Понятие общества





Скачать 92.65 Kb.
НазваниеПонятие общества
Дата публикации09.08.2013
Размер92.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы

Понятие общества

Общество - совокупность людей на определенном этапе исторического развития (феодальное общество). Круг людей, объединенных общностью положения, интересов, происхождения (дворянское общество). Добровольное объединение людей для какой-либо цели (спортивное общество). Та или иная среда (дурное общество). Узкий круг людей дворянской среды (бывать в обществе). Все человечество. Научное определение: общество - обособившееся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Социологическое определение: общество - это самодостаточное, т.е. способная к самовоспроизведению группа людей.
Общество, как особая часть материального мира

1. Отличие общества от природы. Главное - человек носитель воли и сознания. Человек - создатель особого мира (ноосферы) - сферы человеческого разума (Академик Вернадский). Взаимосвязь и взаимовлияние человека и природы. 2. Общество - динамическая система Система, меняющая свое состояние в пространстве и во времени. Система - это структурно упорядоченная и целостно организованная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Система-общество.

Подсистемы: Экономическая сфера - производство материальных благ - деятельность по производству материального субстрата. Социальная сфера - производство человека - деятельность по производству субъекта. Политическая сфера - управление - деятельность по производству связей и отношений. Духовная - производство духовных благ - деятельность по производству духовных благ (знаний). Требования к элементу: 1. Структурная изоморфность (элемент должен входить во все сферы общественной жизни); 2. Элементарность элемента (неделимость элемента в рамках начального определения системы).

Элементы общественной жизни: 1. Субъект - носитель целенаправленной активности. Субъект может быть единичным - человек, и интегративным - группа людей, обладающая единством воли. 2. Материальный субстрат общественной жизни (социокультурные предметы, материальные вещи). 3. Связи и отношения. Связи бывают между субъектом и объектом. Отношения бывают между двумя субъектами. 4. Духовные значения (идеальный мир). Идеально существуют, как технические процессы в голове человека и в качестве объективированного процесса. Смысл общественной жизни в воспроизводстве с помощью деятельности. Вывод: 4 элемента - 4 вида деятельности и сферы общественной жизни.


Миф, как попытка объяснить мир и человека

1. Мифология употребляется в двух смыслах: а) собрание мифов; б) наука о мифах. Мифы - это произведения народной фантазии, содержащие в себе наивно олицетворяющие объяснения фактов реального мира (Токарев).

2. Отличие мифа от сказки, легенды, религии. Миф - картина мира, содержащая наивное объяснение мира. Сказка в отличие от мифа, не содержит никаких объяснений, хотя в ней есть морально-назидательный элемент. Легенда - привязана к определенному историческому событию, а миф - нет. Миф - существенная часть религии, но религия не исчерпывается мифом, т.к. религия включает в себя культ и веру. Миф - это своего рода первобытная наука и философия.

3. Типы мифов. о животных и растениях, о небесных явлениях, космогонические и антропогонические, - креационистские (креационизм - акт творения), эволюционистские (постепенное развитие мира), эсхатология (мифы о конце света), о происхождении рождения и смерти, мифы о великом потопе, о непорочном зачатии, об умирающем и воскресающем боге, о происхождении различных культурных благ и явлений человеческой жизни, искусственные мифы.

4. Специфические черты мифологии. 1. Миф всегда образен. 2. Миф строится не на смысловых связях, а на ассоциативных связях. 3. Антропоморфизм (очеловечивание явлений природы). 4. Супернатурализм мира или сверхприродность. Не отличие естественного от сверхъестественного. 5. Оживотворение и одушевление природы. 6. Генетизм в мифах: миф происхождение предмета выдает за его сущность. Миф - система образов, а наука - это система абстракций и идеализаций. 7. Миф паради (неприкаемый образец). 8. Миф - это объяснение мироздания через перенесение на природу родовых отношений, т.е. миф - мера восприятия и мировоззрение родового общества.
Структура религии

Религия - святыня, набожность, предмет культа (лат.). Включает в себя: 1. Религиозное мировоззрение - совокупность представлений о мире и человеке (система догматов). 2. Религиозный культ - совокупность особых действий. Виды культа: магия (колдовство) - активное воздействие; умилостивительный - просьба. Элементарные культовые акты: поклоны, падения ниц, крестные знамения. Более сложные: жертвоприношения, крещения, молитвы. 3. религиозные чувства - совокупность особых переживаний, связанных с верой.


Учение о человеке, обществе, государстве

Государство - совместное поселение. Оно возникает как результат многообразия чел. потребностей и вытекающего отсюда общ. разделения труда. 4 неправильных вида государства: демократия, тирания, олигархия, темократия. Платон предлагает модель идеального государства: 1) 3 части чел. души. 2) 3 добродетели. 3) 3 сословия: 1) разумная часть - мудрость - правители-философы. 2) яростная (волевая) - мужество - воины.3) вожделеющая - повиновение - ремесленники и земледельцы. Такое государств справедливо, т. к. все в нем служат ему, как некой целостности и занимаются своими делами, не вмешиваясь в чужие.
Социализм Платона

Частная собственность - источник социального зла и несправедливости: она разрушает целостность и единство государства. Социализм Платона носит казарменный характер. Философы не имеют не только частной, но и личной собственности. Живут вместе. Вознаграждение - продовольствие. Упразднение семьи. Государство счастливо в целом, а не в отдельных частях.
Философские взгляды Аристотеля

1) Критика Платона: “Платон мне друг, но истина дороже.” Сущность, т. е. идея не может быть вне того, сущностью чего она не является. 2) Определение философии.

3) Аристотель о сущности: В центре философских исследований Аристотеля поиск сущности вещей. Сущность есть то, что делает вещь тем, чем она является. По Аристотелю сущность - это видовые отличия вещей, т. е. минимально общее этих вещей, кот. Аристотель называет формой.

4) Четыре причины, по кот. существуют все вещи и мир в целом: а) формальная - активное, идеальное начало, сущность вещи, кот. как бы вносится в материю и творит вещи. б) материальная - материя - это пассивное начало, бесформенное, неопределенное, безжизненное. в) целевая - все процессы обусловлены через цель. Цель - стремление к своему благу, к реализации себя. г) движущая причина - указывает на источник движения. 4 причины - материальная (из чего?), формальная (что это есть?), движущая (откуда начало движения?), целевая (ради чего?) - бог.

Бог- вместилище сущностей, перводвигатель, цель всего сущего. Всё стремится к богу, и стремясь к нему самореализуется. Бог - чистая действительность и в этом смысле высшая реальность. Бог неизменен, т. к. он совершенен. Бог - чистое деятельное мышление. Бог - духовный абсолют, в кот. субъект совпадает с объектом.
































Понятие человека

Человек - субъект общественно-исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, био-социальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием. (Академик Фролов)
Понятие общественного прогресса

Прогресс - движение от худшего к лучшему, от менее совершенного к более совершенному. Главная проблема - проблема критерия. Критерий прогресса - критерий в развитии разума; критерий в развитии нравственности; критерий в развитии производителя. Интегральный критерий - рост социальной свободы.
Ранние формы религии (формы первобытных верований)

1. Фетимизм - фетим - идол, талисман - почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства: способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Амулет-предохраняет; талисман - приносит счастье.

2. Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и определенным видом животных или растений. Тотем - предок рода или его родоначальник.

3. Магия (греч. колдовство, волшебство, чародейство) употребляется в двух смыслах: а) совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. б) само воздействие. Целевое назначение: 1. производственное (заклинание орудий труда, вызывание дождя). 2. военное (ритуальные пляски воинов). 3. вредоносное. 4. лечебное. 5. любовное.

4. Анимизм (лат. анима - душа) - вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них (нимфы, русалки).

5. Аниматизм - представление о безличной духовной силе, которая пронизывает весь мир и оказывает влияние на жизнь людей, при обращении к которой можно поставить ее на службу человеку.


Классификация религии

1. Племенные. 2. Национальные. 3. Мировые:- буддизм, ислам, христианство: - православие, католицизм, протестантство. Буддизм - сер. 1-го тысячелетия до н.э. Ислам - 7 в. н.э., основатель Мухамед. Христианство 1 в. н.э.
Определение философии

а) Аристотель: “Философия - это учение о превоналах и высших причинах всего сущего. В сущем выделяется две части: 1. Природа - материальный мир, его изучает физика (2 философия). 2. Нематериальные сущности (первоначала и высшие причины) изучает метафизика (1 философия)

б) Ницше: “3 предмета исследования философии - бог, душа, мир, как целое. Задача философии - ответить на 3 вопроса: что я могу узнать? что мне делать? на что я могу надеяться?”

в) Сов. философия: "Философия - наука о наиболее общих законах природы, общ. и познания".

г) Итоговое определение: “ Философия - это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.”

д) Основной вопрос философии: “Это вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, духа к природе, об отношении психического и физического, субъективного и объективного.” 1) Что первично - материальное или духовное?” 2) Познаваем ли мир? В зависимости от решения основного вопроса философы делятся на: материалистов, идеалистов (объективные и субъект-е), дуалистов.
Философия Платона.(4-5 до н. э.)

Ученик Сократа, основатель афинской философской школы Академии. Учение Платона - это система объективного идеализма. Изменчивому и приходящему миру вещей Платон противопоставил вечный и неизменный мир идей. Истинное бытие - это умопостигаемые и бестелесные идеи. Платон выделяет 3 уровня бытия: 1) материя - это источник вещности, изменчивости, единичности, бренности, зла и несвободы. 2) мир вещей- изменчивый, приходящий, смертный, несовершенный, “чувственный”. 3) мир идей - умопостигаемый, вечный, неизменный и совершенный. Идеи- образец и прообраз вещей. Вещи- тени, отображение идей. Все вместе- душа космоса. Душа космоса- творческая сила, кот. связывает вещи и идеи, заставляет идеи присутствовать в вещах, а вещи подражать идеям.


Атеизм и религия

Атеизм: 1. Религия - фанатическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы приобретают форму неземных. (Энгельс). 2. Бог - иллюзорный образ, наделенный сверхъестественными свойствами, являющийся главным объектом поклонения во всех религиях. 3. Вера - бездоказательное принятие истинности тех или иных объектов. 4. Социальная роль религии - “вздох угнетенной твари, дух бездушных порядков, сердце бессердечного мира, опиум для народа” (Маркс).

Религия - иллюзорная компенсация слабости человека, его бессилие, отсюда ее реакционная роль, религия тормозит прогресс, препятствует развитию личности, служит угнетению человека.

Функции религии: иллюзорно-компенсаторская, мировоззренческая, регулятивная, интегрирующая.

Религия: 1. Религия есть взаимоотношения между Богом и человеком. 2. Бог - творец неба и земли промыслитель Вселенной, носитель высших духовных совершенств. Бог есть дух, вечный, бесконечный, всемогущий, всеведущий, всеблагой и вседовольный. Бог - бесконечно неподобен сотворенному им. 3. Вера - стремление к высочайшей истине, неизменному добру и вечному блаженству, т.е. к Богу, данное человеку от природы. 4. Социальная роль религии - в ней человек находит для себя высшее и совершенное удовлетворение и руководство к своей жизнедеятельности.





























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Понятие общества iconПояснительная записка цель преподавания дисциплины
Понятие информационного общества. Особенности развития информационного общества в России. Критерии оценки уровня развития информационного...
Понятие общества iconЛекция №5: Социальная структура общества «Социальная структура общества»
«Социальное дно» и маргиналы. Понятие «андеркласс». Прожиточный минимум и потребительская корзина
Понятие общества iconСистема взаимодействия власти и общества
Институты политического опосредования: понятие и явление • Лоббизм и его место в системе взаимодействия власти и общества • Основные...
Понятие общества iconКол-во часов
Структура и сущности современного общества. Различные подходы к его определению. Понятие «общество» в различные исторические эпохи:...
Понятие общества iconИстория термина «Социальная сеть»
«Человеческие отношения». До этого, многие мыслители об обществе выражали мнение о важности рассмотрения общества как сложного переплетения...
Понятие общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общества; Развитие общества; Бытие человека, соотношение бытия и создания; Понятие познания; Истина; Научное познание; Мораль, искусство...
Понятие общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общества; Развитие общества; Бытие человека, соотношение бытия и создания; Понятие познания; Истина; Научное познание; Мораль, искусство...
Понятие общества iconОбществознание понятие общества
Цель урока: Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; научиться анализировать
Понятие общества iconКафедра экономической географии и социальной экологии мгпу
Понятие информации, ее свойства, качество. Информационные системы. Информатизация общества
Понятие общества iconКафедра экономической географии и социальной экологии мгпу
Понятие информации, ее свойства, качество. Информационные системы. Информатизация общества
Понятие общества iconТема Происхождение государства и права (2 часа) Понятие и структура общества
Тематика контрольных работ по дисциплине История государственного управления в России
Понятие общества iconТемы контрольных работ и рефератов по социологии
Социология современного общества (теории «постиндустриального общества», «информационного общества»)
Понятие общества iconЛекция 1 введение понятие и особенности информационного общества
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным...
Понятие общества iconЭкономическая система общества: понятие, структура, типы. Эволюция экономических систем
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы социально-экономического профиля
Понятие общества iconУрок №16. Тема: Творчество в жизни человека и общества
Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты
Понятие общества icon"Милосердие и сострадание". 4-й класс
Цель урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск