Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9»





Скачать 137.78 Kb.
НазваниеРешение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9»
Дата публикации07.10.2014
Размер137.78 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Химия > Решение
Электролиз растворов
и расплавов солей (2 ч)


Занятия элективного курса «Электрохимия»

Цели первого урока: научить писать схемы электролиза растворов и расплавов солей и применять полученные знания для решения расчетных задач; продолжить формирование навыков работы с учебником, тестовыми материалами; обсудить применение электролиза в народном хозяйстве.

П л а н  п е р в о г о  у р о к а

1. Повторение изученных способов получения металлов.

2. Объяснение нового материала.

3. Решение задач из учебника Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана «Химия-9» (М.: Просвещение, 2002), с. 120, № 1, 2.

4. Проверка усвоения знаний на тестовых заданиях.

5. Сообщение о применении электролиза.

Цели первого урока: научить писать схемы электролиза растворов и расплавов солей и применять полученные знания для решения расчетных задач; продолжить формирование навыков работы с учебником, тестовыми материалами; обсудить применение электролиза в народном хозяйстве.

ХОД ПЕРВОГО УРОКА

http://him.1september.ru/2007/14/3a.gifПовторение изученных способов получения металлов на примере получения меди из оксида меди(II).

Запись уравнений соответствующих реакций:

http://him.1september.ru/2007/14/32-1.jpg

http://him.1september.ru/2007/14/3a.gifЕще один способ получения металлов из растворов и расплавов их солей – электрохимический, или электролиз.

Электролиз – это окислительно-восстановительный процесс, происходящий на электродах при пропускании электрического тока через расплав или раствор электролита.

Электролиз расплава хлорида натрия:

NaCl http://him.1september.ru/2007/14/strlki.gifNa+ + Cl;

катод (–) (Na+): Na+ + е = Na0,

анод (–) (Cl): Clе = Cl0, 2Cl0 = Cl2;

2NaCl = 2Na + Cl2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif.

Электролиз раствора хлорида натрия:

NaCl http://him.1september.ru/2007/14/strlki.gifNa+ + Cl,

H2O http://him.1september.ru/2007/14/strlki.gifН+ + ОН;

катод (–) (Na+; Н+): H+ + е = H0, 2H0 = H2

(2H2O + 2е = H2 + 2OH),

анод (+) (Cl; OН): Clе = Cl0, 2Cl0 = Cl2;

2NaCl + 2H2O = 2NaOH + Cl2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + H2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif.

Электролиз раствора нитрата меди(II):

Cu(NO3)2 http://him.1september.ru/2007/14/strlki.gifCu2+ +

Н2O http://him.1september.ru/2007/14/strlki.gifH+ + OH;

катод (–) (Cu2+; Н+): Cu2+ + 2е = Cu0,

анод (+) ( OН): OHе = OH0,

4H0 = O2 + 2H2O;

2Cu(NO3)2 + 2H2O = 2Cuhttp://him.1september.ru/2007/14/svniz.gif + O2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + 4HNO3.

Эти три примера показывают, почему электролиз проводить выгоднее, чем осуществлять другие способы получения металлов: получаются металлы, гидроксиды, кислоты, газы.

Мы писали схемы электролиза, а теперь попробуем написать сразу уравнения электролиза, не обращаясь к схемам, а только используя шкалу активности ионов:

http://him.1september.ru/2007/14/33-1.jpg

Примеры уравнений электролиза:

2HgSO4 + 2H2O = 2Hghttp://him.1september.ru/2007/14/svniz.gif + O2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + 2H2SO4;

Na2SO4 + 2H2O = Na2SO4 + 2H2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + O2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif;

2LiCl + 2H2O = 2LiOH + H2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + Cl2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif.

http://him.1september.ru/2007/14/3a.gifРешение задач из учебника Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана (9-й класс, с. 120, № 1, 2).

Задача 1. При электролизе раствора хлорида меди(II) масса катода увеличилась на 8 г. Какой газ выделился, какова его масса?

Решение

CuCl2 + H2O = Cu + Cl2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + H2O,

http://him.1september.ru/2007/14/nu.gif(Cu) = 8/64 = 0,125 моль,

http://him.1september.ru/2007/14/nu.gif(Cu) = http://him.1september.ru/2007/14/nu.gif(Сl2) = 0,125 моль,

m(Cl2) = 0,125•71 = 8,875 г.

Ответ. Газ – хлор массой 8,875 г.

Задача 2. При электролизе водного раствора нитрата серебра выделилось 5,6 л газа. Сколько граммов металла отложилось на катоде?

Решение

4AgNO3 + 2H2O = 4Ag + O2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + 4HNO3,

http://him.1september.ru/2007/14/nu.gif(O2) = 5,6/22,4 = 0,25 моль,

http://him.1september.ru/2007/14/nu.gif(Ag) = 4http://him.1september.ru/2007/14/nu.gif(O2) = 4•25 = 1 моль,

m(Ag) = 1•107 = 107 г.

Ответ. 107 г серебра.

http://him.1september.ru/2007/14/3a.gifТестирование

Вариант 1

1. При электролизе раствора гидроксида калия на катоде выделяется:

а) водород; б) кислород; в) калий.

2. При электролизе раствора сульфата меди(II) в растворе образуется:

а) гидроксид меди(II);

б) серная кислота;

в) вода.

3. При электролизе раствора хлорида бария на аноде выделяется:

а) водород; б) хлор; в) кислород.

4. При электролизе расплава хлорида алюминия на катоде выделяется:

а) алюминий; б) хлор;

в) электролиз невозможен.

5. Электролиз раствора нитрата серебра протекает по следующей схеме:

а) AgNO3 + H2O http://him.1september.ru/2007/14/strpr.gifAghttp://him.1september.ru/2007/14/svniz.gif + Н2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + HNO3;

б) AgNO3 + H2O http://him.1september.ru/2007/14/strpr.gifAghttp://him.1september.ru/2007/14/svniz.gif + О2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + HNO3;

в) AgNO3 + H2O http://him.1september.ru/2007/14/strpr.gifAgNO3 + Н2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + О2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif.

Вариант 2

1. При электролизе раствора гидроксида натрия на аноде выделяется:

а) натрий; б) кислород; в) водород.

2. При электролизе раствора сульфида натрия в растворе образуется:

а) сероводородная кислота;

б) гидроксид натрия;

в) вода.

3. При электролизе расплава хлорида ртути(II) на катоде выделяется:

а) ртуть; б) хлор; в) электролиз невозможен.

4. При электролизе раствора нитрата серебра на катоде выделяется:

а) серебро; б) водород; в) кислород.

5. Электролиз раствора нитрата ртути(II) протекает по следующей схеме:

а) Hg(NO3)2 + H2O http://him.1september.ru/2007/14/strpr.gifHghttp://him.1september.ru/2007/14/svniz.gif + Н2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + HNO3;

б) Hg(NO3)2 + H2O http://him.1september.ru/2007/14/strpr.gifHghttp://him.1september.ru/2007/14/svniz.gif + О2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + HNO3;

в) Hg(NO3)2 + H2O http://him.1september.ru/2007/14/strpr.gifHg(NO3)2 + Н2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + О2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif.

Вариант 3

1. При электролизе раствора нитрата меди(II) на катоде выделяется:

а) медь; б) кислород; в) водород.

2. При электролизе раствора бромида лития в растворе образуется:

а) вода;

б) бромоводородная кислота;

в) гидроксид лития.

3. При электролизе расплава хлорида серебра на катоде выделяется:

а) серебро; б) хлор; в) электролиз невозможен.

4. При электролизе раствора хлорида алюминия алюминий выделяется на:

а) катоде; б) аноде; в) остается в растворе.

5. Электролиз раствора бромида бария протекает по следующей схеме:

а) BaBr2 + H2O http://him.1september.ru/2007/14/strpr.gifBr2 + Н2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + Ba(OH)2;

б) BaBr2 + H2O http://him.1september.ru/2007/14/strpr.gifBr2 + Ba + H2O;

в) BaBr2 + H2O http://him.1september.ru/2007/14/strpr.gifBr2 + О2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + Ba(OH)2.

Вариант 4

1. При электролизе раствора гидроксида бария на аноде выделяется:

а) водород; б) кислород; в) барий.

2. При электролизе раствора йодида калия в растворе образуется:

а) йодоводородная кислота;

б) вода; в) гидроксид калия.

3. При электролизе расплава хлорида свинца(II) на катоде выделяется:

а) свинец; б) хлор; в) электролиз невозможен.

4. При электролизе раствора нитрата серебра на катоде выделяется:

а) серебро; б) водород; в) кислород.

5. Электролиз раствора сульфида натрия протекает по следующей схеме:

а) Na2S + H2O http://him.1september.ru/2007/14/strpr.gifShttp://him.1september.ru/2007/14/svniz.gif + Н2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + NaOH;

б) Na2S + H2O http://him.1september.ru/2007/14/strpr.gifН2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + O2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + Na2S;

в) Na2S + H2O http://him.1september.ru/2007/14/strpr.gifН2http://him.1september.ru/2007/14/sverh.gif + Na2S + NaOH.

Ответы

Вариант

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

1

а

б

б

а

б

2

б

б

а

а

б

3

а

в

а

в

а

4

б

в

а

а

а

http://him.1september.ru/2007/14/3a.gifПрименение электролиза в народном хозяйстве

1. Для защиты металлических изделий от коррозии на их поверхность наносят тончайший слой другого металла: хрома, серебра, золота, никеля и т.д. Иногда, чтобы не расходовать дорогие металлы, производят многослойное покрытие. Например, внешние детали автомобиля сначала покрывают тонким слоем меди, на медь наносят тонкий слой никеля, а на него – слой хрома.

При нанесении покрытий на металл электролизом они получаются ровными по толщине, прочными. Таким способом можно покрывать изделия любой формы. Эту отрасль прикладной электрохимии называют гальваностегией.

2. Кроме защиты от коррозии гальванические покрытия придают красивый декоративный вид изделиям.

3. Другая отрасль электрохимии, близкая по принципу к гальваностегии, названа гальванопластикой. Это процесс получения точных копий различных предметов. Для этого предмет покрывают воском и получают матрицу. Все углубления копируемого предмета на матрице будут выпуклостями. Поверхность восковой матрицы покрывают тонким слоем графита, делая ее проводящей электрический ток.

Полученный графитовый электрод опускают в ванну с раствором сульфата меди. Анодом служит медь. При электролизе медный анод растворяется, а на графитовом катоде осаждается медь. Таким образом получается точная медная копия.

С помощью гальванопластики изготавливают клише для печати, грампластинки, металлизируют различные предметы. Гальванопластика открыта русским ученым Б.С.Якоби (1838).

Изготовление штампов для грампластинок включает нанесение тончайшего серебряного покрытия на пластмассовую пластинку, чтобы она стала электропроводной. Затем на пластинку наносят электролитическое никелевое покрытие.

Чем следует сделать пластинку в электролитической ванне – анодом или катодом?

(О т в е т. Катодом.)

4. Электролиз используют для получения многих металлов: щелочных, щелочно-земельных, алюминия, лантаноидов и др.

5. Для очистки некоторых металлов от примесей металл с примесями подключают к аноду. Металл растворяется в процессе электролиза и выделяется на металлическом катоде, а примесь остается в растворе.

6. Электролиз находит широкое применение для получения сложных веществ (щелочей, кислородсодержащих кислот), галогенов.

схема электролиза воды

Схема электролиза воды

Практическая работа
(второй урок)


Цели урока. Провести электролиз воды, показать гальваностегию на практике, закрепить знания, полученные на первом уроке.

Оборудование. На столах учащихся: плоская батарейка, два провода с клеммами, два графитовых электрода, химический стакан, пробирки, штатив с двумя лапками, 3%-й раствор сульфата натрия, спиртовка, спички, лучина.

На столе учителя: то же + раствор медного купороса, латунный ключ, медная трубка (кусок меди).

Инструктаж учащихся

1. Прикрепить провода клеммами к электродам.

2. Электроды поставить в стакан, чтобы они не соприкасались.

3. Налить в стакан раствор электролита (сульфата натрия).

4. В пробирки налить воды и, опустив их в стакан с электролитом кверху дном, надеть их на графитовые электроды поочередно, закрепив верхний край пробирки в лапке штатива.

5. После того как прибор будет смонтирован, концы проводов прикрепить к батарейке.

6. Наблюдать выделение пузырьков газов: на аноде их выделяется меньше, чем на катоде. После того как в одной пробирке почти вся вода вытеснится выделяющимся газом, а в другой – наполовину, отсоединить провода от батарейки.

7. Зажечь спиртовку, осторожно снять пробирку, где вода почти полностью вытеснилась, и поднести к спиртовке – раздастся характерный хлопок газа.

8. Зажечь лучину. Снять вторую пробирку, проверить тлеющей лучиной газ.

Задания для учащихся

1. Зарисовать прибор.

2. Написать уравнение электролиза воды и пояснить, почему надо было проводить электролиз в растворе сульфата натрия.

3. Написать уравнения реакций, отражающие выделение газов на электродах.

Учительский демонстрационный эксперимент
(могут выполнять лучшие ученики класса
при наличии соответствующего оборудования)

1. Подсоединить клеммы проводов к медной трубке и латунному ключу.

2. Опустить трубку и ключ в стакан с раствором сульфата меди(II).

3. Подсоединить вторые концы проводов к батарейке: «минус» батарейки к медной трубке, «плюс» к ключу!

4. Наблюдать выделение меди на поверхности ключа.

5. После выполнения эксперимента вначале отсоединить клеммы от батарейки, затем вынуть ключ из раствора.

6. Разобрать схему электролиза с растворимым электродом:

CuSО4 = Сu2+ + http://him.1september.ru/2007/14/36-2.jpg

анод (+): Сu0 – 2e = Cu2+,

катод (–): Cu2+ + 2e = Сu0.

Суммарное уравнение электролиза с растворимым анодом написать нельзя.

Электролиз проводился в растворе сульфата меди(II), поскольку:

а) нужен раствор электролита, чтобы протекал электрический ток, т.к. вода является слабым электролитом;

б) не будут выделяться какие-либо побочные продукты реакций, а только медь на катоде.

ученик 9-го класса проводит практическую работу «электролиз воды»

Ученик 9-го класса проводит
практическую работу
«Электролиз воды»


7. Для закрепления пройденного написать схему электролиза хлорида цинка с угольными электродами:

ZnCl2 = Zn2+ + 2Cl,

катод (–): Zn2+ + 2e = Zn0,

2H2O + 2e = H2 + 2OH,

анод (+): 2Cl – 2e = Cl2.

Суммарное уравнение реакции в данном случае написать нельзя, т.к. неизвестно, какая часть общего количества электричества идет на восстановление воды, а какая – на восстановление ионов цинка.

схема демонстрационного эксперимента

Схема демонстрационного эксперимента

Домашнее задание

1. Написать уравнение электролиза раствора, содержащего смесь нитрата меди(II) и нитрата серебра, с инертными электродами.

2. Написать уравнение электролиза раствора гидроксида натрия.

3. Чтобы очистить медную монету, ее надо подвесить на медной проволоке, присоединенной к отрицательному полюсу батареи, и опустить в 2,5%-й раствор NаОН, куда следует погрузить также графитовый электрод, присоединенный к положительному полюсу батареи. Объясните, каким образом монета становится чистой. (Ответ. На катоде идет восстановление ионов водорода:

+ + 2е = Н2.

Водород вступает в реакцию с оксидом меди, находящимся на поверхности монеты:

СuО + Н2 = Сu + Н2О.

Этот способ лучше, чем чистка порошком, т.к. не стирается монета.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» icon«Электролитическая диссоциация»
Данная рабочая программа разработана на основании госта 2004 года, примерной федеральной программы основного (общего) образования...
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconПрограмма предусматривает формирование
Данная рабочая программа разработана на основании госта 2004 года, примерной федеральной программы от 2004 года и авторской программы...
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconРабочая программа учебного курса химии 8 класса
Данная рабочая программа разработана на основании госта 2004 года, примерной федеральной программы от 2004 года и авторской программы...
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconАвтор Н. Н. Гара. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия
Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. М.: Просвещение, 2009. 56с.), рабочей программы Л. М. Брейгера, А. Е. Баженовой...
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» icon«27» августа 2011 г. «Утверждаю» Директор И. З. Самигуллин. Приказ №48 от «27»
Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. М.: Просвещение, 2009. 56с.), рабочей программы Л. М. Брейгера, А. Е. Баженовой...
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Химия,8 класс: Поурочные разработки к учебникам О. С. Габриеляна; Л. С. Гузея, В. В. Сорокина, Р. П. Суровцевой; Г. Е. Рудзитиса,...
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочие программы. Химия. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана 8-9классы. Н. Н. Гара Москва «Просвещение»...
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconУчебного материала по химии для изучения предмета по умк г. Е. Рудзитиса...
Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconПрограммное и учебно-методическое обеспечение фгоса (9 класс)
Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана для 8- 9 кл: пособие для учителей общеобразовате льных учреждений
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconПрезентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация...
Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера....
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в X – XI классах по учебнику Г....
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconИ домашнее задание записаны на доске
Самостоятельная работа (с использованием учебника, решение разноуровневых задач по карточкам)
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. Н. Гара, 2009 к учебнику химии авторов Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана для 10 класса, рекомендованной Департаментом образовательных...
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана (М.: Просвещение) прошедшим экспертизу ран и рао и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных...
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана (М.: Просвещение) прошедшим экспертизу ран и рао и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных...
Решение задач из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия-9» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Гара Н. Н для общеобразовательных учреждений курса химии к учебникам химии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск