Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам»





Скачать 160.42 Kb.
НазваниеУрок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам»
Дата публикации04.10.2014
Размер160.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок по теме « От освобождения крестьян к «освободительным реформам» 1860-1870-х годов»

Цели:

1.На основании фактов истории сформировать представление об особенностях либеральных реформ 60-70 гг. 19 века. Закрепить понятия: либерализм, модернизация.

2.Выявить взаимосвязь между либеральными реформами 60-70 гг. 19 века и темпами модернизации в стране.

3.Дать возможность определить свое отношение к действиям правительства и действиям революционной молодежи.

Ход урока:

Что такое модернизация? (оформление кластера)

Модернизация – переход от аграрного общества к индустриальному, который включает несколько процессов:

развитие рыночных отношений, разделения труда;

промышленный переворот;

рост городов и городского населения;

распад сословий и общин и формирование гражданского равноправия; вовлечение широких слоев населения в политическую жизнь (борьба за создание выборных органов власти, за расширение избирательных прав, увеличение интереса к политическим событиям и новостям и тому подобное);

снижение влияния религии и традиций на культуру и общественную жизнь; постепенное распространение грамотности и научного образования

Создание проблемной ситуации

Вспомните, чьи идеи – консерваторов, либералов или социалистов – больше способствуют модернизации страны.

(либералов, т.к. они отстаивают свободу личности (каждый человек имеет возможность выбрать занятие по душе, место жительства…) и соблюдение прав человека, а также либералы. Которые настроены против революции. Ратуют за модернизацию страны путем реформ).

Обратимся к историческим документам (с.196), чтобы выяснить, какую политическую позицию занимало правительство Александра II.

(Судя по первому документу, реформы можно назвать либеральными. Они должны способствовать модернизации страны

Судя по второму документу, действия правительства больше относятся к консервативным. Они будут тормозить процессы модернизации в стране).

Сравните ответы на первый и второй вопросы. Какое возникает противоречие?

(с одной стороны, действия правительства либеральны, а с другой – консервативны).

Формулирование проблемы

Какую проблему нам предстоит сегодня решить на уроке?

Действия правительства в 1860-1870-х годах способствовали модернизации или нет?

Гипотезы

Какими, по вашему мнению, должны были быть действия правительства после отмены крепостного права, чтобы способствовать модернизации страны?

Актуализация знаний

На каких условиях были освобождены крестьяне? Давайте подумаем, можно ли назвать реформу 1861 года либеральной?

(условия: личная свобода, выкуп, временнообязанные отношения, отрезки) Реформу частично можно назвать либеральной, т.к. крестьяне получили только гражданские свободы).

Крестьяне освобождены от крепостного права. А на какие сферы жизни общества повлияет освобождение крестьян?

(на все: экономику, политику, общественное устройство и культуру)

Каким же тогда будет план исследования на уроке?

(Как изменится жизнь российского общества в

  1. Экономике 2) Политике

  2. Общественном устройстве 4) Культуре?)

Открытие нового знания

Сегодня на уроке мы организуем работу по шести группам, каждая из которых получит свое задание. На его выполнение дается 8-10 минут. Вспомните правила работы в группе. Распределите обязанности так, чтобы вам хватило времени.

Обращаю ваше внимание на то, каждая реформа может оказать влияние на разные сферы общественной жизни, что должно отразиться в вашей итоговой работе.

Группа 1. «Военная реформа»

1.Используя материал учебника и дополнительный материал, выделите, на модернизацию каких сфер общественной жизни повлияла военная реформа правительства Александра II. Заполните таблицу

2.Определите, являлась ли она либеральной

Группа 2. «Финансовая реформа»

1. Используя материал учебника и дополнительный материал, выделите, на модернизацию каких сфер общественной жизни повлияла финансовая реформа правительства Александра II. Заполните таблицу

2.Определите, являлась ли она либеральной

Группа 3. «Земская реформа»

1. Используя материал учебника и дополнительный материал, выделите, на модернизацию каких сфер общественной жизни повлияла земская реформа правительства Александра II. Заполните таблицу

2.Определите, являлась ли она либеральной
Группа 4. «Городская реформа»

1. Используя материал учебника и дополнительный материал, выделите, на модернизацию каких сфер общественной жизни повлияла городская реформа правительства Александра II. Заполните таблицу

2.Определите, являлась ли она либеральной

Группа 5. «Судебная реформа»

1. Используя материал учебника и дополнительный материал, выделите, на модернизацию каких сфер общественной жизни повлияла судебная реформа правительства Александра II. Заполните таблицу

2.Определите, являлась ли она либеральной

Группа 6. «Реформа образования»

1. Используя материал учебника и дополнительный материал, выделите, на модернизацию каких сфер общественной жизни повлияла реформа образования правительства Александра II. Заполните таблицу

2.Определите, являлась ли она либеральной

Результаты работы групп

1 группа. Финансовая реформа

Название реформы

Либеральные черты

Консервативные черты

Экономика

Единый государственный банк

Публикация бюджета в СМИ

Налог на недвижимость для всех сословий

Единый налог на с/х угодия

Введение акцизных сборов

Сохранение подушной подати для крестьян

2 группа. Земская реформа

Название реформы

Либеральные черты

Консервативные черты

Политика

Земства – общие собрания местных жителей

Все сословия принимают участие в выборах

Распоряжения по хозяйственным вопросам

Увеличено представительство дворян

Земства введены только в половине губерний

Запрещено вмешиваться в государственные дела

Общественное устройство

Приобретение навыков жизни в гражданском обществе через работу земств (гласность, открытость, обсуждаемость вопросов)




Группа 3. Судебная реформа

Название реформы

Либеральные черты

Консервативные черты

Политика

Единые окружные суды для всех сословий

Независимость судей

Состязательность сторон

12 присяжных

гласность судей

Отмена телесных наказаний

Для крестьян и солдат, арестантов сохраняются телесные наказания розгами

Общественное устройство

Работа в качестве присяжных заседателей представителей разных сословий российского общества




Группа 4. Военная реформа

Название реформы

Либеральные черты

Консервативные черты

Политика

Перевооружение армии

Сокращение армии




Общественное устройство

Всесословность воинской повинности

Обучение в военном училище людей любых сословий




Культура

Все солдаты обязаны обучаться грамоте




Группа 5. Городская реформа

Название реформы

Либеральные черты

Консервативные черты

Политика

Всесословность городской думы

Хозяйственное благоустройство городов

Избирательным правом обладали только те, кто владел домом

Общественное устройство

Приобретение навыков жизни в гражданском обществе через работу земств (гласность, открытость, обсуждаемость вопросов)




Группа 6. Реформа образования

Название реформы

Либеральные черты

Консервативные черты

Культура

Обучение грамоте крестьянских детей

Равенство сословий и вер при поступлении в гимназию

Автономия университетов

Выбор ректора

Обучение платное

Изучение Закона Божьего, церковное пение

Запрет студентам создавать свои объединения

Возвращение к кластеру.

Каких черт больше: либеральных или консервативных? Справедливо ли историки называют реформы 60-70-х гг. 19 века либеральными?

(больше либеральных)

Какое теперь решение проблемы мы можем предложить? Действия правительства в 1860-1870-х годах способствовали модернизации или нет?

(действия правительства способствовали модернизации России).

Д\З: п.17.

Дополнительный материал

Система земских органов самоуправления

Распорядительными органами земств являлись уездные и губернские собрания, члены которых назывались гласными. Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы – управы, в составе председателя и нескольких членов. Из числа гласных избирались также комиссии для разработки вопросов местного хозяйства.

Выборы в земства проходили один раз в три года. Избиратели делились на три курии (избирательные собрания): землевладельцев, собственников неземельных недвижимых имуществ и крестьян. Для участия в выборах по первым двум куриям нужно было иметь определенный имущественный ценз. Мелкие собственники, не имевшие полного ценза, могли участвовать в выборах через уполномоченных, которых они выбирали на своих съездах. Число уполномоченных равнялось количеству полных цензов, которое давало сложение стоимости имущества мелких собственников. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми. Сначала избирались кандидаты, которые затем из своей среды выбирали необходимое число гласных.

Гласных губернского земского собрания избирали уездные земские собрания из числа своих членов.

Полномочия земских учреждений

Из положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.)

1.Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения…

2.Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведование земскими благотворительными заведениями.

V. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие …в попечении о народном образовании, о народном здравии и тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений…

7.Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел…

9.Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам…

Из устава о воинской повинности (1874 г.)

…Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

4.Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается.

5.Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.

10.Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого им жребия, не подлежащие в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

11.К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год от роду.

12.Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жребия, в качестве вольноопределяющихся, на основании правил, изложенных в главе XII сего устава.

(Сроки службы для лиц со средним образованием сокращались до полутора лет, а для лиц с высшим образованием – до полугода).

17.Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.

18.Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

20.Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки устанавливаются собственно для мирного времени: во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

36.Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения от призывного (ст.11) до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота».

Из положения о начальных народных училищах (1864 г.)

«1.Начальные народные училища имеют целью утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.
2.К начальным народным училищам относят:

1) ведомства Министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частию на счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания.

2) ведомства Министерства государственных имуществ, Внутренних дел, Удельного, Горного: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных сумм.

3) ведомства духовного: церковно-приходские училища. Открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.

4) все вообще воскресные школы, учреждаемые как првительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.
3.Предметами учебного курса начальных народных училищ служат:

А) закон Божий;

Б) чтение по книгам гражданской и церковной печати;

В) письмо;

Г) первые четыре действия арифметики;

Д) церковное пение…
6.В училища могут быть принимаемы дети всех сословий без различия вероисповедания…»

Устав 1863 г. для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации.

В 1869 г. в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

Из устава гимназий и прогимназий (1864 г.)

«1. Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.

2. По различию предметов, содействующих общему образованию, и по различию целей гимназического обучения гимназии подразделяются на классические и реальные.

3. В гимназии полагается семь классов с годичным курсом для каждого класса.

4. Гимназии учреждаются в таких городах и местечках, где по численности и потребностям народонаселения они признаны будут нужными. В каждой губернии полагается по крайней мере одна гимназия, но по мере потребности в одной губернии и даже в одном городе может быть несколько гимназий.

5. Кроме гимназий там, где представится надобность и возможность, а также в местах, не имеющих гимназий, могут быть учреждаемы прогимназии, состоящие только из 4-х низших классов гимназии и разделяющиеся также на классические и реальные…

8. Гимназии и прогимназии содержатся или на счет правительства, или на счет обществ, сословий и частных лиц…

39. Учебный курс классических гимназий составляют следующие предметы:

1) Закон Божий;

2) русский язык с церковно-славянским и словесность;

3) и 4) латинский и греческий языки;

5) математика;

6) и 7) физика и космография;

8) история;

9) география;

10) естественная история;

11) и 12) немецкий и французский языки;

13) чистописание, рисование и черчение.

40. В реальных гимназиях преподаются:

А) в одинаковом объеме сравнительно с классическими:

1) Закон Божий;

2) русский язык с церковно-славянским и словесность;

3) история;

4) география;

5) чистописание;

Б) в большем объеме сравнительно с классическими:

6) математика;

7) естественная история с присоединением к ней химии;

8) и 9) физика и космография;

10) и 11) немецкий и французский языки (обязательно);

12) рисование и черчение;

В) вовсе не преподаются: латинский и греческий языки.

Из Учреждения судебных установлений (1864 г.)

«1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда.

2. Судебная власть означенных в прошедшей 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные».

Судебная система

Основным звеном судебной системы являлся окружной суд. Он рассматривал сложные дела. Судьи назначались правительством. Обвинение поддерживал прокурор, интересы подсудимого отстаивал адвокат. 12 присяжных заседателей избирались по жребию на каждый судебный процесс. Кандидаты на должность присяжного должны были удовлетворять ряду требований, одно из которых – имущественный ценз. Присяжные выносили вердикт: «виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает снисхождения», на его основе судьи выносили приговор. Сенат был высшей судебной инстанцией. В него можно было обращаться с просьбой о пересмотре приговора окружного суда.

Мировой суд решал мелкие уголовные и гражданские дела. Он состоял из одного судьи, избираемого на три года городскими думами и земскими собраниями. В течение этого срока судья не мог быть смещен. Администрация не могла вмешиваться в судопроизводство.

Принципы судопроизводства:

1.Бессословность – решение суда не зависит от сословной принадлежности обвиняемого.

2.Гласность – на заседаниях суда могла присутствовать публика, пресса могла сообщать о ходе судебного процесса.

3.Состязательность – участие в судебном процессе прокурора (обвинение) и адвоката (защита).

4.Выборность – мирового судьи и присяжных.

5.Независимость – на судей не могла оказывать влияние администрация.

Структура городского самоуправления

Представительными органами городского самоуправления были городские думы, избиравшиеся на четыре года из числа городских собственников – плательщиков городских налогов. Избиратели заносились в список по порядку уменьшения суммы налога, который они платят. Затем список делился на три равные части, от каждой из которых избиралась треть депутатов (гласных) в городскую думу. Лица, не имевшие собственности и не платившие городских налогов, в выборах не участвовали. Городская дума избирала членов городской управы и городского голову (исполнительные органы самоуправления).

Полномочия городского самоуправления

Из Городового положения (1870 г.)

«1.Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному правлению, а надзор за законным сего исполнением – Губернатору, на точном основании правил настоящего Положения.

9.Городское общественное управление, в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, недействительно.

10.Лица, избранные на должность Городского Головы, а также назначенные для временного замещения сей должности… утверждаются в сих званиях: в губернских городах – Министром внутренних дел, а в прочих – губернатором».

Финансовая реформа

Реформа началась с образования в 1860 г. Государственного банка Российской империи – вместо существовавших ранее казенных банковских учреждений – сохранных казен, Государственного заемного и Государственного коммерческого банков.

Банк не получил права эмиссии (выпуска бумажных денег), оставшегося в руках казначейства, но должен был заниматься операциями с ценными бумагами и куплей-продажей драгоценных металлов.

Кредитование промышленности, сельского хозяйства и торговли поручалось коммерческим кредитным учреждениям. Первые частные банки стали возникать в 1863-1865 гг. при поддержке правительства.

В январе 1862 г. впервые в практике российского государства была оглашена в средствах массовой информации святая святых власти – роспись государственных доходов и расходов (бюджет).

Была предпринята попытка создать эффективную налоговую систему: налог на недвижимость для всех сословий, единый налог на сельскохозяйственные угодья, акцизные сборы, но для крестьян сохранилась подушная подать. Но эти попытки оказались неудачными, т.к. произошли сословные изменения – разорение части помещиков, обнищание крестьян, была нестабильная внутренняя обстановка в стране.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconПояснительная записка Учитель: Ефремов Леонид Александрович Тема...
Форма урок с элемента­ми дискуссии (используются проблемный или частично поисковый метод)
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconРазработка урока по теме: «Окончание Смутного времени. 400-летие...
Тема «Окончание Смутного времени. 400-летие освобождения Москвы народным ополчением»
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconКонкурс патриотической песни «Отчизне посвятим!»
Урок мужества, посвященный 70-летию полного освобождения советских войск г. Ленинграда от блокады
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconНоябрь декабрь январь февраль март апрель
Урок мужества, посвященный семидесятилетию освобождения Орла и Орловской области от немецко – фашистских захватчиков
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Библиотечный урок с применением икт «Из истории земли русской» ко Дню освобождения города Ставрополя (6 кл.)
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Библиотечный урок «Из истории земли русской» ко Дню освобождения города Ставрополя (6 кл., с применением икт)
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconЛитература по курсу 19 Основная литература 19
Достижения и особенности русской литературы XIX века: народность, патриотизм, христианское человеколюбие, связь с освободительным...
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconУрок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит...
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconУрок по теме
Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме)
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconУрок по теме
«Правописание -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок...
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок по теме «От освобождения крестьян к «освободительным реформам» iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск