Урок-практикум о вреде табакокурения





Скачать 140.19 Kb.
НазваниеУрок-практикум о вреде табакокурения
Дата публикации24.07.2014
Размер140.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Городской конкурс «Костромской край без табака!»

ОГБОУ СПО «Галичский индустриальный колледж Костромской области»


Разработка внеклассного мероприятия
«Курильщик – сам себе могильщик»

О.П. Осокина, преподаватель химии

А.О. Крылова, социальный педагог


Галич

2012

Тема: «КУРИЛЬЩИК-САМ СЕБЕ МОГИЛЬЩИК»

(урок-практикум о вреде табакокурения)
Цель: сформировать и закрепить первоначальные знания о вреде табакокурения

Задачи:

  1. Выявить отношение окружающих к курению; о влиянии вредных привычек на здоровье человека,

  2. Способствовать росту самосознания и самооценки подростков,

  3. Развить умение анализировать информацию с точки зрения “за” и “против” и применять полученные знания в жизни.

  4. Пропагандировать жизнь без курения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран. Раздаточные буклеты « Как бросить курить?»;

Приборы и реактивы для лабораторного опыта: 4 пробирки, стеклянная трубочка, вата, медицинская груша, вода, сигареты без фильтра, перманганат калия, хлорное железо.

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации».

Оноре де Бальзак
Ход мероприятия

Предварительная работа – анкетирование

АНКЕТА

Пол_________________ Возраст ______________

«Не курю»_________ «Пробовал(а)»______ «Курю регулярно»_______

  1. Вы курите или нет? Если да то во сколько лет закурили?

  2. Как Вы думаете, курение вредно для здоровья?

а. Да      б. Нет

  1. Как Вы относитесь к курению табака?

а. Отрицательно      б. Мне все равно       в. положительно

  1. Как Вы относитесь к антитабачной рекламе?

а. Поддерживаю      б. Мне все равно в. против

  1. Предложите свои способы борьбы с курением среди молодежи.

___________________________________________________________

  1. По какой причине Вы курите?

а. Любопытство

б. Влияние товарищей

в. Подражание взрослым

г. Личные неприятности

д. Желание не отставать от моды

е. Стремление похудеть

ж. Прочие_______________________

  1. Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы бросить курить?

а. Да      б. Да, постоянно       в. Нет
(слайд 1) Учитель химии: Сегодня проблемы подросткового курения по сравнению с другими подростковыми проблемами выглядят не самыми острыми, вы должны знать, что вред, (слайд 2) наносимый организму этой вредной привычкой, носит лишь отсроченный характер. Начинающие курить подростки делаются раздражительными, быстро утомляются, становятся тревожными.

(слайд 3) Социальный педагог: Исследования последних лет опровергли популярное мнение о том, что курящие подростки – это возбудимые дети, использующие табак для успокоения. Регулярное курение увеличивает развитие тревожных расстройств в юности. (слайд 4 В медицинском журнале опубликовано интересное исследование. Сообщалось, что в сравнении с некурящими, подростки, выкуривающие, по крайней мере, 20 сигарет в день, имели в 12 раз больше риск пострадать от приступов паники и в 5 раз больший риск тревожного расстройства агорафобии (страх открытого пространства), который вынуждает некоторых людей не покидать свои дома.

Учитель химии: Исследование показало, что курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявление таких физический недомоганий и серьезных заболеваний, как рак легких и сердечно - сосудистые заболевания.

Социальный педагог: Табак появился в России не сразу. История табакокурения насчитывает несколько тысячелетий. Об истории появления табака нам расскажет Попова Марина.

(слайд 5) Выступление учащейся (Поповой Марины): Некоторые исследователи утверждают, что первыми на земле курильщиками были египетские фараоны. Другие исследователи родиной табака считают Центральную и Южную Америку, где до сих пор в естественных условиях произрастает до 60 его видов и разновидностей. В диком виде табак произрастает в Америке и Австралии. Считается, что табак выращивался ещё в VI веке до нашей эры. В I веке до нашей эры американские индейцы начали использовать табак в медицинских и религиозных целях.

(слайд 6) Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба. Индейцы, почитавшие табак священным растением, преподнесли пачку сухих листьев Колумбу, обучив его заодно и способу их курить

Из истории появления табака известно, что никотин обязан своему распространению в Европе французскому послу в Португалии Жану Нико, рекомендовавшему королеве Екатерине Медичи и одному из ее сыновей принимать пилюли из табака как средство от головной боли. ( По имени Нико названо основное вредное вещество табака- алкалоид никотин).

(слайд 7) 15 марта 1496г. в португальском порту причалил последний корабль второй экспедиции Колумба «Эль Ниньо», неся на своем борту высушенные листья специальной травы для курения. Привез его монах Романо Панно. Трава была «родом» из провинции Табаго и была представлена европейцам под именем «табак».

В Россию табак был завезён в начале XVII века. Курение в то время преследовалось властями. Пётр I, пристрастившийся к курению табака во время пребывания в Голландии, разрешил продажу табака в России, наложив торговую пошлину на распространение табака, которая шла в государственную казну.

Одной из причин столь молниеносного распространения заморской привычки стало глубокое убеждение тогдашних просвещенных умов в целебных свойствах табака. В 1571 г. испанский доктор Николас Мондарес опубликовал труд о целебных растениях Нового Света. В нем ученый отмечал, что табак может излечивать до 36 разнообразных болезней. Екатерина Медичи считала табак лекарством и спасалась им от мигрени. При французском дворе его использовали в качестве средства от зубных болей, ломоты в костях и желудочных расстройств. Курение быстро становится привилегией богатых и знатных людей. В XVII в. табак уже настолько популярен, что его используют во взаиморасчетах. В конце XVIII в. во время войны за независимость Американские Штаты рассчитывались табаком со своими французскими кредиторами.

В 21 веке табак – это одна из причин преждевременной смерти людей. По подсчетам экспертов, общее число преждевременных смертей от болезней, вызванных курением, в 21 веке может достигнуть миллиарда человек, что в десять раз превышает число жертв курения в предыдущем столетии. Причина столь значительного роста заключается не в росте популярности курения, а в общем увеличении численности населения планеты – вслед за ним увеличивается и абсолютное число курильщиков.

Соц. педагог: Видя, как широко распространено курение, наблюдая как кольца «голубого змея» захватывают все большее и большее количество жертв, невольно задаешься вопросом: почему люди начинают курить? Ранее мы провели анкетирование, с целью узнать текущую ситуацию с курением в колледже. И вот что получилось.

(слайд 8) Итак, на вопрос «Вы когда-нибудь пробовали курить? И во сколько лет закурили» положительно ответили 74% учащихся. (слайд 9) Результаты ненамного отличаются у мальчиков и девочек, с 16 – 17 лет (слайд 10) начали курить – 56% опрошенных. Продолжает курить примерно половина попробовавших. (слайд 11)

Заслуживает внимания ответ на вопрос «Считаете ли вы курение вредным для здоровья?»

95% юношей и 100% девушек ответили положительно. И только лишь 5% юношей ответили, что курить не вредно.

Третьим вопросом был вопрос: «Как вы относитесь к курению табака?» (слайд 12)

51% юношей и 47% девушек ответили, что им все равно курят кругом или (слайд 13) нет, а 8% юношей и 13% девушек положительно относятся к курению табака!

Четвертый вопрос анкеты звучит так: «Как вы относитесь к антитабачной рекламе».

31% юношей и 27% девушек поддерживают ее. К сожалению 70% опрошенных отрицательно относятся к такого вида рекламе или им все равно. (слайд 14)

Далее опрошенным было предложено придумать способы борьбы с курением. (слайд 15)

Были предложены следующие варианты: запретить продажу табачной продукции, поднять цены на сигареты, применить силу воли, запретить рекламу табака, поднять возраст продажи табака.

(слайд 16) Следующим вопрос: назовите причину, по которой вы начали курить.

41% всех опрошенных ответили, что без причины, 25% закурили из-за любопытства, и 17% по причине личных неприятностей.

Следующий вопрос: задумывались ли вы бросить курить? (слайд 17)

52% задумывают бросить курить, 24% - думают об этом постоянно, нет – 24% всех опрошенных.

Из тех, кто продолжает курить, подавляющее большинство выкуривает от 1 до 10 сигарет в день. Из них больше половины выкуривают от 4 до 10 штук. Огорчает тот факт, что есть ученики (1/5 часть продолжающих курить), выкуривающие от 10 штук до 1 пачки сигарет в день. Здесь лидируют юноши. Такова реальная картина, сложившаяся у нас в колледже.

Учитель химии: Вряд ли сегодня найдется человек, который отрицал бы, что курение вредно. Покажем это на наглядном примере. Давайте проделаем несложный эксперимент – он поможет вам принять окончательное решение со знанием дела: курить или не курить?

Опыт без взрыва

Наша задача – смастерить нехитрый прибор, с помощью которого необходимо собрать продукты горения табака, которые курильщики конденсируют в своих легких.

В середину трубки забьем плотный тампончик из белоснежной ваты кусочками резинового шланга присоединим к ней грушу и сигарету. Теперь осталось сжать грушу и зажечь сигарету. Распрямляясь, груша будет медленно просасывать дым через трубку. Часть продуктов горения соберется на ватном фильтре, и он постепенно пожелтеет.

(слайд 18) Когда груша заполнится, снимем ее, выпустим дым, сожмем и вновь подсоединим к трубке. Несколько таких затяжек – и вся сигарета «выкурена». Теперь можно убедиться, что, несмотря на фильтр и ватную преграду, в дыме остается много смолы. Наполненную дымом грушу плотно прижмем выходным отверстием к листу белой бумаги, лучше фильтровальной, и выдавим содержимое. Выходя под давлением через маленькую щель между носиком груши и бумагой, газ резко охлаждается и продукты горения табака конденсируются: на бумаге остается темно-коричневая смолистая клякса. Ну как, впечатляет?

Социальный педагог: Различные исследования показали, что в этом омерзительно пахнущем дегте содержится несколько сотен вредных и очень вредных химических соединений. Люди, которые вынуждены работать с подобными веществами на производстве, имеют льготы. А курильщики добровольно и регулярно накачивают свои легкие этой смолой.

Учитель химии: Вату, служившую фильтром, поместим в 1 мл воды и оставим постоять 5 минут.

Теперь немного подождем и продолжим наш разговор о вреде табака, посмотрите какую сценку мы увидели в стенах колледжа.

(слайд 19)Сценка «Не кури».

1-й курильщик.

У меня изнеможение,

Прекратить пора курение.

2-й курильщик.

Пожелтели наши лица…

Мы же не самоубийцы!

(слайд 20)Ученица. Как противен этот дым!

1-й и 2-й курильщик. Курить больше не хотим!

Главный курильщик.

Вы – сплошная малышня,

Не пример вы для меня,

Испугались наставления!

Продолжаю я курение.

Я – не хлюпик, не сопляк,

Буду я курить табак!

Пускает дым и падает в обморок. (слайд 21)

Ученица.

Эх, не слушал ты меня,

Не протянешь ты и дня.

Смерть его уж стережет,

Только врач его спасет.

Все (кричат). Доктор, доктор!

1-й курильщик.

Дайте, доктор, нам ответ,

Будет жить он или нет?

Доктор.

Может, ноги не протянет,

Только инвалидом станет…

Курильщик, весь желтый, встает.

Объясните, что со мной?

Неужели я больной?

Доктор.

Что за глупые вопросы?

Это все от папиросы!

Ученики. Так что же такое – курение?

Ученица. Это дым из носа и рта…(слайд 22)

Доктор.

А в легких сажа, грязнота.

Зачем вы себя засоряете

И жизнь свою сокращаете?

Ученица.

Курильщикам разум надо иметь,

Неплохо бы им поскорей поумнеть!

Все всеемте по очереди:

Твое имя – сигарета.

Ты красива, ты сильна.

Ты знакома с целым светом,

Очень многим ты нужна.

Мозг и сердце ты дурманишь

Молодым и старикам,

Независимо от знаний,

Скажем прямо, слабакам.

Запомни: человек не слаб,

Рожден свободным. Он не раб.

Сегодня вечером, как ляжем спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам себе дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить.

Я – человек! Я должен жить!»

Все вместе. Мы свой выбор сделали!

Несут пепельницу с окурками в мусорное ведро.

