НазваниеРабочая программа курса химия элемента и досуг 8 класс Разработала: учитель Давлетбаева Елена Николаевна С. Черная 2013 Пояснительная записка Примерная программа факультатива «Химия элемента и досуг»
Дата публикации20.08.2014
Размер83 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа курса
МБОУ «Черновская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Разработала: учитель

Давлетбаева Елена Николаевна

С.Черная 2013

Пояснительная записка
Примерная программа факультатива «Химия элемента и досуг» для основной школы составлена на основе БУП школы. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с рабочими программами по курсу химия. Программа является дополнением к основному курсу химии и направлена на совершенствование познавательной и коммуникативной деятельности. Позволяет обучающим включаться в проектную и исследовательскую деятельность. Способствует формированию целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способов деятельности; приобретению опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.; развитию познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся, способности к творческой деятельности.

Данная программа рассчитана на подростков в возрасте от 11 до 15-16 лет. Предусмотренные данной программой занятия могут проводиться в смешанных группах, состоящих из учащихся разных возрастных групп или одного класса и разной интеллектуальной подготовленности. Программа рассчитана на 35 часов, из них 2 часа — резервное время.

Цель курса:

Развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений и навыков в области химического эксперимента, учебно-исследовательской деятельности.

Задачи курса:

1. Развивать навыки экспериментирования, сформировать навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

2. Формировать навыки исследовательской деятельности и умение презентовать исследуемый материал.

3. Познакомить с профессиями, связанными с областью «Химии».

Результаты изучения курса

При реализации рабочей программы «Химия элемента и досуг» деятельность учащихся должна быть направлена на достижение личностных результатов:

• В ценностно-ориентационной сфере – отношение к труду, гуманизм, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;

• В трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• В познавательной сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения рабочей программы «Химия элемента и досуг» являются:

• Владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

• Использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

• Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

• Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

• Использование различных источников для получения химической информации;

• создавать творческие работы на заданную тему (доклад, реферат, научно-исследовательская работа, проект).

Предметными результатами освоения рабочей программы «Химия элемента и досуг» являются:

1. В познавательной сфере:

• Давать определения изученных понятий: химический элемент, атом, ион, молекула, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, периодическая система, изотопы, электроотрицательность;

• Формулировать периодический закон Д.И.Менделеева и раскрывать его смысл;

• Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

• Классифицировать изученные объекты и явления;

• Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и быту;

• Делать выводы и умозаключения из наблюдений;

• Структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

• Моделировать строение атомов элементов первого-третьего периодов, строение простейших молекул.

1. В ценностно-ориентационной сфере:

1. Разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;

2. Строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

3. В трудовой сфере:

• Планировать и проводить химический эксперимент;

• Планировать и создавать модели химических элементов;

1. В сфере безопасности жизнедеятельности:

• Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Основное содержание курса

Раздел 1. Основные понятия химии. Уровень атомно-молекулярных представлений.

• Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, энциклопедии, справочники, Интернет.

• Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Химический элемент. Атом. Молекула. Знаки химических элементов. Химическая формула. Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений.

• Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объем.

• Первоначальные представления о естественных семействах (группах) химических элементов.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

• Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение периодического закона для развития науки.

• Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «ПСХЭ Д.И.Менделеева». Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для А-групп).

• Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов. Электроотрицательность атомов.

• Символы химических элементов. Из истории открытия химических элементов. Названия химических элементов. Этимология химического элемента.

Раздел 3. Химический элемент и организм.

• Металлы, которые всегда с тобой. Неметаллы в организме человека

Раздел 4. Интеллектуальные игры о химии и химическом элементе

• Анаграммы, логогрифы, метаграммы, шарады, удивительные превращения, ребусы, викторины, рассказы – загадки, криптограммы, кроссворды, чайнворды, головоломки.

Календарно – тематическое планирование Курса «Химия элемента и досуг»