Скачать 52.99 Kb.
|
Пояснительная запискаАвтор программы: проф. Скопин А.Ю. Требования к студентам: Изучение курса предполагает знание основ естественных наук в объеме средней школы. Аннотация: в курсе "Концепции современного естествознания» рассматриваются революционные идеи современного естествознания, оказывающие влияние на всю Науку, а также естественнонаучные знания, необходимые для формирования общекультурного уровня специалиста-гуманитария. Основными задачами курса являются: • изучение парадигмальных теорий современного естествознания; • изучение основных достижений современной физики, химии, биологии и экологии (на уровне основных идей и понятий); • понимание основных уровней исследования современного естествознания (Микромир, Человек, Земля, Солнечная система, Вселенная); • изучение смежных областей исследования естествознания и гуманитарных наук. Учебная задача дисциплины: Знать современные концепции естествознания; уметь использовать естественнонаучные знания в исследованиях экономических и политических процессов, правовых проблем. Текущий контроль: • две контрольные работы Итоговый контроль: зачет Содержание программы 1 .Введение. Объект и предмет изучения естествознания, естествознание в системе наук, структура естествознания, основные исследовательские проблемы, современные концепции, структура курса и требования к зачету. 2.История развития естествознания. Периодизация и хронология развития естествознания. Натурфилософский этап. Христианство и средние века. Достижения Нового времени. Естествознание в 19 и 20 веке. Перспективы развития в 3 тысячелетии. 3.Парадигмы естествознания Системный подход, Информационный подход, неравновесная термодинамика. Основные теоретические и прикладные проблемы естествознания. 4. Отраслевое естествознание 4.1.Современная физика Структура физики. Пространство и время. Вещество и энергия. Поле. Природа как творение интеллекта. Новые направления исследований. 4.2.Современная химия. Структура химии. Элементы. Химические связи. Химические реакции. Новое вещество. Перспективы развития. 4.3.Современная биология. Элементарные объекты исследований. Система живых организмов. Биологические связи. Микробиология. Генная инженерия. 4.4. Экология. Основные понятия. Аутэкология. Синэкология. Динамика популяций. Экология человека. 5.Синтетическое естествознание 5.1.Вселенная Способы исследования Вселенной. Строение Вселенной. Галактики. Галактика Млечного пути. Звезды и их эволюция. 5.2.Солнечная система Солнце. Планеты солнечной системы. Кометы, астероиды, метеориты. 5.3.Земля Строение Земли. Этапы существования. Перспективы Земли. 5.4.Человек Элементы организма. Структура организма. Адаптация к внешней среде. Киборгизация человека. 5.5.Микромир. Атомы. Элементарные частицы. Радиоактивность и термоядерный синтез. Суперструны. 6.Естествознание и гуманитарные науки 6.1.Естествознание и Экономика Природные условия, ресурсы и запасы. Экономическая оценка природных ресурсов и условий. Экономика природопользования. Оценка воздействия на окружающую среду. Концепция устойчивого развития. 6.2.Естествознание и Социология Географический детерминизм и поссибилизм. Социальная физика. Социальная биология. Теория тела. Теория поведения. 6.3.Естествознание и Политология Геополитика и геоэкономика. Энергетика и политика. Контроль за ресурсами. 6.4.Естествознание и Психология Взаимодействие естествознания и психологии. Естественно-научные психологические дисциплины. Фрейд и естествознание. 6.5.Естествознание и Право. Естественнонаучные основы права. Экологическое право. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1. Литература Основная Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания для гуманитариев. М., ВШЭ, 2002 г. Журналы: Наука и жизнь, Химия и жизнь, Вселенная. Тематика рефератов Проблема пространства-времени в современном естествознании Социально-экономические последствия развития биотехнологий Новые источники сырья и энергии Кризис естествознания (внутринаучный и в отношениях с обществом) Современные представления о Вселенной Современные представления о Микромире Солнечная активность и жизнь общества Концепция устойчивого развития Земли Экологическое право в России и США Экономическая оценка природных условий и ресурсов Революции в естествознании Порядок и время в неравновесной термодинамике Тематический расчет часов
Автор программы А.Ю.Скопин |
2. Пояснительная записка Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторский коллектив: В. Г. Антонов, д э н., проф., О. Н. Громова д э н., проф., Г. Р. Латфуллин, д э н., проф., А. В. Райченко, д... | ||
Пояснительная записка Автор программы: ст преподаватель кафедры экономической теории Щукина Людмила Борисовна | Пояснительная записка Автор программы: ст преподаватель кафедры экономической теории Щукина Людмила Борисовна | ||
Пояснительная записка направленность программы «Традиционное каратэ-до», автор-составитель Меньшиков А. А.,«Каратэ» Копылов А. С., и программы «Общая физическая подготовка» под... | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом примерной... Реализация рабочей программы рассчитана на 210 часа (6 часов в неделю), предусмотрено 15 контрольных работ | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проф. В. М. Гаврилов, проф. В. А. Голиченков, проф. Л. П. Корзун, проф. А. М. Рубцов, проф. Е. С. Лобакова, доц., к б н | Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», автор Горяева Н. А. / под руководством... | ||
Пояснительная записка Статус документа Мхк рекомендованной Министерством образования рф, программы по мхк автор-составитель Г. И. Данилова (Москва, Из-во Дрофа,2010) | Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» Автор программы: Р. М. Гафаров, кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | ||
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной... Автор программы: к п н., доцент Голишникова Е. И., ст преподаватель Демяшина В. В., ст преподаватель Полюсова Н. И | Пояснительная записка автор программы: старший преподаватель кафедры... Автор программы: старший преподаватель кафедры стратегического менеджмента Калявина Ирина Николаевна | ||
Учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений базовый уровень... Автор программы: Рабе Юлия Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории | Пояснительная записка к учебникам «Информатика и икт» Пояснительная записка к учебникам «Информатика и икт» для 6 класса. Автор: Л. Л. Босова | ||
Пояснительная записка Автор материала (фио) Сычева Елена Николаевна... Название учебного пособия, образовательной программы (умк) с указанием авторов, к которому относится ресурс | Пояснительная записка Автор материала (фио) Витушкина Юлия Олеговна... Название учебного пособия, образовательной программы (умк) с указанием авторов, к которому относится ресурс |