(слайд 23) Учитель химии: А теперь давайте вернемся к нашему эксперименту. Посмотрите вода в стакане стала совсем желтой вот такой же раствор из ваших легких течет в крови по всем внутренним органам.

Статистические данные говорят, по сравнению с некурящими, длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка.

95 из 100 человек, страдающих туберкулезом, к моменту начала заболевания уже курили.

Ежегодно заболевают туберкулезом 3 млн. человек.

Курильщики составляют 96% всех больных раком легких. Рак ежегодно уносит 5 млн. жизней на планете.

Я надеюсь, что поставленные опыты помогут вам принять правильное решение, как ответить на вопрос: «Закурим?»- «спасибо, нет. Я знаю, что это такое».

(слайд 24)Социальный педагог: Многие курильщики прекрасно осведомлены о вреде курения и, как правило, хотели бы избавиться от этой пагубной и опасной привычки, но не у всех это получается. Даже те, кто бросил курить, с горечью признают, что их еще долго тянет к сигарете и разговоры о вреде никотина сильно раздражают.

(слайд 25) Многим претит излишняя категоричность решения – взять и отказаться от чего-то навсегда, на всю оставшуюся жизнь. Есть в таких решениях какая-то безысходность. Значительно проще принять менее категоричное решение и отказаться от курения на какой-то вполне конкретный срок. Объявить для себя мораторий на курение. Для начала это может быть небольшой срок 100-150 часов. Первое время легче терпеть, но постепенно могут возникнуть связанные с отказом от привычки неприятные ощущения. Продержавшись, назначенное время, можно опять закурить, день-два отдохнуть от запрета и объявить новый мораторий на такой же или более длительный срок. Со временем появится вера в себя, даже определенный азарт, желание закурить будет приходить все реже и реже, а вид сигареты теперь станет напоминать о неприятных для организма ощущениях: дурном запахе и привкусе во рту, головной боли. И пусть сначала вам поможет держаться вид коричневой кляксы табачного дегтя, который вы больше не хотите собирать в своих легких.

(слайд 26) Курильщики: А мы хотим вам дать совет: лучше не начинать курить – бросить курить не всем по силам.

Социальный педагог: А теперь давайте подведем итог и проверим, насколько же хорошо мы усвоили этот урок, ответив на вопросы, написанные на плакате. (плакат висит на доске Студенты отвечают на вопросы, а педагог рисует стрелки от вопросов к словам верно или неверно)

Что мы знаем о курении? (слайд 27)

При ответе на вопрос напишите сбоку слово «Верно» или «Не верно»:

  1. Подростки курят, чтобы быть как все. ( Верно.)

  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. ( Верно.)

  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. ( Не верно.)

  4. В легких человека , выкуривающего каждый день по пачке сигарет в течение года, оседает 1 л табачной смолы. ( Верно.)

  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением. ( Не верно.)

  6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, установилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких. (Не верно.)

  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать курить. ( Не верно.)

  8. Табакокурение - одна из основных причин заболеваний сердца. ( Верно.)

  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время. ( Не верно.)

  10. Нет ничего опасного в том, что подростки иногда «балуются» сигаретами, если они смогут оставить это занятие до того, как курение превратится в привычку. (Не верно.)

Учитель химии: Чтобы вы не забыли наш разговор, мы раздадим вам листовки «Как бросить курить!» (Приложение 1)

Социальный педагог: В заключении мы просим вас ответить письменно еще на три вопроса.

(слайд 28)

АНКЕТА №2

  1. Что нового вы для себя узнали? __________________

  2. Заставило ли вас наше мероприятие задуматься о том, чтобы бросить курить?

а) да

б) нет

3. Какие меры по борьбе с курением вы можете предложить?

_________________________________________________________________

Учитель химии: А сейчас мы предлагаем вас принять участие в акции «Дайте сигарету, мы дадим конфету».

Социальный педагог: Посмотрите, какой богатый урожай сигарет мы собрали. Давайте уничтожим его. И чтобы закончить наше мероприятие на оптимистической ноте, мы предлагаем вам чаепитие.(слайд 29)
Список использованной литературы


  1. Первичная профилактика табакокурения среди несовершеннолетних.-

М.: «Твоё время», 2004.

