Скачать 130.32 Kb.
|
Генетика и селекция 6. Положение, согласно которому виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости, характеризует сущность закона: а) гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова; б) сцепленного наследования Т.Моргана; в) независимого расщепления генов Г.Менделя; г) расщепления Г.Менделя. 7. Появление сходных форм наследственной изменчивости у близкородственных видов объясняется: а) одинаковым или близким числом хромосом, одинаковым расположением аллельных генов в хромосомах; б) способностью хромосом мутировать; в) обитанием в сходных условиях среды; г) сходным строением организмов. Наследственная изменчивость человека 1. Методом изучения наследственности человека не является: а) цитогенетический; б) прямой эксперимент; в) близнецовый; г) генеалогический. 2. Возрастающая роль генетики для медицины объясняется: а) увеличением числа заболеваний человека; б) поисками средств защиты от инфекционных заболеваний; в) увеличением числа наследственных заболеваний человека, в связи с появлением новых мутагенов; г) появлением новых опасных для здоровья человека мутагенов. 3. Метод окрашивания и рассматривания хромосом под микроскопом называется: а) цитогенетическим; б) генеалогическим; в) близнецовым; г) биохимическим. 4. Существование видов-двойников, не отличающихся по анатомическому строению, но имеющих различные наборы хромосом, было установлено с помощью метода: а) биохимического; б) генеалогического; в) близнецового; г) цитогенетического. 5. Генеалогический метод позволяет: а) выявить фенотипическое проявление признака, обусловленное средой; б) установить закономерности наследования различных признаков; в) изучить влияние экологических факторов; г) изучить наследственно обусловленные нарушения обмена веществ. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека 1. Отсутствие или избыток продукта определенной биохимической реакции является у человека причиной заболеваний: а) обмена веществ; б) хронических; в) инфекционных. 2. Сахарный диабет является примером: а) хромосомных заболеваний; б) молекулярных заболеваний; в) врожденного нарушения обмена веществ; г) инфекционных заболеваний. 3. Отрицательные последствия (гибель плода) наличия в крови резус-фактора проявляются при вступлении в брак резус-отрицательной женщины и резус-положительного мужчины. Это объясняется тем, что: а) организм матери вырабатывает антитела; б) плод наследует резус-отрицательную кровь; в) плод выделяет антигены; г) плод наследует резус-положительную кровь. 4. Основным путем предотвращения наследственных заболеваний является: а) реабилитация; б) лечение; в) установление их причин; г) профилактика. 5. Медико-генетическое консультирование не обеспечивает: а) прогноз вероятности рождения генетически неполноценного потомства; б) контроль за ребенком в период его внутриутробного развития; в) рождение здорового ребенка с наследственными аномалиями; г) прогноз вероятности рождения второго здорового ребенка, если первый был наследственно болен. Одомашнивание как начальный этап селекции 1. Селекция как вид научной деятельности возникла: а) во второй половине XX в. благодаря использованию искусственного мутагенеза в селекции; б) в первой половине XX в. благодаря открытию Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений; в) в середине XIX в., благодаря созданию эволюционной теории Ч.Дарвином; г) в конце XIX в., благодаря работам И.В. Мичурина. 2. Причиной окультуривания растений и одомашнивания животных является: а) переход человека от охоты на диких животных и сбора дикорастущих растений к разведению животных и выращиванию растений в искусственно созданных условиях; б) возрастание потребностей человека в пище и одежде; в) постоянное улучшение человеком свойств культивируемых растений и животных; г) зависимость благополучия человека от ограниченного набора видов растений и животных. 3. Одомашнивание является начальным этапом: а) селекции растений, животных; б) селекции растений; в) гибридизации; г) селекции животных. 4. Центрами происхождения культурных растений Н.И. Вавилов считал регионы мира, где: а) имеются наиболее благоприятные условия; б) найдено большое количество ископаемых остатков растений; в) наблюдается наибольшее число сортов и разновидностей какого-либо растения; г) отсутствуют конкурирующие виды. 5. Центрами происхождения культурных растений: а) хлопчатник, арбуз, кофе; б) капуста, брюква, люпин, оливковое дерево; в) пшеница, рожь, овес, чечевица; являются: 1. Переднеазиатский; 2. Средиземноморский. 3. Африканский. 6. Центрами одомашнивания животных: а) индейка, лама, тур; б) свинья, собака, куры; в) овца, коза. считаются центры: 1. Индонезийско-Индокитайский; 2. Южно-Среднеамериканский; 3. Передне-Малоазиатский. 7. По выражению Н.И. Вавилова, селекция «представляет собой эволюцию, направляемую волей человека». Это означает, что селекция: а) осуществляется человеком; б) представляет длительный процесс; в) приводит к образованию новых пород животных и сортов растений; г) приводит к образованию новых пород животных и сортов растений, удовлетворяющих потребностям человека. 9. Установлено, что домашние животные: 1) лошадь; 2) корова; 3) овца; произошли от предков: а) тарпана; б) тура; в) лошади Пржевальского; г) муфлона. Методы современной селекции 1. На первых этапах окультуривания растений человек пользовался отбором бессознательно, т.е.: а) отбирал растения только по одному признаку; б) отбирал растения по приспособленности переносить недостаток воды или ее избыток; в) отбирал растения, способные сохранять семена в колосе; г) ставил цели изменить лишь отдельные признаки растения. 2. Человек начал пользоваться сознательным отбором: а) не зная законов наследственности и не владея теорией отбора; б) владея теорией отбора; в) владея практикой гибридизации; г) открыв законы наследственности. 3. Близкородственное скрещивание животных и самоопыление растений: а) не изменяет жизнеспособность и плодовитость потомков; б) снижает жизнеспособность и плодовитость потомков; в) повышает жизнеспособность и плодовитость потомков; г) повышает жизнеспособность и снижает плодовитость потомков. 4. В селекции проводят самоопыление перекрестноопыляемых растений с целью получения чистых линий. При этом снижается жизнеспособность растений, уменьшается их продуктивность. Это обусловлено: а) переходом рецессивных мутаций в гомозиготное состояние; б) увеличением числа доминантных мутаций; в) уменьшением числа мутаций; г) переходом рецессивных мутаций в гетерозиготное состояние. 5. Родственные скрещивания закрепляют у потомства определенные качества благодаря: а) изменению фенотипа; б) сцепленному наследованию; в) повышению гомозиготности; г) повышению гетерозиготности. 6. В результате скрещивания генетически отличающихся чистых самоопыляющихся линий в первом гибридном поколении наблюдается эффект гетерозиса. Это обусловлено: а) переходом рецессивных мутаций в гетерозиготное состояние; б) накоплением рецессивных мутаций; в) накоплением доминантных мутаций; г) переходом рецессивных мутаций в гомозиготное состояние. Искусственный мутагенез и его значение в селекции 1. Мутагенные агенты – это: а) разнообразные факторы, способные вызывать мутации; б) условия окружающей среды; в) организмы, являющиеся результатом мутаций; г) только вещества, способные вызывать мутации. 2. Мутации приводят к появлению у организмов признаков: а) вредных; б) нейтральных; в) новых; г) полезных. 3. Использование искусственного мутагенеза в селекции обусловлено необходимостью: а) повышения частоты мутаций у организмов; б) перевода рецессивных мутаций в гетерозиготное состояние; в) уменьшения частоты мутаций у организмов; г) повышения гомозиготности особей. 4. Искусственный мутагенез особенно эффективно используется в селекции: а) птиц; б) микроорганизмов, грибов; в) млекопитающих; г) растений. Успехи селекции 1. Известными русскими селекционерами-растениеводами: 1) П.П. Лукьянченко; 2) В.И. Ремесло; 3) А.Г. Шехурдиным; 4) В.С. Пустовойтом были созданы: а) сорта подсолнечника; б) сорт озимой пшеницы Мироновская 808; в) сорт яровой пшеницы Саратовская-29; г) сорт озимой пшеницы Безостая-1. 2. Следующие сорта растений: 1) озимая пшеница Мироновская 808; 2) озимая пшеница Безостая-1; 3) яровая пшеница Саратовская-29; 4) озимая пшеница Лютесценс-4 имеют характеристики: а) высокая урожайность, исключительные мукомольно-хлебопекарные качества зерна; б) высокая урожайность, хорошая зимостойкость, отзывчивость на удобрения; в) высокая урожайность, высокие мукомольно-хлебопекарные качества зерна, способность расти в разных экологических условиях; г) высокая урожайность, хорошая зимостойкость, засухоустойчивость, раннее созревание. 3. Известными русскими селекционерами-животноводами: 1) М.Ф. Ивановым; 2) И.С. Батуриным были созданы породы: а) архара-мериноса; б) украинская степная белая порода свиней. 4. В результате селекционной работы были созданы: 1) порода свиней казахская гибридная; 2) костромская порода крупного рогатого скота; 3) мясошерстная порода овец, обладающие следующими качествами: а) большая живая масса – до 115 кг; б) большая приспособленность к высоким летним и низким зимним температурам; в) высокая продуктивность – до 16 000 кг молока в год. Обобщение главы «Генетика и селекция» 1. Селекция как вид научной деятельности возникла: а) во второй половине XX в. благодаря использованию искусственного мутагенеза в селекции; б) в первой половине XX в. благодаря открытию Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений; в) в середине XIX в. благодаря созданию эволюционной теории Ч.Дарвином; г) в конце XIX в., благодаря работам И.В. Мичурина. 2. Центрами происхождения культурных растений Н.И. Вавилов считал регионы мира, где: а) имеются наиболее благоприятные условия; б) найдено большое количество ископаемых остатков растений; в) найдено наибольшее число сортов и разновидностей какого-либо растения; г) отсутствуют конкурирующие виды. 3. На первых этапах одомашнивания животных человек пользовался отбором бессознательно, т.е.: а) оставлял животных, способных жить в неволе; б) оставлял лишь тех животных, которые были способны удовлетворять его потребности; в) отбирал животных по продуктивности; г) ставил целью изменение отдельных качеств животных. 4. Близкородственное скрещивание животных и самоопыление растений: а) повышает жизнеспособность и плодовитость потомков; б) повышает жизнеспособность и снижает плодовитость потомков; в) снижает жизнеспособность и плодовитость потомков; г) не изменяет жизнеспособности и плодовитости потомков. 5. Причиной нежелательных явлений у потомков при близкородственном скрещивании является: а) гомозиготность потомков по рецессивным аллелям; б) гомозиготность потомков по доминантным аллелям; в) гомозиготность потомков; г) гетерозиготность потомков. 6. Для получения новых сортов в селекции сначала получают чистые линии отдаленных сортов или разных видов, затем скрещивают чистые линии между собой и получают высокоурожайные гибриды. При этом наблюдается явление: а) отдаленной гибридизации; б) полиплоидии; в) экспериментального мутагенеза; г) гетерозиса. 7. Значение межпородного гетерозиса в животноводстве заключается в получении: а) новых сортов: б) гибридов с высокой производительностью; в) чистых линий; г) полиплоидов. 8. Биологическое значение полиплоидии заключается в том, что она в большинстве случаев: а) снижает жизнеспособность организма; б) не влияет на жизнеспособность организма; в) увеличивает жизнеспособность организма; г) приводит к летальному исходу. 9. Причина бесплодия гибридов F1, получаемых методом отдаленной гибридизации, заключается в: а) отсутствии процесса перекреста гомологичных хромосом; б) нарушения в мейозе из-за невозможности нормальной конъюгации гомологичных хромосом; в) разном количестве хромосом родительских форм; г) нарушении образования половых клеток у родительских форм. 10. Значение метода отдаленной гибридизации в селекции заключается в том, что в результате: а) закрепляют уже существующие генотипы; б) происходит накопление доминантных мутаций; в) получают особи с новыми генотипами; г) получают чистые линии. 11. Преодолеть бесплодие гибридов F1, полученных методом отдаленной гибридизации, возможно путем: а) получения чистых линий; б) отбора; в) скрещивания; г) получения полиплоидов. Селекция Вариант 1 1. Какой отбор следует применять при селекции гороха? а) индивидуальный; б) массовый; в) стихийный; г) стабилизирующий. 2. Что такое «чистая линия»? а) потомство от самоопыляющегося растения; б) потомство от перекрестноопыляемого растения; в) потомство от скрещивания двух растений одного сорта; г) растение с четко проявляющимися сортовыми признаками. 3. Для чего проводят самоопыление перекрестноопыляемых растений? а) для получения биологически отдаленных гибридов; б) для получения эффекта гетерозиса; в) для получения чистых линий; г) для получения гибридов, сочетающих в себе признаки разных сортов. 4. Как преодолеть бесплодие биологически отдаленных растительных гибридов? а) на сегодняшний день нет методов преодоления бесплодия; б) с помощью полиплоидии; в) с помощью инбридинга; г) с помощью индивидуального отбора. 5. Какое растение не относится к самоопыляющимся? а) горох; б) рожь; в) пшеница; г) томат. 6. Сорт озимой пшеницы Мироновская 808 был выведен: а) В.С. Пустовойтом; б) П.П. Лукьяненко; в) Н.В. Цициным; г) В.Н. Ремесло. 7. Метод ментора в селекции растений применяют с целью: а) акклиматизации; б) реакклиматизации; в) усиления доминирования признака; г) закаливания гибридов. 8. Инбридинг у животных приводит к: а) гетерозису; б) улучшению свойств породы; в) депрессии; г) созданию новой породы. 9. Систематический таксон, который не может быть создан в результате селекции, – это: а) вид; б) сорт; в) порода; г) штамм. 10. Явление гетерозиса, как правило, наблюдается при: а) инбридинге; б) отдаленной гибридизации; в) создании генетически чистых линий; г) самоопылении. Селекция Вариант 2 1. Какой отбор следует применять при селекции огурцов? а) индивидуальный; б) массовый; в) стабилизирующий; г) разрывающий. 2. Как называется самоопыление перекрестноопыляющихся растений? а) аутбридинг; б) инбридинг; в) отдаленная гибридизация; г) анеуполиплоидия. 3. Что такое гетерозис? а) усиление плодовитости гибрида; б) географически отдаленные гибриды; в) депрессия, которая наступает при самоопылении перекрестноопыляемых растений; г) повышенная жизнеспособность и урожайность межлинейных гибридов. 4. Для чего применяют перекрестное опыление самоопыляющихся растений? а) для получения эффекта гетерозиса; б) для получения чистых линий; в) для получения биологически отдаленных гибридов; г) для получения гибридов, сочетающих в себе признаки разных сортов. 5. Какое растение не относится к перекрестноопыляемым? а) подсолнечник; б) ячмень; в) кукуруза; г) рожь. 6. Украинская белая степная порода свиней была выведена: а) А.И. Куземой; б) Н.С. Батуриным; в) М.Ф. Ивановым; г) Я.Я. Лусиным. 7. В селекции животных очень редко используется: а) инбридинг; б) аутбридинг; в) массовый отбор; г) индивидуальный отбор. 8. Отбор, проводимый по фенотипу, называется: а) массовым; б) индивидуальным; в) естественным; г) искусственным. 9. Домашние животные в отличие от растений: а) имеют многочисленное потомство; б) дольше живут; в) размножаются только половым путем; г) не нуждаются в тщательном уходе. 10. В селекции растений и животных используется: а) анализ качества производителей по потомству; б) гибридизация; в) получение полиплоидных форм; г) метод ментора. |
Рабочая программа учебной дисциплины селекция декоративных культур... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока «Профессиональный цикл», вариативная часть, обязательные дисциплины... | Генетика и селекция Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Охватывает вопросы, отражающие важнейшие фундаментальные понятия в области разведения, селекции и генетики сельскохозяйственных животных... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология для подготовки... «Плодоводство», «Овощеводство», «Виноградарство и виноделие», «Генетика, селекция и биотехнология садовых культур», «Декоративное... | Рабочая программа учебной дисциплины интенсивные и ресурсосберегающие... Профили: «Виноградарство и виноделие», «Плодоводство», «Декоративное садоводство и флористика», «Селекция, генетика и биотехнология... | ||
Биология наука о жизни Система понятий и терминов урока: биология, биосфера, экология, фенология, ботаника,зоология, микология, бактериология, вирусология,... | Рабочая программа учебной дисциплины теоретические основы селекции... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 4 студентам очной формы обучения | ||
Реферат в номинации: «Экология и здоровье» Тема: «Защитные полосы... ... | Рабочая программа учебной дисциплины основы ветеринарии для подготовки... «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)», «Кормление животных и технология кормов», «Разведение, генетика... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины цитология, гистология и эмбриология... «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)», «Кормление животных и технология кормов», «Разведение, генетика... | Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии... «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)», «Кормление животных и технология кормов», «Разведение, генетика... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общая биология как дисциплина биологии, раскрывающая основные закономерности организации, функционирования и развития жизни на нашей... | Рабочая программа учебной дисциплины размножение садовых культур... «Садоводство утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28» октября 2009г. №501 и зарегистрированного... | ||
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Экологическая и популяционная генетика» Инге Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции: Учеб пособие для биол спец ун-тов / С. Г. Инге-Вечтомов.— М. Высш шк., 1989.— 591с... | Генетика-наука о наследственности и изменчивости организмов. Генетика-... Ректор Академик го дпо рамн л. К. Мошетова), кафедра анестезиологии и реаниматологии (зав каф проф. И. В. Молчанов) |