Кафедра экономической географии и социальной экологии МГПУ
Преподаватель:
_________________ст. преп. Воронова Т.С.
Зав. кафедрой:
_______________О.В. Шульгина
Календарно-тематический план
курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
1 курс (магистратура «Образовательный туризм»)
на I-е полугодие 2013 –2014 уч.г.
ЛЕКЦИИ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ | Дата
| №
| Темы лекций
| Дата
| №
| Темы лабораторных занятий
| 10.09
| 1
| Понятие информации, ее свойства, качество. Информационные системы. Информатизация общества
| 24.09
| 1
| Технологии, средства мультимедиа и телекоммуникационные средства в науке и географическом образовании (на примере использования интерактивных досок)
| 17.09
| 2
| Технические средства информатизации
| 01.10
| 2
| Методы информатизации научных исследований (на примере использования интерактивных досок)
|
|
|
| 08.10
| 3
| Методы информатизации научных исследований (на примере использования интерактивных учебных пособий)
|
|
|
| 15.10
| 4
| Информационные и телекоммуникационные технологии научном исследовании и в учебном процессе. Создание электронного учебного пособия средствами microsoft (презентации)
|
|
|
| 22.10
| 5
| Компьютерные технологии для создания карт: геоинформационные технологии
|
|
|
| 29.10
| 6
| Работа с инструментальной панелью
|
|
|
| 05.11
| 7
| Расчеты и рисование объектов на карте
|
|
|
| 12.11
| 8
| Построения на картах
|
|
|
| 19.11
| 9
| Работа с растровыми данными
|
|
|
| 26.11
| 10
| Применение ГИС для создания карт
|
|
|
| 03.12
| 11
| Применение ГИС для создания карт
|
|
|
| 10.12
| 12
| Электронные карты, карты в сети интернет, аэрофото- и космические – источники получения информации
|
|
|
| 17.12
| 13
| Компьютерные технологии в школьном образовании: обучающие программы по географии
|
|
|
| 24.12
| 14
| Компьютерные технологии в школьном образовании: школьные ГИС
|
Примерная тематика рефератов
Этапы развития информационных технологий.
Современные информационные и коммуникационные технологии.
Образовательные возможности информационных технологий.
Электронный учебник.
Электронные учебные курсы.
Технологии Smart.
Геоинформатика –наука, технология, производство.
Геоинформационное картографирование.
Электронные атласы.
Место и роль ГИС в современной географии и картографии.
Первые ГИС: история создания.
История развития ГИС в России и мире.
Основные современные ГИС-технологии, используемые в России.
Электронные и рукописные карты – «за» и «против»
Цель создания MapInfo Professional, ее разработчики, представители в России
MapInfo Professional – применение в России и мире.
ГИС Карта 2008
Примерная тематика курсовых и дипломных работ
Методические особенности использования мультимедия в учебном процессе.
Возможности применения информационных технологий в высшей школе.
Сравнительная характеристика классического и электронного учебников.
Применение технологий smart на уроках географии в средней школе.
Роль информатизации в развитии общества.
Средства информатизации науки и образования.
Правовое регулирование на информационном рынке.
Сравнительный анализ аудиовизуальных и технических средств, используемых в научных исследованиях и в образовании.
Ресурсы интернет, целесообразные к использованию в географическом исследовании.
Использование информационных технологий в географическом образовании.
Сравнительный анализ основных ГИС - технологий: их особенности, сходства и различия, области применения.
Аэрофото- и космические снимки – источники получения информации.
Применение данных космической съемки в общеобразовательной школе.
Особенности использования данных космической съемки на географическом факультете.
Особенности развития отечественных ГИС-технологий.
Методика создания тематических карт в одной из ГИС-систем (ArcGIS, MapInfo Professional, ГИС Карта 2008 и т.д.)
Список рекомендуемой литературы по курсу
Основная Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии .- М. : Генжер, 2004.- 80 с.
Берлянт А.М. Картография/ А.М. Берлянт. – М.: Аспект-пресс. – 2001. – 336 с.
Жуков В.Т., Компьютерное геоэкологическое картографирование/ В.Т.Жуков, Б.А.Новаковский, А.Н.Чумаченко. - М.:Научный Мир, 1999. – 128 с.
Информатика: учебник для высших учебных заведений/ Под ред. Н.В.Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 430 с.
Картография с основами топографии/ Под. Ред. Г.Ю. Грюнберга. – М.: Просвещение, 1991. – 368 с.
Колосова Н.Н. Картография с основами топографии/ Н.Н. Колосова, Е.А. Чурилова, Н.А. Кузьмина. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.
Комиссарова Т.С. Картография с основами топографии/ Т.С. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2001. – 181 с.
Лурье И.К. Геоинформатика. Учебные геоинформационные системы. Учебно-методическое пособие/ И.К.Лурье. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - 114 с.
Новикова Е.В. Умные уроки Smart. Сборник методических рекомендаций/ Е.В. Новикова, М.Ф. Гасымов, С.В. Кувшинов и др. – 2-е изд. – М.: ИНЭК, 2008. – 184 с.
Основы современных компьютерных технологий / Под ред. А.Д. Хомоненко. - СПб.: Корона-принт, 1998. – 300 с.
Острейковский В.А. Информатика/ В.А.Острейковский. – М.: Высшая школа, 2000. – 230 с.
MapInfo Professional. Руководство пользователя. – М.; 2007. – 772 с.
Дополнительная
Беляев М.И. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий/ М.И.Беляев, В.М.Вымятнин, С.Г.Григорьев и др. - Томск: Изд-во Томского университета, 2002. – 130 с.
Берлянт А.М. Геоинформационное картографирование/ А.М.Берлянт. – М., 1997. – 340 с.
Воронина Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий/ Т.П.Воронина, В.П.Кашицин, О.П. Молчанова - М.: Информатика. – 1995. - 220 с.
Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы/ В.В. Гриншкун, С.Г.Григорьев. - Курск: КГУ; Москва: МГПУ, 2006.- 120 с.
Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин)/ Л.Х.Зайнутдинова. - Астрахань: Изд-во ЦНЭП, 1999. – 350 с.
Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития/ И.С.Мелюхин. - М.: Изд-во МГУ, 1999. – 249 с.
Мультимедиа/ Под ред. А.И. Петренко. - М.: БИНОМ, 1994. – 120 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2001. – 267 с.
|