Скачать 176.84 Kb.
|
Пояснительная записка Учитель: Ефремов Леонид Александрович Тема урока: Китай: сопротивление реформам Тип урока: комбинированный. Форма - урок с элементами дискуссии (используются проблемный или частично поисковый метод). Цели урока: Обучающая: история Китая в XIX в., реформы и их последствия, роль конфуцианства, народные восстания – причины и последствия, раздел страны на сферы влияния. Развивающая: использование межкурсовых и внутрикурсовых связей; умение анализировать, аргументировать, излагать идеи, делать сообщения; участвовать в дискуссии. Воспитательная: преданность национальным традициям, гордость за достижения в области национальной культуры и философских учений, положительное отношение к использованию достижений в области науки и техники других стран. Приемы деятельности учителя и учащихся: сюжетный повествовательный рассказ; работа с текстом учебника; доклад учащегося; использование мультимедийной лекции (образное повествование); повторный разбор с аналитическим описанием. Оборудование: Карта «Эпоха Великих географических открытий», доска, маркер, мультимедийный проектор. Идеи гуманизации, нашедшие отражение в данном уроке таковы: Успешное обучение, формирование у учащихся устойчивого интереса к учебному процессу, создание ситуаций успеха, отсутствие учебных перегрузок. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Комментарии к технологической карте Изучение истории Китая на этом уроке происходит в системе сравнительного анализа с историей Японии. Поскольку одна из основных проблем курса — проблема модернизации и понимание тех условий, которые делают реальной возможность этого процесса, то вопрос о причинах успешной модернизации в Японии и отсутствии успеха в этом вопросе в Китае имеет уже не частное, а всеобщее значение. Проверка домашнего задания носит обучающий характер и обеспечивает углубление понимания восьмиклассниками процесса модернизации вообще и причин успеха этого процесса в Японии. Важно подчеркнуть, что Япония была единственной из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX в. позволил ей стать одной из наиболее успешно развивающихся капиталистических стран. Затем учитель знакомит восьмиклассников с темой и планом урока. Вспомнив историю Китая в XVII—XVIII вв., учащиеся переходят к изучению содержания урока. Учитель предлагает восьмиклассникам подумать над вопросом: какие причины побудили Запад осуществить насильственное «открытие» Китая? Получив ответ на этот вопрос, учитель начинает сюжетный повествовательный рассказ по первому пункту плана. Содержание учебника вполне достаточно для раскрытия названных сюжетов, тем не менее следует подчеркнуть, что китайской традиции, сложившейся на основе конфуцианства, присущи идеи равенства, социальной страведливости и ориентация на стремящегося к социальной гармонии учителя-мудреца. Эти ценности всегда облегчали начало социальных движений в империи, в данном случае — крестьянскую войну тайпинов. Кризис империи начался с увеличения ввоза в страну опиума, что приводило не только к отравлению населения, но и выкачиванию из Китая серебра и обесцениванию медных денег, которыми пользовались миллионы крестьянских семей. Одно за другим вспыхивали восстания, особенно на юге страны. Восстаниями руководили различные тайные общества, чьи лозунги и требования носили религиозный характер: восстановить социальную справедливость, покарать нерадивых чиновников, отнять излишки у богатых. Положение основной массы населения — крестьянства — было отчаянным. Более 2/3 земли находилось во владении крупных помещиков, и почти 90% населения составляли безземельные батраки и арендаторы. Вместе с тем население Китая быстро увеличивалось. С начала и до середины XIX в. число жителей в стране выросло со 180 до 400 млн человек. Крестьянские земельные наделы сокращались, и прокормить семью на те жалкие средства, которые оставались после выплаты помещику (за аренду отдавали 50% урожая) и сборщикам налогов, было невозможно. Вождем тайпинов стал Хуан Сюцюань (1814—1864) — сельский учитель, выходец из крестьян, трижды пытавшийся сдать экзамен на звание ученого. Во время поездок в Гуанчжоу (Кантон) для сдачи экзаменов он сблизился с христианскими миссионерами и попал под влияние их идей. Так в основу его учения легли занесенные в Китай европейскими миссионерами принципы христианской морали и идеи всеобщего равенства в соединении с древним конфуцианством. Хуан Сюцюань основал новое «Общество поклонения Богу» с традиционной для китайцев сплоченностью, железной дисциплиной и повиновением младших старшим. Он заменил буддийские лозунги и изображения почитанием христианского Бога, отождествленного с конфуцианским Небом. Эта смесь христианства и конфуцианства оказалась жизнеспособной и увлекла миллионы китайцев, ставших тайпинами. Продолжая вести борьбу против императорского правительства и феодалов, тайпины стали проводить реформы, которые отражали утопические мечты крестьян о создании общества, в основе которого лежал принцип уравнительного распределения материальных благ. Основной хозяйственной, политической и военной единицей дожна была стать крестьянская община, состоящая из 25 семей. Все запасы и деньги, за исключением прожиточного минимума, должны были поступать в общую кладовую для дальнейшего справедливого распределения. Каждая община должна была создать один взвод, его командиром являлся староста. Солдатам в мирное время предписывалось заниматься полевыми и ремесленными работами. Война не позволила провести в жизнь закон о земле (предполагалось отменить собственность на землю), но кое-что тайпины сделали: значительную часть налогов они переложили на крупных землевладельцев, -беднякам же предоставлялись налоговые льготы; снизили арендную плату за землю; уменьшили торговые пошлины; после объявления Нанкина столицей своего государства разрешили свободно ввозить на его территорию иностранные товары. Впервые в истории Китая женщины получили право на образование. Все высшие должности в государстве стали в равной мере доступны как мужчинам, так и женщинам. Были запрещены проституция и обычай продавать девушек замуж. Мальчики и девочки учились раздельно, но по одинаковой программе. Рассматривая причины неудачи курса политики самоусиления, следует сравнить его с реформами Мэйдзи. Необходимо подчеркнуть, что продуманной и принятой на высшем государственном уровне новой экономической политики в Китае не существовало. Все новые прогрессивные мероприятия проводились в отдельных регионах страны фактически без участия центральной власти. Кроме того, перенималось только то, что не противоречило китайским ценностям и китайской конфуцианской традиции, что нашло свое выражение в девизе политики самоусиления: «Китайская наука — основа, западная — (нечто) прикладное». Ослабляла империю и продажность государственного аппарата, коррупция. Отсюда недостаточная эффективность политики самоусиления. При изучении вопроса о «100 днях» реформ сравнить реформы в Китае с реформами Мэйдзи. Сравнительный анализ поможет учащимся сделать вывод, что реформы в Китае не затрагивали сущности феодальных отношений, не отменяли государственную и феодальную собственность на землю, а поэтому не стали прочным фундаментом для развития капиталистического хозяйства. Очень важно отметить, что традиционное сознание крестьянства помешало ему поддержать реформы, привело к их осуждению, увидело в попытке реформ злые намерения иностранцев. Традиционный Китай оказался закрытым для коренных перемен. Ненависть ко всему, что выходило за рамки традиций, ко всему иностранному привела к восстанию ихэтуаней. Это не было обычным крестьянским восстанием, направленным на защиту социальной справедливости. Это было выступление в защиту старых традиций, старых норм отношений, против чужестранцев, против колониализма. Именно поэтому стал возможен временный союз восставших с государственной властью. Рассказ о «новой политике» Цыси ограничивается рамками учебника. Далее происходит обсуждение основной проблемы урока и возможной личностно значимой проблемы. Содержание урока еще раз позволяет учащимся убедиться в огромной роли, которую играют в историческом развитии общества традиции и духовные ценности. // А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. Поурочные разработки к учебнику «Новая история»: 1800-1913: 8 кл Пособие для учителя. М., 2002. Сценарий урока 1 часть. Опрос. 1. Как произошло открытие Японии. 2. Что такое модернизация. Модернизация Японии и ее следствия. 3. Внешняя политика Японии. Оказала ли какое-нибудь следствие модернизация на внешнюю политику Японии. Вывод Япония была единственной из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX в. позволил ей стать одной из наиболее успешно развивающихся капиталистических стран. Переход Вспоминаем с классом 18 в. – закрытие страны (Португальцы 1537 г., указ императора 1757 г.). Причины – традиции, роль конфуцианства. 2. Новый материал. Но: капиталистический мир нуждается в новых рынках Выгода от торговли шелком Торговля опиумом. Опиумные войны (1840-42, 1856-60) = право торговли в важнейших портах и привилегии, Ввоз опиума Англичане и французы не подчинялись китайским законам и суду. = колонизация Китая. Различие индустриального и традиционного общества (особенно на примере армии). ??????? Ученые считают, что первая опиумная война и «открытие» Китая для расширения сфер европейского влияния означали вступление огромной империи в новый этап ее существования. Как вы думаете, чем вызвана такая точка зрения? 3. Движение тайпинов. Читаем. ???????? Подумайте, какими причинами было вызвано движение тайпинов, и укажите те цели этого движения, которые являлись традиционными для всех крестьянских восстаний в Китае. - безземелье, - рост населения, - высокие налоги и аренда земли. Доклад. Хун Сюцюань. Суть: - равенство и благоденствие, Китайской традиции, сложившейся на основе конфуцианства, присущи идеи равенства, социальной страведливости и ориентация на стремящегося к социальной гармонии учителя-мудреца. Эти ценности всегда облегчали начало социальных движений в империи, в данном случае — крестьянскую войну тайпинов. 5. Физкультминутка 6. Прослушивание лекционного материала. Задача: Какие реформы проводились – реакция европейских держав. Цыси (1861-1908) Политика самоусиления суть: западные достижения для усиления Китая). - дипотношения с иностранными державами - перевооружение армии - строительство новых предприятий - европейская система образования Сравнить с реформами Мэйдзи. = распространение западных ценностей, формирование национальной буржуазии и интеллигенции. Но: нерешительно Перенималось только то, что не противоречило китайским ценностям и китайской конфуцианской традиции, что нашло свое выражение в девизе политики самоусиления: «Китайская наука — основа, западная — (нечто) прикладное». Ослабляла империю и продажность государственного аппарата, коррупция. Отсюда недостаточная эффективность политики самоусиления. Вывод: реформы в Китае не затрагивали сущности феодальных отношений, не отменяли государственную и феодальную собственность на землю, а поэтому не стали прочным фундаментом для развития капиталистического хозяйства. ?????????? Как вы считаете, почему курс на политику самоусиления в Китае, проводимый в то же время, что и реформы Мэйдзи, не привел к таким же результатам, которых достигла Япония? = поражение от Франции и Японии. = Раздел на сферы влияния. «100» дней Кан Ювэя (11 июня 1898) Реформы, парламентская монархия. Одновременно – восстание ихэтуаней. Цель: против иностранного, сохранение традиций. Откат Цыси, использование ихэтуаней. Это было выступление в защиту старых традиций, старых норм отношений, против чужестранцев, против колониализма. Именно поэтому стал возможен временный союз восставших с государственной властью. = введение войск 8 государств Подавление восстания, 1901 г. – новый неравноправный договор. ??????? Согласны ли вы с тем, что цели восстаний ихэтуаней и тайпйнов существенно различались? Как вы думаете, почему стал возможен временный союз ихэтуаней с властями и почему он не привел к победе? Против Цыси заговоры. Заключение ?????? Сравнить результативность модернизации Японии и Китая. Объясните, почему в отличие от Японии Китай не смог встать на рельсы модернизации? Причины неудачи модернизации – у запада учиться нечему. Что не соответствовало традиции – воспринималось поверхностно. = полуколония. Аналогии с сегодняшним днем Индивидуальное задание. 1. Когда были «опиумные войны» 2. Чего хотели добиться тайпины 3. Когда произошло восстание тайпинов 5. Когда правила императрица Цыси 6. Когда начались «100 дней» реформ. Доклад Хуан Сюцюань Сунь Ятсен Дополнительное задание Сравнить выступление тайпинов и ихэтуаней. Сравнить модернизацию Японии и Китая. Сравнительная таблица. Реформы в Японии и Китае
Сравнительная таблица. Реформы в Японии и Китае
|
Конспект урока «Основные формы рельефа. Горы.» (Тема урока) фио (полностью)... Цель урока: Ознакомить обучающихся с разнообразием основных форм рельефа Земли на примере гор | Конспект урока Тема урока «Файл и файловая система» Класс: 8 Учитель:... Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока | ||
Тема урока: «Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление» Цель урока: Познакомить учащихся с электрическим сопротивлением как физической величиной. Дать объяснение природе электрического... | Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека Свердловской области в 2010 году Но, как это часто бывает в России, где долгие столетия подряд сверху предлагаются серьёзные перемены, в низах сохраняется не только... | ||
Программа основного общего образования по информатике и информационным... История криминалистики: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. А. Б. Ефремов. – Киров:... | Конспект урока электрическое сопротивление проводника (Тема урока)... Цель: создать условия для ознакомления учащихся с электрическим сопротивлением как физической величиной | ||
План урока Организационный момент Основная часть урока игра. Итог... ... | Пояснительная записка Тема урока Измерения и дроби Цель урока: Выявить свойства неправильных дробей, их место на числовом луче, научить их сравнивать, складывать и вычитать | ||
Конспект урока по природоведению Пояснительная записка Тема урока... Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности... | Урока по теме «Царство Растения» Шевченко Сергей Александрович, учитель биологии моу северной сош №13, Зимовниковский район | ||
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Климов Иван Александрович – кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов гу-вшэ, старший научный сотрудник... | Конспект урока умножение дробей (Тема урока) фио (полностью) Любезнов Геннадий Александрович Необходимое техническое оборудование: пк учителя, компьютеры для учащихся с установленным на них необходимым по | ||
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» 1860-1870-х годов» | ||
Пояснительная записка Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | Конспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь» Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов... |