овощи» и «фрукты». Овощи – части травянистых растений, используемые в качестве пищевых продуктов и как сырье в пищевой и других видах промышленности. В зависимости от используемых в питании частей овощи подразделяют на листовые (капуста, салат, шпинат, петрушка, укроп, сельдерей и др.), плодовые (томаты, баклажаны, огурцы, арбузы, дыни и др.), корнеплоды (морковь, картофель, свекла, брюква, редька и др.), луковичные (различные виды лука, чеснок), бобовые (горох, фасоль, соя и др.). В отдельную группу выделяют пряно-вкусовые овощи: анис, корица, тмин, мята и др.

По другому источнику: овощи – сочные части возделываемых растений. Это могут быть листья, кочаны, корни, клубни, луковицы, цветки и соцветия, плоды. Сами же растения, выращиваемые ради этих сочных частей, получили название овощных культур.

Фрукты – съедобные плоды покрытосеменных растений. По строению и свойствам фрукты делятся на несколько групп: косточковые – абрикосы, персики, сливы, вишни и др., семечковые – айва, груши, яблоки и др., цитрусовые – апельсины, мандарины, лимоны и другие.

Большая часть видов овощных растений, культивируемых человеком, произрастает у умеренной зоне и лишь немногие типичные тропические культуры, например, бамия, растут в теплых зонах. Но это вовсе не значит, что в тропиках овощей едят меньше, чем в областях с умеренным климатом; дело обстоит как раз наоборот. Просто чрезвычайно богатая тропическая флора представляет столько возможностей использовать дикорастущие овощи, что специальное культивирование овощных растений оказывается излишним.

Литература:

1. Большая медицинская энциклопедия. Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1985 г.

2. Г. Франке, К. Хаммер, П. Ханельт «Плоды Земли», Москва, «Мир», 1979 г.

3. С. Небесный «Юным овощеводам», Москва, «Детская литература», 1987 г.

2. Какое место, с точки зрения современных диетологов, должны занимать фрукты в пищевом рационе школьников? Знаете ли вы, что существует правило употребления фруктов?

Современные диетологи уделяют большое внимание питанию школьников, так как интеллектуальные нагрузки на растущий организм школьника настолько велики, что рациональное питание занимает все более актуальное место в их работе.

Диетологи советуют съедать каждый день, по крайней мере, 5 порций различных фруктов и овощей. Одной порцией считается, например, яблоко или апельсин, чашка таких мелких ягод как виноград или малина, 2 или больше столовых ложек с верхом приготовленных овощей, стакан натурального фруктового сока или вместительная тарелка салата.

Польза овощей и фруктов заключается в их способности предотвращать болезни и поддерживать хорошее здоровье в течение долгого времени. Они являются ценным источником клетчатки, минеральных веществ и витаминов, особенно антиоксидантов – бета-каротина (одна из форм витамина А) и витамина С, которые и это доказано научными исследованиями, защищают клетки от старения.

Замороженные фрукты и овощи – хорошая замена свежим. Их быстро перерабатывают после сбора урожая, что сводит к минимуму потерю витаминов. Если они правильно хранятся, то содержание витаминов в них сравнимо с содержанием витаминов в свежих овощах и фруктах или даже превышает его.

Необходимо покупать только свежие фрукты и овощи, а все что увяло, сморщилось или размякло необходимо обходить стороной.

Литература:

1. «Все о здоровом образе жизни», The Reader’s Digest Association, Paris, 1995.

2. Г. Франке, К. Хаммер, П. Ханельт «Плоды Земли», Москва, «Мир», 1979 г.

3.С. Небесный «Юным овощеводам», Москва, «Детская литература», 1987 г.

3. Путешественники, возвращаясь из своих странствий, всегда расхваливали тропические фрукты. Кто из ученых-ботаников, первым правдиво рассказал о тропических фруктах? Какие тропические фрукты выбраны человечеством для массового производства? Почему же все-таки предпочтение отдали фруктам из умеренной зоны? И каким?

Крупнейший ботаник древности Теофраст, деятельность которого относится к III веку до нашей эры, написал девятитомное произведение «История растений». В нем Теофраст описал большое число видов дикорастущих и культурных растений. В частности Теофрасту уже были известны цитрусовые фрукты. В Древней Греции и в Древнем Риме лимоны ценились как плоды, обладающие особыми диетическими достоинствами. В Древней Греции и Древнем Риме сушеный инжир был почти так же популярен, как хлеб; им питались как бедняки, так и богачи. Наряду с сушеными яблоками и грушами, инжир составлял существенную часть зимнего рациона. Было принято скатывать плоды в комки вместе с поджаренными семенами кунжута, анисом, фенхелем и тмином, заворачивать в листья инжира и хранить в глиняных кувшинах.

Некоторые тропические фрукты попали в Европу после открытия Нового Света. Род банан стал известен ботанике по культурному экземпляру, описанному Карлом Линнеем в 1753 году, в первом издании его знаменитого труда «Species Plantarum» и названному им бананом райским (Musa paradisiaca). Во втором издании своей работы (1763) Линней добавил банан браминов, или банан мудрецов (М. sapientum), тоже относившийся к культурным сортам. Под обоими названиями долгое время в научной литературе фигурировали культурные сорта различного происхождения.

В настоящее время из тропических фруктов наибольшее значение имеют: бананы, апельсины, ананасы, авокадо, манго, папайя (См. Приложение). Однако, на мировом рынке фруктов распространены: бананы, апельсины, ананасы.

Банан – важнейшая культура тропического земледелия. Во многих развивающихся странах экспорт бананов составляет основу экономики. Мировое производство бананов составляет около 24 млн. т и главным образом сосредоточено в странах Латинской Америки. Почти четверть урожая приходится на Индию, Малайзию, Индонезию. Более миллиона тонн бананов выращивают в странах Африки. Создание выносливых сортов позволило продвинуть культуру бананов до 300 с. ш. и 310 ю. ш. в теплые субтропические районы, в Ливан, Испанию, Флориду. На Канарские острова бананы были завезены португальскими мореплавателями еще в 1482 г.

По современным представлениям, большинство культурных сортов банана является результатом длительного отбора мутационных форм банана заостренного и его скрещивания с бананом Бальбиса. Банан заостренный – широко варьирующий вид, нутрии которого выделяются 5 подвидов, легко скрещивающихся между собой. Вид распространен в Южной Индии, на полуострове Индокитай, полуострове Малакка, островах Малайского архипелага, на Новой Гвинее и в Северо-Восточной Австралии. В этом же географическом районе произрастает и банан Бальбиса, который продвигается несколько севернее в Индии до Ассама и в Южный Китай, но не растет в Австралии. Этот вид не обладает широкой изменчивостью. В тропической Азии известны естественные межвидовые гибриды этих видов. Оба они имеют гаплоидный набор из 11 хромосом. Культурные сорта большей частью являются триплоидами и вследствие этого не способны к половому размножению. Селекционерами принято условное обозначение набора хромосом банана заостренного латинской буквой А, а банана Бальбиса – латинской буквой В. Диплоидные сорта негибридного происхождения, созданные отбором форм банана заостренного, обозначаются шифром АА. Эти малоурожайные, неустойчивые к заболеваниям сорта имеют ограниченное распространение. Их оттеснили триплоидные сорта с генотипом ААА. К таким сортам относятся известный высокорослый сорт «Гро Мишель». Одно его соплодие может содержать 250 плодов, масса каждого из которых до 200 г. Другую триплоидную мутацию банана заостренного представляет собой популярный карликовый сорт «Дворф Кавендиш». Он был распространен в культуре в Южном Китае и поэтому был известен как «китайский банан» или «карликовый банан», либо как «банан Кавендиша». Высота растений этого сорта около 1 м. Он быстро растет и плодоносит при выращивании в оранжереях ботанических садов. Триплоидные гибридные сорта с генотипом ААВ известны под названием плантенов. Плантены – овощные сорта, плоды которых не используют сырыми. Их пекут в банановых листьях, варят, перерабатывают на муку.

В Индии и в странах Юго-Восточной Азии распространены сорта бананов с геномом АВВ. Современная селекция направлена на создание устойчивых к грибковым заболеваниям урожайных сортов, получены тетраплоидные гибриды.

Важной технической культурой тропиков является банан текстильный, происходящий с Филиппинских островов, где его называют «абака». Прочное волокно из его расщепленных влагалищ известно как «манильская пенька». Оно устойчиво к гниению и является ценным сырьем для производства канатов и технических тканей. Подобное же применение находит банан японский, из которого в Японии изготавливают различные плетеные изделия. Этот вид выдерживает кратковременные понижения температуры до -80С, теряя листья и вырастая вновь от корневища, его успешно выращивают на Черноморском побережье Кавказа в качестве декоративного растения. Энсета вздутая, или «абиссинский банан» растет в тропической Африке во влажных речных долинах, на болотистых местах и лесных полянах, и используется в пищу в качестве овощного растения. Молодые стебли и соцветия пекут, молодые плоды маринуют или едят свежими.

В настоящее время ананас широко культивируется во многих тропических и субтропических странах обоих полушарий. Особенно велики плантации ананаса на Гавайских островах, поставляющих около 30% всей мировой продукции. Большие плантации ананас занимает также в Бразилии, Мексике, на Филиппинах, Кубе и на острове Тайвань. Довольно значительные плантации ананаса также на Азорских островах. Ананас употребляют в пищу как в сыром, так и в консервированном виде (в собственном соку). Из него получают приятный на вкус и ароматный сок и готовят также варенье. Ананас является хорошим источником витаминов А и В. Его разводят также для получения из листьев прядильного волокна, главным образом, на Филиппинах и Тайване.

Статистические сведения, публикуемые FAO, позволяют отметить рост производства фруктов во многих странах мира. Мировое производство почти всех статистически учтенных видов фруктов за последние десятилетия выросло в несколько раз. Особенно это относится к таким фруктовым растениям, как, банан, ананас, цитрусовые и персики, что свидетельствует о развитии хозяйства в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки.

К фруктам умеренных широт относят яблоки, груши, айву, черешню, вишню, персик, абрикос, виноград, землянику садовую, малину, ежевику рябину, шиповник, смородину, крыжовник, шелковицу, чернику. Эти растения устойчивы к холодам, относительно длительно хранятся, сохраняя вкусовые качества и витамины. Лишь немногие из южных фруктов, в частности, цитрусовые, бананы и ананасы, популярны во всем мире; их используют в сыром виде, и консервированными. Другие же поступают на мировой рынок, если не считать стран-произодительниц, почти исключительно переработанными, как, например, тамаринд, или индийский финик, и билимби. Наконец, большая их часть потребляется только в тех местах, где они растут, так как перевозка невозможна или настолько дорога, что эти плоды становятся в Европе предметом роскоши, а переработка их в странах-производительницах еще не налажена. Таковы аннона, актинидия, папайя, или дынное дерево, и многие другие. Но они составляют как бы резерв тех фруктовых растений, которые со временем могут пополнить как ассортимент собственно фруктов, так и вырабатываемых из них продуктов.

Литература:

1. «Жизнь растений», Москва, «Просвещение», 1981 г.

2. Г. Франке, К. Хаммер, П. Ханельт «Плоды Земли», Москва, «Мир», 1979 г.

3.С. Небесный «Юным овощеводам», Москва, «Детская литература», 1987 г.

4. Этот фрукт имеет интересную историю. Как написано в Библии, у Царя Соломона был сад этих растений. А пророк Мухаммед советовал своим последователям: «Ешьте …. , поскольку он очищает душу от зависти и ненависти». Расскажите об этом растении и его плодах подробно.

«Разсадники твои – сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами» Библия Ветхий Завет, Книга Песни Песней, глава 4.

Гранатовые яблоки растут в обилии в Палестине, красивы на вид и приятны на вкус, как освежающий и прохлаждающий плод; посему на них нередка делаются указания в Священном Писании. Когда израильтяне пришли в пустыню Син, они роптали на Моисея, что в ней нет ни воды, ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок (Числ. ХХ, 5), тогда как обещанная им земля должна быть страной различных плодоносных деревьев, в том числе и гранатовых. Соглядатаи принесли Иисусу Навину из земли Ханаанской вместе с виноградом и смоквами и гранатовые яблоки (Числ. XIII, 24). Пророки Иоль и Аггей говорят о наказании Божием, об увядании и засыхании гранатовых деревьев. Селения или города: Риммон (Нав. XV, 32) Гаф-Риммон (XXI, 35), Ен-Риммон (Неем. XI, 29), вероятно, получили названия от гранатовых рощей, находящихся вблизи этих городов. Одно гранатовое дерево, вероятно, особенной величины и красоты, во времена Саула росло в Мигроне на окраине Гивы Вениаминовой (I Цар. XIV, 2). Неоднократно упоминается о гранатовых деревьях и яблоках в книге Песнь Песней. В этой книге то упоминается сад с гранатовыми яблоками, то щеки невесты, по причине розового их цвета сравниваются с пластом гранатового яблока, то указывается на красоту цветков и плодов гранатового дерева. Плоды гранатового дерева повсеместно так ценились за красоту и вкус, что голубая одежда первосвященника была украшена изображениями гранатовых яблок (Исх. XXVIII, 33,34), равно также капители двух медных столбов (Иахин и Воаз) были украшены разными изображениями гранатовых деревьев (III Цар. VII, 18.20. II Пар. III, 15,16).

Что сохранилось до нашего времени от древних погибших цивилизаций? Например, от карфагенской – после окончательной победы римлян в Пунических войнах? Оказывается, по меньшей мере осталось карфагенское, или пуническое, яблоко, как звали его римляне – гранат (Punica granatum) из семейства гранатовых. Изображения граната – символа плодородия – найдены в египетских пирамидах. Согласно Корану, гранатовыми деревьями в числе прочих засажен райский сад. Изображения граната нашли на древневизантийских тканях, в орнаментах древних греков и арабов. Заросли диких гранатовых деревьев сохранились на Балканском полуострове, в Иране, Афганистане, на северо-западе Индии, в горах Таджикистана, Туркмении и Закавказья.

У лучших сортов граната плоды весят до 700 г. При приготовлении кисло-сладкого гранатового сока в него переходит больше половины этой массы, а у самых лучших плодов – даже три четверти их массы. Сладкий сок из-за сахаров (до 20% его состава), кислый – из-за лимонной кислоты (до 8%). В нем есть и витамины. Особенно сок богат витамином С, он благоприятно действует на состав крови, на общее состояние организма. Врачи иногда советуют пить гранатовый сок людям, ослабленным физически или находящимся в упадке духа. Лекарством служит и настой из цветков, коры, ветвей и особенно корней граната. Листья заваривают как чай.

Невысокие гранатовые деревца очень красивы во время цветения. Они почти сплошь покрыты пунцово-красными цветками. В бутоне лепестки цветков скомканы, как у мака. Днем все цветки раскрыты, и над ними кружат рои пчел. Цветки гранатов недолговечны, но они распускаются поочередно, и дерево стоит в цвету 2-3 месяца. После опыления мужские цветки с тычинками опадают, а из женских развиваются плоды. На дереве таких цветков – всего пятая часть, а то и меньше. Осенью созревают крупные, размером с яблоко, плоды. Они темно-красного или красно-бурого цвета и наполнены множеством почти прозрачных темно-красных или розово-красных семян.

У граната обыкновенного благодаря разрастанию цветоложа происходит смещение наружного круга плодолистиков вверх, в результате чего образуется 2 яруса гнезд в плоде. Очень редко можно наблюдать 3-4 яруса. Такое своеобразное строение завязи – явление крайне редкое среди покрытосеменных и встречается только у граната обыкновенного. Плод – гранатина размером с крупное яблоко – с кожистым пурпурно-красным или зеленоватым околоплодником – наполнен многочисл6енными семенами со стекловидной розово-красной пульпой (сочным наружным слоем семенной кожуры). Семена без эндосперма, с большими свернутыми одна в другую семядолями.

Гранат обыкновенный – прекрасное декоративное растение. Его используют для живых изгородей и одиночных посадок.

Литература:

1.Энциклопедия для детей т.2 «Биология», Москва, «Аванта+», 1997 г.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета (канонические), Стокгольм, издательство Б. Геце, 1939 г.

3. Библейская энциклопедия, Москва, «Терра», 1990 г.

4. «Я познаю мир. Растения.», Москва, АСТ, 1998 г.

5. «Жизнь растений», Москва, «Просвещение», 1981 г.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconМинистерство образования Пермского края Экология Ответы муниципального...
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconЭкзаменационные вопросы по нормальной физиологии
Содержит ответы на 143 экзаменационных вопроса по охране труда, а также курсы лекций по охране труда
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconТесты по предмету «Современная Глобалистика»
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» icon1 этап проекта «Нас много »
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconМетодические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской...
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады...
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconОтветы на задания дистанционной олимпиады по биологии 9 класс
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconСтатья «воспитание экологической культуры школьника» «Для ребенка...
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconМетодическое пособие по охране труда в вопросах и ответах
Содержит ответы на 143 экзаменационных вопроса по охране труда, а также курсы лекций по охране труда
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconВопросы и ответы «Интеллектуальный марафон iii»
Отряд Грызуны (дикобраз), Отряд Насекомоядные (ёж), Отряд Однопроходные (ехидна)
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconЭкзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconЛ. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон» iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного...
Форма и порядок проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск