Р
А
З
Д
Е
л
|
№ и тема урока
|
Ученик должен знать
|
Ученик долже уметь
|
I
| Введение.
1. Предмет химии. Вещества. Первичный инструктаж по технике безопасности в кабинете химии.
Д. Коллекция изделий – тел из алюминия и стекла
|
Знать: что изучает химия, простые и сложные вещества, что такое химический элемент, формы существования химических элементов.
|
Уметь: отличать простые вещества от сложных веществ и химического элемента.
|
| 2.Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории химии. Д.1.Взаимодействие соляной кислоты с карбонатами.
2.Испарение воды.
| Знать: химические и физические явления, достижения химии, историю возникновения и развития химии, роль отечественных учёных в становлении химической науки.
| Уметь: отличать физические явления от химических.
|
| 3.Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.
| Знать: обозначения химических элементов, происхождение некоторых названий химических элементов, структуру Периодической таблицы: большие и малые периоды, главные и побочные подгруппы.
| Уметь: ориентироваться в Периодической таблице.
|
| 4. Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.
| Знать: что такое химическая формула, индекс, коэффициент, относительную атомную массу и относительную молекулярную массу.
.
| Уметь: читать химические формулы, писать под диктовку химические формулы, определять относительные атомную и молекулярную массы
|
| 5. Решение задач на определение относительной атомной и молекулярной массы.
| Формулы для определения молекулярной массы
| Уметь: вычислять относительные атомные и молекулярные массы элементов и веществ
|
II
| Атомы химических элементов.
6. Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны.
|
Знать: что атом имеет сложное строение, Планетарную модель строения атома Резерфорда. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, электрон, массовое число.
|
Уметь: давать характеристику элементарным частицам: протон, нейтрон, электрон.
|
| 7.Изменение числа протонов в ядре – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре – образование изотопов.
| Знать: современное определение понятия «химический элемент». Определение изотопов, как разновидности атомов одного химического элемента.
| Пользоваться ПС
|
| 8. Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов
№ 1-20.
| Знать: характеристику электронов, строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20. Понятие о завершённых и незавершённых электронных уровнях.
| Уметь: писать и читать строение электронных оболочек элементов № 1-20.
|
| 9. Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома.
| Знать: физический смысл порядкового номера элемента, номер группы, номер периода. Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах.
| Уметь: давать характеристику элементу по периодической таблице.
|
| 10. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионная химическая связь.
| Знать: понятие иона, ионная связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Положительные и отрицательные ионы.
| Уметь: изображать схемы образования ионной связи и читать их.
|
| 11.Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой – образование молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.
| Знать: схемы образования двухатомных молекул. Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи. Ковалентная неполярная химическая связь.
| Уметь: изображать схемы образования ковалентной неполярной связи.
|
| 12.Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой – образование молекул соединений. Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь.
| Знать: понятия ковалентная полярная связь, электроотрицательность, частичный заряд.
| Уметь: писать электронные и структурные формулы соединений, схемы образования ковалентной полярной связи.
|
| 13. Взаимодействие атомов элементов металлов между собой – образование металлических кристаллов.
| Знать: понятие о металлической химической связи, обобществлённые электроны.
| Уметь: изображать схемы образования металлической химической связи.
|
| 14. Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи.
| Знать: основные понятия раздела.
| Уметь: изображать схемы образования химической связи, писать электронное строение атомов – элементов первого – третьего периодов.
|
| 15-16. Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов».Анализ контрольной работы.
|
|
|
III
| Простые вещества.
17. Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия. Д. Коллекция металлов.
|
Знать: понятие аллотропии, положение атомов металлов в периодической таблице, строение атома металлов, образование металлической связи, физические свойства металлов - простых веществ.
|
Уметь: давать характеристику элементам – металлам по их нахождению в периодической таблице Д.И.Менделеева.
|
| 18. Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов – простых веществ. Д. Коллекция неметаллов
| Знать: понятие аллотропии на примере модификаций кислорода, аллотропия фосфора, углерода. Строение атомов неметаллов. Ковалентная неполярная химическая связь.
| . Уметь: давать характеристику элементов неметаллов по их положению в периодической таблице.
|
| 19.Количество вещества.
.
| Знать: понятия – моль, моль, кмоль. Понятие «количества вещества» и единицы его измерения. Постоянная Авогадро.
| Уметь: решать задачи на вычисление количества вещества.
|
| 20. Молярный объём газообразных веществ.
| Знать: понятия – молярный объём газов, нормальные условия, миллимолярный и киломолярный объём
| Уметь: решать задачи на нахождение объёма газообразных веществ
|
| 21. Урок – упражнение
| Знать формулы на определение количества вещества, молярной массы, объёма газообразных веществ.
| Уметь: решать задачи и выполнять упражнения на нахождение количества вещества, молярной массы, объёма газообразных веществ
|
| 22-23. Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».
| Определение количества вещества, молярной массы, объёма газообразных веществ.
| Уметь: решать задачи и выполнять упражнения на нахождение количества вещества, молярной массы, объёма газообразных веществ
|
IV
| Соединения химических элементов.
24. Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды.
Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов.
| Знать: понятие «степень окисления элемента», бинарные соединения.
| Уметь: определять степени окисления элементов по формулам соединений, составлять формулы соединений по степени окисления.
|
| 25. Важнейшие классы бинарных соединений: оксиды, летучие водородные соединения
|
Знать: понятие «оксид», гидриды, летучие водородные соединения. Практически значимые бинарные соединения – вода, углекислый газ, негашеная известь, хлороводород, аммиак.
|
Уметь: узнавать оксиды среди приведённых формул соединений.
|
| 26. Основания.
Д. 1.Образцы щелочей и нерастворимых оснований.
2.Изменение окраски индикаторов в щелочах.
| Знать: Состав и названия оснований, их классификацию: растворимые и нарастворимые. Качественные реакции. Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.
| Уметь: узнавать основания среди приведённых формул соединений.
|
| 27. Кислоты.
Д. 1. Образцы кислот.
2.Изменение окраски индикаторов в кислотах.
| Знать: состав и названия кислот, их классификацию: растворимые и нерастворимые, одноосновные, двухосновные, трёхосновные.
| Уметь: узнавать кислоты среди приведённых формул соединений. Определять степени окисления элементов в сложных ионах.
|
| 28. Соли как производные кислот и оснований.
Д. Образцы солей
| Знать: состав и названия солей, формулы солей, значение некоторых солей: хлорида натрия, карбоната кальция, фосфата кальция.
Классификацию солей: растворимые, нерастворимые, малорастворимые.
| Уметь: узнавать соли среди приведённых формул соединений.
|
| 29. Урок –упражнение.
| Знать: классификацию сложных веществ
| Уметь: определять принадлежность соединений к различным классам по их формулам, составлять формулы соединений по названиям веществ, вести расчёты по формулам соединений.
|
| 30.Контрольная работа № 2 по теме «Соединения химических элементов»
|
|
|
| 31.Кристаллические решетки.
|
|
|
| 32.Чистые вещества и смеси.
Д. 1.Различные образцы смесей.
2.Способы разделения смесей.
| Знать: понятия о чистом веществе и смесях. Примеры жидких и газообразных смесей. Способы разделения смесей.
| Разделять смеси
|
| 33.Разделение смесей. Очистка веществ.
| Знать способы разделения смесей.
| Разделять смеси
|
| 34. Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
| Правила техники безопасности
| Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
|
| 35..Практическая работа № 2. Очистка загрязнённой поваренной соли.
| Правила техники безопасности
Способы разделения смесей.
| Уметь обращаться с химической посудой и оборудованием.
|
| 36.Массовая и объёмная доля компонентов смеси, в том числе и доля примеси.
| Знать: понятия «массовая доля растворённого вещества». Объёмная доля и объёмный состав воздуха.
| Уметь: вычислять долю компонента в смеси и рассчитывать массу или объём вещества в смеси по его доле.
|
| 37. Расчёты связанные с понятием «доля».
| Понятия «массовая доля растворённого вещества».
| Уметь: решать задачи и упражнения на расчёт доли (массовой или объёмной) и находить массу (объём) компонента смеси.
|
| 38. Практическая работа № 3 Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.
| Понятия «массовая доля растворённого вещества».
Правила техники безопасности
| Уметь обращаться с химичесой посудой и оборудованием.
|
V
| Изменения происходящие с веществами.
39.Химические реакции. Закон сохранения массы веществ.
Д. 1.Взаимодействие соляной кислоты с карбонатами.
2. Получение гидрооксида меди и последующее растворение его в кислоте.
|
Знать: . химические явления, их отличие от физических явлений. Признаки и условия протекания химических реакций. Реакции горения. Экзо- и эндотермические реакции. Количественную сторону химических реакций в свете учения об атомах и молекулах. Значение закона сохранения массы веществ. Роль М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в открытии и утверждении закона сохранения массы веществ.
| Классифицировать химические реакции
|
| 40. Химические уравнения. Реакции разложения.
Д. Разложение перманганата калия и гидрооксида меди.
| Знать: понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул. Значение индексов и коэффициентов. Сущность реакций разложения.
| Уметь: составлять уравнения химических реакций.
|
| 41. Реакции соединения.
| Знать: сущность реакций соединения.
.
| Уметь: записывать уравнения реакций
|
| 42. Реакции замещения. Д. 1. Взаимодействие щелочных металлов с водой.
2.Взаимодействие цинка и алюминия с растворами соляной и серной кислоты.
3. Взаимодействие металлов (алюминия и цинка) с растворами солей (сульфата меди и нитрата серебра)
| Знать: сущность реакций замещения.
| Уметь: записывать уравнения реакций.
|
| 43.Реакции обмена.
Д. Взаимодействие растворов щелочей, окрашенных фенолфталеином с растворами кислот.
Л. Взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, соляной кислоты с нитратом серебра, гидрооксида натрия с сульфатом железа (III).
| Знать: сущность реакций обмена, реакции нейтрализации, условия течения реакций между растворами кислот, щелочей и солей до конца.
| Уметь: записывать уравнения реакций.
|
| 44-45. Расчёты по химическим уравнениям.
| Типы реакций
| Уметь: решать задачи по уравнениям реакций на нахождение количества массы или объёма продукта реакции по количеству, массе или объёму исходного вещества.
|
| 46-47. Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения происходящие с веществами».
| Типы реакций
| Уметь: решать задачи по уравнениям реакций, составлять уравнения реакций.
|
| 48. Контрольная работа № 3 по теме «Изменения происходящие с веществами».
|
|
|
VI
| Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов.
49. Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов. Д.1.Растворимость веществ при разных температурах.
2.Тепловые явления при растворении.
|
Знать: понятия – растворы, гидраты, кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Зависимость растворения веществ от температуры. Кривые растворимости. Классификацию растворов: насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные, растворимые, нерастворимые, малорастворимые растворы.
|
Уметь: работать с таблицей растворимости солей.
|
| 50. Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссициации.
Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
| Знать: понятия – электролиты и неэлектролиты, степень электролитической диссоциации, катионы и анионы, гидратированные и негидратированные ионы. Механизм диссоциации веществ с разным видом связи. Сложные ипростые ионы, свойства ионов. Основные положения ТЭД.
| Уметь: работать с таблицей растворимости солей.
|
| 51-52.Ионные уравнения реакций.
Л. Примеры реакций идущих до конца.
| Знать: реакции ионного обмена, идущие до конца: выпадение осадка, образование малодиссоциирующего вещества, выделение газа.
| Уметь: записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде с использованием таблицы растворимости солей.
|
| 53. . Кислоты в свете теории электролитической диссоциации.
Л. Химические свойства кислот на примере соляной и серной кислот.
| Знать: определение кислот как электролитов, их диссоциацию, классификацию кислот по различным признакам. Химические свойства кислот: взаимодействие их с металлами, с оксидами металлов, с щелочами, с солями. Электрохимический ряд напряжения металлов. Реакции нейтрализации.
| Уметь: пользоваться с электрохимическим рядом напряжения металлов и с таблицей растворимости солей.
|
| 54.Практическая работа № 4 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»
| Знать: признаки реакций идущих до конца.
| Уметь: работать с лабораторным оборудованием и веществами.
|
| 55.Основания в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и свойства.
Л. Реакции, характерные для щелочей и нерастворимых оснований.
| Знать: определение оснований, как электролитов, их диссоциацию. Классификацию оснований по различным признакам. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, солями, оксидами неметаллов, разложение нерастворимых оснований.
|
Уметь: составлять уравнения реакций в ионном и молекулярном виде.
|
| 56. Соли в свете теории электролитической диссоциации, их свойства..
Л. Изучение химических свойств солей
| Знать: определение солей как электролитов, их диссоциацию, химические свойства солей: взаимодействие с металлами – особенности этих реакций, взаимодействие с солями и кислотами.
| Уметь: на основе знаний химических свойств солей составлять уравнения реакций в ионом и молекулярном виде.
|
| 57. Оксиды
Л.. Изучение свойств оксидов на примере оксида кальция.
| Знать: состав оксидов, их классификацию: несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Химические свойства кислотных и основных оксидов.
| Уметь: составлять уравнения реакций.
|
| 58.Практическая работа № 5 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».
| Знать: Химические свойства кислот, оснований, оксидов, солей.
| Уметь: работать с веществами, писать выводы по проделанной работе, составлять уравнения реакций в ионном и молекулярном виде.
|
| 59-60.Генетическая связь между классами неорганических веществ. Д. Осуществление цепочки превращений.
| Знать: понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.
| Уметь: составлять уравнения реакций по цепочке превращений.
|
| 61.Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические свойства растворов электролитов».
| Знать: химические свойства основных классов неорганических веществ.
| Уметь: составлять уравнения реакций в ионном, молекулярном виде. Пользоваться таблицей растворимости солей и электрохимическим рядом напряжения металлов.
|
| 62.Контрольная работа № 4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
|
|
|
| 63. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции.
| Знать: признаки классификации химических реакций, определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов. Реакции окислительно-восстановительные и реакции ионного обмена, их отличия. Понятие об окислителе и восстановителе, процессе окислении и восстановлении.
| Уметь: Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.
|
| 64-65.Выполнение упражнений в составлении окислительно-восстановительных реакций.
| Понятие об окислителе и восстановителе, процессе окислении и восстановлении.
| Уметь: находить окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях, составлять уравнения ОВР методом электронного баланса.
|
| 66.Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций.
| Знать: свойства простых веществ – металлов и неметаллов, а так же кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.
| Уметь: составлять окислительно-восстановительные реакции.
|
| 67-68. Обобщение и систематизация знаний по теме «Окислительно- восстановительные реакции».
| Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, а так же кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.
| Уметь: составлять окислительно-восстановительные реакции.
|
| 69-70Итоговый контроль за курс 8 класса.
|
|
|