  1. Кэрен Брайант-Моул Поговорим о курении. - М.: «Махаон», 1998.

  2. А. Ликум Всё обо всём. - М.: «Слово», 2003.

  3. Ягодинский Н. В. Школьнику о вреде алкоголя и курения. - М.: «Просвещение», 1998.


Приложение 1

КАК БРОСИТЬ КУРИТЬ
«Моральная» подготовка к отказу от курения:


  • не докуривать сигарету до конца, оставляя последнюю треть, ведь самые вредные компоненты табачного дыма находятся именно в ней;

  • не затягиваться сигаретой;

  • стараться ежедневно сокращать количество выкуриваемых сигарет на 1-2 штуки;

  • никогда не курить за компанию;

  • при возникновении острого желания закурить постараться пережить этот «приступ» без сигарет.


ОТКАЗ ОТ КУРЕНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ


  • нужно пить больше жидкости: воды, соков, некрепкого чая с лимоном;

  • не пить крепкий чай или кофе – это обостряет тягу к сигарете;

  • каждый день съедать ложку меда – он помогает печени очистить организм от вредных веществ;

  • активно двигаться – физкультура не только отвлекает от курения, но и очищает дыхание;

  • ежедневно принимать душ.


ЧТО ВЫИГРЫВАЕТ ЧЕЛОВЕК, ОТКАЗАВШИСЬ ОТ КУРЕНИЯ?


  • через неделю улучшается цвет лица, пропадает неприятный запах от кожи, от волос, от дыхания;

  • после первого месяца становится легче дышать, исчезает головная боль, повышается вкусовая чувствительность;

  • за полгода улучшаются спортивные показатели – пульс становится реже, уже можно задерживать дыхание на долгое время, а значит, человек в хорошей форме;

  • можно сосчитать, сколько денег уже сэкономлено, и сделать на сэкономленные деньги себе подарок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-практикум о вреде табакокурения iconСценарный план проведения «круглого стола» на тему «О вреде курения языком математики» в 7 «г»
Учащимся 7 «Г» предлагалось найти материал по заданной теме: «О вреде курения языком математики», (стихи, информация из медицинской...
Урок-практикум о вреде табакокурения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Классные часы о вреде наркомании, табакокурения в Международный день отказа от курения
Урок-практикум о вреде табакокурения iconРеферат на тему: «Молодежь и курение. О вреде табакокурения.»
В то время как в Европе и в Америке все больше и больше распространяется приверженность здоровому образу жизни, у нас заметна совершенно...
Урок-практикум о вреде табакокурения iconУрок о вреде курения: ступени, ведущие вниз
...
Урок-практикум о вреде табакокурения iconУрок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию...
Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные...
Урок-практикум о вреде табакокурения iconУрок в компьютерном классе Математика о вреде курения языком математики 6 класс
Моу «Муниципальная общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок-практикум о вреде табакокурения iconПлан мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании,...
План мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Урок-практикум о вреде табакокурения iconУрок математики в 6 классе. Тема: о вреде курения языком математики....
Ребята, сегодня мы завершаем изучение темы: «Сложение, вычитание и умножение дробей»
Урок-практикум о вреде табакокурения iconУрока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения
Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения
Урок-практикум о вреде табакокурения iconУрок-соревнование, урок-презентацию проектов, урок-практикум
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, психического здоровья, человеческого достоинства...
Урок-практикум о вреде табакокурения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Урок-практикум о вреде табакокурения iconУрок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум
Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош»
Урок-практикум о вреде табакокурения iconКомплексная программа мбоу «сош №18» по профилактике наркомании,...
Комплексная Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения «Мой выбор»
Урок-практикум о вреде табакокурения iconКонспект учебного занятия в 10 классе по обществознанию
На изучение данной темы отведено 3 учебных часа: 1-й урок конспект представлен ниже; 2-й урок круглый стол «Встреча профессий»; 3-й...
Урок-практикум о вреде табакокурения iconТема урока «О пользе и вреде силы трения»
Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности....
Урок-практикум о вреде табакокурения iconКоличество, шт
Данный урок проводится после введения понятия плотности вещества и формулы её расчета в разделе «Взаимодействие тел». Тип урока:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск